Главная страница

Тема Программирование воспитания в образовательных организациях Содержание


Скачать 490.49 Kb.
НазваниеТема Программирование воспитания в образовательных организациях Содержание
Дата06.11.2022
Размер490.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла28eb7b24-2236-41fc-8895-3ad2439e7ab9.pdf
ТипДокументы
#772051

Тема 1.1. Программирование воспитания в образовательных
организациях
Содержание: Цель и задачи воспитания. Инвариантное и вариативное содержание воспитания. Ценностно-целевые основы при разработке программы воспитания. Подходы и принципы при разработке программы воспитания. Базовые российские ценности в программе воспитания. Направления воспитания. Структура примерной программы воспитания.
Программирование воспитания — что это означает? В широком смысле под программированием понимается процесс разработки программ, программ деятельности как совокупности инструкций, алгоритмов, описывающих определенный порядок действий. Таким образом, программирование воспитания в образовательных организациях — это разработка алгоритмов, описывающих определенный порядок действий в образовательной организации в этой области, разработка программ воспитания.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» под воспитанием понимается
«деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся определяются содержанием духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения — общих российских
(можно сказать — общенациональных, гражданских, базовых) норм и ценностей.
Источником общих, принятых в российском обществе правил, норм поведения, соответствующих ценностей, законным, легитимным источником общих для всех нас норм, правил поведения, ценностей является Конституция Российской
Федерации.
Таким образом, программирование воспитания в системе образования, в образовательных организациях — разработка программ, предусматривающих формирование у обучающихся патриотизма, гражданственности, уважения к старшим, к труду, культурному наследию и т. д. — должно строиться прежде всего на основании этих общих российских конституционных ценностей.
Инвариантное содержание российских общественных, конституционных ценностей, правил и норм, принятых в нашем российском обществе, определяет инвариантное содержание воспитания — воспитания в целом, в обществе, как социального института, общественной практики; воспитания детей и молодежи, обучающихся в системе образования, во всех образовательных организациях.
Ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают также духовно-нравственные и социокультурные ценности культуры, традиционных религий народов России. О них тоже фактически сказано в определении воспитания: они входят в описание вариативного компонента содержания воспитания. Воспитание на их основе проводится при изучении основ духовно- нравственной культуры народов России в государственных и муниципальных

2 образовательных организациях, при реализации программ религиозного образования или религиозного компонента образования российских традиционных конфессий в частных образовательных организациях, как это регулируется законодательством об образовании (статья 87 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
Это воспитание осуществляется на добровольной основе, по выбору участников образовательных отношений (для детей — их родителей как законных представителей) и не противоречит, согласуется с базовыми российскими общенациональными (конституционными) нормами и ценностями — и соответственно с общим воспитанием на их основе.
В целом инвариантное содержание воспитания и вариативное содержание могут рассматриваться как российские традиционные духовно-нравственные и социокультурные ценности, как общее и частное этих ценностей. Первична духовно-нравственная культура народов России, общества. Российские конституционные, базовые ценности представляют собой общее содержание духовно-нравственной культуры народов России, российского общества, которое установлено в Основном Законе государства.
Российские базовые конституционные ценности, нормы представлены в системе образования, воспитания — в законодательстве об образовании, в государственных Стратегиях, образовательных документах в соответствии с их жанром, тематикой, задачами. В отношении всей Конституции, ее содержания в целом — не полностью, иногда символически в кратких перечнях ценностей, которые целесообразны в конкретном документе.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в частности в формулировках принципов государственной политики в образовании
(статья 3.1): «… приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
В государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года — в перечне основных направлений развития воспитания
(п. III.2): гражданское воспитание, патриотическое, духовно-нравственное, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Особое внимание в Стратегии уделяется формированию уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся значимым фактором гражданской идентичности россиян, граждан России.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации — косвенно и выборочно в перечне традиционных российских духовно-нравственных ценностей (п. 91): «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России». Здесь же определены стратегические цели государственной политики в развитии человеческого потенциала, одной из которых является воспитание гармонично развитого и социально ответственного гражданина на основе традиционных российских духовно-нравственных и

3 культурно-исторических ценностей, акцентирована роль в этом сферы образования, школы.
На основе Конституции Российской Федерации и законодательства об образовании содержание воспитания представлено в таких основных для системы образования документах, как образовательные стандарты — федеральные государственные образовательные стандарты и основанные на них примерные основные образовательные программы.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного общего, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования устанавливают основное содержание воспитания и обучения. Реализация ФГОС должна обеспечивать формирование российской гражданской идентичности обучающихся, благоприятные условия для воспитания и обучения, единство учебной и воспитательной деятельности, личностное развитие обучающихся, в том числе, согласно формулировкам обновленных ФГОС общего образования, по направлениям воспитания, воспитательной деятельности: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания
(познавательное).
Стандарты определяют требования к:
• условиям реализации основных образовательных программ, в том числе выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм деятельности;
• личностным результатам образования по направлениям воспитания;
• структуре основных образовательных программ, в которой рабочая программа воспитания является обязательным элементом — и в этой программе должно фиксироваться, устанавливаться целевое содержание воспитания, воспитательной деятельности педагогов, педагогических коллективов.
Необходимость разработки рабочей программы воспитания как части основной образовательной программы закреплена в Федеральном законе об образовании. Таким образом, каждая образовательная организация, разрабатывая основную образовательную программу, разрабатывает и рабочую программу воспитания. Основная образовательная программа разрабатывается на основании примерной основной образовательной программы, которая включает примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.
Разработка и реализация примерных программ воспитания — это масштабный инновационный проект для всей системы образования, направленный на формирование единого воспитательно-образовательного пространства, пространства единых смыслов и ценностей, единых подходов и ожидаемых результатов воспитания на всех уровнях системы образования.
Федеральным научным Институтом изучения семьи, детства и воспитания разработаны примерные программы воспитания для дошкольных, общеобразовательных организаций, а также примерные программы воспитания по укрупненным группам профессий для учреждений среднего профессионального образования.
Программирование воспитания — это не только содержание, целеполагание, но и научные основы воспитательной деятельности.

4
Методологической основой для разработки и реализации примерных программ воспитания являются, приняты общенаучные методологические подходы: аксиологический, антропологический, культурно-исторический, системно- деятельностный, личностно-ориентированный.
Аксиологический подход имеет принципиальное значение как для определения ценностной системы воспитания обучающихся — на основе российских традиционных общественных ценностей и с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей граждан России, семей, национальных и религиозных сообществ — так и для формирования уклада школьной жизни, в основе которого должны быть общественные ценности, транслируемые через содержание образования и совместную деятельность педагогов и обучающихся.
Система транслируемых и осваиваемых в образовательной деятельности ценностей определяет содержание основных направлений воспитания обучающихся.
Антропологический подход представляет комплекс парадигмальных и концептуальных положений, характеризующих стратегии научной и профессиональной ориентации на человека. Сущность человека и закономерности его развития — центральное понятие. Человек со своими природными и социальными характеристиками, качествами, свойствами выступает исходным и главным предметом познания и воспитательной деятельности, включая его
«внутреннее пространство», специфику и уникальность индивидуального процесса развития каждой личности.
В рамках антропологической
(человеко- ориентированной) парадигмы человек является непреходящей ценностью, что ставит в центр научного анализа и делает предметом научного исследования не только деятельность человека, людей, ее результаты и продукты, но и субъекта этого процесса, логику его мышления, мотивы, установки, т. е. основную систему индивидуальных, личностных, субъектных признаков, качеств, характеристик человека.
Культурно-исторический или цивилизационный подход определяет процессы воспитания как способы приобщения к национальной культуре и мировой культуре через национальную. В отношении к теории и практике воспитания обучающихся в образовательных организациях России он ориентирует нас при определении содержания и методов воспитания прежде всего на исторические и культурные ценности, нормы, традиции народов России, российского общества. Личность рассматривается как продукт освоения индивидом ценностей культуры в конкретном культурно-историческом контексте. При этом, наряду с исторически сложившейся на основе российских духовных ценностей на протяжении тысячелетней истории российской культурой необходимо учитывать все актуальное разнообразие исторических и культурных особенностей и традиций всех народов России, а также общезначимое содержание мировой культуры.
Системно-деятельностный подход в программировании и организации воспитательной деятельности предлагает на всех этапах от планирования до контроля результатов воспитательной деятельности ориентироваться на самостоятельную активность и развитие личности обучающихся в соответствии с содержанием и целями воспитания, которое происходит на основе практического
— в деятельности — овладения ценностным содержанием, вовлечение их в деятельность, приобретение ими устойчивых навыков такой, ценностно значимой, деятельности, сознательного к ней отношения и самостоятельного развития своего нравственного опыта и личностных качеств. В качестве главного результата

5 воспитания при системно-деятельностном подходе рассматриваются не формальное знание детьми нравственных ценностей, норм, правил (которое необходимо на первоначальном этапе, не отрицается), а выработанная способность и готовность к соответствующей, на основе этих нравственных ценностей, норм и правил, продуктивной, полезной для личности и общества, разносторонней деятельности — самостоятельной или в коллективе, семье, обществе.
Личностно-ориентированный подход предполагает рассмотрение человека, ребенка как субъекта культурного саморазвития; педагога — как посредника между ребенком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры; педагогического процесса — как социокультурного и одновременно психологического процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.
Ребенок и педагог в воспитательной деятельности образуют событийную целостность, совместно переживая ситуации развития или ситуации событийности.
С учетом необходимости уважения достоинства каждого ребенка и преимущественного права родителей (законных представителей) на воспитание детей, защиты прав и свободного развития личности, программирование и реализация воспитательной деятельности должны выстраиваться на определенных научно обоснованных принципах.
Принцип гуманистической направленности воспитания — в смысле отношения к человеку, гуманности, а не гуманизма как идеологической доктрины.
Каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его человеческого достоинства, гуманное отношение к нему, защиту его человеческих прав, свободное развитие.
Принцип единства воспитательных воздействий, их ценностного единства и совместности. Единство ценностей воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество, взаимопонимание и взаимное уважение. Образовательная организация, семья, общество предъявляют согласованные требования, помогают друг другу, дополняя и усиливая педагогические, воспитательные воздействия.
Принцип следования нравственному примеру. Педагог, воспитатель должны сами в своей деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, содержания воспитания, направленности воспитательных воздействий и своего поведения, быть нравственным примером, ориентиром для воспитуемых детей, обучающихся.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся, нахождения образовательной организации, местного населения
(традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности).
Принцип возрастосообразности. Эффективность процесса воспитания зависит и от того, насколько учитываются возрастные особенности детей, их возможности и образовательные потребности в соответствии с возрастом.
Принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, этнических, религиозных, языковых и иных

6 особенностей, так или иначе включены в общую систему воспитания, воспитательной деятельности в образовательной организации.
Принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность личности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз, воспитание в условиях безопасности во всех сферах жизнедеятельности, безопасного поведения.
Примерная рабочая программа воспитания для дошкольных образовательных организаций.
Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций была одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию в прошлом году.
Содержание базовых российских ценностей, целевые ориентиры воспитательной деятельности представлены выборочно, ограничены с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста, условий дошкольного образования детей.
Концепт примерной программы для общеобразовательных организаций такой же, только с той разницей, что целевые ориентиры результатов воспитания формулируются на основе уже всей полноты российских базовых ценностей на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего отдельно и преемственно с дошкольным образованием.
ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования определяют возможные структурные элементы рабочей программы воспитания, которые представлены в примерных программах воспитания нашего
Института в указанных основных трех разделах: целевом, содержательном, организационном.
1. Целевой раздел программ воспитания включает формулировки цели, задач воспитания и главное — ценностное содержание воспитания, целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся по основным направлениям воспитания в общеобразовательной организации.
Целевые ориентиры результатов воспитания в общеобразовательной школе сформулированы по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС для выпускников на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования: гражданское, патриотическое (в начальной школе вместе — гражданско-патриотическое), духовно-нравственное, эстетическое, физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия, трудовое, экологическое, воспитание ценности научного познания
(можно сказать — познавательное).
Целевые ориентиры результатов воспитания определяются, формулируются по направлениям воспитания.
Смысл такой дифференциации состоит в обеспечении комплексного характера воспитательной работы, системного формирования ценностных ориентаций, социокультурного опыта детей по всем направлениям их отношений в окружающей действительности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на каждом уровне общего образования — на период завершения образования школьником на данном уровне
— относятся к воспитательной работе педагогов, педагогического коллектива. По ним не предусматривается количественная оценка их достижения или

7 недостижения педагогическим коллективом, тем более школьниками, только качественная.
Целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся формулируются с учетом их возрастных возможностей и содержания освоенных ими общеобразовательных программ, содержания образования, преемственно по всем уровням общего образования.
Таким образом, российские общественные ценности определяют целевые ориентиры ожидаемых результатов воспитательной деятельности, которые задаются в воспитательном процессе в зависимости от того иного уровня образования, содержания осваиваемых (освоенных) детьми образовательных программ. Базовые российские ценности определяют инвариантное содержание воспитания и его ожидаемые результаты.
Единые подходы к ценностно-целевым ориентирам, а значит, содержанию воспитания обеспечиваются единством российских базовых общественных
(конституционных) норм и ценностей. В этом одно из преимуществ реализованного в Институте подхода к программированию воспитательной деятельности во всех образовательных организациях — на основе базовых российских ценностей как инварианта содержания воспитания.
Конституция уже содержит достаточно широкий свод норм, правил, соответствующих ценностей, которые позволяют обеспечивать единство ценностного содержания, целей воспитания. И этот свод норм, правил, ценностей обогащается, развивается. Достаточно вспомнить последнее голосование по поправкам в Конституцию в 2020 году. Тысячелетняя преемственность российской государственности, соотечественники и защита их интересов в сохранении российской культурной идентичности, брак как союз мужчины и женщины, уважение к старшим… За каждой из этих новых конституционных норм, позиций, базовых российских ценностей — огромный воспитательный потенциал, значение в формировании ценностных ориентаций школьников.
Таким образом, на единой ценностной основе обеспечивается преемственность и целостность всех примерных программ воспитания — в соответствии с преемственностью процессов развития личности.
2. Содержательный раздел программы — в нем фиксируется, представляется планируемая воспитательная работа педагогического коллектива с участием социальных партнеров по всем направлениям деятельности в образовательной организации.
Данный раздел является основным в планировании конкретной деятельности воспитательной направленности, воспитательной работы, в которой должны принимать участие все сотрудники образовательной организации в соответствии со своими должностными, профессиональными обязанностями. Этот раздел также является основой проектирования, разработки, обновления календарных планов воспитательной работы.
Содержательный раздел предполагает описание уклада образовательной организации.
Еще столетие назад как ученые, так и известные практики (прежде всего педагоги, а в последние десятилетия и психологи), писали об «атмосфере школы»
(«школьной жизни»), «лице школы», «укладе школы» как особых характеристиках образовательного учреждения, в которых отражается его специфика. Наряду с ними, в разных теоретических подходах используются такие категории, как «дух школы», «этос», «школьный климат». С течением времени количество

8 определений росло. Содержание многих из них было размытым, точно не определяемым, практически все понимались по-разному в зависимости от теоретических воззрений автора. Но при всех различиях в концепциях, вне зависимости от исходного понятия, которым пользуются исследователи, в большинстве из них указывается на то содержание, которое позволило бы
«схватить» феномен целостности, уникальности, неявно присутствующий в каждой школе, в каждой образовательной организации.
В современном отечественном образовании термин «уклад школы» стал использоваться в официальных документах. Так, в письме Минобразования России, специально посвященном вопросу совершенствования уклада школьной жизни, отмечается, что под ним понимается «совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся». Наиболее известный отечественный специалист, использовавший понятие уклада, — директор «Школы самоопределения» А. Н.
Тубельский. Сразу следует оговорить, что он считал категории «атмосфера», «дух» и «уклад» синонимами и не выделял их специфику. Положения об укладе образовательной организации включались и в предшествующие примерные программы воспитания, воспитания и социализации школьников.
Важно отметить, что организация воспитательной деятельности опирается на уклад, и несмотря на то, что упомянутые работы по укладу в большей степени были посвящены школьному укладу, можно с уверенностью говорить о том, что уклад является важным системообразующим фактором организации воспитательной работы и в дошкольной образовательной организации, и в организации СПО.
Уклад отражает уникальные особенности образовательной организации, которые существенно определяют условия воспитательной деятельности. Уклад задает порядок жизни образовательной организации и аккумулирует в себе ее ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса.
Уклад задает и удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат, конечно, российские базовые ценности. Уклад определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик школы и ее репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Описание уклада своей школы, детского сада, своей образовательной организации — важная для педагогического коллектива задача рефлексии своего состояния, наличных условий и актуальных особенностей организации воспитательного процесса.
Достижение цели, решение задач воспитания обеспечивается применением в деятельности образовательной организации различных видов и форм воспитательной деятельности. Содержание, виды и формы воспитательной работы в примерной программе воспитания представляются, планируются в соответствующих модулях. Модуль здесь понимается как часть рабочей программы воспитания в рамках определенного направления деятельности в школе, т. е. совокупность определенных деятельностей. Каждый из таких модулей обладает

9 своим воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Основные или инвариантные модули реализуются согласно правовым условиям реализации общеобразовательных программ (в школе — урочная деятельность, внеурочная деятельность и т. д.).
Дополнительные или вариативные модули разрабатываются образовательной организацией самостоятельно
(детские общественные объединения, школьные медиа, школьный музей, добровольческая деятельность, школьные спортивные клубы, школьные театры, наставничество, дополнительное образование). Также могут разрабатываться и реализоваться другие модули — по решению педагогического коллектива, в связи с особыми условиями образовательной деятельности.
Существенным ресурсом обновления и реализации программ воспитания в образовательных организациях является привлечение к их разработке и реализации обучающихся, школьников и студентов, их родителей (законных представителей), а также социальных партнеров — учреждений культуры и спорта, организаций работодателей, общественных и религиозных организаций.
Социальное партнерство, использование его потенциала, возможностей в воспитании — одно из направлений в воспитательной работе педагогического коллектива в каждой образовательной организации, во всех примерных программах воспитания.
3. Третий раздел, организационный, предполагает описание необходимых и достаточных условий организации воспитательного процесса, включая и необходимый его регулярный анализ, оценку, выводы.
Имеется в виду анализ результатов воспитания обучающихся, достижения ими личностных результатов, целевых ориентиров результатов воспитания в формулировке «результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся» и анализ результатов воспитательной деятельности в программный период (учебный год) в формулировке «состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых».
И в первом, и втором случае это самоанализ в педагогическом коллективе, наблюдения педагогов за детьми, обучающимися, неперсонифицированное обобщение результатов, не предусматривающее передачу за пределы образовательной организации персональных данных обучающихся или педагогов.
Реализация программы воспитания невозможна без главного действующего лица — воспитателя, учителя, о роли последнего говорил Президент России 25 августа 2021 года на заседании Президиума Государственного совета Российской
Федерации: ключевая роль учителя в процессе воспитания, неформальный подход к воспитанию, участие в нем всех членов педагогического коллектива, актуализация внеурочной деятельности, вовлечение школьников в научно-техническое творчество, введение в образовательных организациях должности советника по воспитанию, чья деятельность должна осуществляться с опорой на
«объединяющие всех нас гражданские, патриотические ценности, на историческое наследие наших народов», с учетом традиций и культуры каждого региона.
Резюмируя, можно утверждать, что комплекс примерных программ воспитания, в основе которого лежат базовые российские ценности, определяющие целевые ориентиры результатов воспитания на всех уровнях образования, во всех образовательных организациях, в которых обучаются дети, является важнейшим

10 инструментом реализации государственной политики в области воспитания — в интересах всех граждан, всего общества.


написать администратору сайта