Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок №13

  • Форма урока

  • Двунадесятые праздники Основная статья: Двунадесятые праздники

  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

  • однкр 5кл. 5класс однкр 26.11. Задачи урока


    Скачать 67.63 Kb.
    НазваниеЗадачи урока
    Анкороднкр 5кл
    Дата17.04.2022
    Размер67.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла5класс однкр 26.11.docx
    ТипУрок
    #480565
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Цель: способствовать формированию умения определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

    Задачи урока:

    определить причины возникновения христианства как мировой религии и показать, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;

    формировать умение работы с историческим документом, развивать познавательный интерес к прошлому; способствовать нравственному воспитанию учащихся.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    ученики знают причины возникновения христианства как мировой религии и понимают, что христианская религия – это религия спасения от страдания, зла и несправедливости;

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    Принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия.

    Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

    Коммуникативные: составляют устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими.

    Предметные:

    научатся осознанно воспринимать основные понятия темы, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать собственное суждение, отвечать на вопросы по содержанию;

    сформировать образ мира как единого и целостного разнообразия культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    готовность слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.

    Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

    Ход урока

    I. Организационная часть

    Прослушайте мелодию, не побоюсь этого слова, божественную мелодию.

    Автор этой органной музыки Иоганн Себастьян Бах, прозвучала органная прелюдия «Взываю к тебе, Господи». Органная музыка используется в церковно-богослужебной практике почти всех стран. Помогла ли она вам настроиться на серьёзную работу? Почему?

    Посмотрите внимательно на слайды. Вы узнаете эти здания? Возможно, вы так привыкли к этим зданиям, что не замечаете их по дороге в школу. А ведь мы живём рядом с архитектурными памятниками, полюбоваться которыми приезжают люди со всего мира. Слайд №1-4

    Закладка здания Казанской церкви прошла 27 июля 1885 года в Ремесленной слободе. В 11 часов утра от Иркутского Казанского кафедрального собора пошёл крестный ход. Освящение совершил архиепископ Вениамин.

    Строительство еще одной церкви — «Князе-Владимирской» началось в 1888 году. Церковь была заложена в ознаменование великого события: в 1888 году исполнялось 900 лет со дня крещения Руси князем Владимиром, что определило её название и архитектурный стиль.

    - Что общего у этих зданий? Это христианские храмы.
    - Давайте обратимся к знаниям, полученным вами на уроках литературы. Что такое эпитет?
    Подберите эпитеты для описания христианского храма.
    - Вы догадались, какова тема нашего урока? Слайд № 5
    - Каковы наши цели? Что мы будем делать? Слайд №6
    - Конечно, мы будем говорить о патриотических чувствах; необходимости уважения к истории и прошлому своего народа, пониманию роли личности в истории.
    - Работать мы будем в группах, главного сегодня не назначаем, решение об отметках в конце урока будете принимать коллегиально.
    Сегодня вы узнаете, что находится в волшебном сундучке. А там находится предмет, без которого нельзя произвести христианский обряд Евхаристии. Это предмет, без которого трудно представить жизнь человека, это предмет, за который проливали кровь и обменивали на него драгоценности.

    - Выполнив задание, вы будете получать букву – ключ к разгадке.

    - Назначьте представителя от каждой команды, ученика, обладающего глубокими познаниями в области истории, обществознания, литературы. Вы работаете парами и получаете индивидуальные парные задания.
    - А сейчас выполните задание № 1 в группах.

    Задание № 1

    1. Ближайшие ученики Христа.
    2. Церковное таинство, имеющее целью перерождение души человека для новой жизни без злости и греха.

    3. Первое нарушение заповеди Божьей.

    4. Особые священные действия, через которые верующие могут духовно прикоснуться к Христу, почувствовать его присутствие.

    5. Праздник Воскресения Христа

    6. Пост перед Рождеством.

    7. Непослушание человека Богу.

    8. Имя князя, крестившего Русь.

    9. Священное место в христианском храме.

    10. Праздник, который отмечают на 40 день после Пасхи.

    11. Человек, совершающий богослужение.

    - Посмотрите на слайды, скажите, какому определению соответствует иллюстративный материал.
    Слайд №7 – грех

    Слайд №8 – Алтарь

    Слайд №9 - Апостолы

    - Вы выполнили задание №1, получите первый ключ к разгадке.

    - Назовите причины принятия православного христианства на Руси. Слайд № 10

    - С какой проблемой мы столкнулись?

    Слайд № 11. У кого возникло первое затруднение? Второе?

    - В чём, по вашему мнению, причины затруднений?

    Слайд №12

    - С разделением Римской империи на два государства образовались и два центра Христианства – в Риме и в Константинополе. Образовались две две конфессии – православие и католичество. Со временем от католичества отделилось направление – протестантизм. Слайд №13

    Православные отрицают существование чистилища, в котором душа человека, имеющего не очень тяжкие грехи, проводит какое-то время, очищается и попадает в рай. Существуют и обрядовые отличия православия и католицизма.

    Православные крестятся справа налево, католики слева направо. Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» - две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие.

    Во время крещения католики лишь поливают детей и взрослых водой, а в православии положено окунаться в купель с головой.

    - Так к какой конфессии принадлежит большинство людей, живущих в России?

    - А какое событие в истории Руси изображено на слайде? Слайд №14

    - Так откуда на Русь пришло христианство? Сообщение №1

    - Повлияло ли принятие христианства на распространение образования? Сообщение №2

    - Каждая команда получает вторую букву секретного слова.

    - А есть ли у вас отрицательные черты характера? Хотели бы вы измениться? Прочитайте заповеди Христа Слайд №15 (задание №2) и выполните работу в группе.

    Задание №2

    Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях
    1. «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.
    2. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им». Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.
    3. «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе». Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.
    4. «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему». Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.
    5. «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен». Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.
    6. «Не убий». Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них
    7. «Не прелюбодействуй».То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.
    8. «Не укради». Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.
    9. «Не лжесвидетельствуй».Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.
    10. «Не пожелай ничего чужого».Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
    Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.
    Рассмотрите ситуации из жизни, которые, возможно, произошли с вами или друзьями. Найдите и объясните: какой завет был нарушен.
    1. Ваш одноклассник серьезно заболел, пролежал дома около месяца и никто к нему не пришел, не навестил. Каждый надеялся, что сделает это кто-то другой.
    2. Твой друг получил приз на конкурсе. Ты знаешь, что надо подойти к нему и поздравить.
    Но ты не в силах себя заставить это сделать, так как рассчитывал получить сам награду и не можешь пережить успех друга.
    3. Мама обратилась к тебе с просьбой ей помочь – она пришла с работы и устала, но ты отказалась, объяснив тем, что к тебе пришел друг.
    Можете ли вы сами привести такие примеры?

    - Получите третью секретную букву.

    - Я желаю вам мира, гармонии, чувства ответственности за себя и окружающих, желаю жить согласно заповедям Христа и тогда вы сможете сделать мир лучше и чище. Мы в вас очень верим!!!

    - А сейчас предлагаю составить синквейн (задание №3) на любую тему, которую мы затронули на уроке. Правила синквейна в задании №3.
    Задание №3

    1 строка: 1 слово (имя существительное)
    2 строка: 2 слова (имена прилагательные)
    3 строка: 3 слова (глаголы)
    4 строка: фраза из 4-5 слов
    5 строка: 1 слово любой части речи
    - Получите ещё одну букву, какое слово получилось? Без чего не может обойтись человек? А в христианстве используется при проведении обряда Евхаристии, при котором освящают хлеб и вино и раздают верующим.
    Урок №13

    Тема: «Культурные и религиозные традиции православных жителей Ивановского края»

    Цель: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи:

    1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

    2. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    3. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

    Форма урока: беседа, экскурсия, игра, межпредметный интегрированный урок, урок-путешествие.

    Материалы к уроку.

    Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых. В богослужебном смысле это дни годового богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типикон предписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

    Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники, а также некоторые другие. В богослужебных книгах, содержащих Месяцеслов, и в Минеях отмечаются знаком красного креста в круге .

    Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».

    Двунадесятые праздники

    Основная статья: Двунадесятые праздники

    По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

    Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;

    рождение Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви. В православии относится к числу двунадесятых (Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).

    Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября н.ст. в XX-XXI веках) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая большинство православных. В католической и некоторых православных церквах отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.

    Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;

    Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);

    Великий праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым непереходящим праздникам. Этот праздник был установлен Церковью в конце IV века и по церковному календарю отмечается 21 ноября (4 декабря).

    После исполнения маленькой Марии три года, Ее родители посчитали нужным выполнить обещание, данное ими Господу, то есть, посвятить жизнь Марии Господу Богу. К этому событию родители Марии хорошо подготовились. Марию одели в лучшие одежды, пригласили всех своих родственников и близких вместе с детьми. И вот таким красивым парадным шествием все выдвинулись в храм. У каждого шествующего в руках горели свечи. Перед храмом, пришедших встречали вышедший с пением первосвященник Захария и священники. Радостная мать Марии, праведная Анна, благоухая от счастья, опустила маленькую Марию на ноги и Мария встала на первую ступень храма. И свершилось великое знамение – без ничейной помощи маленькая Мария легко и непринужденно, взошла на вершину крыльца храма. Все присутствовавшие были очень удивлены. Первосвященник Захария с великой благодатью взял за руку Марию и повел за собой в сокровенную глубину храма, во Святая Святых. Вскоре, Святая Святых станет местом постоянных молитв Марии. В Святую Святых не было позволено входить не только женщинам, но и священникам. Исключением было, когда первосвященник входил туда раз в год, неся с собою жертвенную кровь. Все присутствующие люди были изумлены этим необыкновенным событием и еще, это событие поразило ангелов, которые еще не знали о предназначение Марии.

    В храме, Пресвятая Мария прожила до четырнадцати лет. Все свое детство, каждый день, Пресвятая Дева Мария молилась с раннего утра и до девяти часов утра. Далее, Мария занималась рукоделием или чтением Священного Писания – этому Она посвящала около шести часов. Мария очень любила вышивать, особенно часто вышивала шелковые священнические облачения. Также, Мария пряла лен и шерсть. Около трех часов дня, Мария опять начинала молиться, пока служившей Ей Ангел не приносил пищу. Родители Марии умерли, и по обычаю, когда Марии исполнялось четырнадцать лет, священники сообщили Ей, что надлежало оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет девство во всю свою жизнь. Первосвященники не знали, что им делать: они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства». Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы», поставил во Святая Святых. И в один из дней, прошло какое-то время, он вошел в Святая Святых и увидел, что посох восьмидесятилетнего старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Вот здесь и произошло обручение.

    С давних времен люди веками верили, что самым лучшем местом, где человек может соприкоснуться с Богом, поставить своей жизни конечную цель, открыть для себя предназначение жизни, просветить свою душу высшим светом – это храм. Прийти в Храм означает, что ты свою жизнь вводишь в соприкосновение с Богом. Но первосвященник Захария ввел Марию в самое священное место храма. И это имеет большой смысл в том, что храмом становиться человек, на веки, храм это душа человека, это тело и вся его жизнь. Введение Девы Марии в храм, в Святая Святых, послужило тем переходным периодом, когда по существу, сама жизнь храмом. В день празднования праздника Введения во Храм , люди празднуют божественный смысл человека.

    В церкви на утрене проходит величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое», а припев праздника: «Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых».

    Праздник Введения в народном календаре отмечается мудрыми поговорками и приметами: «На Введенье – леденье», «Введенье ломает леденье», «Введенье не ставит зимы», «Введенье пришло – зиму привело». А первые морозы берут название праздника – Введенские морозы.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта