театр. Тематический план первого года обучения стр. Содержание программы первого года обучения стр
Скачать 70.66 Kb.
|
Содержание программы 1.Пояснительная записка……………………………………………….1-4 стр. 2. Ожидаемый результат………………………………………………….4 стр. 3.Учебно-тематический план первого года обучения ……………….5-7 стр. 4. Содержание программы первого года обучения……………………8-9 стр. 5. Учебно-тематический план второго года обучения………………10-12 стр. 6. Содержание программы второго года обучения…………………..13-14 стр. 7. Учебно-тематический план третьего года обучения………………15-17 стр. 8. Содержание программы третьего года обучения.…………..……...18-19 стр. 9. Способы определения результативности…….…………………………………………………….20 стр. 10. Материально- техническое обеспечение………………………………………………………………....20 стр. 11. Информационно-методическое обеспечение…………………………………………………………………20 стр. 12. Календарно-учебный график на 2016-2017 учебный год……… 21-24 стр. 13. Список литературы……………………………………………………25 стр. Пояснительная записка. Поселяйся там, где поют: те, кто поют -худо не думают» (народная мудрость) Введение. Одной из основных моих целей написания данной программы является- сохранение и возрождение русского фольклора, включение этого традиционного наследия в общее культурное достояние. Дополнительная общеразвивающая программа «Фольклорный театр: русская традиционная культура детям» разработана для младшего и среднего школьных возрастов. Форма театрализованного сценического воплощения народных песенных жанров, календарных праздников, обрядов имеет множество плюсов. Я считаю, вовлечение детей в обрядовое действо позволяет им более глубоко познать и понять смысл и значение народных праздников и ритуалов. Сценическая игра даёт возможность детям развивать свой творческий потенциал, помогает артистично ярко и живо раскрывать содержание народных песен, игр, обрядов. Становясь участниками народного действия, дети учатся выступать в той или иной роли, которая требует от них умения выразительно двигаться, говорить, петь, танцевать. Начинается театр с простейшей детской игры. Слияние игры жизни и есть театр. Именно поэтому мною выбрана такая форма изучения с детьми младшего и среднего школьных возрастов традиционного русского фольклора: устного, песенного, музыкального. В непринуждённой форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти, и все наделено глубоким смыслом. Фольклор имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Он – не только величайшее богатство прошлого, но и действенное средство всестороннего развития формирующейся личности. Современные исследователи полагают, что с погружением ребёнка в стихию народного художественного творчества, закладывается тот фундамент, на котором в последствии формируются социальные, эстетические и нравственные идеалы, главные жизненные ценности и понятия о труде, быте, природе. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Фольклорный театр: русская традиционная культура детям» -художественная. Новизной данной программы является то, что дети не просто разучивают народные песни, а то, что в содержание включены темы, где дети имеют возможность попробовать свои силы в инсценировке сказочных сюжетов и представлении этнографического материала по народным календарным праздникам и обрядам, получат знания по основам народной хореографии («дроби», «хоровод», «кадриль»), обучатся игре на народных шумовых инструментах. И для полного погружения в мир фольклора программой предусмотрен раздел по изготовлению обережных кукол. В программу включен раздел «Изучение музыкального фольклора». Материала для этого раздел подобран таким образом, что все игры проходят в кругу, в хороводе. Я считаю, что это объединяет, сплачивает коллектив, поэтому в коллективе всегда будет благоприятный психологический климат. Основой данной программы, конечно же, является песенный фольклор. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слова, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное взаимодействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизма и другие настроения в зависимости от назначения песни. Актуальность программы заключается в том, что театральное драматическое действо позволяет детям почувствовать ценность общей деятельности. Непременным итогом такой деятельности является возникновение отношений взаимной чуткости, зависимости, ответственности перед коллективом сверстников. Всё это происходит одновременно с раскрытием индивидуальных черт и качеств каждого ребенка. Игровая театральная деятельность дает возможность физической и психологической разрядки. Необходимость такого рода театральной деятельности вызвана ещё и тем, что в настоящее время в окружающем социуме (в основном в образовательных учреждениях) существует потребность больше узнать о традициях народа. Форма фольклорного спектакля облегчает восприятие элементов народной культуры. Педагогическая целесообразность. Большое внимание на занятиях уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Они хрупкие, нежные, ещё только формирующиеся. И малейшая небрежность, допущенная в работе, может иметь самые серьёзные последствия. Без внимания не остаются речь и дикция Большое значение для красивой речи имеет звонкий, приятный тембр, гибкий, достаточно громкий послушный голос. Однако голос, как дыхание (а правильное певческое дыхание-залог успеха в воспроизведении песенного материала) дети развивают на занятиях, учатся пользоваться так называемой атакой звука, чтобы на основе правильного дыхания добиться свободного, ненапряженного звучания. Г. В. Артоболевский утверждает следующее: "Организация дыхания сводится к овладению правильным типом дыхания и целесообразному использованию его:" На занятиях дети учатся правильно дышать - это дыхание свободное (лишенное напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчиненное воле говорящего. Особое место в работе над дикцией занимает чтение скороговорок и пословиц, плюс работа над детскими стихами, стихотворными текстами, прозами. Важный момент данной программы - артикуляционная гимнастика: гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. По мере овладения упражнениями возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому. Все занятия начинаются с артикуляционной гимнастики, распевания, т.е. подготовки голосового аппарата к работе и дыхательной гимнастики. Цель программы: воспитание ребёнка в традициях, русской культуры и формирование активного восприятия музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения, развитие интереса и желания к передаче музыкальных образов средствами инсценировок обрядов праздников и событий народного календаря. Задачи программы: приобщить детей к театрально-фольклорному виду творческой деятельности; развить у детей коммуникабельность; дать знания в области вокала, хореографии, актёрского мастерства, сценической речи; создать условия для реализации творческого потенциала детей; развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора; развить специально музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления); формировать любовь к Родной земле, уважение к традициям своего народа. Сроки реализации программы. Программа разработана на 3 года. Первый год-144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по два академических часа. Второй и третий года – по 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два академических часа. Основные формы работы - групповые и индивидуальные занятия, сводные репетиции. Индивидуальные занятия вводятся со 2 года обучения для работы по развитию и постановке детского голоса и обучению игре на народных музыкальных инструментах. Режим занятий:групповые занятия 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа, второй и третьи года – 3 раза в неделю по 2 часа. Индивидуальные занятия со 2 года обучения - один раз в неделю по 0,5 часа. Форма организации деятельности. Кроме стандартных занятий, программой предусмотрены посещения районного краеведческого музея и концертов, также регулярную демонстрацию талантов учащихся: выступление на концертах районного уровня, участие в конкурсах различного уровня, проведения выставок, проведение общих праздников, репетиций. Ожидаемые результаты. По окончании обучения по данной программе учащиеся будут знать: правила техники безопасности; детские жанры народного-песенного творчества; жанровые разновидности фольклора; виды хороводов и плясок; происхождение народных шумовых инструментов; происхождение обережных кукол; традиционные праздники календарно-земледельческого периода; игровой фольклор. будут уметь: эмоционально петь в открытой народной манере; правильно дышать при пении; играть на различных шумовых инструментах; легко исполнять хороводные шаги и дроби; эмоционально исполнять тексты фольклорных программ; легко читать скороговорки Критерии и формы оценки усвоения знаний: диагностика; контрольное прослушивание; опрос; наблюдение. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: участие в концертах, творческих смотрах, фестивалях, конкурсах; демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для родителей, педагогов; Учебно-тематический план первого года обучения
|