Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Упражнение "Любимые фильмы и мультфильмы" Предназначение

  • Содержание.

  • 2) Упражнение «Самооценка».

  • 3) Упражнение «Какой он»

  • 4) «Говорим друг другу комплименты».

  • Обсуждение

  • Упражнение 1 «Смысл моего имени».

  • Упражнение 2 «Ассоциации»

  • Информирование: Признаки компьютерной зависимости

  • Упражнение 3 «За и против».

  • Положительные стороны компьютерных игр.

  • Отрицательные стороны компьютерных игр.

  • Упражнение 4 «Компьютер».

  • Упражнение 5 «Волшебная подушка».

  • Упражнение 6. «Понимание целей».

  • девиантное. 1. Актуальность психолого коррекционной программы


    Скачать 0.49 Mb.
    Название1. Актуальность психолого коррекционной программы
    Дата19.12.2022
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файладевиантное.rtf
    ТипДокументы
    #852921
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Занятие № 6

    Тема: «Самооценка».

    Цель занятия: Профилактика девиантного поведения

    1) Упражнение "Любимые фильмы и мультфильмы"

    Предназначение. Участники пишут на карточках три своих самых любимых фильма. Другие должны угадать, кто это написал.

    Содержание. Ведущий раздает участникам карточки одинакового размера (желательно из картона, чтобы было удобно писать). Каждый участник должен на своей карточке написать сначала свое имя, потом названия трех своих самых любимых фильмов либо мультфильмов. Сделать это надо втайне от других.

    После этого ведущий собирает карточки, перемешивает их случайным образом. Достает одну и зачитывает вслух. Участники должны угадать, кто же является автором этой карточки (то есть они должны по любимым фильмам угадать личность). Сам автор карточки может или молчать, или же отводить от себя «подозрения», называя кого-то другого. Когда мнения высказаны, ведущий оглашает подлинное имя автора.

    В конце проводится мини-обсуждение: – почему одни люди любят одни фильмы, а другие – другие?

    2) Упражнение «Самооценка».

    Нарисуйте извилистую дорогу, ведущую из глубокой пропасти «самый плохой человек» к горной вершине «самый хороший человек». Отметьте на этой дороге точку, где находитесь вы сейчас. Анализ:

    Какие качества позволяют достичь этой высоты? (участники производят анализ самостоятельно, озвучивая свои выводы по желанию). Что мешает поставить отметку выше? ( Можно не произносить).

    Нередко ваше впечатление о себе складывается из оценок, которые дают окружающие вас люди.

    3) Упражнение «Какой он?»

    Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан

    4) «Говорим друг другу комплименты».

    Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

    Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

    Обсуждение. Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

    Занятие № 7

    Тема: «Суд над компьютерными играми».   

    Цель занятия: Профилактика девиантного поведения

     

    Упражнение 1 «Смысл моего имени».

    Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.

     

    Упражнение 2 «Ассоциации»

     «Сейчас возьмите листочки и напишите на них слово «Компьютер» так, как вам хочется. Теперь напишите рядом с этим словом ваши ассоциации с ним, писать можно все, что приходит в голову».

    На столах лежат части открытки (монитор, мышь, процессор). Участникам необходимо с помощью только жестов объединиться в группы  так, чтобы из отрезных частей открытки получилась сюжетная картинка. Затем группы рассаживаются за столами, соответствующими той открытке, которую они собрали (на столах лежат аналогичные целые открытки).

     В образовавшихся микрогруппах участники обсуждают, что общего и какие отличия есть в их ассоциациях к слову «Компьютер», после рассказывают о своих результатах всей группе.

    Рефлексия:

    - Что вы сейчас чувствуете?

    - Какие мысли возникли у вас, когда вы слушали списки других люди?

    - Было ли что-то для вас открытием?

    Ведущий: Работая за компьютером, спрашивали ли вы себя о том, какое влияние может оказать это чудо техники на ваше здоровье и здоровье близких вам людей? Задумывались ли вы над тем, сколько болезней может возникнуть после многочасового сидения в сети Интернет? Давайте подумаем, по каким признакам можно понять, что у человека появилась компьютерная зависимость? 

    Информирование: Признаки компьютерной зависимости

    • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

    • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

    • ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;

    • ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;

    • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;

    • сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

    • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;

    • прием пищи происходит без отрыва от компьютера;

    • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;

    • происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;

    • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

    • он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

     

    Упражнение 3 «За и против».

    Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы: первая – приводит доводы, что человек не может сделать без компьютера, а вторая – что компьютер не может дать человеку. Каждая группа четко аргументирует свою точку зрения, приводит примеры (исторические, литературные, из личной жизни). В процессе обсуждения оппоненты не только настаивают на своем, но и опровергают мнение соперника.

    Рефлексия: 

    - Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

    - Трудно ли было отстаивать свое мнение?

    - Что для себя открыли?  

    - Что чувствуете сейчас?

    Ведущий: Давайте подумаем, есть ли у компьютерных игр положительные стороны? Отрицательные? Какие?

    Положительные стороны компьютерных игр.

    логические и обучающие игры; учат детей счету, иностранному алфавиту;

    -  интересное развлечение и способ занять свое свободное время;

    - возможность стать главным героем игрового пространства, что нереализуемо в обычном мире;

    - общение с другими игроками (в многопользовательских играх). Более половины заядлых игроков говорят о том, что именно возможность «живого» общения больше всего привлекает и удерживает их в игре;

    - познавательность. Можно побродить, скажем, по Древнему Египту или поучаствовать в восстании Спартака.

    Отрицательные стороны компьютерных игр.

    - вырабатывается привычка уходить от проблем в «виртуал», что негативно сказывается на умении решать свои проблемы вообще;

    - отрицательно сказываются на физическом здоровье, так как игровой процесс построен в первую очередь на эмоциональности и сам по себе не требует от игрока физической активности. Особенно страдает зрение;

    - отрицательно отражаются на нервной системе и психике, утомляемых постоянными перегрузками, вызванными многочасовым сидением за монитором. Игроманы стараются проводить максимум из доступного времени за компьютером, часто жертвуя сном ради игры; большинство игроманов в жизни замкнутые, не общительные люди, отвыкшие (либо не научившиеся) общаться напрямую без помощи компьютера;

    - после яркой, насыщенной событиями игры сложно переключатся на реальный мир, с его повседневными рутинными заботами.

    Ведущий: А теперь предлагаю послушать рассказ.

    Упражнение 4 «Компьютер».

    – Володенька, погуляй во дворе. Денек-то, какой славный, солнечный, – предложила мама.

    – Завтра пойдем на рыбалку, я же тебе давно обещал, – раздался голос папы.

    Володя сидел у компьютера и молчал, отвечать было некогда. Армия инопланетян вторглась на Землю. Летающие тарелки кружили в воздухе. Володе выдали новое мощное оружие!

    – Что ты, внук, прилип к компьютеру? На улицу третий день не выходишь. Выключай свой ящик, пойдем на рынок. Поможешь мне, – послышался голос бабушки.

    – Ба, отстань, – попросил мальчик. – У меня земля погибает. Инопланетяне ворвались в город.

    – Я сейчас выключу электричество и всех твоих врагов сразу уберу, – рассердилась бабушка.

    «Что делать? Если бабушка выключит электричество, я не успею закончить игру. Помоги, ты же самый умный», – умолял Володя компьютер. Мальчику показалось, что компьютер понимает его. Картина улицы приблизилась. Из-за угла показался инопланетянин. Он рогами вышиб из рук мальчика оружие, и выпустила в него ядовитую струю. Володя словно провалился сквозь стену.

    Дальнейшие события Володя помнил с трудом. Он бегал, стрелял, кого-то спасал. Очнулся мальчик возле старинной крепости. Володя страшно устал и лег на траву возле каменной стены.

    «Странно, здесь нет запахов», – подумал Володя. Мальчик вспомнил, как сладко пахнут цветы.

    – Нельзя лежать. В правилах игры этого нет, – раздался металлический голос компьютера.

    – Но я хочу полежать на травке, – возразил Володя. – Хотя на твоей траве лежать неинтересно. Она искусственная. Нет жуков, муравьев, разных цветочков. Даже разглядывать нечего.

    – Разглядывать траву не нужно, – возразил металлический голос. – Создай свою армию, дерись…

    – Я больше не хочу драться. Если бы ты знал, как хорошо на речке летом, в воде плескаться.

    – Не понимаю, – перебил мальчика компьютер, – от воды все портится.

    – Здорово смотреть на костер. Пламя играет, сверкает, – вспомнил мальчик.

    – Не понимаю, где пламя? – заволновался металлический голос.

    – Я просто мечтаю, – объяснил Володя. – Мечтаю поехать на рыбалку.

    – Ты должен драться…, – голос компьютера задрожал и попросил:

    – Расскажи мне про рыбалку.

    – Я уже сто лет не был на рыбалке. Все с тобой играл.

    – Этого не может быть. Тебя не было сто лет назад, а мне всего два года, – возразил компьютер, но мальчик только рукой махнул в ответ.

    Голос замолчал. Перед глазами Володи начали появляться картинки, одна интереснее другой: гробницы с сокровищами, подводные царства, космические станции. Мальчик закрыл глаза и стал вспоминать запах маминых духов.

    Вдруг все закружилось, и Володя увидел над собой испуганные лица мамы, папы и незнакомой женщины в белом халате.

    – Спасибо, доктор, что привели его в чувство, – встревожено сказала мама.

    – Не волнуйтесь, обморок прошел, – ответила доктор. – Пусть посидит дома.

    Володя испуганно подскочил:

    – Нет, я не хочу сидеть дома, папа обещал, что мы завтра на рыбалку поедем.

    – Но ты слишком слабый, – попыталась возразить доктор.

    – Слово мужчины нарушать нельзя, – подмигнул папа сыну.

    Рефлексия:

    - Почему мальчик не мог оторваться от компьютера?

    - Почему мальчику стало скучно жить в компьютерном мире?

    -  По каким причинам ребенок уходит в виртуальный мир?

    - Что для себя открыли?  

    Упражнение 5 «Волшебная подушка».

    Цель: Упражнение дает возможность подросткам выразить свои желания и при этом почувствовать, что другие участники группы внимательно выслушивают эти желания и принимают их всерьез.

     «У нас есть волшебная подушка. Я ее положу в центр круга. Каждый по очереди может на нее сесть и рассказать нам о каком-нибудь своем желании. Возможно, оно будет связано с кем-то из группы, или со мной, или со школой. Но это может быть и совсем другое желание. Например, чтобы вы нашли хорошего друга, чтобы у вас была собака…Тот, кто сидит на подушке, будет всегда начинать словами: «Я хочу… » Все остальные будут внимательно его слушать.

    Рефлексия:

    - Что вы чувствуете сейчас?

    - Легко ли было рассказать окружающим о своем желании?

    Ведущий: Скажите, строите ли вы планы на будущее? Чего вы хотите добиться в жизни? Ставите ли вы перед собой какие-нибудь цели? А что такое цели? Цель – это то к чему необходимо стремиться в жизни.

    Упражнение 6. «Понимание целей».

    Цель: Способствует раскрытию неосознанных жизненных целей, пониманию взаимодействия между целями и повседневной деятельностью.

    « Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит вам в голову, каким бы общим, абстрактным или тривиальным написанное ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2        минуты, чтобы просмотреть весь список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.

    Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?». Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.

    Чтобы увидеть свои цели с другой точки зрения, напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев начиная с сегодняшнего дня, как бы я их прожил?». Этот вопрос нужен, чтобы выявить, что важно для вас, но о чем при этом вы до сих пор даже не задумывались. Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.

    На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка.

    Обсуждение:

    - Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний?

    - Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной?

    - Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках?

    - Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?

    Ведущий: А что такое счастье? Счастливы ли вы? А счастливы ли подростки, которые уходят в виртуальный мир? Иногда люди забывают, что счастье - это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь — добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».

    Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому: сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям... Быть счастливым не означает жить без проблем, быть свободным от несчастья. Это значит: считать их частью своей жизни и уметь переживать огорчения.

    Счастье — это не какая-то несбыточная и далекая мечта; оно в нас самих, рядом с нами. Мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем; нам есть за что благодарить судьбу.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта