Главная страница

экзамен. Вопросы к экзамену фонетика


Скачать 353.35 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену фонетика
Анкорэкзамен
Дата17.11.2022
Размер353.35 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэкзамен.docx
ТипВопросы к экзамену
#795300
страница1 из 4
  1   2   3   4

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Фонетика

  1. Фонетика как лингвистическая наука. Предмет и задачи фонетики, ее единицы.

Ф о н е т и к а (греч. рhone ‗звук‘, phonetikos ‗звуковой‘) – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.
Предметом исследования фонетики являются звуки, способы их образования, их акустические свойства, закономерности звуковых изменений в потоке речи. В отличие от других лингвистических дисциплин фонетика занимает особое положение, поскольку она изучает языковые единицы – звуки, природа которых материальна. Звуковая сторона – это особо значимая форма существования языка, позволяющая передавать наши мысли друг другу. Таким образом, мысль человека с самого начала реализуется посредством звуков. В звуках материально овеществлён язык
Перед фонетикой ставятся следующие задачи:

- установить звуковой состав данного языка в определенный период его развития;

- изучить его в статическом состоянии или изучить эволюцию и развитие звуковой стороны на протяжении ряда эпох истории этого языка;

- определить последовательные изменения звуков речи и выяснить причины этих изменений;

- изучить фонетические явления данного языка в сравнении с фонетическими явлениями других родственных языков;

- исследовать звуковые структуры двух и более языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Единицы фонетики делятся на с е г м е н т н ы е (или л и н е й н ы е) и с у п е р с е г м е н т н ы е (или н е л и н е й н ы е).
С е г м е н т н ы м и (от лат. segmentum ‗отрезок‘) называются такие единицы фонетики, которые располагаются последовательно друг за другом. Такими единицами являются звук, слог, фонетическое слово, речевой такт (синтагма) и фраза.З в у к – это наикратчайшая единица членения речевого потока, образуемая за одну артикуляцию.
С л о г – звук или сочетание звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха
Ф о н е т и ч е с к о е с л о в о – часть речевого потока, объединенная одним ударением. В предложении А вокруг тишина и покой три фонетических слова: а-вокруг, тишина, и-покой. Как видно из приведѐнного примера, фонетическое слово может совпадать с лексемой (вокруг, тишина) и не совпадать. Фонетические слова а-вокруг, и-покой состоят из двух лексем и объединены одним ударением. Это объясняется тем, что служебные слова в основном лишены самостоятельного ударения и образуют со знаменательным словом одно фонетическое слово: у-окна, пришел-бы, а-в-лесу.
Речевые отрезки как непрерывные потоки звуков, заключающие относительно законченную мысль и интонационно законченные, называются ф р а з а м и. Так, предложение В небе радуга сияет, розы дождиком омыты, солнце в зелени играет, кудри золотом покрыты (И.Никитин) посредством паузы членится на четыре отрезка: В небе радуга сияет // розы дождиком омыты // солнце в зелени играет // кудри золотом покрыты, каждый из которых несет относительно законченную мысль и объединяется общей интонацией. В этом предложении четыре фразы.
Фраза в свою очередь может члениться на более мелкие фонетические единицы – р е ч е в ы е т а к т ы, или с и н т а г м ы. Так, первая часть приведѐнного предложения может произноситься с паузой В небе / радуга сияет, однако эта пауза не такая продолжительная, как межфразовая. Короткие фразы могут не делиться паузами на речевые такты: Мечта остается мечтой (В. Солоухин).
Помимо сегментных единиц в звучащей речи выделяются с у п е р с е г м е н т н ы е (лат. super ‗сверху, над‘ + segmentum ‗отрезок‘) е д и н и ц ы, которые не существуют отдельно от звуков речи (сегментов), а помогают в их определении, в выражении того или иного высказывания. Это у д а р е н и е и и н т о н а ц и я. Они как бы накладываются на сегментные отрезки.

  1. Три аспекта изучения звуков. Гласные и согласные звуки.

Звуки – это материально-чувственная обложка языка, его материал. Звуки - первичны, буквы – вторичны.

Буквы – это условные графические символы для обозначения звуков.

Звуки материальны, имеют физическую природу. Их можно изучать в 3 аспектах:

1.Физический – изучение акустической характеристики звуков речи (высота, сила, долгота, тон, шум, тембр).

2.Физиологический – изучение процесса образования звуков, их артикуляционная характеристика.

3.Функциональный, или лингвистический – изучение звуков с точки зрения их функций и места в системе языка.

В соответствии с этими аспектами выделяют акустическую, артикуляционную и функциональную фонетику.

Звуки речи — это особые звуки, произносимые человеком при устном общении. Они используются для создания слов и частей слова. По особенностям своего образования и звучания звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Поэтому гласные звуки состоят только из голоса. Гласные звуки образуют в русском языке слоги (являются слогообразующими).

В русском языке под ударением выделяют 6 гласных звуков: [а́], [о́], [и́], [ы́], [э́], [у́].

При образовании согласных звуков воздух встречает в полости рта какую-либо преграду (сомкнутые губы, прижатый к зубам язык и т. д.). Согласные звуки состоят из голоса и шума (звонкие) либо только из шума (глухие). Согласные звуки в русском языке не способны образовывать слоги.

В русском языке 36 согласных звуков:

Это все согласные звуки только твердые и мягкие.

Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных

По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.

Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.

Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.

[б] — [б’] [л] — [л’] [т] — [т’] [в] — [в’] [м] — [м’] [ф] — [ф’] [г] — [г’]

[н] — [н’] [х] — [х’] [д] — [д’] [п] — [п’] [з] — [з’] [р] — [р’]

[к] — [к’] [с] — [с’]

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости.

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].

Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].

Мужик — [мужы́к] (здесь после всегда твердого Ж звучит [ы]).

Учил — [уч’и́л] (здесь после всегда мягкого Ч звучит [и]).

В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.

Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].



  1. Артикуляционная фонетика. Речевой аппарат, его устройство.

Артикуляционная фонетика – это раздел фонетики, которое изучает артикуляцию и способы, которыми люди производят речь.

На звуки речи смотрят как на результат работы органов произношения, вводится понятие «речевой аппарат».

Речевой аппарат – совокупность органов человека, необходимых для производства речи. В человеческом организме нет органов, специально существующих исключительно для образования звуков речи. Для образования звуков служит целый ряд органов, выполняющих прежде всего другие жизненно важные функции в человеческом организме. В результате длительной эволюции человек приспособил эти органы для произношения.

Весь речевой аппарат можно условно разделить на три участка с точки зрения различных функций в звукообразовании:

1) дыхательные органы;

2) гортань (с расположенными в ней голосовыми связками);

3) надгортанные полости.

Рассмотрим каждый отдел речевого аппарата подробнее.

1. Дыхательные органы.

К дыхательным органам относятся легкие (2), бронхи (2), трахея.

Для нормального голосообразования и звукообразования нужна воздушная струя, выдыхаемая из легких.

Струя воздуха проходит далее через гортань, в которой находятся голосовые связки.

2. Гортань. Гортань с голосовыми связками, расположенными в ней, обеспечивает образование голоса, это «голосообразующий» участок речевого аппарата.

При произношении звуков различают следующие основные положения голосовых связок:

1) связки расслаблены и не вибрируют. Образуются глухие согласные;

2) связки сближены, натянуты, ритмично вибрируют. Голосовая щель узкая, почти закрыта. Произносятся гласные;

3) связки натянуты, вибрируют, но неритмично. Образуются сонорные согласные, звонкие согласные. Причем при образовании сонорных согласных степень натяжения голосовых связок больше, голосовая щель уже.

 

3. Надгортанные полости (полости глотки, рта и носа) – то, что расположено выше гортани, над гортанью. Это «звукообразующий» участок речевого аппарата.

Гортань переходит в глотку (фаринкс), глотка – в ротовую полость и в носовую полость (носоглотку). Эти две полости разделяет нёбо. Выделяется переднее небосреднее (твердое, палатум), заднее (мягкое, велум). Мягкое небо заканчивается маленьким язычком (увулой). Мягкое нёбо вместе с маленьким язычком называется небной занавеской.

Надгортанные полости выполняют роль резонатора, т.е. такого устройства, которое служит для усиления звуков и придания им характерной окраски. Именно здесь происходит окончательное оформление звука.

Полость носа не может менять своей формы. Если звук идет через носовую полость (при опущенной небной занавеске), получаются носовые звуки. При приподнятой небной занавеске воздушная струя проходит через ротовую полость, образуются неносовые звуки.

Полость рта может всячески менять свою форму. Подвижность языка, губ, нижней челюсти позволяет придать резонатору различный объем и неодинаковую форму. Например, при произнесении звука [и] резонатор маленького объема и по форме он более узкий, чем при произнесении [а]. Поэтому тембр этих гласных разный. Благодаря изменению объема и формы резонатора мы можем произнести множество различных звуков.

В ротовой полости различаются активные и пассивные органы.

Активные органы – органы, способные производить самостоятельные звуки. К ним относятся губы, язык, небная занавеска, увула.

Пассивные органы: зубы, небо переднее и среднее.

Самым активным органом речи является язык. Его условно можно разделить на 3 части: кончик языка, спинка языка (включает переднюю, среднюю, заднюю части), корень языка. При образовании звуков речи активна спинка языка.

Движения и положения органов речи при образовании того или иного звука называются артикуляцией.

  1. Артикуляционная классификация гласных звуков.

Классификация гласных звуков производится в зависимости от места подъема языка в ротовой полости (движение по горизонтали), степени подъема той или иной его части к нѐбу (движение по вертикали), а также участия губ в звукообразовании.

  1. По месту подъѐма языка гласные делятся на три группы: 1) гласные переднего ряда – [и], [э]; 2) гласные среднего ряда – [ы], [а]; 3) гласные заднего ряда – [у], [о].

При образовании гласных переднего ряда весь язык сильно продвигается вперед. Передняя и средняя спинки языка поднимаются к твѐрдому нѐбу.

При образовании гласных среднего ряда язык поднимается к твѐрдому нѐбу в своей средней части, хотя место подъѐма спинки языка может меняться (могут подниматься и передне-средняя и средне-задняя части спинки языка).

При образовании гласных заднего ряда весь язык отодвигается назад, и задняя часть спинки языка поднимается в той или иной степени к мягкому нѐбу.

  1. По степени подъѐма языка выделяют: 1) гласные верхнего подъѐма – [и], [ы], [у]; 2) гласные среднего подъѐма – [э], [о]; 3) гласный нижнего подъѐма

– [а].

Гласные верхнего подъѐма образуются при более высоком подъѐме спинки языка, чем другие гласные того же ряда.

При образовании гласного нижнего подъѐма спинка языка почти не поднимается, язык лежит почти плоско.

При образовании гласных среднего подъѐма подъем спинки языка не такой высокий, как у гласных верхнего подъѐма, и не такой низкий, как у гласных нижнего ряда.

  1. По участию губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Лабиализованными являются два звука –

[о] и [у]: при образовании звука [о] губы округляются, при образовании звука [у] – сильно вытягиваются вперѐд.

 

Таблица 1. Общая классификация гласных звуков

 

Подъѐм

Ряд

передний

средний

задний

Верхний

и

ы

у

Средний

э

 

о

Нижний

 

а

 

Лабиализаци

я

Нелабиализованные

Лабиализованн

ые



  1. Артикуляционная классификация согласных звуков русского языка.

При образовании согласных звуков воздух обязательно встречает преграду на своем пути в ротовой полости. При преодолении этой преграды воздушной струей образуется шум, но может присутствовать и голос.

Классификация согласных звуков проводится по четырѐм признакам: 1) по соотношению в их образовании голоса и шума; 2) по месту образования шума; 3) по способу образования шума; 4) по дополнительной артикуляции (наличию или отсутствию палатализации).

  1. По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на шумные и сонорные (от лат. sonorus ‗звучный‘). С о н о р н ы м и называются согласные звуки, при образовании которых голос преобладает над шумом. К ним относятся [м], [м‘], [н], [н‘], [л], [л‘], [р], [р‘], [j]. По степени звучности сонорные звуки приближаются к гласным.

Ш у м н ы м и называются согласные, при образовании которых шум преобладает над голосом (степень участия голоса может быть либо мала, либо сведена к нулю). Шумные согласные делятся на две группы – звонкие и глухие. Звонкие согласные образуются при участии голоса и шума, но с преобладанием шума; глухие согласные состоят только из шума.

К звонким согласным относятся: [б], [б‘], [в], [в‘], [г], [г‘], [д], [д‘], [ж], [ж‘], [з], [з‘].

К глухим согласным относятся следующие: [п], [п‘], [ф], [ф‘], [к], [к‘], [т],

[т‘], [ш], [ш‘], [с], [с‘], [х], [х‘], [ц], [ч‘].

Звонкие и глухие согласные образуют пары: [б] – [п], [б‘] – [п‘], [в] – [ф], [в‘] – [ф‘], [г] – [к], [г‘] – [к‘], [д] – [т], [д‘] – [т‘], [з] – [с], [з‘] – [с‘], [ж] – [ш], [ж‘] – [ш‘].

Не имеют пар глухие согласные [х], [х‘], [ц], [ч‘].

 

  1. При классификации согласных по месту образования шума принимается во внимание работа активных органов речи. В зависимости от этого согласные делятся на губные и язычные.

Г у б н ы е с о г л а с н ы е образуются в результате смыкания губ либо сближением нижней губы с верхними зубами. В связи с этим губные согласные делятся: 1) на г у б н о-г у б н ы е (б и л а б и а л ь н ы е, от лат. labia ‗губа‘). Это звуки [б], [б‘], [п], [п‘], [м], [м‘]; 2) г у б н о-з у б н ы е – [в], [в‘], [ф], [ф‘].

Я з ы ч н ы е с о г л а с н ы е образуются в результате подъѐма определѐнной части языка к верхнему нѐбу. В связи с этим выделяют п е р е д н е я з ы ч н ы е, с р е д н е я з ы ч н ы е и з а д н е я з ы ч н ы е согласные.

Переднеязычные согласные звуки образуются в результате смыкания передней части языка с его кончиком либо сближения с пассивными органами – зубами или передним нѐбом. В зависимости от того, к какому пассивному органу речи поднимается передняя часть языка, переднеязычные согласные делятся на зубные и передненѐбные. К п е р е д н е я з ы ч н ы м з у б н ы м относятся звуки [д], [д‘], [т], [т‘], [з], [з‘], [с], [с‘], [л], [л‘], [н], [н‘], [ц]; п е р е д н е я з ы ч н ы м и п е р е д н е н ѐ б н ы м и являются согласные [ж], [ж‘], [ш], [ш‘], [р], [р‘], [ч‘].

Среднеязычный согласный [j] образуется в результате подъѐма средней части языка к среднему нѐбу. По пассивному органу его называют средненѐбным, или палатальным (от лат. palatum ‗твердое нѐбо‘).

Заднеязычные согласные образуются артикуляцией задней части языка по направлению к задней части твѐрдого (или мягкого) нѐба. Это звуки [г], [г‘], [к], [к‘], [х], [х‘].

  1. При делении согласных по способу образования учитывается один из способов артикуляции (смычка, щель или вибрация). Исходя из этого согласные делятся на следующие группы:

  1. С м ыч н ы е, или в з р ы в н ы е, м г н о в е н н ы е. Это звуки [б], [б‘], [п], [п‘], [д], [д‘], [т], [т‘], [г], [г‘], [к], [к‘]. При образовании этих звуков происходит плотное смыкание органов речи, а воздушная струя разрывает преграду взрывом, мгновенно.

  2. Щ е л е в ы е, или ф р и к а т и в н ы е (от лат. fricatio ‗трение‘), а с п и р а н т ы. К ним относятся [в], [в‘], [ф], [ф‘], [з], [з‘], [с], [с‘], [ж], [ж‘], [ш], [ш‘], [j], [х], [х‘]. При образовании щелевых согласных происходит сближение активного и пассивного органов произношения, образуется щель, и воздушная струя длительно трѐтся о еѐ край.

  3. С м ы ч н о-щ е л е в ы е, или с м ы ч н о-ф р и к а т и в н ы е, с л и т н ы е, а ф ф р и к а т ы (от лат. affricata ‗притѐртая‘). Их произношение состоит из двух элементов – смычки и щели, которые следуют друг за другом последовательно, без паузы, и сливаются в один звук. К аффрикатам относится звук [ц], начинающийся как взрывной [т] и заканчивающийся как щелевой [с], и

 

звук [ч‘], начинающийся как взрывной [т] и заканчивающийся как щелевой [ш‘].

  1. С м ы ч н о-п р о х о д н ы е. Они характеризуются полным смыканием органов речи и одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, выделяют смычно-проходные носовые, или назальные, согласные ([м], [м‘], [н], [н‘]) и боковые, или латеральные, ртовые, согласные ([л], [л‘]).

  2. Д р о ж а щ и е, или в и б р а н т ы (от лат. vibrans, vibrantis ‗дрожащий, колеблющийся‘). К ним относятся согласные звуки [р], [р‘]. При их образовании происходит дрожание (вибрация) загнутого кверху кончика языка при прохождении воздушной струи.

4. По наличию или отсутствию палатализации согласные звуки делятся на непалатализованные (твердые) и палатализованные (мягкие) (от лат. palatum ‗нѐбо‘). Н е п а л а т а л и з о в а н н ы м и называются согласные звуки, при образовании которых к основной артикуляции присоединяется дополнительная: подъѐм задней части спинки языка к мягкому нѐбу: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. При произношении п а л а т а л и з о в а н н ы х согласных ([б‘], [в‘], [г‘], [д‘], [ж‘], [з‘], [к‘], [л‘], [м‘], [н‘], [п‘], [р‘], [с‘], [т‘], [ф‘], [х‘], [ш‘]) дополнительная артикуляция иного плана: передняя или средняя часть спинки языка поднимается к твѐрдому нѐбу. Особое место занимает всегда мягкий, палатальный, согласный звук [j]. В его образовании участвует только основная артикуляция – подъем средней части языка к средней части твѐрдого нѐба.

Непарными твердыми согласными являются звуки [ж], [ш], [ц], непарными мягкими – [ж‘], [ш‘], [ч‘], [j].



  1. Понятие фонетической позиции. Сильные и слабые позиции звуков. Позиция звука и его качество. Фонетические процессы в области гласных звуков.

Фонетическая позиция – позиция звука, где звук может изменять своё качество под влиянием соседних звуков или взаимно меняться, определяя тем самым особенности звуковой системы языка.
Фонетическая позиция звука обусловлена его положением в слове. Если звук занимает позицию максимального различения, то это сильная позиция. Если же звук занимает позицию, в которой выступает не весь набор отличительных признаков, то это слабая позиция.
Сильной позицией для гласных является употребление их в ударяемом слоге; слабой – употребление их в безударном слоге.
Согласные могут быть сильными и слабыми по твѐрдости – мягкости, глухости – звонкости. Если они слабые по обоим признакам, то их считают абсолютно слабыми.

Позиция устанавливается лишь для парных по признакам глухости – звонкости, твѐрдости – мягкости.

Сильной по звонкости – глухости является позиция:

  1. перед гласными: куст – густ, пел – бел;

  2. перед сонорными: слой – злой, игра – икра;

  3. перед звуком [в]: свой, звонок.

В других позициях согласные, парные по глухости – звонкости, выступают как слабые и не различаются.

Сильной по твѐрдости – мягкости является позиция:

  1. в абсолютном конце слова твѐрдые и мягкие согласные звуки сохраняют свое качество: плот – плоть, угол – уголь, вес – весь;

  2. перед гласными, кроме [э]: мал – мял, пил – пыль, быть – бить;

  1. для звука [л] всегда сильная позиция: полка – полька;

  2. для переднеязычных зубных [д], [т], [з], [с] перед заднеязычными и твѐрдыми губными [б], [п], [м], [в], [ф]: отметка – отметь-ка, изба – резьба.

Во всех остальных положениях согласные, парные по твѐрдости мягкости, не различаются, находятся в слабой позиции.

Области гласных и согласных

Основной фонетический процесс в области гласных – это редукция безударных гласных а, о, э в слове и другое их звучание. Термин редукция означает сокращение, краткость.

Например:

трава [трăвá]

вáнна [ванъ] (н – долгий звук, выделяется символом ˉ сверху)

потолóк [пътăлóк]

хóлодно [хóлъднъ]

[Ъ] – «ер» - знак редуцированного гласного в русской транскрипции после твердого согласного звука.

Например:

потолóк [пътăлóк]

хóлодно [хóлъднъ]

[Ь] – «ерь» - знак редуцированного гласного в русской транскрипции после мягкого согласного звука.

Например:

человек [ч’ьлăв’э׳к]

море [мóр’ь]

  1. Фонетические процессы в области согласных звуков.

Основные фонетические процессы в области согласных – это оглушение в абсолютном конце слова, ассимиляция и диссимиляция согласных.

1. Оглушение в абсолютном конце слова.

В русском языке звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются.

Например:

сад [сат]

2. Ассимиляция согласных.

Сам термин «ассимиляция» латинского происхождения, означает – уподобление, поглощение. Применительно к языку – это уподобление одного звука другому звуку (подробнее см. глоссарий).

Ассимиляция по глухости – это когда звонкий согласный внутри слова перед глухим тоже оглушается.

Например:

лодка [лóткъ]

Ассимиляция по звонкости – это когда глухой согласный внутри слова перед звонким согласным тоже озвончается.

Например:

просьба [прóз’бъ]

Ассимиляция по мягкости– это когда твердый согласный, стоящий перед мягким, смягчается.

Например:

дверь [д’в’эр’]

Ассимиляция согласных может быть полной, когда два согласных сливаются в один долгий звук.

Например:

сшил [шыл] (ш – долгий звук, выделяется символом ˉ сверху)

3. Диссимиляция согласных.

Термин диссимиляция (латинского происхождения) – это расподобление согласных однородной артикуляции (см. глоссарий).

Например:

лёгкий [л’óх’к’и’и]

  1. Фонетическое членение речи. Фонетическая фраза, фонетический такт, фонетическое слово.

Человеческая речь представляет собой поток звуков. Этот звуковой поток членится на отрезки, на отдельные единицы. Они выделяются при помощи различных фонетически средств, чаще всего при помощи пауз и ударения. Выделяют следующие отрезки звукового потока: фраза, фонетическая синтагма (или такт), фонетическое слово (оно может отличаться от лексического), слог, звук. Самым крупным отрезком фонетического членения речи является фраза.

Фраза – это отрезок речи, для которого характерна особая интонация и фразовое ударение. Фразы отделяются друг от друга достаточно длинными паузами. Границы между ними обозначаются двумя вертикальными чертами (//)

Например:

Жарко веет ветер душный//Солнце руки обожгло//

Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Фраза и предложение – это не одно и то же. Фраза – это фонетическая единица, предложение – синтаксическая. Их границы могут не совпадать. Например: Ветры кротко стихли//, яркий свет зовет меня домой. Одно предложение содержит две фразы. Фраза членится на речевые синтагмы, или такты.
Речевой такт – это часть фразы, имеющая смысл и отделенная небольшой паузой. Для речевого такта характерна особая интонация и тактовое ударение. Паузы между тактами гораздо короче межфразовых. Границы тактов обозначаются одной вертикальной чертой. Выделение тактов обусловлено намерением говорящего, тем смыслом, который он хочет передать, поэтому возможно несколько вариантов членения на такты одной и той же фразы.

Например:

В последний раз мы встретились тогда/ на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда на набережной.

В последний раз/ мы встретились тогда/ на набережной.

Итак, членение на фразы и такты связано со смысловым и синтаксическим членением. Кстати, при диктовке текста диктующий членит фразы на такты.

Речевой такт может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово – это отрезок звукового потока, объединенный одним словесным ударением. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово. В данном случае фонетическое слово совпадает с лексической единицей. Однако фонетические слова могут не совпадать с лексемами. Во фразе Самые темные дни в году предложно-падежная форма в году представляет собой одно фонетическое слово, хотя состоит из двух лексических единиц, объединенных одним словесным ударением. В русском языке не все слова могут иметь ударение.

Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Безударное слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.

  1. Понятие слога. Различные теории слога. Слогораздел в русском языке.

Слог – минимальная фонетико-фонологическая единица, промежуточная

между звуком и речевым тактом. «Сферой обитания слога» является речевой

такт.

В артикуляционном отношении слог нечленим и поэтому его считают

минимальной произносительной единицей.

Существуют разные точки зрения на определение сущности слога и

установлению принципов слогоделения. Разные подходы к определению

слога зависят от того, какая сторона речи принимается во внимание –

артикуляционная или акустическая.

С артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков,

которое произносится одним выдыхательным толчком.

С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем

верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, ее звучание.

С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью

звучности рядом стоящих звуков.

Существуют 4 теории слога.

1)Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком

выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя

свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам

этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой

Василий Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая теория: слоговой звук - самый сильный, интенсивный. Это

теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия).

Слог – импульс мускульного напряжения.

Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в

порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают

гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда

глухие согласные (тсс).

Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее

звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10

ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3

ступеней:

1.наименее звучные (шумные)

2.более звучные (сонорные)

3.максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

4)Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе

«согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный».  Г/

ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения

составляют конечные слоги – слог может закрываться J.

В современном русском языкознании наиболее признана сонорная

теория слога, основанная на акустических критериях

  1. Русское словесное ударение, его позиционные свойства. Функции ударения в русском языке.

Ударение – это суперсегментная фонетическая единица, которая накладывается на сегментную единицу – фонетическое слово – и является его организатором. По-другому, словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.
1. Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог характеризуется изменением высоты тона (как, например, в китайском языке).

2. Вторая особенность русского ударения — его разноместность. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Например, выпустить, домик, (начальный слог), дорога, столовая (срединный (второй) слог) дела, дорогой, распространять (конечный слог). Ударение не закреплено на определенном слоге. Такое ударение еще называют свободным.

3. Третьей особенностью русского ударения является его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением (96% русских слов), которое может всегда находиться или на основе (например, делать, делаю, делаем, делал и т.д.), или на окончании (например, статья, статьи, статье, статьям и т.д.). В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании (например, сниму, снимешь, снимет, снимем, сняла, сняли и т.д.)
Функции:
Смысловая — функция, которая позволяет узнать значение слова, если при перестановке ударение на другой слог может измениться смысл слова. (ужЕ помыл — ручей Уже реки)
Произносительная — функция, которая помогает правильно и отдельно от других произносить слова. Эту роль ударение выполняет всегда.

  1. Интонация, ее компоненты и функции. Основные интонационные конструкции в русском языке.

И н т о н а ц и я − это изменение динамики тона (повышение или понижение), окрашивающего высказывание. В понятие интонации также включают изменение темпа речи (ускорение и замедление произношения), тембра высказывания (он зависит от целевой установки и может быть ―радостным‖, искренним‖, ‖игривым‖, ―весѐлым‖, ―мрачным‖ и т.п.), ритма речи (соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов), интенсивности (силы) звучания, а также паузы и ударение. Однако главным в интонации является тон, а остальные элементы − сопутствующие.
Интонация не только членит речевой поток на отдельные части, но и участвует в выражении смысла, эмоций и чувств. Так, один и тот же отрезок звучащей речи в зависимости от характера интонации может иметь различные значения.
ИК-1 − понижение тона происходит на гласном центра; тон постцентровой части ниже предцентровой (употребляются чаще всего в повествовательных предложениях), сравн.: Он отдыхал в Сочи; Бойцы вспоминают минувшие дни.

ИК-2 − гласный центра произносится в пределах предцентра; тон постцентра чуть ниже среднего уровня (употребляются в вопросительных предложениях с вопросительным словом или с разделительным союзом или, а также в призывах, лозунгах, обращениях), сравн.: Какая сейчас лекция? Где вы учились? Он пойдѐт или поедет? Будьте внимательны! Здравствуйте!

ИК-3 − гласный центра произносится с резко восходящим движением тона (выше предцентра); уровень тона постцентровой части ниже центра (наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова), сравн.: Он уехал? Миша пошѐл в кино? Вы не хотите учится?

ИК-4 − на гласном центра нисходящее или нисходяще-восходящее движение тона (выше предцентра); в постцентре уровень тона выше центра (наиболее часто употребляется в вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а, а также в вопросительно-требовательных конструкциях, сравн.: А вы? А ты что делаешь? Ваш паспорт? Фамилия?

ИК-5 − имеет 2 интонационных центра: на гласном первого центра движение тона восходящее, на гласном второго центра – нисходящее ; между центрами тон выше среднего, в постцентре – ниже среднего (употребляется при выражении высокой степени проявления признака, состояния, действия), сравн.: Какие красоты! Настоящая сказка! Как он дирижирует!

ИК-6 − на гласном центра восходящее движение тона; уровень тона в постцентре выше среднего (употребляется в высоком, торжественном стиле, выражает большую степень проявления признака (чаще во фразах без местоименных слов), сравн.: Море! Парусы! Корабли! Чайки!

ИК-7 − направление тона в центре восходящнее, уровень тона в центре выше предцентра, а в постцентре − ниже предцентра; в отличие от ИК-3 гласный центра заканчивается смычкой голосовых связок (употребляется при усилении оценки, а также экспрессивном отрицании), сравн.: Какой он учѐный! (в значении ―слабый учѐный‖); Спокойствие! Тишина!

  1. Функциональный аспект изучения звукового строя языка. Звук и фонема.

Звук, произносимый в речи,— это не только колебание воздушной среды и не только результат работы наших произносительных органов. Звук этот выполняет определенные функции в языке и речи, и в этом своем качестве он является, как мы уже говорили выше, определенной единицей — фоном в потоке речи и фонемой в системе языка. В сочетании с другими звуками он выступает как материальное, чувственно воспринимаемое средство закрепления и выражения мысли, как экспонент или составная часть экспонента языкового знака. Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова и т. д.) материализуются в звуках, произносимых говорящим и воспринимаемых слушающим.
Для языковедения именно эта, функциональная сторона является самой важной.
Звук - это самая малая единица речи, которая звучит.
Фонема –это звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону, звучание) разных слов и морфем.
Фонемы не могут быть непосредственно отождествлены со слышимыми и произносимыми людьми в процессе речевого общения звуками. Фонемы представляют собой единицы звукового строя языка, тогда как слышимые и произносимые людьми конкретные звуки - это явления индивидуальной речи. В то же время реальностью, непосредственно данной человеку в восприятии, оказываются именно звуки. И эти слышимые и произносимые людьми в процессе речевого общения звуки представляют собой способ обнаружения и существования фонем. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

  1. Понятие орфоэпии. Историческая основа русского литературного произношения. Основные нормы русского литературного произношения в области гласных и согласных звуков.

Орфоэпия от греч. orthos – прямой, правильный, epos – речь. Это совокупность правил нормативного литературного произношения.

  1   2   3   4


написать администратору сайта