Главная страница
Навигация по странице:

  • Краткое содержание теоретического курса

  • Введение в ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

  • 1. Исследовательские способности

  • 2. Организаторские способности

  • 3. Коммуникативные способности

  • 4. Конструктивные способности

  • СКД. Вопросы к экзамену по курсу Социальнокультурная деятельность Рекомендуемая литература по социальнокультурной деятельности


    Скачать 242.44 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену по курсу Социальнокультурная деятельность Рекомендуемая литература по социальнокультурной деятельности
    АнкорСКД.docx
    Дата23.02.2017
    Размер242.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСКД.docx
    ТипВопросы к экзамену
    #3033
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Гимазетдинова О.В.

    2009-2010 учебный год

    «Социально-культурная деятельность»

    (тексты лекций, вопросы к экзамену, литература для подготовки)
    Краткое содержание теоретического курса

    • Введение в теорию СКД: объект и предмет исследования.

    • Организация учебного процесса на заочном отделении и этапы освоения учебной программы в Вузе. Особенности письменных работ в Вузе (контрольные работы, рефераты, курсовые работы, дипломные работы) и технология подготовки письменных работ в Вузе.

    • Сущность, структура и направления социально-культурной деятельности. Содержание СКД. Функции и принципы СКД.

    • Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики. Функции прикладной культурологи.

    • Инфраструктура социально-культурной сферы.

    • Отраслевые учреждения и организации СКД

    • Теория СКД как отрасль научного знания Объект и предмет теории СКД. Взаимосвязь с другими науками.

    • Формы, средства и методы социально-культурной деятельности.

    • Понятия «время», «свободное время», «отдых», «досуг».

    • Педагогические возможности досуга, требования к его организации.

    • Этапы становления профессиональной организации СКД

    • Вопросы к экзамену по курсу «Социально-культурная деятельность»

    • Рекомендуемая литература по социально-культурной деятельности:

    • Основные источники курса

    • Дополнительные источники курса

    • Основные понятия теории СКД.

    • Основы Законодательства РФ о культуре.

    Введение в ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

     

    В классификаторе специальностей высшего образования появилась новая специальность - социально-культурная деятельность. Этот срез общественной жизни и сферы профессиональной деятельности социально-культурных работников в разные исторические периоды обозначался по разному.

    До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный взрослый, цель состояла в обучении его грамотности. Выдающиеся теоретики внешкольного образования В. П. Вахтеров, А. А. Петров, С. Г. Шацкий внесли большой вклад в повышение грамотности дореволюционной России.

    Революция идеологизировала и политизировала все виды общественной деятельности, общественные дисциплины, литературу и искусство. Если уж литература была объявлена частью общепартийного дела, то что говорить о внешкольном образовании. На Первом всероссийском съезде по внешкольному образованию (май 1919 года) был поставлен вопрос о связи внешкольной работы с работой политической. Н. К. Крупская обосновывала внешкольное образование как политическое и научное (читай - марксистское) просвещение. Клуб она воспринимала как лабораторию, в которой вырабатывается коммунистическое общественное мнение.

    Старое название вступало в явное противоречие с новым содержанием. В 1920 году новый статус внешкольного образования нашел отражение в новом названии - политико-просветительная работа. Как писала Н. К. Крупская, в недрах Нарком-проса создавался сильный аппарат коммунистического просвещения взрослых - Политпросвет, стоявший в гораздо большей мере, чем все другие государственные органы, под непосредственным руководством партии и под ее контролем. Политпросвет - служебный орган партии. За партией, по мнению Н. К. Крупской, оставалось руководство и контроль, за Политпросветом - выполнение.

    С 1945 года все виды политико-просветительной работы стали называться культурно-просветительной работой и организационно в основном перешли в ведение Министерства культуры, Министерства просвещения и ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов). Параллельно с термином «культурно-просветительная работа» широко употреблялись термины «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность».

    Изменение названия не повлекло за собой каких-либо существенных коррективов в содержании. Культурно-просветительная работа сохранила за собой классическое определение как деятельность по коммунистическому воспитанию трудящихся. Клубы, библиотеки, музеи, парки рассматривались как «орудия» внедрения в сознание масс марксистского мировоззрения.

    В рамках термина «культурно-просветительная работа» шла острая борьба за смягчение идеологических догматов путем трактовки культурно-просветительной работы как инициативного самодеятельного движения масс. В шестидесятые годы этот подход наиболее полно разрабатывался профессором Г. Г. Карповым (1918-1996) - исследователем проблем культурной революции, теоретиком культурно-просветительной работы. Период «оттепели» дал выход мощному самодеятельному культурно-просветительному движению. Возникали известные по всей стране клубы «Сигма», «Под интегралом», Куйбышевский городской клуб молодежи «Амирани», «Терпсихора», клубы авторской песни, любителей фантастики. Это были вышедшие из-под контроля власти массовые культурно-просветительные институты, расшатывавшие устои режима. Революционной перестройке 90-х годов предшествовали магнитофонная революция 60-х, «самиздат» и «тамиздат», фестивали авторской песни. Самодеятельные клубы оттачивали иной тип мышления, способы поведения. Это был массовый прорыв в свободу.

    Парадокс состоит в том, что неуправляемые самодеятельные объединения, как правило, возникали на базе сытых и преуспевающих государственных, ведомственных культурно-просветительных учреждений.

    Из различных модификаций клубов два десятилетия спустя вырастут многие партии и движения, новая генерация политиков, опрокинувших тоталитарный режим.

    К сожалению, в 90-е годы ученые, определяющие стратегию и тактику культурно-просветительной работы, дали ее одностороннюю оценку как сферы деятельности, яростно защищавшей и утверждавшей коммунистический режим. На организованном Министерством культуры совещании ректоров вузов культуры было принято опрометчивое решение о замене специальности «Культурно-просветительная работа» «Прикладной культурологией». Соответственно в небытие уходил и сам термин «культурно-просветительная работа». Куда как больше, чем культурно-просветительные работники, прославляли тоталитарный строй художники, обосновывали преимущества социализма философы, экономисты, педагоги. Но никому не пришло в голову в связи с перестройкой изменять название специальностей и соответствующих им дисциплин. Педагогика осталась педагогикой, а литература - литературой.

    В связи со сказанным важно подчеркнуть, что просветительская деятельность - не просто сохранившийся вид человеческой практики (или ее рудимент), а направление деятельности, которое имеет государственную поддержку и признание. Достаточно сказать, что выдающимся просветителям ежегодно присуждается Государственная премия за просветительскую деятельность. Широкое хождение продолжает иметь и термин «культурно-просветительная работа». Появляются многочисленные культурно-просветительные центры, проводящие разнообразную работу в этом направлении.

    Вместе с тем возникает потребность в термине, не отменяющем «культурно-просветительную работу» (тем более по политическим или идеологическим соображениям), а развивающем и обогащающем его. Дело в том, что круг явлений общественной жизни, традиционно исследуемый культурно-просветительной работой, был шире и богаче обозначавшего их термина. В понятие «культурно-просветительная работа» хорошо вписывались школы взаимного просвещения, воскресные школы, публичные лекции, кружки, Но ограниченность термина сразу же ощущалась, как только речь заходила, к примеру, о клубе. В самом деле, только в оскопленном виде клуб мог рассматриваться как культурно-просветительный институт. С. Т. Шацкий был куда как ближе к истине, обозначая клуб как форму организации социальной жизни. Еще точнее - говорить о клубе как о форме организации социально-культурной жизни.

    Народные дома в России никогда не были только институтами культуры. Они выполняли функции социального попечительства, благотворительности. Поэтому в практике современных народных домов выдвигается идея иметь отделы культуры и социального обеспечения. Специфика и своеобразие их состоит в том, что культура выступает инструментом решения социальных проблем.

    Совсем сложно было описать через термин «культурно-просветительная работа» такие исторические пласты российской культуры, как, скажем, петровские ассамблеи, салоны, коммуны, артели. В рамки данного термина никак не вписывались ни благотворительность, ни меценатство. Жизнь рождала все новые и новые формы социальной практики, выходящей за рамки просветительства. Это и было одной из причин поиска и обоснования такого термина, который бы вместил в себя все многообразие общественной практики.

    Другая причина связана с характером деятельности людей. Строго говоря, просвещение - односторонний акт, предполагающий активность просветителя. Он - и только он - носитель определенных норм и ценностей, которые должна усвоить масса. Просветитель - сеятель знания. Народ - почва. Некрасов так и написал: «Сеятель знанья на ниву народную». На почве взрастает то, что в нее брошено.

    Великие просветители-проповедники христианства Кирилл и Мефодий несли свет истинной веры славянам-язычникам. Разбуженные «Историческими письмами» П. Л. Лаврова «критически мыслящие личности», интеллигенция шли в народ, чтобы расплатиться за прогресс, купленный кровью, страданиями миллионов. Политпросветчики 20-х годов учили читать неграмотный народ: «Рабы немы, рабы не мы». Это все однонаправленный процесс от незнания к знанию, это улица с односторонним движением. Плеханов, между прочим, критиковал метод террора народников как раз за то, что он разделял людей на героев-террористов и праздную толпу, с любопытством или равнодушием следящую за событиями детективно развивающейся политической жизни. Плеханов отдавал предпочтение рядовой забастовке, ибо в забастовке каждый отдельно взятый человек - действующее лицо.

    Просветительство было, есть и будет важной и необходимой стороной общественной жизни. И человечество с благодарностью чтит своих Учителей: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колена». Но надо иметь в виду, что общественная жизнь не исчерпывается отношениями «учитель - ученик». В свободной деятельности люди встречаются на паритетных началах, как равноправные субъекты, взаимно воздействующие друг на друга. Люди не только физически, но и духовно творят друг друга (К. Маркс). И поэтому необходим был термин, в котором нашли бы отражение отношения не между субъектом и объектом культурного влияния, а между равными по значению субъектами.

    В этом плане представляет определенный интерес зарубежный опыт. В начале 60-х годов во Франции появился термин «социокультурный аниматор», обозначавший организатора социально-культурной деятельности. В соответствии с принятой во Франции терминологией социокультурные аниматоры -лица, владеющие совокупностью методов деятельности, позволяющей им активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы. В этом отличие социокультурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на привнесении культуры в массы как чего-то внешнего.

    Богатство и разнообразие форм общественных связей, явлений общественной жизни вобрал в себя термин «социально-культурная деятельность». Она - логическое продолжение и развитие культурно-просветительной работы.

    Социально-культурная деятельность - родовое понятие. Культурно-просветительная работа, культурно-массовая работа, культурно-досуговая деятельность - видовые понятия. Первоначальная попытка заменить культурно-просветительную работу прикладной культурологией оказалась несостоятельной. Культурология не является родовой дисциплиной для того класса явлений, о которых здесь идет речь.

    В понятии «социально-культурная деятельность» опорным словом является деятельность. Это - его ядро. Деятельность -человеческая (и только человеческая!) форма отношения к окружающему миру. Применительно к животному миру не принято употреблять это слово. Два определения - «социальное» и «культурное» - ограничивают и конкретизируют доминантное начало деятельности.

    Определение «социальный» означает, что носитель культуры - социум. Граница между обществом и личностью подвижна. В. С. Соловьев верно подметил, что общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое или сосредоточенное общество. Мера «сжатости» определяет соотношение личности и общества. Есть личности, которые «расширены» до уровня общества и даже обгоняют его, определяют характер его развития. Хрестоматийна характеристика Ломоносова Пушкиным: «Он создал наш первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии. Тем не менее прав Ю. М. Лотман, утверждавший, что по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное. Культуру он считал понятием коллективным.

    Вычленение в термине социально-культурная деятельность социального субъекта имеет принципиальное значение. История человекотворческих, человековедческих дисциплин знает немало примеров, когда о человеке, как о чеховском Фирсе, забывали. Педагогику, например, одно время так и называли -«бездетная педагогика». Технократические тенденции сильны в культурологии. Вот типичный пример. Многочисленные проекты возрождения Петербурга предусматривают восстановление дворцов, усадеб, парковых ансамблей, оград, фонтанов. Но Петербург - это, в первую очередь, особый тип личности - петербуржец. И коль скоро мы говорим о возрождении Петербурга, то точкой отсчета должна стать (если это в принципе возможно) программа воспитания особых уникальных качеств, свойственных петербуржцу. Гуманистическое движение в отечественной философии второй половины 60-х - начала 90-х годов вдохнуло новую жизнь в философию науки. Она, а с ней и история науки, обрела человеческую размерность.

    Теория социально-культурной деятельности рассматривает дворцово-парковые ансамбли не как самоцель, а как материально-пространственную среду, в которой формируется личность. Социально-культурные институты исследуются не сами по себе, а как средства воспитания человека.

    Человек как центральное звено всей социально-культурной конструкции, творец социально-культурной деятельности наследует просветительские традиции. Просветительство не сводится только к распространению знаний. Еще Гоголь обращал внимание на его невостребованные, потенциально скрытые резервы. По его мнению, просветить -- не значит научить или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Как писал В. В. Розанов, в высших формах просвещения окончательно формируется человек, где он созревает уже для деятельности в духе, в смысле своей культуры, для истинной пользы своего народа и прежде, нежели для этого, - для высшего удовлетворения своей души.

    В высших формах культурно-просветительная работа смыкается с социально-культурной деятельностью. Соединительным звеном выступает формирующий человек. Особенно важно обратить внимание на мысль Розанова о том, что человек созревает в смысле своей культуры. Всякий социальный субъект создает свою особую культуру. Идеологи пролетарской культуры исходили из того, что мессией нового строя является пролетариат, который и создает свою особую пролетарскую культуру. Советский народ - новая историческая общность - создатель особого типа советской культуры. Так называемая массовая культура - продукт деятельности «массового человека», психологические черты которого блистательно исследованы Ортега-и-Гассетом. «Новые русские» -новый социальный субъект постперестроечной России - активно формируют сегодня новое культурное пространство, новую культуру.

    Соотношения социального и культурного достаточно подробно исследованы П. Сорокиным. Главный признак социального явления - взаимодействие. Ни отдельно взятый изолированный индивид, ни миллион изолированных индивидов не могут составлять социального явления. Самым неподходящим объектом для изучения социального явления П. Сорокин считал Робинзона Крузо.

    Взаимодействие может состояться, когда оно носит значимый характер. Значимая книга включает книголюбителей в отношения купли, продажи, обмена. Без компонента значения все социокультурные явления становятся всего лишь материальным объектом с физическими или химическими свойствами: национальный флаг - куском тряпки, партийный билет - картонной бумагой, государственная награда - пустой побрякушкой. В химической среде нет профсоюзной молекулы, в биологическом мире нет религиозной клетки.

    Определение «культурное» показывает направление: значимое взаимодействие в сфере культуры. К значимым культурным ценностям относятся идеи, идеалы, нормы, образцы поведения, традиции, благотворительность, милосердие. Для мыслящего человека самая значимая ценность - мысль, Чаадаев поэтому сожалеет, что он не встретился в Английском клубе с Пушкиным. Встреча обязательно повлекла бы за собой мощный обмен мыслями. Здесь очень важное слово - обмен. Взаимодействие мыслящих людей осуществляется в форме обмена МЫСЛЯМИ.

    В узком смысле, в контексте «социально-культурного» определение «культурный» означает сосредоточение на нормах, ценностях в сфере свободного времени. Речь идет, к примеру, не о поведении вообще, а о поведении человека в сфере свободного времени: дворянина в салоне, современного молодого человека на дискотеке.

    Каждому историческому периоду свойственен свой набор значимых ценностей. В стихотворении «Друзьям» Пушкин говорит о Николае I: «Россию вдруг он оживил войной, надеждами, трудами». Поэт ставит здесь разрушительное начало - войну - в один положительный ряд с мирной созидательной деятельностью - трудами, со светлым человеческим чувством -надеждой. Значимые ценности и есть подлинные знаки эпохи. Так, для лучшей части дворянства первой четверти XIX века честь была высшей ценностью, абсолютным регулятором поведения - личного, общественного, политического.

    Материальными носителями значимых ценностей выступают предметы и объекты окружающего мира и, прежде всего, сам человек: он может быть носителем значимой информации. В «Войне и мире» Толстого Анна Павловна Шерер «угощает» собравшихся в ее салоне «интересным человеком». Богатый внутренний мир человека всегда притягивал к себе аудиторию. Ее величина была соразмерна таланту собеседника.

    Активность людей направлена не только на производство новых культурных ценностей, но также на их сохранение и распространение. С сохранением материализованных объектов культуры все ясно. Рукописи все-таки горят. И потому нужно уметь хранить памятники культуры. Но в особой защите нуждается и сам человек. Горький еще в Первую мировую войну ставил вопрос об особом статусе «культурно ценного человека», о недопустимости призыва его в действующую армию. Репрессиями, «философскими пароходами», массовой эмиграцией генофонд культурного человека значительно подточен. Бегство из России стало знаком времени. Новый роман Д. Гранина своим вызывающим, альтернативным названием «Бегство в Россию», возможно, знаменует новую точку отсчета, когда приток умов заменит привычную нам утечку. Но, может быть, самая главная проблема сохранения человека состоит в самосохранении. Человек не только созидает, но и разрушает себя. Чеховская Соня пытается спасти Астрова: «Зачем же, зачем вы разрушаете самого себя? Не надо, не надо, умоляю, заклинаю Вас».

    Парные категории «социальное» и «культурное» дополняют и обогащают друг друга, создавая качественно новый феномен единства общего и индивидуального. В самом деле, определение деятельности как «социальной» указывает на принадлежность человека к социуму, на формирование его как «совокупности социальных отношений» (К. Маркс), на подготовку исполнения в социуме определенной социальной роли. Социальная роль нивелирует личность, вытравливает индивидуальность, отрабатывает одинаковые привычки, манеры, стандартизирует даже речь. Люди становятся удивительно похожими друг на друга. Это облегчает жизнь. Ибо жизнь человека, подобного социуму, проста и понятна. Но дается это слишком большой ценой - потерей собственной прожитой жизни.

    Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого члена общества. Смысл индивидуального существования состоит в обретении самобытности. Люди к этому подготовлены как бы генетически. Но эта потенциальная готовность к непохожести должна быть разбужена. Пробуждает сон разума искусство. Оно учит частности человеческого существования. Но, надо думать, что это функция не только искусства, но и культуры в целом. Она, как и искусство, поощряет в человеке ощущение его индивидуальности, уникальности, отдельности.

    Соотношение социального и культурного может быть прослежено еще по одному параметру: социальное - форма взаимодействия, культурное - его результат-Главный «продукт» социально-культурной деятельности -культурные люди: социальные слои, группы, в широком смысле слова - социум, освоившие культуру. Гегель писал, что подсловами «культурные люди» можно ближайшим образом понимать таких людей, которые в состоянии сделать все то, что делают другие- Он видел культурного человека как человека, индивидуальная деятельность которого возвышена до всеобщего. Культурный человек - это субъект, овладевший общечеловеческими идеями, чья деятельность соответствует достигнутому человечеством уровню знаний, навыков, умений. И потому результаты его деятельности отвечают мировым стандартам.

    При таком понимании культурного человека становится понятным, почему культура должна стать приоритетным направлением в деятельности государства. Академик Д. С. Лихачев говорил, что культура - главный смысл и главная ценность существования отдельных народов, этносов, государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла.

    Освоение социального и культурного, социализация и культурация (индивидуализация) рождает личность. Понятие-кентавр «социокультурный», по словам М. С. Кагана, позволяет преодолеть односторонность и культурологической, и социологической трактовки жизни в истории человечества, оно затрудняет однобокое сведение воспитания к социализации, пренебрегая приобщением индивида к культуре. Столь же сложным станет рассмотрение идеального педагогического процесса как приобщения к культуре вне включения личности в систему общественных отношений. Понимание сущности человека не как биологической, не как социальной, не как культурной, а как биосоциокультурной, дает возможность теории и практике формировать человеческую индивидуальность более эффективно, чем это до сих пор делалось.

    Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

    Социально-культурная деятельность проявляет себя в двух формах: стихийной и специально организованной. Сознательное начало все больше пронизывает все сферы общественной жизни. Великие реформы киевского князя Владимира, Петра I, Ленина носили сознательный характер. Они слишком хорошо понимали, что успех реформ определяется появлением адекватного им социума. Поэтому великие реформаторы создавали социально-культурные институты, формирующие новые социальные общности.

    Поворот Древней Руси от язычества к христианству сопровождался возникновением социально-культурных институтов -церквей, монастырей, церковно-приходских школ, которые формировали новую православную общность - Святую Русь.

    Сущность реформ Петра лучше всех выразил Герцен известной формулой: на петровские реформы русский народ ответил гением Пушкина. В петровских ассамблеях, а позднее в клубах, салонах шлифовался особый тип личности, который Достоевский называл русским европейцем. В высшем культурном слое народа русского, считал Достоевский, создался веками какой-то еще нигде не виданный высший культурный тип, которого нет в целом мире, - тип всемирного боления за всех. Он хранит в себе будущее России. Людей такого типа немного, может быть, тысяча. Но вся Россия жила пока лишь для того, чтобы произвести эту тысячу.

    Позднее Ленин писал, что нэп в России может победить только тогда, когда появится адекватный этому общественно-экономическому укладу слой людей - цивилизованный кооператор. Советское государство было глубоко педагогическим государством. Огромная сеть школьного и внешкольного образования, социально-культурных институтов была создана для формирования новой исторической общности - советского народа.

    Конструируя новые миры, демиурги всегда детально описывали тип личности, на плечах которой держалась созданная их воображением утопия. Ницше мечтал взращивать сверхчеловека согласно воле, а не слепому случаю, Чернышевский готовил новых людей для революции. Коллонтай выводила новый тип женщины («холостой» женщины), «срывающей ржавые оковы своего пола».

    Поиск «нового человека» стал глобальной проблемой мирового сообщества. Это главнейшая задача, имеющая свои экономические, политические, воспитательные, образовательные, социально-культурные аспекты. Есть у нее и свои социальные и географические приметы.

    Под специально организованной социально-культурной деятельностью следует понимать регулируемое социально-культурными институтами взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению культурных ценностей, значимых для государства или субъектов гражданского общества, в ходе которого направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

    По сути своей социально-культурная деятельность носит человек отворчески и характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем потенциала, на его совершенствование.

    В этом смысле социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность. Да и вообще культура, искусство, в конечном счете, носят воспитывающий характер. Пушкин главную заслугу своего творчества видел в том, что чувства добрые пробуждал лирой. Абстрактного воспитания не существует. Добрые чувства пробуждаются или лирой, или школой, или вузом, или трудовым коллективом. Мощным воспитательным потенциалом обладают социально-культурная деятельность и социально-культурные институты. Науку, исследующую специфику социально-культурной деятельности как воспитательной, называют социально-культурной педагогикой, или теорией социально-культурной деятельности.

    Место и роль теории социально-культурной деятельности определяют исходя из новой парадигмы развития общества. Суть ее состоит в том, что экономика вне культуры - тупиковый путь развития общества. Становится общепризнанным подход к культуре как глубинному основанию общественного устройства и всего социально-экономического развития. Восстанавливается равноположенность и равнопорядковость в теории общественного развития факторов как материальной, так и духовной регуляции. Благодаря этой методологической основе появляется возможность объективного анализа реального исторического процесса.

    Теория социально-культурной деятельности - дитя последнего десятилетия ушедшего XX века. Она представляет собой систему законов, принципов, категорий, понятий, отражающих существенные свойства связей и отношений людей в процессе социально-культурной деятельности.

    Обстоятельная разработка категориального аппарата - важнейшая задача новой науки. Составная часть теории - история социально-культурных идей и концепций. Изучение истории социально-культурной мысли - необходимое условие понимания и объяснения современных проблем социально-культурной деятельности.

    Теория социально-культурной деятельности - практико-ори-ентированная наука. Вместе с тем относительная ее самостоятельность порождает проблему технологии. Строго говоря, проблема технологии социально-культурной деятельности порождена отрывом теории от практики. Греческое слово «техне» означает искусство, умение что-то делать, а также само сделанное, предмет. Технолог социально-культурной деятельности имеет выход непосредственно к человеку. Екатерина II в полемике с Дидро образно раскрывает разницу между оторванным от жизни теоретиком и практиком: «Вы работаете на бумаге, которая все терпит... между тем, как я... работаю на человеческой коже, которая более чувствительна». На стыке встречного движения теории и практики рождается технология социально-культурной деятельности как относительно самостоятельная дисциплина.

    Выше уже было отмечено, что специфика социального проявляется во взаимодействии. Изолированные люди не составляют социального явления. Взаимодействие осуществляется в различных ассоциациях, объединениях, группах, сообществах, в социально-культурных институтах. Теория социально-культурной деятельности изучает их конкретные типы и виды: ассамблеи, салоны, кружки, товарищества, собрания, коммуны, клубы, школы взаимообучения, а также специально созданные для взаимодействия социально-культурные институты: народные дома, библиотеки, музеи, парки и т. д. Объектом теории социально-культурной деятельности и являются социально-культурные институты, различные модели ассоциаций и отношений, в которых протекает взаимодействие людей в свободное время, осуществляется обмен значимыми социально-культурными ценностями.

    Предмет теории социально-культурной деятельности - изучение закономерностей возникновения, становления и развития социально-культурных институтов и объединений и формирование социальных слоев, групп, отдельных людей, взаимодействующих на их базе.

    Специально организованной социально-культурной деятельностью занимаются профессиональные социально-культурные работники. Социально-культурных работников, создающих социально-культурные ценности (массовые праздники, новые формы социальной жизни, общения и отношений между людьми), называют клубными работниками. Еще одна группа социально-культурных работников ориентирована преимущественно на сохранение и распространение социально-культурных ценностей. Это библиотечные, архивные работники, реставраторы. Социально-культурные работники, доминантой деятельности которых является освоение культурных ценностей, называются социальными педагогами и социальными работниками. Наконец, есть группа социально-культурных работников, ориентированная на организацию социально-культурной деятельности. Этих специалистов называют менеджерами социально-культурной деятельности.

    Социально-культурная деятельность требует широкого культурного кругозора. Поэтому главной предпосылкой для успешной деятельности в социально-культурной сфере должно стать овладение культурным богатством (в широком смысле этого слова), которое выработало человечество.

    Вот почему в программе формирования профессиональных социально-культурных работников должен быть предусмотрен не только блок общегуманитарных, культуроведческих, искусствоведческих дисциплин, но и основы естественнонаучных и технических знаний. Социально-культурный работник должен отчетливо представлять последствия технического прогресса для общества и культуры.

    Настоящим профессионалом социально-культурной сферы человека делают специальные знания, умения, навыки.

    1. Исследовательские способности

    Социально-культурная деятельность - непрерывное исследование. Социально-культурный работник должен постоянно изучать меняющиеся интересы и запросы населения, анализировать и проектировать социально-культурные процессы. Развитие исследовательских способностей специалиста обеспечивается дисциплинами общественно-научного цикла. Особое место в этом блоке принадлежит социологии.

    Грамотный социолог способен прогнозировать общественно-политическую, социально-культурную ситуацию. Например, петербургские социологи неоднократно предсказывали результаты избирательной кампании с большой точностью. Социология дает возможность выявить определяющие тенденции развития общества, скрытые от обыденного сознания, перейти от ненадежной опоры на случайные, изолированные факты, от игры в примеры к аргументированному выявлению типичного. Социологический анализ эмпирического материала позволяет сделать достоверные выводы и обосновать оптимальную программу деятельности социально-культурного института.

    Не только наука, но и окружающая действительность формирует соответствующие качества социально-культурного работника. Его профессия - это особый образ жизни. Он живет среди народа, живет его жизнью. Люди для него - не безликая масса; он стремится узнать каждого человека, живущего в сфере действия социально-культурного института, и чем больше узнает его, тем больший интерес испытывает к нему.

    Социально-культурный работник - не бесстрастный фиксатор общественного настроения. Скорбь народа, его страдания, победы и достижения, радость и ликование находят в нем созвучное выражение.

    Отчуждение от народа приводит к тому, что человек теряет лидерские качества. В романе Фадеева «Разгром» невидимые провода связывают Левинсона с партизанскими душами, и это делает его лидером отряда. Как только обрываются эти провода, Левинсон становится чужим для отряда, становится силой, стоящей над ним.

    Если человек хочет развить в себе исследовательские качества, он должен больше наблюдать. Во внешности человека, в его мимике и жестах проявляются личностные особенности индивида. Исследования показывают, что экспрессия лица и, в особенности, глаз является наиболее информативным элементом общения.

    Например, герои Лермонтова умели читать на чуть знакомых лицах все мысли и описание встречи Хаджи-Мурата и Воронцова в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Глаза этих двух людей, встретившись, говорили друг другу многое, невыразимое словами, и уж совсем не то, что говорил переводчик. Они прямо, без слов, высказывали друг о друге всю истину: глаза Воронцова говорили, что он не верит ни одному слову Хаджи-Мурата, так как тот -враг всему русскому, всегда останется таким и теперь просто вынужден покориться. Хаджи-Мурат понимал это и все-таки уверял в своей преданности. Глаза же Хаджи-Мурата говорили, что старику этому надо бы думать о смерти, а не о войне, но что он хоть и стар, а хитер, и следует быть осторожным с ним. Воронцов понимал это и все-таки говорил Хаджи-Мурату то, что считал нужным для успеха военных действий.

    Постоянно наблюдающие люди эмпирическим путем выделяют признаки, которые, по их мнению, позволяют раскрыть сущность личности. Ф. М. Достоевский, может быть, глубже всех проникший в тайны человеческой психики, раскрыл некоторые свои «технические приемы» познания человека. По его мнению, чтобы рассмотреть человека и узнать его душу, нужно вникать не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а смотреть на него, когда он смеется. Хорошо смеется человек - значит, хороший человек. Следует примечать все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в коем случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен. Чуть заметите малейшую черту глуповатости в смехе, значит, несомненно, тот человек ограничен умом, хотя бы только и делал, что сыпал идеями. Если и не глуп его смех, но сам человек, рассмеявшись, стал вдруг почему-то для вас смешным, хотя бы даже немного, - то знайте, что в человеке том нет настоящего собственного достоинства, по крайне мере, вполне. Или, наконец, если смех этот хоть и сообщителен, а все-таки почему-то вам покажется пошлым, то знайте, что и натура этого человека пошловата, и все благородное и возвышенное, что вы заметили в нем прежде, - или с умыслом напускное, или бессознательно заимствованное, и что этот человек непременно впоследствии изменится к худшему, займется «полезным», а благородные идеи отбросит без сожаления, как заблуждения и увлечения молодости. Секрет многих телепатов (телепатия - передача мыслей на расстоянии) или артистов такого высокого класса, как Вольф Мессинг, состоит в совершенном владении идеомоторным восприятием. Если человек настойчиво мысленно диктует, у него возникает соответствующее непроизвольное и едва заметное дрожание мышц лица (во всяком случае, у девяти человек из десяти). Это и есть идеомоторика, позволяющая опытному глазу по вибрированию мышц считывать мысли. Владение идео-моторной техникой не есть исключительное свойство, а скорее - естественная способность, которую цивилизованное общество утратило.

    2. Организаторские способности

    Социально-культурный работник - это организатор масс. Склонным к организаторской деятельности можно считать того человека, который берет на себя организаторские функции без каких-либо побуждений со стороны окружающих, самостоятельно включается в организаторскую работу.

    Наглядный пример: билетная касса; все нервничают, все торопятся, всем некогда. Вперед протискивается молодой человек и, заняв место у окошка, требует соблюдать порядок. Он тверд, высказывается быстро и четко, смело берется за решение спорных вопросов. И очередь подчиняется ему, хотя никаких формальных прав этот доброволец не имеет. Смело можно сказать: из такого парня выйдет хороший организатор.

    Организация самодеятельности масс в свободное время -сама суть социально-культурной деятельности. Профессионализм социально-культурного работника проявляется в умении организовать субъектов социально-культурной деятельности в стабильные социально-культурные общности.

    Развивая самодеятельность, пробуждая творческую инициативу населения, социально-культурный работник никогда не подавляет ее своей личностью. Его профессионализм состоит в том, чтобы при проведении встречи с интересным человеком не демонстрировать свой ум и эрудицию, уметь оставаться на втором плане. Его задача - привлечь внимание к интересному собеседнику, помочь ему раскрыться перед слушателями.

    Искусство социально-культурного работника как организатора масс состоит в том, чтобы посетители клуба воспринимали факт своей сплоченности как результат собственной деятельности. Левинсон свои решения старался подать таким образом, как будто они исходят от других. Искусно и незаметно он сделал так, что его новое предложение было поставлено на голосование как предложение Метелицы и всеми было принято.

    Люди, обладающие организаторскими способностями, заслуживают глубокого уважения. Сплочение людей - не менее важное дело, чем производство угля, металла, хлеба. Огарева, например, упрекали в том, что он слишком много сил положил на создание кружка, на общение с людьми, что он отвлекался от дела. Герцен по этому поводу замечал: служить связью, центром целого круга людей - огромное дело, особенно в обществе разобщенном и скованном.

    Николай Владимирович Станкевич не стал, в общепринятом смысле этого слова, ни ученым, ни писателем, ни поэтом. Но все это не мешало Тургеневу, Белинскому, Грановскому говорить о великом значении Станкевича для России и русской культуры. Это значение определяется тем, что он сумел основать кружок, у него было организаторское чутье. Он сумел сплотить множество интересных, значительных людей. И если впоследствии некоторым из них суждено было стать первостепенными деятелями русской культуры, то помог им в этом почерпнутый в школе Станкевича опыт - не только интеллектуальный, но и нравственный.

    3. Коммуникативные способности

    Отшельником или пустынником на Руси называли человека, поселившегося вдали от людей, отказавшегося от общения с ними. Более мягкий современный вариант отшельничества -склонность человека к уединенному образу жизни, малообщи-тельность, концентрация внимания на своем внутреннем духовном мире.

    Вообще в жизни немало встречается людей замкнутых, стеснительных. Современники Чернышевского, например, отмечали сложность установления контактов с ним. М. С. Шагинян, близко знавшая Д. Д. Шостаковича, вспоминала, что начинать разговор с ним всегда было непросто.

    И есть люди прямо противоположного склада. Об основателе кружка 40-х годов XIX века Н. П. Огареве Герцен писал, что он был одарен особой магнитностью, женственной способностью прилучения. Без всякой видимой причины к таким людям льнут другие; они согревают, успокаивают их, они - открытый стол, за который садится каждый, возобновляет силы, отдыхает, становится бодрее, покойнее и идет прочь - другом.

    Здесь, в главном и определяющем, дан завершенный портрет социально-культурного работника. Его, действительно, трудно представить малообщительным человеком. Он должен уметь подойти к людям, понять их и быть понятым, расположить к себе, уметь ориентироваться во взаимоотношениях, устанавливать межличностные контакты среди членов коллектива, уметь слушать, говорить, вести беседу.

    Горький писал, что Луку интересуют всякие ответы, но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтобы они не мешали ему жить.

    Социально-культурному работнику люди помогают жить. Это его способ существования, он отдыхает, общаясь с людьми, испытывает потребность в таком общении.

    Под коммуникативными качествами имеют в виду склонность, способность человека к легкому и непринужденному установлению межличностных контактов, к общению.

    Культура общения определяется культурой личности. В кон-це-концов трудно представить более общительного человека, чем гоголевский Ноздрев. Вот уж был мастер установления фамильярных, бесцеремонных контактов.

    И есть представители другого типа общения- Его можно назвать целомудренным. Таким был, например, профессор Московского университета, просветитель Т. Н. Грановский. Он думал, учился и просвещал историей. По воспоминаниям Герцена, Грановский был одарен удивительным тактом сердца, с ним было необыкновенно легко, он не теснил дружбою, никогда не дотронулся грубо или неловко до нежных сторон, которые есть у всякого человека.

    В социально-культурной сфере может работать человек, освоивший цивилизованные способы общения.

    Но как выработать у себя соответствующие навыки?

    В известной степени будущему мастеру общения помогло бы изучение этикета, сценического движения, актерского мастерства, ораторского искусства.

    Мы не замечаем, как нас волнуют и притягивают интонационно-звуковые возможности человеческого голоса, его мелодическая окраска, артистическое произношение. Важно научиться слышать свой голос и овладевать его звуковыми и интонационными возможностями. Надо помнить, что наименьший отклик в другом человеке вызывает громкая и резкая речь. Трудно общаться с теми, кто старается убедить силой своего голоса. Сильный звук угнетает сознание, мешает восприятию мысли. Тогда как тихий, но исполненный мыслью и чувством голос несравнимо легче проникает в глубины внутреннего мира человека, волнует его и вызывает ответные мысли и переживания. Манера говорить, интонационные возможности голоса поддаются изменению в желаемом направлении, если человек сознательно ставит перед собой такую цель- Вот почему в учебные планы вузов, готовящих социально-культурных работников, важно включать дисциплины, имеющие непосредственное отношение к постановке голоса.

    Шлифовка внешности и манер человека имеет большое значение, но подлинная тайна общения скрыта во внутреннем мире каждого из нас. Открытий здесь будет мало. Достаточно усвоить хотя бы «золотое правило». Так принято называть библейскую заповедь: «Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними».

    Волшебной силой, всеобщим психологическим магнитом, притягивающим людей, является способность быть всегда и во всем нужным для них. Нужным для людей человек становится тогда, когда он строит свои отношения с людьми не «от себя», а «от другого».

    При отношениях «от другого» основным предметом мыслей и переживаний становится судьба других людей. Ослабевает зависимость внутреннего мира от себялюбивого, субъективного «Я». Выход на отношения «от других» - основной путь преодоления собственной субъективности, пристрастия и предубеждения. Он позволяет встать на позиции другого человека, представить себя на его месте, в его положении и жизненных обстоятельствах, проникнуть в его внутренний мир и увидеть себя со стороны его глазами. Стимулируемый отношениями «от другого» интерес к людям обусловливает неуклонное развитие наблюдательности, психологического мышления и воображения, формирует способности к объективному познанию других людей.

    4. Конструктивные способности

    В специальной литературе неоправданно много внимания уделяют особым психологическим качествам: живости ума, остроумию, задушевности и т. д. Такие качества, действительно, помогают человеку стать лидером. И все-таки не они являются решающими в характеристике лидера. Более того, оторванные от общей характеристики человека, они приобретают самодовлеющее значение и превращаются в свою противоположность: общительность - в краснобайство, шутливость - в балагурство. Теркин за словом в карман не полезет, к Теркину идут обогреться, потолкаться. Теркин и врет складно и весело. Но ведь это очень ограниченная характеристика Теркина. Право на гулянку, шутку, даже враки он завоевал, прежде всего, как лихой солдат, отличный работник. Он и самолет подбил, и поднял взвод в атаку, когда погиб командир, и вышел победителем в бою с немцем, и починил старикам часы, и, наделенный щедрым сердцем, отдал свой кисет бойцу. Именно эти качества, в первую очередь, делают Теркина любимцем взвода.

    Профессионализм социально-культурного работника определяется его умением выдвинуть конструктивную общественно-значимую программу, которая способна увлечь аудиторию и может быть принята ею как своя. Программа эта должна носить созидательный характер, способствовать духовному росту, а не разрушению человека. И, конечно, социально-культурный работник должен знать пути и средства ее реализации.

    Конкретизация конструктивных знаний, умений и навыков обусловлена должностью, занимаемой социально-культурным работником. Так, для директора социально-культурного института требуются дополнительные знания в области экономики и права; руководители кружков должны обладать режиссерскими знаниями и умением поставить танец, спектакль и т. д.

    В заключение надо сказать о личных нравственных качествах социально-культурного работника. У социально-культурного работника нет другой силы и власти, кроме силы и власти собственного авторитета. Поэтому в нем должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Дисциплину можно требовать от других, когда сам проявляешь дисциплинированность. Нетворческому человеку трудно воспитать творцов. Нечестному человеку, занимающемуся приписками и очковтирательством, противопоказано быть воспитателем. Социально-культурному работнику противопоказаны корысть, халтура, нетворческое отношение к делу, хотя бы потому, что рядом с ним находятся люди, бескорыстно преданные общему делу, ставящие его выше личных интересов.

    В современных условиях особое значение приобретают такие качества, как гражданственность, принципиальность, личное мужество. Очень непросто сегодня выражать подлинные интересы масс, бороться с диктатом министерств и ведомств, сделать социально-культурный институт подлинным выразителем общественного мнения.

    А. С. Макаренко рекомендовал для клубной работы приглашать только донкихотов. В лице замечательного мастера клубного дела Виктора Николаевича Терского он и имел такого донкихота, облагороженного веками техники, литературы и искусства. В. Н. Терский был большим выдумщиком, фантазером, умел в каждой щепке увидеть будущее. Такие донкихоты сообщают клубной работе необходимую для нее страсть, горение. Конечно же, донкихот - фигура, типичная не только для клуба, но и для всей социально-культурной сферы.

    Пока среди социально-культурных работников преобладают женщины, возможно, это преимущественно женская специальность. А. В. Луначарский считал, что клубом должна заниматься женщина. Тут должна быть настоящая, умелая хозяйка, вносящая во все женское спокойствие, женскую ласку, женское умиротворяющее начало.

    Но хочется верить, что мужская часть социально-культурных работников сумеет опровергнуть доводы А. В. Луначарского и на практике доказать, что создание благоприятного нравственного климата в социально-культурном институте вполне доступно и для сильной половины человеческого рода.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта