25. Предмет и функция формальной логики. Законы формальной логики
Скачать 35.5 Kb.
|
25. Предмет и функция формальной логики как науки. Соотношение логики с математикой, грамматикой, естественными науками, правом и моралью. Взаимоотношение логического инструментария и ценностных ориентиров. Отношение к формальной логике прагматизма и экзистенциализма.
Цели и задачи формальной логики – получение «точного» выводного знания. Законы формальной логики: 1. Закон тождества – А ≡ А. «Мысль должна быть тождественна самой себе». Употребив однажды какой-либо термин, понятие вы должны сохранить его значение на протяжении всего хода рассуждений. Элементарное логическое рассуждение называется силлогизмом. Пример:
Всего 14 фигур силлогизмов.
Основная формально-логическая ошибка, связанная с нарушением закона тождества, называется подменой термина. Ошибка:
Встречаются и другие формально-логические ошибки: - «поспешное обобщение» - недостаточно материалов для вывода, вывод по аналогии; - «довод к публике» - апелляция к интересам публики; - «довод к человеку» - ссылка на авторитет; - «аргумент дьявола» - неуместное преувеличение. Встречаются также неправильные фигуры силлогизма:
2. Закон непротиворечивости мышления. А и не А не могут быть одновременно истинными. 3. Закон исключенного третьего. А и не А не могут быть одновременно ложными. Данные три закона сформулированы Аристотелем в античности. 4. Закон достаточного основания (сформулирован Лейбницем). Любое знание должно опираться на ранее доказанное или обоснованное, иметь достаточное основание. 1.2 Для естественных наук формальная логика является критерием правильности. Мораль – от лат. Moralis – нравственный; система норм и правил поведения в обществе, определяющая обязанности человека по отношению к обществу и регулирующая личностное взаимоотношение людей друг с другом во всех сферах их деятельности. Право – от прил. правильный, правый, т.е. верный, соответствующий каким-либо интересам или нормам поведения. В современном смысле – свод принятых государством правил и норм поведения людей в обществе, соблюдение которых обеспечивается не только самосознанием человека, его долженствованием, но и государственными мерами воздействия, включая принуждение (по отношению к тем, кто не желает добровольно исполнять установленные правовые нормы). Морали и праву формальная логика дает ответ на вопрос: «Как правильно поступать?». Критерия истинности нет. Логические закономерности составляют своего рода интеллектуальный скелет всего мышления человека. Хотя, конечно, мышление, как важнейшее и ведущее свойство человека и общества в целом, не может быть сведено только к логике. Необходимо еще и содержательное «наполнение» любого высказывания, т.е. то, чему именно оно может быть посвящено (вопросам технического творчества, проблемам общественных отношений или личной жизни и т.д.). И это «наполнение» обеспечивается данными всех других наук и форм общественного сознания, но реализуется оно через грамматику, которая оперирует словами. Последние и отражают собой содержательную сторону мышления через посредство языка и речи. Грамматика - от греч. grammatike – написание букв (от gramma – буква, от нее же и мера веса - грамм). Это основная часть лингвистики, изучающая закономерности образования и употребления различных форм слов. Этим грамматика отличается от логики, которая изучает закономерности образования и употребления мыслей. Но мысли можно выразить только посредством соответствующих слов или их сочетаний, а слово должно содержать в себе соответствующую мысль. Иначе оно будет лишено смысла, а следовательно, и функционального назначения. Отсюда тесная связь закономерностей логики и грамматики. Хотя сами эти закономерности совершенно различны. Причем, если первые носят характер общечеловеческий и едины для всех народов мира, как и математика, то вторые, напротив, глубоко национальны. Те и другие закономерности в своем единстве обуславливают уровень мышления и его культуру, как для отдельного человека, так и для соответствующего общества людей. Логика – монополист. И потому она безразлична не только к разным и отдельным грамматикам, но и к грамматике вообще, как и ко всем другим содержательным наукам и формам знания. А потому она оказывается безразличной и равнодушной, т.е. предельно отчужденной ко всей содержательной стороне мышления, т.е. к тому, о чем именно речь идет в каждом отдельном случае. Она, как и грамматика, чтит только свои собственные законы, нормы и правила, которые везде и всюду должны действовать только и только так, как сама же логика и диктует, т.е. по своим формам, формам мышления. Поэтому известный немецкий философ конца 18 века Иммануил Кант, впервые понявший эту ее суть, назвал ее «формальной логикой». Математика является родной сестрой формальной логики. Они имеют общие не только исторические и генетические, но и функциональные корни. Ибо принадлежат они к одной и той же группе законов, законов интеллектуальной деятельности человека, являясь духовным нормативным инструментарием его интеллекта. Но в чем же тогда принципиальное отличие математики и логики? Математика тоже оперирует мыслями, но далеко не всеми, а только теми, которые выражают собой количественные и структурные отношения. Мысли о других отношениях и связях (морально-политических, эстетических, правовых, религиозных и вообще ценностных), равно как и их содержания, математику не интересуют, она к ним безразлична. Поэтому математика еще более формалистична, чем сама формальная логика. Действительно, формальной наукой является на самом деле именно математика, а не логика, которая называется «формальной » (с математикой в этом отношении сравнима лишь математическая логика). |