Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Психолого-педагогическое значение сказки

  • 1.2 Развитие самосознания путем сказкотерапии

  • Раздел 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИОВ 2.1 Методы работы со сказкой

  • исследование сказкотерапии. ИССЛЕДОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Введение дошкольный возраст период эмоциональнопрактического освоения мира


    Скачать 159.5 Kb.
    НазваниеВведение дошкольный возраст период эмоциональнопрактического освоения мира
    Анкорисследование сказкотерапии
    Дата29.11.2022
    Размер159.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИССЛЕДОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc
    ТипДокументы
    #819603
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    ВВЕДЕНИЕ
    Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенности формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

    Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

    На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания.

    В дошкольном возрасте дети испытывают различные трудности, такие, как страх, низкая самооценка, барьеры в общении со сверстниками. В результате чего появляется неуправляемость, агрессия, тревога, не умение сосредоточиться и т.д. Существует множество методик, направленных на решение данной проблемы, но сказкотерапия наиболее эффективна по мнению многих психологов и педагогов, таких как: Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева (доктор психологии, один из известнейших представителей института сказкотерапии в Санкт-Петербурге,) Л.Б. Фесюкова, В.Я.Пропп и др.

    Актуальность данного метода заключается еще и в том, что он интегрирует множество психотехнических приемов в единый сказочный контекст. В основе метода сказкотерапии лежит феномен мифа, сказки, притчи, метафор. В этом ряду особое место занимают метафоры, которые позволяют расширить границы самосознания, а также затрагивают определенные слои подсознательного. Специфической особенностью метафор является то, что благодаря им человек получает возможность перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно-значимую эмоциональную окраску.

    Сказкотерапия является одним из новых методов в современной практической психологии. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром.

    Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

    Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Занятия сказкотерапией направлены на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление страхов, барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое...

    Цель исследования: теоретически обосновать роль сказкотерапии в развитии самосознания у детей дошкольного возраста.

    Объект исследования является процесс развития самосознания у детей дошкольного возраста.

    Предмет исследования: сказкотерапия как метод развития дошкольников. психологический дошкольник сказкотерапия воспитание

    В соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:

    1. Определить основные понятия исследования: сказкотерапия, виды и функции сказок, значение сказки для развития личности ребенка, сказка как средство развития самосознания. Рассмотреть значение сказкотерапии как направления в современной практической психологии.

    2. Провести теоретическое исследование страхов и тревожности у детей дошкольного возраста.

    3. Обосновать специфику коррекции тревожности и страхов у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии, практически проверить эффективность метода.


    Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


      1. Психолого-педагогическое значение сказки


    Организация детской деятельности так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей мышления, речи, воображения и чувственной сферы, остается и на сегодняшний день актуальным вопросом, требующим дальнейшего изучения.

    Сказочный мир замечательно приспособлен для таких игр. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей.

    П.И.Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

    1) Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

    2) Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

    3) Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами [14].

    Предположим, что содержание и форма сказки стоят выше по своим эстетическим, литературным, нравственным и психолого-педагогическим показателям, нежели любые иные произведения для детей. Это, однако, не означает, что толстовская библия для детей, остеровские "вредные советы" или рассказы В. В. Бианки должны отойти на второй план, уступив место сказочному порабощению. Напротив, варьирование литературных произведений по принципу контраста, наличие обратимости как противоположности сюжетов и стилистических средств, возможность выбора, а самое главное — преемственность — все это делает сказку центральным звеном в ряду иных литературных жанров, отнюдь не закрывая пространства остальным жанрам. Подобное положение аналогичным образом занимается сказкой и в диапазоне игровых средств и форм.

    Здесь вполне закономерен очевидный вопрос: а не станет ли человек, выросший на сказках, впоследствии столь же инфантильным и наивным, как и освоенные им мифологемы? Здесь уместно было бы заметить, что, во-первых, проигрывание и творческое осмысление (моделирование) сказочного опыта неминуемо поднимают человека на высоту преодоления ограниченности сказочной формы. Яркий пример — литературная, театрально-кинематографическая и просто житейская судьба сказок Е. Л. Шварца, в которых именно следствие сказочного становления человека находилось в центре драматургической интриги. Кроме того, обращение к российской литературной музе дает нам широчайший список примеров мастеров пера, буквально "вскормленных" сказочным материалом в детстве. На их авторитет имеет смысл положиться, учитывая также и весь спектр психолого-педагогических обстоятельств. Вообще, психологический радикал будет сопровождать все методические обоснования проекта, поскольку сказка для ребенка — это не просто сказка, не только литературное произведение, подлежащее освоению, не просто игра, это — жизнь, и потому прочь присущий методическим рекомендациям дидактизм! Свойственное традиционной школе заигрывание с иррациональной сущностью сказки доводит школьную жизнь до крайней степени психологической деградации. Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное — тяжеловесному, как естественное — противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас — труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка не просто игра, не просто пьеса и костюмированный бал, это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, выстраданная культурой десятков поколений и народов конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

    Психологически сказка необыкновенно привлекательна для образовательных задач своей проективной нечеткостью образных границ (заданностью амплуа, но открытостью "характерности" — возможности наполнения образа желаемыми чертами), которую ребенок легко (с помощью взрослого или самостоятельно) может конкретизировать. Так могут появиться не только "злой волк", "сердитый мишка", "добрый волшебник", но и "добрый волк", "бедный мишка", "злой волшебник" и т.д. Оксюморон становится нормой детского мышления, и это — настоящая революция в развитии детского сознания. Подвижность детского нравственно-художественного идеала, его относительность — важные элементы познавательной и личностной децентрации, без которых жизненный путь начинает напоминать непрерывную борьбу с собой и жизненным окружением. Сказка, таким образом, есть психологически не просто ощущение свободы, она сама есть свобода.

    Это важнейшее свойство сказки было замечено последователями различных направлений психоанализа, а индивидуальные проективные возможности трансформации (порождения) образов стали активно использоваться в различных видах психотерапии. На начальных этапах отработки и исследования этих методов получалось, что личностно значимое столкновение человека с культурным опытом человечества, наиболее последовательно и полно происходящее в сказке (при ее чтении, анализе, обсуждении, исполнении), знаменует не принятие, но противостояние индивидуального и социального. Сказка начинает рассматриваться как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Основой интеграции является сказочное моделирование, результатом которого должны быть последовательно созданные различные типы сказок, познанные типы человеческих отношений, сформированные средства общения и взаимодействия.
    1.2 Развитие самосознания путем сказкотерапии
    Сказка – это уникальное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.

    Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.

    Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.

    Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития, является достижение им некоторого определенного уровня развития самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я и управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований, предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я – отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я – творческому. Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств – прежде всего за счёт своей метафоричности.

    Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

    Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

    Как строился сказкотерапевтический процесс в далекие прежние времена? Дети забирались на печку и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали истории… И копились, копились истории в памяти. Накапливались знания о жизни, создавая в бессознательном запас жизненной прочности, пробуждая скрытые силы, формируя желания и планы. Так и сегодня мы передаем детям знания о жизни, рассказывая сказки. Ошибочно полагать, что возраст сказок проходит. Он не проходит, если к сказкам подходить осмысленно.

    Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут ребенка в реальность. Наоборот, помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем. Когда начинаешь разгадывать сказочные уроки, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает на бессознательном уровне некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

    Чтобы разгадывать сказочные уроки, взрослым не обязательно все знать заранее. «Разгадывание», «расшифровка» – это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество с взрослым является основной движущей силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
    1.3 Этапы развития сказкотерапии
    Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.

    Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день.

    Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именем К. Ю. Юнга.

    Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

    Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

    Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Но сказка может быть использована и для того, чтобы:

    1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;

    2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;

    3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что–то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;

    4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;

    5) сказка несёт свободу;

    6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильную, значимую и во многом самодостаточную личность.

    В последнее время термин «сказкотерапия» все чаще посещает специальные издания. Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеется в ввиду совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются на данный момент психотерапевтическими.

    Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

    Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

    Сказкотерапия – это и процесс объективизации проблемных ситуации.

    Сказкотерапия – процесс активизации потенциала личности.

    Сказкотерапия – процесс всестороннего образования и воспитания.

    Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.

    Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

    Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны.
    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

    Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии разных культур – все это приобретает сказочную форму и форму метафор.

    Чтобы развивать познавательные процессы у детей, необходимо использовать специальные приемы, способы и упражнения, а также учитывать физические, психические и личностные особенности ребенка.

    Раздел 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИИ ДОШКОЛЬНИОВ
    2.1 Методы работы со сказкой
    Сказка – специфический жанр, любая сказка – это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире".

    Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам.

    Хочется обратить особое внимание на пять законов:

    1. Одушевление предметов и явлений природы;

    2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;

    3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;

    4. Чудесные превращения и обращения;

    5. Гиперболизация [15].

    Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем.

    Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством.

    Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой.

    Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

    Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

    Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

    Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

    Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

    Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

    Методы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой.

    Сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей. В связи с этим разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта