Воспитание и обучение в Древней Греции и Древнем Риме
Скачать 19.54 Kb.
|
Воспитание и обучение в Древней Греции и Древнем Риме 2.В Древней Греции, которую образовывали небольшие рабовладельческие города-государства, самые оригинальные системы воспитания существовали в Спарте - главном городе Лаконии, и в Афинах - главном городе Аттики, которые воспитывали детей состоятельного полноправного населения в духе пренебрежительного отношения к физическому труду и к людям труда (неполноправного населения и рабов). 3.В Спарте воспитание имело военно-физический характер. Его главной задачей была подготовка мужественного, физически развитого, здорового, закаленного и выносливого воина. Воспитание было государственным и строго контролировалось с первых дней рождения ребенка: новорожденных осматривали в специальном месте (лесха) и возвращали родителям только здоровых детей. С семи лет мальчиков, которые до этого жили дома, отдавали в государственные учебно-воспитательные заведения (агели), в которых они находились до 18 лет под присмотром воспитателей. В агелах воспитанников приучали переносить голод, холод и жару. Они спали на земляном полу, получали в год только один плащ, плохо питались. Почти все время их тренировали по прыжкам, бегу, метанию копья и диска, борьбы, а на досуге они развлекались военными играми, учились петь и играть на музыкальных инструментах. Воспитанники принимали участие в ночных облавах на рабов. С 15-летнего возраста юноши имели право носить оружие и принимали участие в этих облавах. Каждый год обучения завершался публичными испытаниями - агонами. 4.Умственному воспитанию детей и молодежи в Спарте уделяли мало внимания. Все усилия были направлены на воспитание беспрекословного послушания, выносливости, умения преодолевать трудности и невзгоды. Взрослые, которые посещали агели, проводили с воспитанниками беседы о государственные законы и порядки, о стойкость и мужество предков, моральные качества спартиатов. 5.Юношей 18-20 лет объединяли в группы эфебов, в которых они отбывали военную службу. Девушки также проходили военно-физическую подготовку, чтобы вместе со взрослыми женщинами во время военных походов мужчин держать в повиновении рабов и охранять город-государство. 6.Рабов в Спарте, как и во всей Древней Греции, считали "орудием, что умеет говорить". Они были лишены всех прав, в том числе и на образование. 7.Афинская система воспитания несколько отличалась от спартанской. Здесь воспитание имело индивидуальный характер. Афины стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития. Целью воспитания была гармонично развита, совершенна внутренне и внешне личность. 8.До семи лет мальчиков и девочек воспитывали в семье. Поэтому мальчиков обучали в школах, а девочки получали домашнее, семейное воспитание под надзором матерей или других женщин. Воспитание девушек было ограниченным и замкнутым, они находились в основном в отдельных частях жилых помещений (гінекеях). Школы были платными, а потому не для всех доступными. Обучение детей из состоятельных семей заключалось в сочетании умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания; трудового воспитания детей не существовало, поскольку физический труд считался обязательным только для рабов. 9.Мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кіфаристів (музыки). Занятия проводили учителя, которых называли дидаскалами (греч. didaskalos - учу). Учащихся до школы и домой сопровождали рабы-педагоги. В школах грамматистов учили писать, читать и считать; писали на восковых дощечках палочкой (стилем), считали на пальцах, камнях и счетах. В школах кіфаристів учеников, кроме элементарной грамоты, учили петь, играть на музыкальных инструментах, декламировать отрывки из "Одиссеи", "Илиады" и других художественных произведений. 10.В школе палестре (школе борьбы) под руководством учителей-педотрибів (учителей гимнастики) подростки и юноши 14-15 лет учились пятиборью (бег, прыжки, борьба, метание диска и копья), а также плавание. 11.Юноши 17-18 лет из семей самых богатых аристократов воспитывались в гімнасіях (гимназиях), в которых они изучали философию, политику, литературу и занимались гимнастикой. Юноши 18-20 лет готовились к военной службе (осваивали навыки владения оружием, изучали морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства). 12.С IV века. к н. е. (со времени походов Александра Македонского) И ст. н. е. греческая культура распространилась на огромной территории. Этот период греческой истории называют эпохой эллинизма. Новые условия жизни существенно повлияли на воспитание и обучение. Прежде всего образование стало общественным делом, особое служебное положение было отведено учителю. Школьные здания содержали правители и богатые меценаты. В школах учились и девочки. Началось внедрение систематических учебных планов. Александрийские ученые обосновали новое содержание образования. Каждый ученик имел определенное место в школе, а лучших из них премировали. Изменились и методы обучения, в процессе которого начали использовать письменные принадлежности и практику записи лекций. На это время приходится создание учебников и правил терминологии. Воспитательное значение имели праздники, дни воспоминаний о выдающихся событиях, экскурсии к местам выдающихся событий. 13.Тогдашняя система образования состояла из следующих звеньев: элементарная школа грамоты (7-12 лет), грамматическая школа (12-16 лет), гимназии (15-18 лет), ефебії (18 - 19 лет), философская школа (20-22 года). 14.Греческая школа эллинского периода стала образцом для средневековой Европы, ведь этот тип воспитания был общим, не привязанным к определенному государственного строя, касты, класса. 15.Система воспитания в Древнем Риме сложилась в VI . Социально-классовое расслоение населения страны (рабовладельцы, свободное привилегированное населения - патриции и всадники, бедное население - плебеи) отразилось и на системе воспитания: для детей бедноты здесь существовали элементарные частные и платные школы (чтение, письмо, счет); для детей привилегированных слоев - грамматические школы, в которых они изучали грамматику, латинский и греческий языки, риторику, элементы истории и литературы. В школах обоих типов учились только мальчики. В последние столетия республиканского Рима действовали школы риторов, в которых дети знати готовились к государственной деятельности, изучали риторику, философию, правоведение, греческий язык, математику, музыку. Обучение в школах было платным. 16.В середине 11 в. платные грамматические и риторські школы были преобразованы в государственные. Если в Древней Греции наблюдалась тенденция перехода от государственного воспитания к частному, то в Древнем Риме происходил обратный процесс. Империя, которая слишком разрослась территориально, требовала огромного количества преданных ей чиновников. Задача их подготовки стоящим перед школами высшего типа - грамматической и риторической. Элементарная школа теперь должна была воспитывать верноподданных граждан. Учителя, став служащими, получали государственную зарплату. 17.В период существования империи было открыто и женские риторические школы, а также специальные школы для подготовки врачей, юристов, архитекторов и других специалистов. В Древнем Риме возникает высшая школа университетского типа (Атенеум). В последнее столетие существования Римской империи образование, как и вся культура, переживала упадок. |