Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции теории государства и права: 1) онтологическая

  • ТГП и экономические науки

  • ТГП и социальная психология

  • Отраслевые юридические науки

  • Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, исторически сложившиеся вошедшие в привычку в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

  • шпаргалка по тгп. учеба кристина. Теория государства и права


    Скачать 106.45 Kb.
    НазваниеТеория государства и права
    Анкоршпаргалка по тгп
    Дата01.02.2022
    Размер106.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаучеба кристина.docx
    ТипДокументы
    #348812
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Теория государства и права

    1. Предмет, структура и функции ТГП

    ТГП – наука, т.е. определённая отрасль знаний о государственно-правовой действительности, общественных процессах, которые осуществляются при регулировании права общественных отношений.

    ТГП - это система обобщенных знаний о государственно-политической и правовой действительности.

    Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремиться познать устойчивые глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.

    Предмет ТГП – наиболее общие закономерности гос-но-правовой действительности, сформулированные с достаточным приближением к объективной истине.

    предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

    Структура ТГП – состоит из 2 частей: теория государства и теория права. Ещё выделяют философию и социологию, догма ( связана с понятием права) права.

    Функции теории государства и права— основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

    Функции теории государства и права:

    1) онтологическая — функция, которая изучает государственно—правовые явления, исследует их и анализирует;

    2) гносеологическая — функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

    3) прогностическая — функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

    4) методологическая — функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно—правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно—правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

    5) прикладная — функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно—правовой действительности;

    6) политическая (политико—управленческая или организационно—управленческая) — функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

    7) эвристическая — функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

    8) идеологическая — функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно—правовых явлений;

    9) практически—организаторская — функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно—правового строительства, законодательства и юридической практики;

    10) воспитательная — функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

    11) теоретико—познавательная — функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно—правовых явлений;

    12) учебная — функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

    2. Система методов научного познания государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы

    Метод теории государства и права– система принципов, способов, приемов научной

    деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний

    о сущности и значении государственных и правовых явлений.

    Виды методов теории государства и права:

    1) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и

    независящие от отраслевой специфики науки:

    а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания

    (метафизика, диалектика);

    б) исторический – метод, с помощью которого государственно–правовые явления

    объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

    в)функциональный – метод выяснения развития государственно–правовых явлений,

    их взаимодействия, функций;

    г) логический – метод, основанный на использовании:

    –анализа – разделения объекта на части;

    –синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

    –индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

    –дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

    –системности – исследования государственно–правовых явлений как систем;

    2) частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания:

    а) формально–юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их

    развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

    б) конкретно–социологический. Оценивает государственное управление и правовое

    регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т.п.;

    в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно–правовых

    явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях,

    регионах или странах;

    г) социально–правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить

    использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

    – статистический. Основан на количественных способах изучения и получения

    данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития

    государственно–правовых явлений;

    – моделирования. Государственно–правовые явления изучаются на их моделях, т.е.

    путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

    – синергетики. Является необходимым для установления закономерностей

    самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т.д.

    3. Логико-языковой метод ,его значение в науке и юридической практике. Язык и метаязык права.?????

    4. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

    Наука имеет три основных объекта исследования: природу, общество, мышление. В соответствии с этим науки делятся на естественные, общественные и науки о мышлении (формальная логика).

    Юридическая наука относится к общественным наукам, поскольку объекты её изучения (государство и права) имеют социальную природу.

    ТГП и философия: Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. ТГП имеет с этой наукой самые глубокие и прочные связи, творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса.

    Обращение к передовым достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет исследователям:

    • избежать мировоззренческих ошибок,

    • способствует правильной постановке новых проблем;

    • более осознанному решению «вечных» вопросов.

    Философское мировоззрение помогает более глубокому усвоению ТГП как учебной дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на общественные процессы.

    ТГП и экономические науки. Без анализа экономической структуры общества, материальных факторов понять природу государства и права невозможно. Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т.п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные, политические институты.

    ТГП исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается, прежде всего, в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов.

    Государство и право сопряжены с экономическими отношениями теснее, чем другие части экономической надстройки. Стихийное развитие экономических процессов ведёт к расстройству и упадку всей системы материального производства.

    ТГП и социология. Социология – одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Опираясь на достижения социологии, на конкретные социологические исследования, ТГП может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

    ТГП и политология. Главное назначение политологии – изучение политики, политических институтов, систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Причем государство и право не частный случай политики. С государственной властью, её содержанием, методами деятельности напрямую связана политическая жизнь в целом.

    Политическая (государственная) власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе.

    ТГП и социальная психология. Изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений социальной психологии.

    Социальная психология призвана помочь науке устанавливать наиболее типичные последствия деятельности государства и его правовых институтов (разгул преступности, шовинистические страсти, подозрительность, апатия и т.д.). Почти все основные категории ТГП (власть, авторитет, субъективные права и обязанности, дисциплина, коррупция, бюрократизм и т.д.) не могут быть по настоящему раскрыты без выявления социально-психологической стороны.

    Место ТГП в системе юридических наук в частности определяется:

    • функциями;

    • взаимодействием с другими науками;

    ТГП берёт те стороны государственно-правовой действительности, которые являются общими, знания о которых необходимы для всех юридических наук. ТГП как бы освобождает другие юридические науки от исследования этих проблем. В рамках ТГП формируются основные правовые понятия, которые служат базой для других наук.

    Со своей стороны другие науки дают ТГП эмпирический материал для дальнейших обобщений. Следовательно ТГП играет методологическую роль.

    ТГП исследует общие для всех отраслей наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). ТГП играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут.

    Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что отдельные их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками.

    Система юридических дисциплин подразделяется на следующие группы:

    1. историко-теоретические науки (ТГП, история Г и П, история политических и правовых учений);

    2. отраслевые науки (конституционное право, ГП, ТП, УП, ЭкП, УПП, ГПП КоАП и др.);

    3. прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.);

    4. международное право.

    Историко-правовые науки вплотную примыкают к ТГП, представляют ее своеобразное ответвление. ТГП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные базовые. Они изучает ТГП в её историческом развитии, концентрируют внимание на фактической стороне.

    Отраслевые юридические наукиВ них происходят наиболее существенные изменения. Так, в наши дни значительно возрастает роль гражданского права и соответственно науки гражданского права. Новый ГК РФ регулирует повседневную экономическую (имущественную жизнь) и граждан, и организаций. В нем любой субъект может найти ответ на многие, интересующие его вопросы.

    Значительно меньше ТГП связана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в себя данные естественных, технических и др. наук.

    Например, судебная медицина. Использование медицинской науки в судебной деятельности. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук.

    5. Власть и социальные нормы родового общества

    Власть в социальном смысле более широкое понятие чем власть политическая, государственная. Государственная власть – это разновидность социальной власти. Власть в общесоциальном смысле слова есть сила сознательного подчинения одним другого, проявление воли участников отношений, функционирует только в социальной среде, в отношениях между людьми.

    Власть – это возможность подчинять кого-либо. Она не может существовать вне сферы общественных отношений. Поскольку посредством власти обеспечивается доминирование кого-либо над кем-либо, тем самым осуществляется руководство людьми и социальными процессами. Стороны характеризуются по разному:

    • подчинённая сторона

    • доминирующая сторона.

    Власть непрерывно воздействует на общественные отношения и проявляется в особом виде отношений – властеотношениях единство двух проявлений – передача (навязывание) воли властвующего субъекта подвластным), в которых чётко определены субъекты. Эти отношения являются волевыми:

    • стремление навязать свою волю (она является важнейшим элементом любой социальной власти) другой стороне;

    • стремление поддерживать отношения подчинённости;

    • это отношения с соблюдением субординации;

    • для обеспечения преобладающей роли необходимы материальные и иные средства.

    Следующим структурным элементом является субъект власти. Это носитель властных отношений. Отвечает на вопрос кто осуществляет власть.

    Объект власти. Иногда объект и субъект власти совпадают (например, первобытное общество, демократические режимы. В тоталитарных несовпадение)). Объектом власти являются люди.

    Власть как социальная категория является необходимой функцией социального коллектива. Она существует в любом человеческом обществе, потому что власть – это средство порядка, управления, самосохранения и вследствие этого имеет положительную роль. Порядок в обществе необходимое условие. Он отражает достигнутый уровень организации человеческого общества, стабильность. Планомерность, слаженность различных явлений. Кроме того, от уровня порядка зависит состояние общественного и личного спокойствия, безопасности.

    Социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – не политическая и политическая (государственная).

    Социальная организация первобытных людей (кроманьонцев) характеризовалась общиной (малой локальной группой, кланом). Организация имела следующую структуру.

    • Семейная община, построенная на основе родственных связей, которой руководили ее члены – наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов (основа – родственные отношения).

    • Семейные общины могли объединяться, но только на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации важных походов, коллективных охот (фратрия).

    • Племяобъединение нескольких родственных фратрий.

    Социальная организация первобытнообщинных обществ имела и властные институты:

    Высшим органом власти являлось общее собрание, которое избирало старейшин семейной

    и базируется на авторитете старейшин, их личных качествах, на силе привычки, понимании внутри, на возможности жесткого принуждения.

    Знало такое общество и различные организационные формы разрешения споров – состязание самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, посредников, предводителя, совета старейшин.

    В первобытном обществе действовали определенные правила поведения, социальные нормы:

    • обычаи, которые возникали в связи с общественной потребностью урегулировать отношения внутри племени

    • первобытная мораль

    • религиозные нормы

    • запреты-табу, инцесты, обязанности и права.

    Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, исторически сложившиеся вошедшие в привычку в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

    Особенности обычаев:

    • выражают интересы всех членов общества (закрепляли равенство);

    • воспринимались как естественное явление природы (человек рождался, включался в систему обычаев, не ставил под сомнения обычаи);

    • не было письменных носителей информации (из поколения в поколение передавались устно);

    • не было специального аппарата принуждения;

    • каждое племя имело свои обычаи, т.е. обычаи имели локальный характер);

    • это нормы только первобытнообщинного строя;

    • это примат группового начала над индивидуальным – они регулировали отношения между группами, племенами.

    Обычаи имели различные виды и назывались мононормами, т.е. малодифференцированными правилами поведения, включающие в себя: мораль, этикет, и т.д.)

    Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

    6. Происхождение государства. Основные причины, типичные и уникальные формы.

    ! На процесс возникновения государственности оказывают влияние многочисленные факторы: военно-политические, социально-экономические, информационно-управленческие, национально-исторические, нравственно-религиозные, природно-климатические, экологические, психологические и т.д.

    ! Важную роль в возникновении государства сыграло общественное разделение труда, пришедшее на смену половозрастному естественному распределению трудовых функций. Первым значительным разделением труда стало разделение скотоводства и земледелия, вторым — ремесла и земледелия, третьим — обособление купцов (специальной группы людей, ведущих деятельность по обмену товарами).

    Общественное разделение труда, совершенствование орудий труда привело к росту производительности, оказало влияние на появление избыточного продукта, привело к появлению частной собственности. Появились как состоятельные лица, так и бедные. Родоплеменная организация власти больше не могла управлять существующим обществом. Институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление людьми, имеющих одинаковые, общие интересы. В условиях, когда такого равенства не стало, потребовалась другая организация власти, усилия которой были направлены на сдерживание противоборства разных слоев и групп общества. Такой организацией стало государство.
    Другие исследователи считают, что родовая организация общества эволюционно и постепенно трансформировалась в государство, проходя определенные стадии и сохраняя историческую преемственность.

    Типичная форма возникновения государства

    Восточный путь возникновения государства, или «азиатский способ производства» является одним из основных путей и характерен для Древнего Востока, Африки, Африки, Океании. Родоплеменная знать, которой принадлежали общественные должности, трансформировалась в общественные органы, при этом общественная (коллективная) собственность постепенно стала государственной. Восточный путь возникновения государства относится к типичным формам. На этот путь зарождения государственности большое влияние оказали географическое расположение и необходимость строительства крупных ирригационных сооружений. Восточные государства имели отличительные черты, но и обладали общими характеристиками. Все ранние восточные государства являлись деспотическими монархиями, имели мощный аппарат чиновников, экономическую основу государства представляла государственная собственность. В восточных государствах отсутствовала выраженная классовая дифференциация. В обществе не было классов (в общепринятом смысле). «Классовая» дифференциация происходила между группами по иерархической лестнице государственной организации: Правитель занимает высшее положение; Средний уровень формирует среднее чиновничество; Низшую ступень (основание пирамиды) составляют свободные общинники. Свободные общинники работали на земле, принадлежащей государству, и не имели собственных средств производства. Государство восточного типа выступало организатором процесса производства и одновременно эксплуатировало общинников, которые, не обладая собственными средствами производства, были вынуждены работать в условиях, диктуемых государством. В Европе основным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества. Зависимость общинников-землевладельцев, выступающих основной производительной силой раннеклассового государства, не была ни крепостнической, ни рабской. Собственность на землю, средства производства принадлежали только государству, поэтому восточный путь развития является типичной формой для возникновения государства. Для типичной формы возникновения государства характерны: Азиатский способ производства (общественное земледелие); Власть жестко контролирует обмен продуктами; После образования государства появляются разные формы собственности; Классовое расслоение после образования государства.

    Уникальная форма возникновения государства

    Процесс возникновения и развития государственности на территории Европы шел по уникальному пути. Основным государствообразующим фактором выступало классовое расслоение общества вследствие активного формирования частной собственности на скот, землю, рабов. Для уникальной формы возникновения государства характерны: Тип производства — европейский; Значительное влияние экономического фактора, обусловленного появлением свободного рынка, появление частной собственности; Появление городов-государств; Социальное, классовое разделение общества. Типичным примером возникновения рабовладельческого государства (уникальной формы) являются Рим и Афины. Им предшествовали древние ахейские структуры, схожие по структуре с государствами восточного типа развития. Рабовладельческое государство, типичное для определенного этапа античной истории, является уникальной формой и характерно только для определенной ситуации Древнего Рима и Древней Греции. Уникальная форма возникновения государства стала промежуточным этапом в становлении государственности этих государств, имевших черты раннеклассовых государств. Путь раннеклассового города-государства был типичным. Такое государство характеризовалось многочисленными общественными функциями и сложной социальной структурой. Многие народы в становлении государственности минули этапа рабовладения. Например, в России происходил постепенный распад общинно-родового строя и формирование феодальных отношений. Переход к государству происходил через раннефеодальный тип, а не рабовладельческий. Такой путь развития был характерен для многих стран Восточной и Западной Европы. Получи деньги
    7. Государственная власть в раннеклассовых обществах. Города-государства.

    !Ответив перестройкой всей своей социальной и хозяйственной организации, человечество смогло выйти из глобального экологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организация властных отношений – появление государственных образований, раннеклассовых городов-государств, имеющих локальный характер.!
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта