Главная страница
Навигация по странице:

  • Личность

  • Глава 1. Теоретические основы нравственно-этического воспитания студентов Психолого-педагогические основы нравственно-этического воспитания студентов

  • Нравственно-этическое воспитание студентов. на сайт. Теоретические основы нравственноэтического воспитания студентов 5


    Скачать 66.67 Kb.
    НазваниеТеоретические основы нравственноэтического воспитания студентов 5
    АнкорНравственно-этическое воспитание студентов
    Дата23.02.2022
    Размер66.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлана сайт.docx
    ТипДокументы
    #371029
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Оглавление


    Введение 2

    Глава 1. Теоретические основы нравственно-этического воспитания студентов 5

    1.1.Психолого-педагогические основы нравственно-этического воспитания студентов 5

    1.2.«Механизмы» нравственно этического воспитания 12

    Вывод по Главе 1 16

    Глава 2. Методы нравственно-этического воспитания студентов 17

    2.1.Общая характеристика нравственно-этического воспитания 17

    2.2. Методы нравственно-этического воспитания студентов 20

    Вывод по Главе 2 28

    Заключение 30

    Список литературы 33

    Введение

    Целостным многоплановым учебно-воспитательный процессом является подготовка специалистов. Не только формирование системы профессиональных навыком и умений является конечной целью данного процесса, но и личностное развитие будущего специалиста. «"Личность" - устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретенных под воздействием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым человек принадлежит» [22]. Согласно этому определению можно сделать вывод, что при поступлении в учебное заведение студент так же окажется под положительным влиянием педагогов, осуществляющих задачу формирования моральных качеств, необходимых для жизни в современном обществе. Качественное и последовательное нравственно-этическое воспитание служит залогом поставленной цели.

    В процессе становления будущего специалиста закладываются такие нравственные черты личности, как стремление к повышению своей квалификации, усовершенствование своих профессиональных навыков, ответственность за качество труда, осознание важности доверенной работы. Однако стоит учитывать, что нравственно-этическое воспитание должно осуществляться не только под воздействием педагогов в учебных учреждениях, но и в других социальных институтах, таких как семья молодого человека, поскольку с социальных позиций семья первична по отношению к любому учебному заведению являясь «одним из наиболее древних социальных институтов» [4, С.58].

    Актуальность моей курсовой работы. Кризисные явления, охватившие разные сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты людей. Молодежь утрачивает традиционные нравственные ценности, проявляет формы асоциального поведения, что актуализирует важнейшую задачу – воспитание нравственно-этической культуры у студентов. Для выхода из кризиса необходима подготовка не только квалифицированных профессиональных кадров для современных предприятий, но и ответственных, активных, самостоятельных, инициативных, высоконравственных и добронравных специалистов.

    Стоит помнить, что нравственно-этическое воспитание – это процесс, включающий в себя различные этапы и подчиненный принципам педагогики – и общим (касательно понятия «нравственно-этическое воспитание» в целом), и частным (относящиеся к воспитательной работе с конкретной группой студентов). Так, например, существуют разработанные методики воспитательной работы с учащимися медицинских колледжей, с будущими представителями рабочих специальностей.

    Цель данной курсовой работы является определение методов нравственно-этического воспитания студентов.

    Объект исследования – процесс нравственно-этического воспитания студентов.

    Предмет исследования нашей работы – методы нравственно-этического воспитания студентов.

    Задачи курсовой работы:

    • Обозначить практическое значение нравственно-этического воспитания;

    • Оценить необходимость нравственно-этического воспитания студентов;

    • Понять, что из себя представляет нравственно-этическое воспитание;

    • Дать характеристику методов нравственно-этического воспитания студентов;

    • Определить роль нравственно-этического воспитания в формировании личности студентов.

    Гипотеза исследования – если во время обучения студентов в учебных учреждениях использовать различные методы работы по нравственно-этическому воспитанию, то это позволит решить задачу подготовки высоконравственных профессионально-квалифицированных специалистов.

    В ходе написания работы были использованы литературные источники следующих авторов: Болдырева Н.И., Рожкова М.И., Столяренко А.М. и других.

    Структура работы состоит из введения, основной части (состоящей из 2 глав), заключения, списка литературы.
    Глава 1. Теоретические основы нравственно-этического воспитания студентов

      1. Психолого-педагогические основы нравственно-этического воспитания студентов

    В психологии личность – главная целостная характеристика внутреннего мира человека, системное социальное качество человека, мера его развития как носителя сознания, культуры интеллекта, морали, создателя и защитника человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, представитель определенной социальной группы, но у каждого человека эти характеристики индивидуализированы. Стать высокоразвитой личностью – означает качественно развить у себя ее неотъемлемые свойства, занять достойное место в жизни, в обществе. Реализовать личные возможности. Психология в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами.

    Понадобились тысячелетия, чтобы перейти от первобытного общества к его современному виду. За это время происходил процесс развития интеллектуальных способностей человека, которые помогли создать новый мир и правила существования в нем. Но что он может сказать про самого себя? Приблизился ли он к достижению иной цели: совершенствоваться только гражданами, стремящимися к улучшению самих себя. Но и само общество должно создавать условия и не препятствовать развитию своих граждан.

    Можно привести целый перечень качеств, характеризующих человека, но он не поможет правильно понять суть психологии личности. Три основные психологические сферы (взаимосвязанные и находящиеся в своего рода соподчинении) существуют во внутреннем мире личности:

    • Сфера направленности (включает в себя все внутренние побудительные силы личности — ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др.) ответственна за то, что влечет человека, к чему стремится и прикладывает он силы, чего добивается. Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности, и она в наибольшей степени характеризует личность.

    • Операциональная сфера отвечает за способы и средства, к которым прибегает личность. Так как охарактеризовать личность можно не только тем, что она делает, но и каким образом достигает поставленных целей,

    • Модуляционная (психофизиологическая) сфера оказывает динамическое влияние на проявления целей, мотивов, способов действий. Это проявляется в разной степени подвижности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности, уравновешенности всех психических процессов и состояний. В иерархии сфер эта сфера – низшая, обслуживающая [7, C.93].

    Психологические сферы определяют базовые свойства личности. К ним относят: способности личности, направленность личности, темперамент, характер личности, подготовленность (опыт) личности.

    Характер личности (свойство, относящееся к ее операциональной сфере) – сложившаяся у личности система устойчивых отношений к труду, к другим людям и самому себе. Эти отношения связаны со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а так же с соответствующими привычками и качествами.

    Большинство отношений личности, закрепленных в характере, — моральные. Мораль —— общепринятые представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также система ценностей и норм поведения, вытекающих из этих представлений [23]. Характер и воплощает в себе морально-психологические особенности личности. Это не абстрактная, а действующая мораль, система моральных отношений, связывающая поступки с действиями и предпочтительные способы поведения и решения задач. Поступить, например, в высшее учебное заведение можно, проявляя упорный труд, усидчивость, усердие, требовательность к себе, добросовестность, организованность, систематическую подготовку к экзаменам. Но некоторые выбирают «обходные» пути и способы: списывание, протекцию, взятки, знакомства, подарки «нужным людям» и др. Выбирают не случайно, ибо такова их суть, их мораль, воплощенная в системе ценностей и чертах характера. Именно аморальные средства и способы, а не добросовестный труд, высокий профессионализм и иные личностные достоинства, используются также при обуреваемой человеком жажде личного обогащения любой ценой. Поэтому существует мнение, что большие богатства нажиты в большинстве случаев нечестным путем, а не профессионализмом.

    Очевидно, что оценка особенностей характера человека и его формирование имеют огромное личностное и социальное значение [1]

    Особые качества личности влияют на скорость овладения навыком. Различают частные способности и способность к определенной профессии, специальности. К частным способностям относятся черты личного характера, ограниченные изначальным набором качеств человека в том числе и физических, например, музыкальный слух или повышенная гибкость костей.

    Способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности – всегда личностный комплекс. Это совокупность отдельные частных способностей и качеств. Не зря говорят, что нельзя судить о возможностях рыбы по ее умению взбираться на дерево. Не всегда совпадают способность к учебе (способности к усвоению и запоминанию учебного материала) и способность к практической работе по специальности.

    Работа не по способностям часто имеет негативные последствия. Апатичное состояние, низкая продуктивность труда, невозможность увидеть альтернативные пути решения поставленной задачи – это лишь малая часть возможных разочаровывающих исходов. В любом случае, специалист, который не может реализоваться на своем месте работы или постоянно находящийся в постоянном стрессе является не лучшим сотрудником.

    Не стоит руководствоваться только личным желанием стать кем-то, так как это желание может быть продиктовано нашим подсознанием для преодоления слабости. Лучший метод для определения направления развития навыков это оценка способностей. Ее стоит проводить при участии специалиста-психолога, чтобы верно истолковать все тонкости [11].

    На протяжении всей жизни личность приобретает опыт, который включает в себя определенные знания, навыки, модели поведения в тех или иных ситуациях. Чем больше жизненных или профессиональных целей достигает личность, тем выше ее социальная значимость.

    В учебных заведениях молодые специалисты проходят подготовку не только по дисциплинам, перечисленным в учебном плане, но и подвергаются нравственно-этическому воспитанию. Неразрывность образовательного и воспитательного процессов отмечается В законе «Об образовании» (статья 55), что требует от педагогов высокого профессионального уровня, призванных решать проблемы и задачи нравственно-этического воспитания. Объединение учебной программы по специальности и воспитания личности студентов является целостным-многоплановым процессом. В нем особое значение придается формированию личности учащегося с устойчивыми моральными качествами и волевым характером, так как именно эти критерии делают из специалиста профессионала своего дела.

    Однако эффективность процесс нравственно-этического воспитания осуществляется только при взаимодействии педагога и студента: педагог может быть высококвалифицированным, знать и применять множество методов для осуществления процесса воспитания, но если со стороны студента нет обратной связи, отсутствует стремление к развитию личности, то результата не будет. Однако со стороны преподавателя необходим постоянный контроль ситуации в коллективе, а также корректировка действий для наглядной демонстрации поведения в той или иной ситуации. [17]

    Мораль – это те стандарты и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных действиях. Мораль – это не вечные или неизменные категории. Они воспроизводятся в силу массовых обычаев, поддерживаемых авторитетом мнения общества, а не положениями закона. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное оправдание в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

    Моральные нормы выражают утвержденные моралью общества определенные отношения, предписывающие поведение и деятельность личности в различных сферах.

    Нравственно-этическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у молодежи нравственных чувств, осознанности и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

    Педагогика, в области нравственного воспитания, различает такие педагогические концепции, как нравственное сознание и нравственное поведение. Мораль, обработанная опытом личности и принятая за правила поведения в различных ситуациях, является внутренним стержнем, социальным ориентиром. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание».

    Общественное нравственное сознание отражает социальный опыт. Убеждения - высший уровень формирования нравственного сознания. Они становятся регуляторами человеческих действий и поступков. От них зависит моральная устойчивость личности. Для характеристики убеждений необходимо обратить внимание на прочное усвоение системы моральных представлений, развитие нравственных чувств, обобщение опыта поведения и взаимоотношений.

    Освоение студентом моральных идей и концепций – долгий и трудоемкий процесс, на помощь которому приходит педагог или наставник. Пройдет не мало времени, прежде чем личность проходит длительный путь от усвоения моральных понятий до полного овладения их содержанием и вырабатывания привычек поведения.

    Расширение опыта и накопление знаний ведет к реализации двух противоположных процессов одновременно. С одной стороны - сильное углубление и дифференцировка нравственных представлений личности студента, с другой – большая обобщенность, приближающая их к элементарным нравственным представлениям. Возникающие моральные идеи начинают играть регулирующую роль в поведении студентов, их отношении к окружающим.

    В сознании студента образ каких-либо явлений нравственной жизни может возникнуть не только в тот момент, когда эти события происходят. Память студента может воссоздать тот или иной поступок приятеля, используя ассоциативный ряд. Кроме того, благодаря темному общению и регулярному наблюдению за одногруппником, он может представить его действия в ситуациях, сложившихся определенным образом. В этом случае применяются представления. Согласно Спиркину, в представлениях “сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление” [19, c.49].

    Кардинальный принцип педагогики заключается в формировании единства между нравственным сознанием и поведением студента.

    У студентов появляются новые черты характера при взаимодействии c другими членами общества. Студенты заинтересованы в активном и содержательном общении со взрослыми. Авторитет взрослого человека, жизненный опыт его личности, его оценочные суждения играют важную  роль в поведении. Взрослый человек мог уже не единожды сталкиваться с определенными ситуациями, а значит, по опыту знает порядок действий для благоприятного исхода сложившейся задачи. Общение с таким человеком помогает студенту сократить время необходимое на освоение новых для него моделей поведения. Развивающаяся самостоятельность и осознанное поведение приводят к развитию способности руководствоваться в действиях усвоенными моральными стандартами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять выбор действий студента в том или ином случае: студенты стремятся к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате чего формируется “студенческое общество”. Это создает предпосылки для развития взаимоотношений в новом коллективе. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного развития личности студента. Личность студента получает дополнительный опыт. В коллективной деятельности (труде, общении, работе) студенты совершенствуют навыки коллективного планирования, согласовывания своих и коллективных действий, справедливого разрешения споров, достижения общих результатов. Все это способствует накоплению нравственного опыта личности. [9]

    Формирование и улучшение нравственно-этического поведения – это формирование нравственных действий и этических привычек. Отношение человека к окружающей действительности характеризует поступок. Чтобы побудить к нравственным действиям, необходимо создать правильные условия, чтобы определенным образом организовать жизнь учащихся. Необходимость совершать нравственные поступки является моральной привычкой. Привычки могут быть простыми, если они основаны на социальных правилах, культуре поведения, дисциплине, и сложными, когда у учащегося существует потребность и желание осуществлять деятельность, имеющую определенную ценность. Для успешного формирования привычки необходимо, соблюдать несколько условий: мотивы, которыми побуждают студентов к выполнению действий, должны быть значимыми в их глазах; отношение к выполнению действий у учащихся было эмоционально положительным; при необходимости студенты смогут проявить определенные усилия воли для достижения результата.
      1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта