Главная страница
Навигация по странице:

  • Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим) Экономическая сфера

  • Политическая сфера

  • Духовно-культурная сфера

  • Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век).

  • Внешняя политика Ивана 3

  • Предыстория: XVI

  • XVIII—XIX века

  • Восточный и античный типы цивилизационного развития


    Скачать 148 Kb.
    НазваниеВосточный и античный типы цивилизационного развития
    Анкор58-60.doc
    Дата16.03.2019
    Размер148 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла58-60.doc
    ТипДокументы
    #25855

    58

    Восточный и античный типы цивилизационного развития.
    В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.
    Уже в развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития.
    Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия – 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н.э. – 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке не известна), империи Древней Индии (XVIII в. до н.э. – 415 г. н.э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н.э.).
    Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие – 149 год до нашей эры) и Древнего Рима (753 год до н. э. – 476 год нашей эры).
    В обобщенной форме эти два типа цивилизационного развития представлены в нижеследующей таблице-схеме.
    История в схемах. Восточный и античный типы цивилизационного развития.
    Цивилизации Древнего Востока

    Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)
    Экономическая сфера

    1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей.
    2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка. 1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей.
    2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (цивильным) правом.

    Политическая сфера

    1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер.
    2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть, чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху.
    3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры.
    4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях.
    5. Суд опирается на обычай или писаный закон.

    1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти.
    2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры
    3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами.
    4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга- гражданская доблесть.
    5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества
    6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных).
    Духовно-культурная сфера

    1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство.
    2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства.
    3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе.

    1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.
    2. Художественная культура обращена к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности.
    3. Для общественного сознания характерны дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе.

    Территория России в системе Древнего мира.

    Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век).
    В 1865 году Дж. Леббок впервые предложил разделить так называемый каменный век на палеолит (древний каменный век, свыше 1 миллиона лет – 12–10 тыс. лет до н. э.), мезолит (средний каменный век, занимающий период от 10 до 5 тысячелетия до н. э.) и неолит (новый каменный век, 5–2 тыс. до н. э.).
    История в терминах – неолитическая революция. Под неолитической революцией сегодня понимается крупнейшее, глобальное изменение в производительных силах, сутью которого стал переход от хозяйства присваивающего, связанного с охотой, рыболовством, собирательством, к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. В результате неолитической революции человек сумел окончательно подняться над природой (не отрываясь от нее), выделиться из природного мира и стать самостоятельным организатором своей жизни. Человек потребляющий трансформировался в человека созидающего. Хомо сапиенс стал в полной мере отвечать этому понятию.
    Неолитическая революция привела к возникновению человеческих сообществ, древнейших государств в районах, благоприятствовавших развитию земледелия. Эта ве-ликая ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ предопределила возникновение древ-нейших локальных цивилизаций, которые в своей совокупности положили начало исто-рии мировой цивилизации.
    Стартовой площадкой, с которой началась настоящая история человечества, Чело-века, стала огромная территория, протянувшаяся от северного побережья Африки до Ти-хого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40 градусом северной широты. Эта полоса протянулась на 10 тыс. км с запада на восток и на 4 тыс. км с севера на юг. В эту полосу вошли территории Европы, Африки и Азии, прилегающие к Среди-земному, Черному и Каспийскому морям, к Персидскому и Бенгальскому заливам. Это Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малоазийский, Аравийский и Индостанский полуострова. Это Южная Европа, Северная Африка, Ближний, Средний и Дальний Восток, Индия. Это территория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара.
    Самым главным фактором, предопределившим возникновение древнейших цивили-заций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат, в восточной части Средиземноморского побережья. Ареалом для Восточноазиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхэ, а для Южноазиатской – бассейн реки Инд. Названные водные артерии иногда называют «великими историческими реками», так как на их берегах возникли древнейшие цивилизации.
    Доместикация или одомашнивание животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшило питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ.
    Страна ариев.
    Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.), говорившие на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов позволила ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древниe арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы.
    Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия.
    Страной или прародиной ариев в III-IIтысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).
    Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.

    59

    Внешняя и внутренняя политика Ивана 3

    Внутренняя политика Ивана 3

    В возрасте двадцати двух лет, Иван Васильевич, по завещанию своего отца вступил на Московский престол. К моменту вступления Ивана 3 в «должность» правителя Московского княжества в 1462 году территория Руси представляла собой множество фактически независимых друг от друга княжеств. В процессе присоединения земель к Московскому княжеству, которые были основным направлением внутренней политики, действия Ивана 3 были, возможно, немного медлительными, но это окупалось с лихвой тем, что он старался решать вопросы, не используя военной силы, и всегда действовал, когда был уверен в положительном результате. Однако это не всегда получалось. Добиваясь признания новгородцами главенства над собой Московского княжества, Иван 3 применил силу. Надо заметить, что изначально, посылая послов в Великий Новгород, который после заключения договора с польским королем Казимиром, перешел под его защиту, Иван 3 намеревался разрешить разногласия мирным путем, но отправленные послы были изгнаны из города с бесчестием. Таким образом, благодаря военным действиям, предпринятым в 1471 году, на берегу реки Шелони 13 июля были разбиты новгородские войска. Не получив обещанной помощи от польского короля и боясь жестокой расправы, жители Новгорода запросили мира. Иван 3 согласился, новгородцы уплатили «копейное» и под власть Московского князя перешла часть Двинской земли. Окончательный переход, Великого Новгорода в зависимость от Москвы, произошел спустя семь лет после описанных событий. А именно в 1478 году, 15 января горожане Новгорода согласились стать вассалами Москвы. Все это следствием внутренней политики Ивана 3, направленной на продолжение процесса объединения русских земель.

    Однако царь многое делал не только для объединения, но и для развития государства. Так, по приказу Ивана 3 был введен судебник, это событие произошло в 1497 году.

    Внешняя политика Ивана 3

    После подчинения Новгорода, границы Московского княжества расширились, что привело к напряженности в российско-ливонских отношениях. Ливонцы осадили Псков, но потерпели поражение. В 1481 году был подписан мирный договор на десять лет. Однако, для усиления защищенности границы с Ливонией, было возведена крепость Ивангород, в 1492 году. Впоследствии, на протяжении трех лет с 1501 по 1503 годы, вновь происходили стычки русских войск с ливонскими рыцарями, но, в конце концов, было заключено перемирия на шесть лет. В 1480 году произошло важное событие в политической жизни страны. На протяжении уже многих лет Русь не являлась зависимым от Орды государством, но, тем не менее, до конца этот вопрос решен не был. Ордынский князь Ахмат, периодически присылающий послов к Московскому князю с требованием дани, перешел к активным действиям в 1480 году. Собрав войско, Ахмат двинул его к Москве. Не решившись форсировать Оку, на которой стояли многочисленные русские войска, Татаро-монгольский хан 6 октября 1480 года подошел к реке Угре. Противоположный берег был занят армией князя Ивана Васильевича. «Стояние на реке Угре» продолжалось до 11 ноября этого же года. Без поддержки литовскими войсками Ахмат не посмел перейти реку и отступил. Это событие воспринимается, как окончание подчиненности Орде. Во времена правления Ивана Васильевича, Россия, практически не прекращая, вела войны с Литвой, которая не желала объединения русских земель. В восьмидесятых годах пятнадцатого века, Московские территории стали значительно больше, за счет таких городов и принадлежащих им земель как Вятка и Тверь. Параллельно с этими присоединениями, происходил переход некоторых областей граничащих с Литвой под управление Москвой. В период, русско-литовских войн, длившихся, с 1492 по 1503 годы к Московскому княжеству присоединилось множество городов.

    Также во внешней политике Иван 3 был ориентирован на дружбу с крымским ханством, вплоть до заключения союзного договора и хан Менгли-Гирей неоднократно помогал Руси. После свадьбы Ивана Васильевича и Софьи Палеолог, московский герб был объединен с византийским двуглавым орлом и появился обычай венчания на царство. За время своего правления Иван 3, из фактически раздробленной Руси создал мощное централизованное государство, имевшее серьезный вес и на международной арене.

    60

    Восто́чный вопро́с — комплекс международных конфликтов конца XVII — начала XX веков, связанных с контролем над святыми местами в Палестине, а также с борьбой христианских (преимущественно православных) народовОсманской империи за обретение независимости и с соперничеством великих держав (РоссииАвстрииВеликобританииФранции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи.

    Предыстория:XVI — началоXVIII


    Появление турок в Европе и образование могущественного мусульманского государства на Балканском полуострове серьёзно изменило отношения между христианами и исламом: Турецкое государство сделалось одним из факторов международной политической жизни Европы; его боялись и вместе с тем искали союза с ним. Начало дипломатических сношений с Турцией положено Францией ещё в то время, когда прочие европейские державы чуждались иметь с Турцией какие-либо отношения.

    Одинаково враждебные отношения Франции и Турции к Австрийской империи в лице Карла V содействовали заключению в 1528 году первого союза между Францией и Турцией. Вскоре к политическому союзу присоединился и вопрос религиозный. Французский корольФранциск I пожелал, чтобы одна церковь в Иерусалиме, обращенная в мечеть, была возвращена христианам. Султан отказал в этом, но в торжественном письме своём дал королю обещание сохранять и поддерживать все христианские церкви и молельни, устроенные на турецкой территории.

    В 1535 году были заключены капитуляции, обеспечившие французским подданным в Турции религиозную свободу, а также беспрепятственное посещение Святых мест не только французами, но и всеми иностранцами, состоящими под покровительством Франции. В силу этих капитуляций Франция долгое время была единственной представительницей западноевропейского мира в Турции.

    В середине XVII века Османская империя вступила в период долгосрочного упадка. После разгрома турок австрийцами и поляками под Веной в 1683 году их продвижение в Европу было остановлено. Ослабление империи способствовало подъёму национально-освободительного движения балканских народов (грековболгарвалаховсербовчерногорцев), в большинстве своём православных. С другой стороны, в XVII веке в Османской империи усилились политические и экономические позиции Франции и Великобритании, которые, желая сохранить своё влияние и помешать территориальным приобретениям других держав (особенно Австрии и России), стали в своей реальной политике выступать за сохранение её территориальной целостности и против освобождения покоренных христианских народов.

    XVIII—XIX века


    С середины XVIII века роль главного противника Османской империи перешла от Австрии к России. Победа последней в войне 1768—1774 годов привела к кардинальному изменению ситуации в Причерноморье.

    Кучук-Кайнарджийский договор 1774 года установил в первый раз начало вмешательства России в дела Турции. По статье 7-й сего договора Порта обещает твёрдую защиту христианскому закону и церквам оного; равным образом дозволяет русским министрам «делать, по всем обстоятельствам, в пользу как воздвигнутой в Константинополе церкви, так и служащих оной разные представления. Порта обещает принимать эти представления, яко чинимые доверенной особой соседственной и искренно дружественной державы». Кроме того, пунктом 10-м статьи 16-й договора, Турция согласилась, чтобы по обстоятельствам княжеств Молдавского и Валашского министры Российского двора при блистательной Порте могли говорить в пользу сих княжеств.

    Екатерина II (1762—1796) имела проект полного изгнания турок из Европы, восстановления Греческой империи (на её трон она планировала возвести своего внука Константина Павловича), передачи Австрии западной части Балканского полуострова и создания из Дунайских княжеств буферного государства Дакия. В то же время Порта (османское правительство), надеясь взять реванш за поражение в войне 1768—1774, при активной поддержке Великобритании и Франции начала новую войну против России (Русско-турецкая война 1787—1792), на стороне которой в 1788 году выступила Австрия. В 1788 году англо-французской дипломатии удалось спровоцировать нападение на Россию Швеции (русско-шведская война 1788—1790). Но действия антирусской коалиции оказались неудачными: в 1790 году из войны вышла Швеция (Верельский мир), а в 1791 Турции пришлось согласиться на заключение Ясского мира, подтвердившего условия Кючук-Кайнарджийского договора и отодвинувшего русско-турецкую границу до Днестра; Порта отказалась от притязаний на Грузию и признала право вмешательства России во внутренние дела Дунайских княжеств.

    Последующие трактаты: Бухарестский 1812 год и другие подтверждали особые права России. Единоличный протекторат России над христианами в Турции не мог быть приятен прочим европейским державам, хотя в последнее столетие Россия никогда не пользовалась этим своим правом, но сделав предварительно все возможное к тому, чтобы побудить и прочие европейские державы к совместному воздействию на Турцию. Ещё на Венском конгрессе 1815 года, запретившем, между прочим, торговлю неграми, император Александр I полагал, что Восточный вопрос в равной мере заслуживает внимания великих держав, принявших на себя труд установить в Европе продолжительное спокойствие. Циркулярная нота по этому предмету (февраль 1815) не имела, однако, никаких последствий. Вспыхнувшее вскоре после того восстание греков и страшные варварства турок, при его подавлении, побудили Россию вмешаться в эту войну совместно с другими державами. Благодаря политике Каннинга, удалось достигнуть, хотя и ненадолго, соглашения между Англией, Россией и Францией.

    После Адрианопольского мира император Николай I приказал особому секретному комитету, под председательством князя Кочубея, изучить положение Турции и выяснить положение России в случае распада Турции. Иоанн Каподистрия предложил в то время из Турецкой империи образовать пять второстепенных государств, а именно: 1) княжество Дакия — из Молдавии и Валахии; 2) королевство Сербия — из Сербии, Боснии и Болгарии; 3) королевство Македония — из Фракии, Македонии и нескольких островов: Пропонтиды, Самофракии, Имброса, Тазоса; 4) королевство Эпир — из верхней и нижней Албании и наконец 5) королевство Греческое, на юге Балканского полуострова от реки и города Арты. Константинополь — ключ проливов Босфор и Дарданеллы — он предполагал объявить вольным городом и центром конфедерации, которую должны были составить из себя означенные пять государств. Входил ли комитет в рассмотрение этого проекта — неизвестно; но комитет решил единогласно, что поддержание существования Турецкой империи в Европе гораздо выгоднее для России, чем её упразднение и образование вольного города из Константинополя.

    Император Николай I, в начале царствования увлекавшийся надеждой осуществить заветную мечту Екатерины II, — изгнать турок из Европы, — оставил эту мысль и не только не содействовал к скорейшей кончине «больного человека Европы» (так назвал император Николай Турцию в интимной беседе) и разложению его останков, но сам поддерживал и охранял его существование. Когда восстание египетского паши Мегмета-Али едва не сокрушило Турцию, Россия в 1833 году заключила с ней оборонительный союз и послала своё войско и флот на помощь султану. В беседе своей с австрийским посланником Фикельмоном император Николай сказал, «что он придет на помощь Турции в случае надобности, но что не в его власти дать жизнь мертвецу». «Если Турция падёт, я ничего не желаю от её развалин; мне ничего не надо». Ункяр-Искелесийский договор 1833 года, обеспечивавший за одной Россией вмешательство в турецкие дела, уступил место Лондонскому трактату 1840 года, устанавливавшему совместный протекторат России, Англии, Австрии и Пруссии (к которым скоро присоединилась и Франция).

    Последователи церквей православной и римско-католической издавна враждовали между собой на Востоке и соперничали по поводу различных льгот и преимуществ христиан, посещающих Святые места. Решение этих споров нередко затрудняло Порту, навлекавшую на себя в чуждом для нее деле неудовольствие одной из сторон, а иногда и обеих. Еще в 1740 году Франция успела исходатайствовать для Латинской церкви некоторые привилегии в ущерб православию. Позже последователям греческого исповедания удалось добиться от султана нескольких фирманов, восстановивших их древние права. Началом новых усложнений послужила в 1850 г. нота французского посланника, в которой он, основываясь на договоре 1740 года, домогался возвращения католическому духовенству некоторых Святых мест в Иерусалиме и его окрестностях. Русское правительство предъявило со своей стороны требования, несовместимые с французским домогательством. В этот период против России в Восточном вопросе выступила коалиция европейских держав. Австрийский посол вКонстантинополе барон Прокеш-Остен вскоре после Крымской войны заявил: «То, что по отношению к Турции принято называть восточным вопросом, есть не что иное как вопрос между Россией и остальной Европой[1].

    Заготовлен был фирман, благоприятный для России; но Турция медлила с его обнародованием. Отсюда разрыв России сначала с Турцией (1853), а потом и с западными державами, и Крымская война, окончившаяся Парижским миром 18 марта 1856 года. Одним из главных его условий была отмена единоличного протектората России над христианами в Турции; взамен его появилось коллективное всех великих держав покровительство над турецкими подданными-христианами.

    Таким образом европейские державы пошли по пути, намеченному Россией в XVIII в., и признали за своими уполномоченными на Востоке то право, которое впервые было провозглашено императрицей Екатериной II в пользу русских агентов в 1774 году. Поводы к вмешательству не замедлили представиться. Уже в 1860 году мусульмане произвели ужасную резню христиан в Сирии. Пять великих держав решили вмешаться в это дело не только путем дипломатических нот, но и с оружием в руках. На Восток послано было французское войско, и Порта признала, что такое вмешательство держав в ее внутренние дела не является ни покушением на ее самостоятельность, ни оскорблением ее достоинства. Вспыхнувшее вскоре после этого восстание в Кандии 1866 года вызвало снова европейское вмешательство, причем, однако, ни одна из держав не взялась за оружие, предоставив население Кандии вполне на жертву возбужденному фанатизму турок. Такая же неудача постигла вмешательство держав в деле восстания Герцеговины в 1875 году и затем Сербии в 1876 году; все представления, советы, настойчивые требования европейских кабинетов (европейского концерта) остались без успеха за отсутствием решительной и энергической воли заставить Турцию, в случае надобности, силой оружия исполнить предъявляемые требования, а также за недостатком согласия между державами. С самого начала восстания в Герцеговине Россия громко возвестила свое намерение сделать все что может, с общего согласия держав, подписавших Парижский трактат, для облегчения страдания христиан в Турции и для того, чтобы положить конец пролитию крови. Намерение России действовать заодно с прочими державами, Порта приняла за равнозначащее решению ни в каком случае не обращаться к оружию.

    Это предположение не оправдалось: вспыхнула война 1877—1878 годов. Подвиги русских войск привели их к самому Константинополю. Предварительным Сан-Стефанским трактатом Порта признала независимость РумынииСербии и Черногории; из Болгарии решено было образовать самоуправляющееся, платящее дань княжество с христианским правительством и земским войском; в Боснии и Герцеговине Турция обязалась ввести сообщенные турецкому правительству еще ранее (в первом заседании Константинопольской конференции) предложения Европейских держав, с теми изменениями, которые будут установлены по взаимному соглашению между Портой, русским и австро-венгерским правительством. Эти постановления были существенно изменены Берлинским трактатом. Охранение интересов христианского населения и этим трактатом было признано делом общеевропейским. Порта выразила твёрдое намерение соблюдать принцип религиозной свободы в самом широком смысле. Различие вероисповедания не может подать повода, ни в какой части Оттоманской империи, к непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что касается пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям и отправления различных свободных занятий и ремесел. Свобода богослужения обеспечивается за всеми, и никакие стеснения не могут быть делаемы в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами. Право официального покровительства признается за дипломатическими и консульскими агентами держав в Турции, как по отношению духовных лиц, паломников и иноков всех наций, путешествующих в Европейской и Азиатской Турции, так и учреждений духовных, благотворительных и других на Святых местах и в других местностях.

    Российское военно-политическое руководство в конце XIX века активно разрабатывало планы высадки российского десанта на Босфоре.


    написать администратору сайта