Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Устройство компьютера

  • Представление информации человеком и компьютером Тип информации Человек Компьютер | Числовая 5 00000101 Текстовая А 11000000 Графическая •

  • Информатика и ИКТ. 7 класс_Угринович Н.Д_2010 -173с. Удк 004. 9 Ббк 32. 97 У


    Скачать 4.85 Mb.
    НазваниеУдк 004. 9 Ббк 32. 97 У
    Дата25.03.2022
    Размер4.85 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИнформатика и ИКТ. 7 класс_Угринович Н.Д_2010 -173с.pdf
    ТипУчебник
    #415544
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    УДК 004.9
    ББК 32.97 У
    Угринович Н. Д. у 2 7 Информатика и ИКТ : учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. — е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. — 173 сил Учебник предназначен для изучения курса Информатика и ИКТ» в
    7 классе. Большое внимание уделяется формированию у учащихся практических умений и навыков в области информационных технологий.
    УДК 004.9
    ББК 32.97 По вопросам приобретения обращаться
    (499) 157-6272, e-mail: binom@Lbz.ru http://www.Lbz.ru
    I S B N 978-5-9963-0327-4
    © БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
    Оглавление Рекомендации по использованию учебника 7 Глава 1. Компьютер и программное обеспечение. ^.. 9 1.1. История развития вычислительной техники 9 1.2. Устройство компьютера 15 1.2.1. Центральное устройство компьютера — процессор 15 1.2.2. Устройства ввода информации 16 1.2.3. Устройства вывода информации 21 1.2.4. Оперативная и долговременная память 24 1.2.5. Типы персональных компьютеров 27 1.3. Данные и программы 30 1.4. Файлы и файловая система . , 32 1.4.1. Файл : Г Г Я '
    1.4.2. Файловая система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 4 1.4.3. Архивация файлов и дефрагментация дисков 37 1.5. Программное обеспечение компьютера 38 1.5.1. Системное программное обеспечение 39 1.5.2. Прикладное программное обеспечение 44 1.5.3. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы . . . . . . ; . . 47
    1.6. Графический интерфейс операционных систем и приложений 49 1.6.1. Представление файловой системы с помощью графического интерфейса . . . . . . . . 4 9 1.6.2. Рабочий стол операционной системы 50

    4 Оглавление
    1.6.3. Окна. .". . .7 52 1.6.4. Диалоговые панели 55 1.6.5. Контекстные меню объектов 58 1.7. Компьютерные вирусы и антивирусные программы . . . . 59 Глава 2. Технология обработки графической информации 63 2.1. Растровая и векторная графика 63 2.2. Растровые и векторные графические редакторы 66 2.2.1. Растровые графические редакторы 66 2.2.2. Векторные графические редакторы 67 2.2.3. Сохранение графических файлов в различных форматах 70 2.3. Интерфейс графических редакторов . 71 2.3.1. Область рисования. . . . . , . . . . ... Ц . 7 1 2.3.2. Инструменты рисования и графические примитивы •.'.';.. . . . . . . Л : . . . . . . . . 72 2.3.3. Редактирование рисунка 75 2.3.4. Палитра цветов 78 2.3.5. Текстовые инструменты. . . . . . . . . . . Р 80 2.3.6. Геометрические преобразования 81 2.4. Системы компьютерного черчения 82 2.4.1. Система компьютерного черчения КОМПАС 82 2.4.2. Построение основных чертежных объектов 84 2.5. Компьютерные презентации . 85 2.5.1. Мультимедийные интерактивные презентации 85 2.5.2. Дизайн презентации и макеты слайдов 88 2.5.3. Использование анимации и звука в презентации . . . . 91 2.5.4. Демонстрация презентации 94 Компьютерный практикум. . . . . . 9 8 Практическая работа № 1 Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры . 93 Практическая работа № 2 Работа с файлами с использованием файлового менеджера . у. . • • * • ЮЗ

    4 Оглавление Практическая работа № 3 Форматирование, проверкаи дефрагментация дискеты . . . 106 Практическая работа № 4 Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши 109 Практическая работа № 5 Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти 110 Практическая работа № 6 Знакомство с графическим интерфейсом Windows i .111 Практическая работа № 7 Защита от вирусов обнаружение и лечение 116 Практическая работа № 8 Редактирование изображений в растровом редакторе Paint 120 Практическая работа № 9
    • Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word 122 Практическая работа № 10 Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора
    StarOffice Image . 126 Практическая работа № 11 Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Draw 129 Практическая работа №12 Рисование в векторном редакторе StarOffice Draw 131 Практическая работа № 13 Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях 135 Практическая работа № 14 Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения КОМПАС 138 Практическая работа № 15 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС 140 Практическая работа № 16 Создание анимации, встроенной в презентацию 149

    5 Оглавление Практическая работа №17 Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах . . . . . . . . . . . . . . . 151 Практическая работа № 18 Разработка мультимедийной интерактивной презентации Устройство компьютера 153 Практическая работа № 19 Разработка презентации История развития ВТ с помощью автопилота . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160 Ответы на тестовые задания 169 Словарь компьютерных терминов . . . . . 170
    Рекомендации по использованию учебника
    1. Учебник Информатика входит в состав учебно-мето- дического и программного комплекса, который обеспечивает преподавание курса Информатика и ИКТ» на основе образовательного стандарта и содержит
    • учебники по пропедевтическому курсу информатики Бо-
    сова JI.JI. Информатика и Информатика
    • учебники по основному курсу информатики Угринович

    Н.Д. Информатика, Информатика и Информатика учебники по базовому и профильному курсам Угринович

    Н.Д. Информатика и ИКТ-10. Базовый уровень, Информатика и ИКТ-11. Базовый уровень, Информатика и ИКТ-10. Профильный уровень, Информатика и
    ИКТ-11. Профильный уровень
    • учебное пособие по базовому и профильному курсам
    Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям
    • учебное пособие по элективному курсу Угринович Н.Д. Исследование информационным моделей
    • методическое пособие для учителей Угринович Н.Д. Преподавание курса Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.
    2. Компьютерный практикум в учебнике ориентированна работу в среде операционной системы Windows.
    3. В учебнике используются ссылки на внешние источники информации (учебники и CD-ROM) и на параграфы и пункты самого учебника.
    4. В тексте пособия приняты следующие обозначения и шрифтовые выделения
    • шрифтом Arial выделены имена программ, файлов, папок и дисков.
    • курсивом выделены названия диалоговых панелей, пунктов меню и управляющих элементов (текстовых полей, кнопок и пр) графического интерфейса операционной системы и ее приложений.
    • полужирным шрифтом выделены в тексте важные термины и понятия.
    • подчеркиванием выделены термины, краткое объяснение которых содержится в Словаре компьютерных терминов.

    8 Рекомендации по использованию учебника
    5. Важная информация выделена в тексте восклицательным знаком
    6. Абзацы, содержащие дополнительную интересную информацию, помечены значком ^^ .
    7. Начало выполнения практических заданий обозначается значком Л .
    8. Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете по адресу http://iit.metodist.rn Важная информация Глава 1 Компьютер и программное обеспечение

    1.1. История развития вычислительной техники Вычисления в до электронную эпоху. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические времена. Древнейший метод счета предметов заключался в сопоставлении предметов некоторой группы (например, животных) с предметами другой группы, играющей роль счетного эталона. У большинства народов первым таким эталоном были пальцы (счет на пальцах. Расширяющиеся потребности счета заставили людей использовать другие счетные эталоны (зарубки на палочке, узлы на веревке итак далее — рис. 1.1). Каждый школьник хорошо знаком со счетными палочками, которые использовались в качестве счетного эталона в первом классе. В древнем мире при счете больших количеств предметов для обозначения определенного их количества (у большинства народов — десяти) стали применять новый знак, например зарубку на другой палочке. Первым вычислительным устройством, в котором стал использоваться этот метод, была бак.
    О
    Древнегреческий абак представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая — десятками так далее. Бели в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и до-
    Р и с . 1.1. Первые счетные эталоны

    10 бавляли один камешек в следующем разряде. Римляне усовершенствовали абак, перейдя от песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками рис. 1.2). Рис. 1.2.
    Древнеримский абак Рис. 1.3. Счеты По мере усложнения хозяйственной деятельности и социальных отношений (денежных расчетов, задач измерений расстояний, времени, площадей итак далее) возникла потребность в арифметических вычислениях. Для выполнения простейших арифметических операций (сложение и вычитание) стали использовать абака по прошествии веков счеты (рис. 1.3). Развитие науки и техники требовало проведения все более сложных математических расчетов, ив веке были изобретены механические счетные машины — арифмометры (рис. 1.4). Арифмометры могли не только складывать, вычитать, умножать и делить, но запоминать промежуточные результаты, печатать результаты вычислений итак далее. В середине XIX века английский математик Чарльз Бэб- бидж выдвинул идею создания программно управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, а также устройства ввода и печати. Аналитическую машину Бэббиджа прообраз современных компьютеров) по сохранившимся описаниями чертежам построили энтузиасты из Лондонского музея науки. Аналитическая машина состоит из 4000 стальных деталей иве- сит 3 тонны (рис. 1.5). Рис. 1.5.
    Аналитическая машина Бэб- биджа (реконструкция) Рис. 1.4. Арифмометр середины XX века
    Компьютер и программное обеспечение 11 Вычисления производились Аналитической машиной в соответствии с инструкциями (программами, которые разработала леди Ада Лавлейс (дочь английского поэта Байро- на. Графиню Лавлейс считают первым программистом ив ее честь назван язык программирования АДА. Первыми носителями информации, которые использов&т лись для хранения программ, были перфокарты (рис. 1.6). Программы записывались на перфокарты путем ^ е Щ З ш Ь
    пробития в определенном порядке отверстий в плотных бумажных карточках. Затем перфокарты помещались в Аналитическую машину, которая считывала, расположение отверстий и выполняла вычислите Рис. перфокарты льные операции в соответствии с зак Аналитической машине данной программой. Развитие электронно-вычислительной техники ЭВМ первого поколения. В е годы X X века начались работы по созданию первых электронно-вычисли- тельных машин, в которых механические детали заменили электронные лампы (см. таблицу в конце параграфа. ЭВМ первого поколения требовали для своего размещения больших залов, так как в них использовались десятки тысяч электронных ламп. Такие ЭВМ создавались в единичных экземплярах стоили очень дорого и устанавливались в крупнейших научно-исследовательских центрах. В 1945 году в США была построена машина ENIAC
    (Electronic Numerical I n t e g r a t o r And Computer — электронный числовой интегратор и калькулятора в 1950 году в СССР была создана МЭСМ (Малая Электронная Счетная Машина) (рис. 1.7). ЭВМ первого поколения могли выполнять вычисления со скоростью нескольких десятков тысяч операций в секунду, последовательность выполнения задавалась .. программами. Программы писались на машинном языке, алфавит | которого состоял из двух знаков - Ж и ЯК Р Р В

    22 ; >!, Л- Ш Ш Ш • •'!•!. 'J п- Глава 1 Программы вводились в • J
    e e e e e
    • • • • • * • • • • ЭВМ с помощью перфокарт или перфолент (рис. 1.8), • • • • • • • • • • • • причем наличие отверстия * ? • • • • • • • напер фока рте соотв е т створ и с >
    -j д. Перфолента вал о знаку, а его от сут- с записанной программой ст в и е — знаку О. Результаты вычислений выводились в форме длинных последовательностей нулей и единиц с помощью печатающих устройств. Писать программы на машинном языке и расшифровывать результаты вычислений могли только высококвалифицированные программисты. ЭВМ второго поколения. В е годы XX века были созданы ЭВМ второго поколения, в которых на смену электронным лампам пришли транзисторы (см. таблицу в конце параграфа, которые имеют в десятки и сотни раз меньшие размеры и массу, более высокую надежность и потребляют значительно меньшую электрическую мощность. Такие ЭВМ производились малыми сериями и устанавливались в крупных научно-исследовательских центрах и ведущих высших учебных заведениях. В СССР в 1967 году вступила встрой наиболее мощная в Европе ЭВМ второго поколения БЭСМ-6 (Быстродействующая Электронная Счетная Машина 6) (рис. 1.9), которая могла выполнять 1 миллион операций в секунду. В БЭСМ-6 использовалось 260 тысяч транзисторов, устройства внешней памяти на магнитных лентах для хранения программ и данных, а также алфавитно-цифровые печатающие устройства для вывода результатов вычислений. Работа программистов по разработке программ существенно упростилась, так как стала проводиться при помощи языков программирования высокого уровня (Алгол, Бейсик и другие. Рис. Б Э СМ Компьютер и программное обеспечение
    13 Глава 2. Основы алгоритмизации . . .
    Ли программирования Информатика СЭВ М третьего поколения. Начиная с х годов прошлого века в качестве элементной базы ЭВМ третьего поколения стали использовать интегральные^схемы (см. таблицу в конце параграфа. В интегральной схеме (маленькой полупроводниковой пластине) могли быть плотно упакованы тысячи транзисторов, каждый из которых имел размеры, сравнимые с толщиной человеческого волоса. ЭВМ на базе интегральных схем стали гораздо более компактными, быстродействующими и дешевыми. Такие ми- ни-ЭВМ производились большими сериями и стали доступны для большинства научных институтов и высших учебных заведений (рис. 1.10). Персональные компьютеры. Развитие высоких технологий привело к созданию больших интегральных схем — БИС (см. таблицу в конце параграфа, включающих десятки тысяч транзисторов. Это позволило приступить к выпуску компактных персональных компьютеров, доступных для массового пользователя. Первый персональный компьютер П (дедушка современных компьютеров Macintosh) был создан в
    1977 году. В 1982 году фирма IBM приступила к изготовлению персональных компьютеров IBM PC (дедушки современных 1ВМ-совмести- мых компьютеров. Современные персональные компьютеры компактны и обладают в тысячи раз большим быстродействием по сравнению с первыми персональными компьютерами (могут выполнять несколько миллиардов операций в секунду. Ежегодно в мире производится почти 200 миллионов компьютеров, доступных по цене для массового потребителя. Рис. 1.10.
    Мини- ЭВМ Рис. 1.11. Первый персональный компьютер Apple II

    14 Глава 1 Рис. Современный персональный компьютер Контрольные вопросы. Используя текст параграфа и таблицу, ответьте на вопросы
    • Почему современные персональные компьютеры в сотни раз меньше, но при этом в сотни тысяч раз быстрее ЭВМ первого поколения
    • Почему современные персональные компьютеры стали доступны для массового потребителя Компьютерный практикум. Практическая работа № 1.
    « g j j Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры
    Компьютер и программное обеспечение
    15
    1.2. Устройство компьютера
    1.2.1. Центральное устройство компьютера -процессор Человек воспринимает информацию с помощью различных органов чувств зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Более 80% всей информации человек воспринимает с помощью зрения, причем числовая информация представляется с помощью цифр, текстовая — с помощью букв, графическая с помощью элементов изображения различных цветов. Звуковая информация воспринимается человеком как звуки различной тональности и громкости. Компьютер может производить вычисления, редактировать тексты, преобразовывать графические изображения и звуковые записи. Для того чтобы компьютер мог обрабатывать такие различные типы информации, она преобразуется в одинаковую цифровую форму. В машинном языке компьютера имеются только две цифры (0 и 1), поэтому любая информация представляется и обрабатывается в компьютере в форме последовательностей нулей и единиц. В табл. 1.1 приведены примеры представления человеком и компьютером числа 5, буквы А, точки черного цвета и звука максимальной громкости. Таблица 1.1. Представление информации человеком и компьютером Тип информации Человек Компьютер
    | Числовая
    5 00000101 Текстовая А
    11000000 Графическая

    00000000 Звуковая Звук максимальной громкости
    11111111 Центральным устройством компьютера, которое обрабатывает информацию, является процессор. Процессор аппаратно реализуется в форме электронного устройства на базе БИС и обрабатывает информацию в цифровом компьютерном коде в форме последовательностей электрических импульсов (нет импульса — «0», есть импульс —
    «1») (рис. 1.13).

    16 Глава 1 Рис. 1.13. Обработка информации в процессоре Человек не воспринимает информацию в форме электрических импульсов и плохо понимает ее в форме последовательностей нулей и единиц. Поэтому для обеспечения взаимодействия человека и компьютера необходимы устройства ввода и вывода информации.
    1. Говоря о процессоре, часто употребляют слова много и маленький. К каким характеристикам процессора относятся эти термины
    2. Представленую в какой форме информацию различных типов обрабатывает компьютер
    3. Почему в составе компьютера необходимо иметь устройства ввода и вывода информации
    1.1. Задание с выборочным ответом. Процессор обрабатывает информацию, представленную
    1) в десятичной системе счисления
    2) на английском языке
    3) на русском языке
    4) на машинном языке (в двоичном коде. Компьютерный практикум. Практическая работа № 1. sbQ Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры
    1.2.2. Устройства ввода информации В состав компьютера входят устройства ввода информации, которые переводят информацию с языка человека на машинный язык компьютера.
    Компьютер и программное обеспечение
    17 Клавиатура. Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы (рис. 1.14). Рис. 1.14. Клавиатура
    Алфавитно-цифровые клавиши (49 клавиш, включая клавишу Пробели клавишу перевода строки {Enter}) размещаются в центре клавиатуры. На каждой клавише нанесены два символа на алфавитной — русская и латинская буквы, на цифровой — цифра и символ. Переключение между русской раскладкой и латинской раскладкой клавиатуры производится нажатием комбинации специальных клавиш. Клавиши редактирования и листания документа (7 клавиш) размещаются справа от алфавитно-цифровых клавиши позволяют вставлять символы (клавиша {Insert}), удалять символы (клавиши {Backspace} и {Delete}), а также перемещаться по документу. Клавиши управления курсором (4 клавиши со стрелочками) размещаются в нижней правой части клавиатуры и предназначены для перемещения курсора. Специальные клавиши (12 клавиш) размещаются вверх- нем, левом и нижнем рядах и предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр (клавиши {CapsLock} и
    {Shift}), прямого воздействия на функционирование компьютера (клавиши {Esc}, {Pause}, {Ctrl}, {Alt}) и другие. Функциональные клавиши (12 клавиш от {F1} до {F12}) занимают верхний ряд клавиатуры и предназначены для выбора или изменения режима работы некоторых программ. клавиши (3 клавиши) размещаются в нижнем ряду между клавишами {Ctrl} и {Alt} и предназначены для работы с графическим интерфейсом операционной системы
    Windows.

    16 Глава 1 Рис. Обработка информации в процессоре Человек не воспринимает информацию в форме электрических импульсов и плохо понимает ее в форме последовательностей нулей и единиц. Поэтому для обеспечения взаимодействия человека и компьютера необходимы устройства ввода и вывода информации.
    1. Говоря о процессоре, часто употребляют слова много и маленький. К каким характеристикам процессора относятся эти термины
    2. Представленую в какой форме информацию различных типов обрабатывает компьютер
    3. Почему в составе компьютера необходимо иметь устройства ввода и вывода информации
    1.1.
    Задание с выборочным ответом Процессор обрабатывает информацию, представленную
    1) в десятичной системе счисления
    2) на английском языке
    3) на русском языке
    4) на машинном языке (в двоичном коде. Компьютерный практикум. Практическая работа № 1.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта