Главная страница
Навигация по странице:

  • Поздняя

  • практическая возрастная психология. 1. 1 Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии


    Скачать 125.81 Kb.
    Название1. 1 Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии
    Дата15.02.2022
    Размер125.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрактическая возрастная психология.docx
    ТипДокументы
    #363176
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Тема 3.8. Поздний (пожилой и старческий) возраст


    Обычно последний период жизни человека называют старостью.

    Д.Б. Бромлей выделяет помимо старости (55–70 лет) еще дряхлость (после 70 лет). Вслед за Э. Эриксоном этот период называют и поздней зрело- стью. Такое название в большей степени отвечает содержанию завершаю- щего этапа человеческой жизни. Кроме того, данный период для многих людей не соответствует тому, что обычно принято понимать под старос- тью и что кратко выражено поговоркой: «Старость – не радость».

    М.М. Пришвин, например, писал: «Неважно прошло у меня и детство, и отрочество, и юность, и вся молодость все суета. Но старости начало (65 лет) меня радует...»

    Различная трактовка последнего периода жизни отражает присущее ему резкое расхождение разных линий онтогенеза, резкие различия его со- держания в зависимости от индивидуально-личностных особенностей че- ловека.

    Пожалуй, наиболее распространенное отношение к этому периоду жизни передано грустно-лирическими словами известного русского фило- софа В.В. Розанова: «Тишина вечера естественно наступает для всякого человека в 70 лет». А.В. Толстых приводит два афоризма, выражающих противоположные точки зрения на данный возраст. Один из них принад- лежит родоначальнику протестантизма Мартину Лютеру: «Старость это живая могила». Другой известному французскому писателю Андре Мо- руа: «Старость это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени». Заметим, что оба суждения очень психологичны: и то и другое

    указывает на зависимость содержания последнего возрастного этапа от формы жизни человека, от его мотивации.

    Чаще всего рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности. Это событие часто порождает кризисный период – кризис ухода на пенсию.

    Прежде всего негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко сочетающееся с острым ощущением противоре- чия между сохраняющейся трудоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью. Человек оказывается как бы «выбро- шенным на обочину» текущей уже без его деятельного участия общей жизни. Снижение своего социального статуса, потеря сохранявшегося де- сятилетиями жизненного ритма иногда приводят к резкому ухудшению общего физического и психического состояния, а в отдельных случаях да- же к сравнительно быстрой смерти.

    Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколе- ние – внуки, что особенно болезненно отражается на женщинах, посвя- тивших себя в основном семье. По одной из версий, время взросления вто- рого поколения оказывает большое влияние на продолжительность жизни многих людей – в связи с потерей очень значимой ее стороны.

    Начало последнего периода жизни обычно связано с ускоряющимся биологическим старением. Начинает убывать физическая сила, ухудшается общее состояние здоровья, снижается уровень некоторых психических функций, прежде всего памяти, ухудшается функционирование органов чувств. Все эти регрессивные процессы проявляются у разных людей в разной степени, в зависимости от соотношения их хронологического и биологического возраста. У части людей паспортный возраст очень сильно отражается на психологическом, а последний, в свою очередь, существен- но влияет на биологический. При этом свой паспортный возраст так или иначе соотносится со средней продолжительностью жизни.

    С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологиче- ского старения, часто связано ухудшение материального положения, ино- гда более уединенный образ жизни. Кроме того, кризис может осложнить- ся смертью супруги (супруга), утратой некоторых близких друзей. Соглас- но Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека»

    сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Заметим, что тем са- мым психологическое прошлое резко увеличивается, а временная перспек- тива, напротив, сокращается. Таким образом, предполагается психологиче- ское старение, появление чувства старости. Тем не менее, Э. Эриксон вы- деляет здесь, как и на предыдущих возрастных этапах, две основные линии развития.

    Если человек «каким-то образом заботился о делах и людях... пережи- вал триумфы и поражения в жизни... был вдохновителем для других и вы- двигал идеи», у него «могут постепенно созревать плоды... предшествую- щих стадий». Происходит «эго-интеграция», связанная с суммированием и оценкой всех предшествующих стадий развития личности. Э. Эриксон подчеркивает, что эго-интеграция является в поздней зрелости более зна- чимым для человека фактором, чем свойственный ей психосоциальный кризис. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях чело- век может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое про- должение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Только теперь, на послед- нем этапе жизни, он обретает, согласно Эриксону, настоящую зрелость и

    «мудрость прожитых лет»: «Мудрость старости отдает себе отчет в отно- сительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость – это осознание безусловного значения жизни перед лицом самой смерти». Если же человек воспринима- ет свою прошлую жизнь как цепь «нереализованных возможностей и оши- бок», то на ее заключительном этапе у него не может быть эго-интеграции. Ее отсутствие приводит к скрытому страху смерти, сопровождающемуся сожалением, что нельзя прожить жизнь заново, либо к отрицанию «собст- венных недостатков... путем проецирования их на внешний мир».

    Э. Эриксон характеризует состояние человека при таком варианте разви- тия, как отчаяние. «Судьба не принимается как остов жизни, а смерть – как последняя ее граница. Отчаяние означает, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности; вот почему старики пы- таются приукрасить свои воспоминания».

    Признавая, как мы отметили выше, одним из признаков поздней зрело- сти обязательное психологическое старение, Э. Эриксон в то же время под-

    черкивает, что для пожилых людей, помимо оценки своего прошлого, необ- ходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовле- ченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в поли- тических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п.

    Г. Крайг также отмечает, что хотя у многих пожилых людей взгляд на мир определяется чувством собственной уязвимости, подавляющее боль- шинство из них воспринимает себя совершенно иначе. Исследование, про- веденное среди большой группы американцев преклонного возраста, уста- новило, что хотя многие пожилые люди и согласны с тем, что «для боль- шинства людей старше 65 лет жизнь действительно нелегка», себя и своих друзей они считают исключением из этого правила.

    Осознание негативных возрастных перемен, чувство старости харак- терно для тех, у кого вступление в данный возраст связано с резким ухуд- шением психического состояния или уровня физического здоровья, суже- нием круга социальных отношений, значительным ухудшением матери- ального положения, с описанными Э. Эриксоном явлениями, сопровож- дающими отрицательную оценку своей прошлой жизни, и рядом других тяжелых обстоятельств.

    В настоящее время основное внимание геронтологов направлено на выявление медико-биологических причин старения и преждевременной смерти и изыскание соответствующих средств продления жизни. Решение этих проблем, как предполагается, позволит довести обычную продолжи- тельность жизни человека до 100–150 и более лет. Представляется, однако, что главное, по крайней мере на обозримое будущее, – решение вопросов геронтопсихологии, прежде всего проблемы психологического возраста.

    Никакие медико-биологические средства не помогут человеку жить долго, если у него нет психологического будущего. Известно много случаев, ко- гда человек, окончательно одряхлевший и уже прощающийся с жизнью, вдруг обретал ту или иную связь с миром, значимый мотив и вновь воз- рождался к жизни.

    Учет психологического возраста помогает нам понять, а иногда и про- гнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохра- нение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. По- следний момент и является наиболее важным: интенсивное развитие лич- ности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны

    на любом возрастном этапе. Психологический возраст поэтому больше, чем хронологический, связан с тем, что сейчас принято называть качест- вом жизни. Гораздо более значимо то, как человек живет и в связи с этим как себя воспринимает и осознает, чем то, когда он родился и к какой воз- растной категории объективно должен быть отнесен.

    Поздняя зрелость последний этап жизненного пути человека, в свя- зи с чем встает ряд вопросов, связанных с концом жизни, с отношением к смерти. Нужно ли готовиться к концу жизни? Как человек его переживает? Смерть всегда трагична и страшна или это естественный процесс заверше- ния жизни? Проблема конца жизни это собственно психологическая про- блема, хотя с ней тесно связаны проблемы философские, религиозные.

    Помочь избежать страха смерти или смягчить его может вера в бес- смертие души и загробную жизнь. Известный православный священник А. Мень так представлял себе земную жизнь человека и ее значение:

    «...Мы на самом деле берем отрезок нашего земного бытия только как мо- мент развития... И. вот этот наш пробег по миру является важным элемен- том нашего вечного духовного развития и раскрытия... Более того, если здесь человек не осуществил многого, это и означает, что у него будет множество возможностей в иных измерениях... А это значит наше разви- тие не имеет границ, и в этом земном плане бытия зачинается нечто очень важное... В этом есть идея Человека, вселенская, космическая идея Чело- века. «Я связь миров». Связь миров вот что надо человеку знать. Мы свя- зываем два мира. И поэтому Церковь учит нас не просто бессмертию ду- ши, которое знает множество других религий... но учит нас о «воскреше- нии мертвых и жизни будущего века».

    Отношение человека к смерти может зависеть от множества различ- ных факторов, в том числе от внешних обстоятельств. Но в основном, в главном оно, как и отношение к жизни, определяется направленностью его личности и, в конечном счете, реальным содержанием самой жизни. Со- держание же жизни, тип мотивации человека не обусловлены жестко об- щими мировоззренческими установками, тем, является ли он материали- стом или идеалистом, религиозен или нет.

    Мотивация человека нередко сложна и противоречива. Зачастую его реальная жизнь, его реальные этические принципы не совпадают с его ми- ровоззрением и этическими аспектами последнего. Но именно реальное

    содержание жизни определяет отношение как самого человека к своей жизни и к своей смерти, так и отношение к его жизни других людей.

    Опросы показывают, что далеко не все пожилые люди боятся смерти. При этом чаще встречается страх не самой смерти, а предшествующих ей физических страданий.

    Если человек тяжело и безнадежно болен, конец жизни представляет собой более или менее длительный процесс умирания. Э. Кюблер-Росс описала его как 5 следующих друг за другом стадий:

    1. Отрицание (возможность смерти не признается, сохраняется наде- жда на ошибочность диагноза).

    2. Гнев (осознание близкой смерти приводит к фрустрации, крушению надежд и планов).

    3. Торг (поиски возможностей продлить жизнь, диалог с Богом или врачом).

    4. Депрессия (чувство безнадежности).

    5. Принятие (смирение и ожидание неизбежного финала).

    Только при духовно-нравственной и сущностной направленности лич- ности человек приходит к «осознанию безусловного значения жизни перед лицом самой смерти» (Э. Эриксон). Он знает:то, чем он жил и что, несмот- ря ни на что, остается с ним до конца его дней, самая высшая из всех воз- можных ценностей; ничто, никакие страдания не могут перечеркнуть ее.

    Итак, поздняя зрелость последний отрезок жизненного пути челове- ка. Если зрелость окончательно выявляет характер, суть различных линий онтогенеза, то поздняя зрелость подводит их итоги. Люди с гедонистиче- ской направленностью личности, теряя физические возможности, быстро заканчивают свое существование. Для эгоистической направленности свойственно интенсивное психологическое старение, связанное с резким сокращением психологического будущего либо с его полной потерей. В последнем случае поздняя зрелость превращается в доживание. У людей с духовно-нравственной и сущностной направленностью личности основное содержание жизни нередко сохраняется; сохраняется и прежний психоло- гический возраст. Если происходит смена ведущей деятельности, она не приводит к принципиальным изменениям жизненного пространства
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта