Главная страница

СКД. Вопросы к экзамену по курсу Социальнокультурная деятельность Рекомендуемая литература по социальнокультурной деятельности


Скачать 242.44 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по курсу Социальнокультурная деятельность Рекомендуемая литература по социальнокультурной деятельности
АнкорСКД.docx
Дата23.02.2017
Размер242.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСКД.docx
ТипВопросы к экзамену
#3033
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Тема. Сущность прикладной культурологи как области научного знания и социальной практики. Функции прикладной культурологи.

Инфраструктура социально-культурной сферы.

ПЛАН:

  • Социальные признаки и понятие СКД

  • Сферы реализации СКД.

  • Возникновение прикладной культурологии. Ее взаимосвязь с социально-культурной деятельностью и теоретической культурологией. Функции прикладной культурологи.

  • Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

  • Этапы становления человека (хоминизация, социализация, инкультурация).

  • Инфраструктура социально-культурной сферы.


Социальные признаки и понятие СКД

СКД обладает целым рядом социальных признаков, в частности:

  • СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.

  • Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.

  • СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

Главными носителями СКД являются:

-Профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.

-Большая часть населения России, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.

  • СКД в Российской Федерации имеет государственный статус, что проявляется в курировании данной отрасли государственными органами управления.

  • СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер.

  • В отличие от материального производства, учреждения и организации СКД производят адресованные населению услуги, в том числе и в сфере культуры и туризма.

  • СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг.

Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, личности.

Сферы реализации СКД

Сферы жизнедеятельности государства и общества условно можно подразделить на несколько основных, в их числе:

  • социально-политическая;

  • социально-экономическая;

  • духовная.

При всем различии они имеют общую структуру, в которую входят отраслевые учреждения, предприятия, система подготовки кадров, финансирование, планирование, развитие сети органов управления отраслью и т.п.

Вместе с тем, каждая из них имеет свою собственную структуру:
-социально-политическая сфера (СПС): партии, общественные движения, органы государственного управления, органы правопорядка, вооруженные силы…
-социально-экономическая сфера (СЭС): предприятия добывающей, перерабатывающей промышленности, отраслевые предприятия по выпуску промышленной продукции, соответствующие им трудовые коллективы…
-духовная сфера (ДС): образование, культура, просвещение, искусство, некоторые виды туризма …

СКД можно отнести к духовной сфере развития государства и (или) общества. Их объединяет конечный продукт, связанный с творчеством, культурным развитием различных социальных групп, слоев общества, общественных движений и отдельных граждан. Культура и туризм являются составной частью духовной жизни общества.

Вместе с тем, СКД находит свое проявление и в других сферах жизнедеятельности общества. Во внутренней политике государства СКД представлена как часть общегосударственных программ развития, национально-культурных образований. Государство является главным учредителем предприятий и учебных заведений социально-культурной сферы. Государство осуществляет финансовую поддержку, обеспечивающую развитие материально-технической базы организаций СКС. Учреждения культуры и туризма участвуют в политических процессах общества. Например, в ходе политических кампаний посредством концертных выступлений, специально организованных туристических поездок, участия представителей культуры в деятельности политических движений и органов управления государством.

Во внешней политике государства СКД представлена в тексте многочисленных международных соглашений, в основном проходящих под эгидой ЮНЕСКО. Кроме того, Россия имеет целый ряд собственных международных культурных соглашений с отдельными странами, согласно которым в плановом порядке проводятся крупные международные культурные мероприятия: международные фестивали (киноискусство, музыкальное, театральное, хореографическое искусство), международные выставки (изобразительное, фотоискусство, книгоиздание).

СКД находит свое применение и в экономической жизни государства и общества. СКД является самостоятельной отраслью производства, имея свой ресурсный баланс доходов и расходов. Часть прибыли, получаемой учреждениями и организациями культуры, направляются в доходный бюджет государства. Экономическая составляющая СКД проявляется также в экономических расчетах деятельности отрасли, подготовке кадров, составлении номенклатуры услуг и цен на каждый их вид. Существует развитая сеть предприятий, многочисленные трудовые коллективы, которые составляют часть производственных предприятий страны в целом.

Отрасль культуры и туризма являются такой же отраслью как любая другая, существующая в России. Культура и часть сферы туризма являются бюджетной, затратной отраслью для России. Однако учреждения культуры и организации туризма участвуют в социально-экономической сфере и как доходные отрасли для государства, что в большей степени характерно для развитых зарубежных стран.

ВЫВОД: СКД носит всепроникающий характер, но наиболее полно она проявляет себя в следующих СФЕРАХ:

  • культура личности и технология ее формирования на всем протяжении жизнедеятельности человека;

  • образование и имидж человека;

  • художественная культура и искусство;

  • физкультура и спорт;

  • досуг и культурно-досуговое творчество;

  • социально-культурная анимация;

  • социально-культурная реабилитация;

  • информатизация и формирование информационной культуры;

  • межкультурное сотрудничество (коммуникация и диалог культур)


Возникновение КУЛЬТУРОЛОГИИ. В течение множества веков человечество изучало культурологию через геологию, археологию, историю, философию и т. д.

Только в ХХ веке человечество подошло к возможности познания общественных закономерностей КУЛЬТУРЫ.

Как фундаментальная гуманитарная дисциплина культурология утвердила себя лишь в последние годы, но ее методологические основы, теоретические и фактологические источники были разработаны рядом выдающихся мыслителей 18-20 веков: от И. Канта, А. Тойнби, М.М.Бахтина, до Л. Уайта, Э.Фромма, Л.Н.Гумилева, Д.С.Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.Н. Иконниковой, Э.В. Соколова и др.

В течение полувека шла сложная противоречивая борьба за утверждение понятия КУЛЬТУРОЛОГИЯ.

Утверждение культурологи как явления духовной жизни, отрасли науки и одной из базовых дисциплин, изучаемой во всех типах ВУзаведений, обусловлено глубокими качественными изменениями в духовной сфере, значительным ускорением общественного развития, достижениями современных гуманитарных наук и, в первую очередь, настоятельной потребностью конструктивно использовать созидательный потенциал культуры для решения возникших накануне третьего тысячелетия кардинальных социальных проблем.

Идею Э.Тайлора, равно как ряд положений М.Вебера, Э.Кассирера, К.Юнга, П.Флоренского и других специалистов в области истории философии, социологии, антропологии, филологии в 1939 году в значительной мере реализовал Лесли Уайт, который в понятии «культурология» увидел термин, обозначающий научное знание о культуре в ее единстве и многообразии.

9 мая 1945 года в газете Нью Йорк Таймс Лесли Уайт использовал опубликовал предложение по объединению наук в 1 (одну) КУЛЬТУРОЛОГИЮ. (понятие культурология)
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – наука о культуре, ее единстве и многообразии.

Как научная дисциплина культурология пока четко не определила свои границы; сегодня это комплекс ряда общественных и гуманитарных дисциплин, отражающих различные аспекты культуры. Однако процесс их интеграции идет достаточно быстро.

В рамках культурологи существует ряд направлений:

  1. Фундаментальная (теоретическая) культурология – философская наука, область культурологии, раскрывающая закономерности возникновения, становления, развития и функционирования культуры.

  2. Прикладная культурология - область культурологии, которая раскрывает механизм вовлечения человека в мир культуры, технологию создания благоприятной культурной среды, методику изучения, удовлетворения и последовательного возвышения духовно-эстетических интересов и потребностей личности, технологию включения их в процесс социально-культурного творчества.

Прикладная культурология – наука, определяющая профессиональное отношение к СКД.

Главное в вовлечении человека в мир культуры связано с определением роли и места человека в культурном пространстве.

Функции прикладной культурологи:

  1. Научно-методическая – методологическое обоснование созидающего потенциала СКД и методическое обеспечение процесса его реализации.

  2. Политико-проективная – правовое, экономическое, политическое, духовное обеспечение СКД, социокультурное проектирование.

  3. Культуроохранительная – обоснование технологии сохранения природной и культурной среды, непреходящих ценностей мировой и отечественной культуры; обеспечение гармонии в системе человек-природа.

  4. Культуросозидающая – разработка и реализация механизма последовательного включения личности в мир культуры (хоминизация, социализация, инкультурация, индивидуализация), формирование развитой, духовно богатой личности.

  5. Культуротворческая – научно-методическое обеспечение процесса вовлечения человека в информатизационное общество ХХ1 века и в различные формы Сктворчества.

  6. Взаимообогащающая – выявление принципов реализации духовного потенциала общения. Разработка методики вовлечения личности в систему социальной коммуникации, восприятие человека человеком, формирование культуры делового и межличностного общения.

  7. Культуроориентирующая – раскрытие всепроникающего характера культуры, механизма обеспечения культуры труда, познания, быта, досуга, внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности.

Три области человекознания – психология, педагогика и прикладная культурология – выступают как различные направления единого процесса научного осмысления феномена «человек и культура»
Обратимся к понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

«человек» - это представитель высшего рода живых существ, обладающий сознанием. Все 6 млрд людей – человеки. (принадлежность к живым существам высшего уровня развития)
«индивид» - это конкретный человек, обладающий соматическими, психическими и др. качествами. Нет ни одного индивида с абсолютно идентичной внешностью.

Все люди рождаются человеками и индивидами. Этапы становления человека.

1я стадия превращения индивида в человека – этап хоминизации (обязательный этап). Это процесс приобщения новорожденного к роду человеческому, формирование общегуманистических, нравственных, основ физической и санитарно-гигиенической культуры, культуры речи, элементарной культуры общения, адаптация органов восприятия к конкретным формам культурной и природной среды.

2я стадия – стадия социализации. (обязательный этап), вытекает из особенностей конкретного общества. Это процесс и результат включения человека в общество, в результате чего индивид овладевает основами мировоззренческих знаний, профессионально-трудовой деятельности, умениями и навыками выполнения гражданских, нравственных, семейно-бытовых и иных непреложных действий членов общества.

В процессе социализации у человека раскрываются возможности утвердить себя как ЛИЧНОСТЬ.

«личность» - это человек, утвердивший себя в обществе своей оригинальность, уникальностью, оставивший след в жизни окружающих.

Человеком, индивидом – РОЖДАЮТСЯ. Личностью СТАНОВЯТСЯ только те, кто нашел свое место в жизни.

Чтобы стать личностью, надо показать, что ты способен творить сам. Личность обладает творческим началом, способностью проявить инициативу, индивидуальность.

«индивидуальность» - это выдающаяся личность, оставившая глубокий след в истории цивилизации, определившая новые направления в науке и практике, добившаяся уникальных достижений в своей жизнедеятельности. Это высший этап в развитии личности.


ИНДИВИДЫ – ВСЕ

ЛИЧНОСТИ – МНОГИЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ – ЕДИНИЦЫ

ГЕНИИ – РЕДКОСТЬ (Шекспир, например)

Инкультурация (этап) – это вовлечение человека в мир культуры; в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившихся в обществе ценностных и нормативно-регулятивных установок; это этап развития человека, выходящий за рамки обязательных норм, этап, связанный с глубоким постижением культуры. Этап включения человека в мир культуры и утверждение человека в этом мире. На этом этапе человек проявляет себя, реализует свои способности и дарования.

Процесс инкультурации носит непрерывный и всепроникающий характер, связан с сенситивными пиками развития и должен учитывать возрастные и иные способности индивида к восприятию информации и определенных культурных ценностей.
Процесс включения человека в мир культуры осуществляется посредством общественных и государственных институтов

социально-культурной сферы.

Итак, переходим к рассмотрению инфраструктуры социально-культурной сферы.

Инфраструктура (от лат. инфра – под, ниже + структура) – применительно к социокультурной жизни общества совокупность ее составных частей, служб, обществ, сооружений, необходимых для нормального функционирования системы.

Рассмотрим понятия "социальный институт" и "социально-культурный институт".

Существуют два уровня понимания сущности социального института.

1. Социальный институт как нормативное явление, совокупность исторически сложившихся социальных норм, обычаев, нравов, объединяющихся какой-либо главной целью, ценностью или потребностью (институт семьи, просветительность, язык, фольклор, литература, искусство).

2. Социальный институт как учреждение (служба) или совокупность учреждений, обладающих определенным общественным назначением (средства массовой информации, образование, церковь, наука и др.).

Сущность социально-культурного института заключается в обеспечении осуществления культурной деятельности.

Классификация социально-культурных институтов в зависимости от выполняемых ими социальных функций в обществе.

1. Первая группа - социально-культурные институты, преимущественно занятые производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое, творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.

Это художественные и архитектурные мастерские, конструкторские бюро, мастерские декоративно-прикладного искусства, киностудии.

2. Вторая группа - социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, лекции, конференции, демонстрации и т. д.

Иначе говоря, учреждения, которые интегрируют создание и распространение ценностей культуры – театр, филармония, цирк.

Учреждения, которые распространяют ценности культуры – лекторий, печать, радио, телевидение.

Социальные институты, обеспечивающие освоение ценностей культуры – все типы учебных заведений от дошкольника до высшей школы, система дополнительного образования, система повышения квалификации.

Институты, направленные на сохранение и распространение – библиотека.

Институты, занятые разработкой научных проблем – академии художеств, научно-исследовательские институты, научно-просветительные учреждения (музей, библиотека, лекторий, планетарий, зоопарк)

Интегральные институты: клубы, дворцы культуры, центры досуга, парки культуры и отдыха, дома культуры.

Спортивно-оздоровительные институты: стадионы, гимнастические залы, спортивные площадки, спортлагеря.

Санаторно-курортные: пансионат, дома отдыха.

Центры зрелищно-игрового досуга: концертный зал, мюзик-хол.

Центры коммерческого развлекательного игрового досуга: казино, бани, игорные дома, элитарные клубы, рестораны.

Ведомственные центры досуга: дома журналистов, дом кино

Детские игровые центры: игротеки, дома-аттракционы, центры спортивно-оздоровительных увеселений.

Специфические институты СКД: дом мод, дворец бракосочетания, дом юбилейных торжеств.

3. Третья группа - социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в различных видах неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества и движения, нравственность как система общественно-одобряемых норм и правил поведения.

Другие основания для классификации социально-культурных институтов (иная классификация):

-Обслуживаемый контингент населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские).

-Форма собственности: государственные, общественные, акционерные, частные.

-Экономический статус: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие).

-Масштаб действия: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные)
Рассмотрим поподробнее отраслевые учреждения и организации СКД. (создание, деятельность имеют свои особенности.)

Отраслевые (отрасль культуры) учреждения

можно разделить на 3 группы.

  1. Учреждения профессионального искусства

  2. Учреждения культуры клубного типа

  3. Парковые учреждения и комплексы



1 группа отраслевых учреждений культуры - Учреждения профессионального искусства

Разграничение социально-культурных центров на следующие типы:

1. Учреждения искусства - Эрмитаж, Картинная галерея, Третьяковская галерея, Театр кукол и масок Театр оперы и балета Театр драмы, филармония, концертный зал и т.д.

2. Культурно-досуговые учреждения и предприятия туризма - Цирк, туристическая фирма, краеведческий музей, мемориально-музейный комплекс, матросский клуб, Дом учителя, городской музей, ПКиО, клубы по месту жительства, концертно-танцевальный зал, центр детского творчества, Дом актера, зоопарк, планетарий,

3. Учреждения культуры - Дворец культуры и техники, городской Дом культуры, театрально-зрелищное предприятие, районный Дом культуры областная библиотека, детская библиотека, социально-культурное учреждение.

__________________________________________________________

Наиболее представленная и многочисленная группа в социальной сфере - учреждения культуры.

вторая по значимости - культурно-досуговые учреждения,

третья - учреждения искусства,

четвертая - предприятия туризма.

___________________________________________________________

При всем различии задач и функций пропаганды профессионального искусства могут быть выполнены учреждениями искусства лишь при использовании ими форм и методов досуговой работы. Премьера или сдача спектакля, концертной программы и т.д. обычно сопровождается дополнительными мероприятиями: выступление режиссера-постановщика, творческая дискуссия, встреча с исполнителями, зрительские конференции.

Культурно-творческая функция учреждений искусств проявляется также в создании самодеятельных коллективов-спутников при учреждении искусства, в методической и организационной помощи учреждениям клубного типа и ПКиО, в совместной работе с культурно-досуговыми центрами в организации крупных праздников, в изучении зрительских запросов и интересов, определении приоритетных видов досуговой деятельности.
2 группа отраслевых учреждений культуры - Учреждения культуры клубного типа

Учреждения культурно-досуговой сферы являются традиционными для российской действительности. К 1985 году в стране была создана достаточно развитая сеть учреждений культурно-просветительного профиля. За годы перестройки и перехода к рыночным отношениям эта сеть претерпела серьезные изменения. Сократилась численность основных типов учреждений (клубов, библиотек, парков культуры и отдыха). Изменилась ведомственная принадлежность значительного числа учреждении. Так, например, почти полностью сменили своего владельца бывшие профсоюзные клубы и библиотеки. Часть этих учреждений либо прекратила свою существование, либо перешла в ведение Министерства культуры Российской Федерации. За этот период почти полностью разрушена сеть киноустановок и кинотеатров. Идет медленный и трудный процесс строительства новой системы кинообслуживания населения.

Но есть и позитивные тенденции. За эти годы возросло число музеев и театров в нашей стране. Культурно-досуговые учреждения стали более чутко реагировать на запросы населения и в меру своих возможностей удовлетворять их.

Появились новые типы учреждений (информцентры, медиатеки и др.).

Однопрофильные учреждения взяли курс на многопрофильность и многофункциональность (наряду с просветительными задачами стало больше внимания уделяться решению рекреационных проблем). И здесь следует отметить, что полифункциональность как тенденция зародилась на Западе. И ее внедрение в российскую действительность следует приветствовать. Однако нельзя умолчать о другом. Беря на вооружение зарубежный опыт, мы подчас неоправданно отказываемся от собственных достижений. Так, например, вряд ли оправдан в деятельности сегодняшних российских учреждений культуры перекос в сторону развлекательности. Снижение внимания к просветительской функции приводит к снижению роли культурно-досуговых учреждений в духовном развитии личности.

Не подлежит однозначной оценке и туристическая деятельность в современной России. Речь идет, прежде всего, о так называемом культурном туризме. С одной стороны, расчет число туристических фирм и туристических маршрутов (в основном зарубежных); с другой стороны, воспользоваться услугами такого рода фирм и агентств могут далеко не все граждане России, а только самые обеспеченные. Развитию внутреннего туризма в нашей стране мешает его слабая инфраструктура и все те же материальные проблемы основных категорий населения.

Но процесс реорганизации сети учреждений культурно-досуговой сферы еще не закончился. Продолжается и поиск ими своей специфики и своего места в новых условиях российской действительности.

Одними из самых массовых учреждений культуры в настоящее время остаются учреждения клубного типа (клубы, дома и дворцы культуры). По своему характеру клубные учреждения являются многофункциональными комплексными учреждениями культуры. Их назначение - предоставлять максимум услуг для различных категорий населения в сфере досуга и рекреации, образования и творчества.

Основными направлениями в деятельности клубных учреждений являются: информационно-просветительная; художественно-публицистическая; содействие развитию социальных инициатив, сохранение и развитие традиционной народной культуры, проведение праздников и ритуалов; развитие художественного и технического творчества; культурно-развлекательная; физкультурно-оздоровительная работа, туристическая деятельность; экскурсионное обслуживание и др.

Наблюдается и другая тенденция. В стране возникают клубные учреждения нового типа: центры досуга и творчества, дома ремесел, национально-культурные центры и др.

В крупных городах возникают досуговые центры, организуемые на коммерческой основе. Речь идет, прежде всего, об элитных ночных клубах. По характеру своей деятельности (уклон в развлекательность и недоступность широким слоям населения из-за дороговизны оказываемых услуг) досуговые заведения данного типа пока еще плохо вписываются в традиционную сеть культурно-досуговых учреждений.

Особенности социально-культурной деятельности клубных учреждений.

Существует государственная сеть клубных учреждений, которая делит их на виды, в зависимости от расположения на территории страны. Существуют передвижные клубные учреждения, которые обслуживают население поселков, не имеющих стационарные клубные учреждения, так называемые автоклубы.

Существуют ведомственные клубные учреждения, которые находятся в подчинении различных ведомств, а не государства. Например, матросские клубы (Министерство обороны РФ), Дом учителя (Министерство образования РФ).

Развивающаяся часть сетей клубных заведений подчинены не ведомствам, не государству, а частным лицам. Например, Клуб деловых людей, ночной клуб, казино.

Клуб - это учреждение культуры или досуговое объединение, специализирующееся на организации отдыха, творческой и просветительной работе среди населения в целом, отдельных групп с целью формирования общественно-значимых качеств личности.
3 группа отраслевых учреждений культуры - Парковые учреждения и комплексы

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Особенности социально-культурной деятельности парка культуры и отдыха

Парки культуры и отдыха располагаются в крупных городах, а также в тех, где существует благоприятный климат.

Парки культуры и отдыха - типично государственное учреждение культуры, они не равнозначны.
Уровни:

1. Федеральный - в Москве ЦПКиО им. А.М. Горького, Санкт-Петербурге ЦПКиО им. Кирова.

2. Региональный - парки, расположенные на территории областных центров, центров автономных округов. ЦПКиО им. Маяковского в г. Екатеринбурге, ЦПКиО им. Гагарина в г. Челябинске, останкинский ПКиО в г. Москве.

2. Городские ПКиО.

3. Сельские ПКиО.

4. Сад культуры и отдыха.


Особенности творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха

-обширная площадь;

-многочисленность производственных помещений и объектов;

-открытые площадки, естественная природная среда;

-каждый парк культуры и отдыха зависит от климатических условий;

-сезонность работы;

-массовость посетителей;

-самые крупные формы СКД - фестивали, праздники;

-богатый выбор средств и методов СКД;

-самый широкий спектр деятельности;

-наличие аттракционного хозяйства;

-специализированные городки;

-спортивные площадки;

- устройство театрализованных представлений на специальных площадках - "зеленые театры", эстрадные театры, летний кинотеатр.

Парк культуры и отдыха - это культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта.
Формы, средства и методы

социально-культурной деятельности.

СКД – это нравственно мотивированное, общественно значимое взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, среди которых главной ценностью выступает человек, его духовный мир, его гражданская позиция, его нравственные качества.

Сверхзадача СКД - формировать такого человека, и она осуществляет это посредством имеющихся у нее методов, т. е совокупности приемов и способов, с помощью которых достигается поставленная цель.

Эффективность формирования культуры личности находится в прямой зависимости от комплексности этого процесса.

Природа СКД предопределяет широчайшее разнообразие средств, методов и форм рациональной организации информационно-просветительного воздействия на человека и включения людей в культурное творчество.

Разработка средств, методов и форм СКД осуществлялась преподавателями кафедры СКД и результаты их исследований отражены в соответствующих диссертациях.

Общенаучное понимание этих явлений:

Технология – совокупность методов, знаний, умений, навыков и алгоритм решения каких-либо проблем.

Образовательные технологии – это средства, формы и методы СКД, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Средство - инструмент, орудие для достижения целей.

Метод - путь, способ достижения целей. Методы как способы целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию. Классификация методов СКД: информационно- просветительные; воспитательные; организационные: социологического исследования объекта.

Форма - внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.
Существуют типичные ошибки в определении форм, методов и средств социально-культурной деятельности:

- одно и то же явление называется и формой, и методом, и средством СКД в специальных источниках. Например: лекция, экскурсия, дискуссия, доклад, собеседование.

- искусственно ограниченный круг форм, методов и средств в учебно-методической литературе;

- формы, методы и средства неоднозначно понимаются в специальной литературе.

Существуют различные, даже противоречивые варианты их определений.

ИТАК, средства СКД - это духовные и материальные факторы и виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды и идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процессе создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры.

Средства СКД - это духовные и материальные факторы и виды деятельности, с помощью которых осуществляется социально-культурный процесс.

СРЕДСТВА СКД – это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

К ведущим средствам СКД в первую очередь относятся:

  • живое слово;

  • искусство, образ;

  • средства массовой информации;

  • средства наглядной агитации и пропаганды;

  • книги, муз. инструменты;

  • интернет;

  • тех. средства: звукозапис., звуковоспроизв., проекц. и иная аппаратура и т.д.

Классификация средств СКД

Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.
Метод СКД - прием, способ воздействия на участников СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно ценных качеств личности.

– совокупность приемов и способов, позволяющая достичь желаемого «+» результата

- ПУТИ И СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ, ПРИ КОТОРЫХ НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ДОСТИГАЮТСЯ НАМЕЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО И ИДЕЙНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ; СОВОКУПНОСТЬ СПОСОБОВ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНИЗАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ СКД, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩИХ ЗАДАЧ.

Методы как способы целенаправленного педагогического, развивающего воздействия на аудиторию.

Методы СКД могут быть:

-словесными (сообщение, разъяснение, обсуждение и т.д.)

-наглядными (экспонирование, демонстрация, экранное информирование и т.д.)

-консультативно-презентивными (информационно-рекомендательные, презентивно-иллюстративные, критико-аналитическими и т.д.)

-художественного воздействия (театрализация, искусство и т.д.)

Существует несколько групп методов СКД:

- воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример

- информационно-просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж…

-организационные

- методы социологического исследования объекта (исследовательские) - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация…
Три группы методов:

  1. Методы, формирующие общественное сознание

(- информирование – сообщение;

-комментирование;

-разъяснение;

-обобщение;

-внушение – метод информационно-психологического воздействия на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанный на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений;

-заражение - информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому и к определенной общности;

-убеждение – САМЫЙ эффективный, психолого-педагогический процесс воздействия, основанный на научном аргументировании, доказательности, достоверности)

  1. Методы включения в деятельность – в процессе которых, знания преобразовываются в нормативы, принципы поведения.

-включение в различные формы непрерывного просвещения

-привлечение к разным видам любительского творчества

-приучение к выполнению общественно-культурных функций

-упражнение

-самоорганизация

-самообслуживание

-игра

-самообразование

  1. Методы стимулирования соц.-культурной активности

-положительный пример

-доброе слово

-поощрение

-соревнование

-требование

-перспектива

-общественное мнение

-критика и самокритика

ВАЖНА СИСТЕМА МЕТОДОВ!!!
Варианты определения форм СКД:

Форма СКД – это структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка.
Данные явления объединяют следующее:

  • наличие специальных методов;

  • наличие средств СКД;

  • использование литературно-художественного материала;

  • применение документального материала

Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.

Форма СКДэто система стабильно применяемой совокупности средств и методов идейно-эмоционального воздействия, обеспечивающая решение СК задач.

Вывод: чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.

Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, обширный художественный и документальный материал.

Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы. Печатное слово - наоборот. Методы театрализации - формы художественной рекламы.

Структура форм СКД может стать основой для их классификации.
В практике ложилась наиболее часто употребляемая классификация форм :

ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ СТАБИЛЬНЫЕ

ЛЕКЦИЯ КЛУБ

БЕСЕДА КОЛ-В ХУД.САМ-ТИ

ДОКЛАД ЛЕКТОРИЙ

КУЛЬТПОХОД ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ

ВЕЧЕР кружки

ПРАЗДНИК инициативные группы

Экскурсия

гуляния
МАССОВЫЕ

ГРУППОВЫЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
В основу классификации форм СКД

могут быть положены следующие признаки:

I. Субъект СКД

- формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы);

- формы работы клубных учреждений (тематический вечер, вечер отдыха, дискотека);

- формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры)- формы работы музея (экскурсия, выставка, экспозиция);

- формы работы предприятий туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход);

- формы работы клубных формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия);

- формы работы учреждений искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).


II. Комплексные показатели объектов СКД

(по количественному охвату)

- формы индивидуальной работы (консультация, собеседование, индивидуальное прослушивание, просмотр материала);

- формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад);

- формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-спортивная олимпиада).


III. Социально демографические характеристики СКД

(по типологии объекта воздействия)

1. По возрасту:

  • формы работы с детьми и подростками (праздники детских книг, утренник, демонстрация мультфильмов);

  • формы работы с молодежью (дискотека, обряд совершеннолетия, обряд посвящения);

  • формы работы с людьми среднего возраста (30-40 лет) (вечер "Для тех, кому за…", Дни профессий);

  • формы работы с людьми старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы).

2. По полу:

  • формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин);

  • формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию);

3. По семейному положению:

  • формы работы с молодыми семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста);

  • формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета "Мама, папа и я - спортивная семья");

  • формы работы с многодетными семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб многодетных семей).


Основные недостатки использования форм и услуг СКД

Издержки теоретических исследований форм и услуг СКС:

1) неосмысленна историческая преемственность;

2) не исследованы механизмы формирования форм и услуг СКС;

3) не изучен в полном объеме арсенал форм и услуг;

4) не изучены перспективы развития форм и услуг СКС. Не выявлены механизмы, соотношение спроса и предложения (потребности населения и реально-действующим арсеналом форм и услуг СКС;

5) недостаточно оперативное исследование новых форм и услуг СКС;

6) недостаточно изучен опыт западных стран развитых, рыночных по применению форм и услуг;

7) на практике зарубежный опыт механически переносится на российские учреждения культуры и туристских предприятий. Отсутствуют методики адаптации зарубежного опыта;

8) наметился резкий крен на эксплуатацию платных форм и услуг учреждений культуры и предприятий туризма. В данном случае складывается ситуация, когда продукция предприятий социально-культурной сферы предлагается обеспеченным слоям населения. Нарушается принцип общедоступности. Малообеспеченные слои населения оказываются вне поля зрения предприятий социальной сферы. Организация досуговых мероприятий для данной категории зачастую проходит в виде благотворительных акций. Сокращаются мероприятия для детей, подростков, лиц пожилого возраста.

9) нарушается пропорция между различными группами форм и услуг СКС. На первый план вышли формы и услуги развлекательного характера.
Пути преодоления издержек в развитии форм и услуг СКС:

1. Приведение в соответствие основных видов досуговой деятельности населения с предлагаемыми им формами и услугами СКС.

2. Необходимо расширить диапазон применяемых форм и услуг. Небольшие учреждения культуры и предприятия туризма освоили 15-20 форм и услуг, средние - 25-30, крупные - 35-50, отдельные крупнейшие до 100 различных видов форм и услуг.

3. Необходимо более активно осваивать новые формы и услуги СКС.

4. Отбор и приоритетное использование наиболее перспективных форм и услуг СКС. Для этого необходимо произвести прогноз спроса на формы и услуги в ближайшем будущем.

5. Пропорциональное и комплексное применение форм и услуг СКС.

Система форм и услуг должна выглядеть следующим образом:

А) группа форм просветительного характера

Б) группа форм рекреативно-развлекательного направления

В) группа форм, направленных на развитие творческих способностей

Г) группа форм, рассчитанных на массовую аудиторию и индивидуальное потребление услуг культуры

Д) группа услуг, рассчитанных на основные услуги населения

Е) группа услуг, рассчитанных на возрождение национальных культурных традиций

Ж) обязательная реализация группы платных услуг.


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта