Главная страница

Ответы к экзамену по философии.. Возникновение философии, ее предмет и структура. Философия знание о делах божественных и человеческих


Скачать 1.01 Mb.
НазваниеВозникновение философии, ее предмет и структура. Философия знание о делах божественных и человеческих
Дата11.06.2018
Размер1.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по философии..doc
ТипДокументы
#46612
страница1 из 20
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

1. Возникновение философии, ее предмет и структура.

Философия – «знание о делах божественных и человеческих», – говорил средневековый философ Ян Дамаскин.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Она, прежде всего, ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом, приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Следовательно, главным объектом философского анализа выступает отношение:

В этом отношении человек и мир являются сторонами единого жизненного процесса во всем его многообразии.

Термин «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности как космический порядок. Мудростью считалась настроенность ума на суть проблемы, на оригинальное решение, к которому приводят глубокие знания и размышления. «Мудрость – стремление человека познать бесконечное», – эту мысль приписывают одному из первых древнегреческих мудрецов Пифагору (580-500 гг. до н.э.). Считают, что именно он первым назвал себя философом (любомудром). Мудрость рассматривалась и как умение видеть в разрозненных фактах нечто единое, как способность свести в определенную систему разные стороны бытия, объединить их. Мудрость – не многознание, а знание оснований и причин – считал другой древнегречесий мыслитель Гераклит (V в. до н.э.). Мудрость в древности рассматривалась и как стремление к особо возвышенному, интеллектуальному труду, к постижению мира, основанному на благоразумении и бескорыстном служении истине.

Первые философы полагали, что стремление к выяснению главных, конечных оснований бытия, интеллектуальный труд в целом, является серьезным, благородным и уважительным занятием. Тогда стремление к знанию ценилось как главная добродетель и основное качество человека. Но вместе с тем было и другое отношение к любомудрию. Философов не понимали, они подвергались насмешкам и гонениям. Из истории философии хорошо известны примеры с Демокритом, Гераклитом Эфесским, которого называли «плачущим», Сократом – того вообще осудили и казнили. Можно привести и другие подобные примеры. Русский философ Н.Бердяев отмечал, что философия – занятие страдательное, она довольно часто была гонимой и непонимаемой.

Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности. Выдающийся немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) определял философию как квинтэссенцию (главное сосредоточение, стержень, ядро) духовной жизни эпохи. Философия насчитывает более 25 веков своего существования. Она зародилась на заре человеческой цивилизации как результат интеллектуальных запросов своего времени и невозможность их выразить в мифологических формах. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. В западной философии ее первый этап получил название античной философии (период с VII-VI вв. до н.э. по V в. н.э.). Считается, что древнегреческий философ Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик Сократа, первым вводит понятие «философия» как профессиональный термин. Он определяет философию как знание, которое должно исследовать конечные причины бытия и наилучшие способы познания мира. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), вслед за Платоном, пишет, что «первая философия» – это знание всеобщее, умозрительное, знание «о первых принципах бытия»; и далее – это знание о природе, о человеке, о государстве, о наилучшем образе жизни.

Все первоначальное знание было философским. Философия возникла как «наука наук», включала все виды и формы знания, особо выделяя в качестве «более философских» метафизику – знание о первопринципах (о сущем, о причинах бытия в целом), физику – знание о природе, логику – знание о познании, этику – знание о человеке и образе его жизни. Первые философы не были философами – профессионалами: Фалес (625-547 гг. до н.э.) – гидротехник; Демокрит (460-340 гг. до н.э.) – астроном и т.д. Они были математиками, медиками, астрономами, купцами, педагогами, риторами и пр. Их деятельность выступала основой для философских рассуждений и философских обобщений. Философские обобщения включали в себя целый ряд вопросов и проблем, которыми частное знание не могло заниматься. Эти вопросы и проблемы «красной нитью» проходят через все этапы развития философского знания, поэтому образно философию называют «размышлением о вечных проблемах»: человек, свобода, смысл жизни, любовь, смерть…

Если попытаться очертить круг философского знания, то можно выделить в качестве предмета его анализа следующие вопросы и проблемы, на которые искали и ищут ответы как профессиональные философы, так и обычные люди:

  • В чем сущность мира, как устроено бытие, как организован мир? Почему именно так он организован?

  • Есть ли что-то общее между различными, иногда вовсе несхожими сторонами бытия, а если есть, то, что именно?

  • Имеют ли Вселенная, Бытие какую-то цель, или их развитие хаотично?

  • Что такое конечность и бесконечность с философской точки зрения?

  • Действительно ли существуют объективные законы мироздания, объективные (независимые) параметры его развития? Или законы только формы организационной мыслительной деятельности человека, только его субъективные представления для удобства жизнедеятельности?

  • Как и насколько глубоко человек может проникнуть в тайны мира? Познаваем ли мир? Познаваем он полностью или частично? Что есть истина?

  • Какое место человек занимает в мире и какова его роль? Является ли он «песчинкой мироздания» или «господином» природы и бытия?

  • Какова природа и сущность самого человека? Есть ли возвышенный образ жизни? И если он есть, то, как его достичь?

  • Что есть добро и что есть зло? Как они соотносятся между собой и где, в чем их причины? Красота и прекрасное – как их достичь?

  • Как соотносятся в этом мире мудрость и глупость? Почему мудрым не всегда достается счастье?

  • В чем заключается подлинная человечность? Что такое гуманизм как философская проблема?

  • Что такое общество? Каковы законы его развития? Что такое общественный прогресс? Есть ли у истории какая-то общая цель или каждая культура имеет свой путь развития?

Перечисление вопросов, анализом которых занимается философия, можно было бы продолжить. Все они являются мировоззренческими, составляют основу мировоззрения, поэтому философия – это мировоззренческое знание.

Со времен античности (от Аристотеля, его работ по «первой философии», которые систематизаторы его учения поместили за- «мета»- физикой), философия имеет синоним – метафизика. Термин «метафизика» восходит к древнему понятию природы, мира вообще – «фюсису», сейчас утраченному нами. «Фюсисом» (физикой) раньше называли природу и все знание о природе. А то знание, которое было «сверх физики», «за физикой» получило название метафизики.

Выдающийся немецкий философ И. Кант (1724-1804) круг метафизических проблем очерчивал четырьмя основными вопросами, а ответы на них и составляют, по Канту, структуру философии:

  • Что я могу знать об этом мире?

  • Что я должен делать в этом мире?

  • На что я могу надеяться?

  • Что есть человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – этика, на третий – религия, а на четвертый – антропология. Последний вопрос – главный для философии, считал Кант, так как он включает в себя три первых. Несмотря на широкий круг проблем, философское знание, в конечном итоге, ориентировано на человека. Поэтому многие философы, как древности, так и современности, главной задачей философии считают, что она должна «учить человека быть человеком». Философию человек интересует в своей целостности, но в большей степени философия анализирует человека как существо, прежде всего, духовное, основной жизненной задачей которого является проблема – как наиболее полноценно, осмысленно, счастливо, интересно прожить свою, такую короткую в земном измерении, жизнь.

Подлинно философские вопросы возникают тогда, когда человек задумывается о смысле бытия, о смысле человечества, о смысле своей собственной жизни, о своем предназначении и месте, которое он занимает в этом мире. Поэтому философию можно определить как самовопрошание (Сократ): поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия. Такое «самовопрошание» может быть как на обыденном уровне – у наиболее мыслящих, духовно свободных и не равнодушных к миру, к бытию людей, – тогда философствование выступает в форме чувств, эмоций, оценок, поступков, так и на профессиональном – такая философия представлена в исторической совокупности идей, концепций, направлений, философских систем. Подобный метод в философии называется «философской рефлексией». Основанием ее является саморефлексия (в буквальном значении – оборачивание мыслей назад, на себя; то есть на свои представления о мире, о себе, на анализ своих собственных принципов и позиций). Еще Аристотель определял философию как «мысль о мысли», тем самым выделяя в качестве основного философского метода – рефлексивность. Таким образом, в философии рефлексия является фундаментальным основанием как непосредственно самого акта философствования, так и условием попыток преодоления уже имеющихся концепций и установок. То есть, рефлексия – это способ критического осмысления существующих мировоззренческих позиций, попыток их подтверждения или конструктивного преодоления. Можно выделить несколько ступеней или видов рефлексии:

  • рефлексия как психологический акт на элементарном уровне, когда людям свойственно анализировать свои действия и поступки с точки зрения обыденных, житейских представлений, жизненного опыта и того или иного уровня собственной культуры;

  • научная рефлексия: анализ и критическое переосмысление теоретического знания, основанного на методах и приемах научных исследований, применяемых в той или иной области науки;

  • и, наконец, философская рефлексия как осознание и осмысление, прежде всего, предельных оснований бытия, мышления, познания, ценностей, человеческой культуры в целом.

Рефлексивность особенно важна для личности в моменты пересмотра жизненно важных установок, в кризисные моменты существования, периоды переоценки ценностей; для теоретического сознания (науки и философии) – в периоды их качественных сдвигов, смены парадигм и мировоззренческих позиций.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта