49.Детали каменных стен. Кирпич в строительстве.
Широкую тектоническую разработку получила каменная стена. Различия в конструктивном материале, его обработке, способах кладки, особенностях облицовки и других строительных приемах сказывались на художественной выразительности стенного массива. Художественная функция кладок каменных стен была не только следствием местных технических возможностей строительства, но и зависела от общих архитектурных задач данной эпохи и региона. Применение кладки из тщательно отесанных квадратов камня требовало высокого уровня и с этим приемом были связаны достижения различных периодов в развитии строительного искусства. Также применялся грубо околотый камень, зодчие использовали эту особенность для выражения суровости и монументальности зданий, иногда для придания им черт простоты и живописности.
Кирпичная кладка также дала образцы многообразных приемов художественного осмысления стены как путем использования применения в кладке утолщения слоев раствора, чередующихся с рядами тонкого кирпича (Византия), так и путем использования для лицевых сторон стен специальных приемов кладки из кирпича, образующего сложные узоры и членения (архитектура Средней Азии, русская архитектура 17в и др.)
| 50.Дерево в строительстве.
В деревянных конструкциях с конца 19- начала 20 вв брусья и доски были основным строительным материалом. Конструкции сначала соединялись болтами а в начале 20в на гвоздях и шпонах. Большая заслуга в развитии деревянных конструкций принадлежит Шухову, который способствовал созданию сегментных ферм, создал деревометаллический свод. В германии создана первая конструкция сетчатого свода системы Цолингера из стандартных пересекающихся под углом дощатых элементов. В Швейцарии созданы первые арочные или рамные клееные конструкции сплошного сечения. В годы первой мировой войны в связи с дефицитом металла развитие деревянных конструкций получило сильный толчок. Получают широкое применение клееные конструкции – рамные, арочные в Германии, Швейцирии и США. В 50-60е гг распространяются складчатые конструкции и деревянные оболочки из 2-3х слоев досок с очертаниями одинарной и двоякой кривизны. Развитие полимерных материалов и водостойких синтетических клеев способствует развитию древестностружечных материалов и высококачественной многослойной фанеры.
| 51.Металл в строительстве.
20 столетие – век железа и стали. Решетчатые элементы из металла не только использовались в линейных и плоскостных системах аналогично традиционным конструкциям. Потребность в больших пролетов мостов, промышленных цехов, железнодорожных перекрытий вокзалов и др новых типов зданий стимулировала развитие крупнопролетных арочно-сводных и рамных конструкций. Прогрессу металлических конструкций особенно способствовали всемирные выставки. Парижская выставка 1889г стала своеобразным триумфом металлических форм: для нее были созданы Эйфелева башня и Галерея машин. Со второй половины 19в развиваются купольные конструкции из металла. Также получают распространение более экономичные металлические купола системы Шведлера, радиальные и диагональные стержни которого располагались по поверхности купола. В 1883г создание первого сетчатого покрытия подвесной системы, сетчатых башен и сводов и др конструкций. После первой мировой войны совершенствование стальных конструкций было связано с увеличением расчетных нагрузок, широким строительством крупнопанельных зданий. Повысилась прочность, что позволяло уменьшить вес конструкций. Внедрение сварки, сварочные конструкции давали экономию материала до 10-15% С 50-х гг внедрение легких элементов – проката или труб, работающие на осевые сжимающие или растягивающие усилия. Особое направление представляют вантовые висячие системы т.е. конструкции из высокопрочных, работающих на растяжение стальных тросов.
| 52.Естественный камень в строительстве.
Естественный камень преображенный руками зодчих в грандиозное скульптурное сооружение, обретал усложненную, чрезвычайно богатую по пластической разработке форму, соответствующую идейно-художественным идеалам общества. Многообразие видов кладки естественного камня и кирпича – следствие различий условий строительства, сложившихся на местах строительных традиций, уровня развития мастерства каменоделов. В зависимости от происхождения, условий образования, натуральный камень делят на три основных вида:
•Первичные: вулканические, магматические породы - застывшая в недрах или на поверхности магма (граниты, диориты, вулканические туфы и т.п.);
•Вторичные: осадочные - образуются в результате осаждения на земной поверхности или на дне естественных водоемов органических и неорганических веществ (песчаники, известники, гипсовые камни и т.п.)
•Видоизмененные: метаморфические - породы, измененные под воздействием высоких температур и давления (мрамор, сланцы, кварциты и т.п.)
Чаще других в строительстве используют мрамор, гранит, сланец, песчаник и известняк. Сфера применения также очень широка: наружная и внутренняя облицовка стен, отделка пола, изготовление каминов, колон, скульптур.
| 53.Виды арок и сводов. Купола.
Арки
полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокр;
Круглая пологая арка или сегментная
ползучая — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
стрельчатая — образована двумя дугами, к-ые пересекаются под углом.
сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
трёхлопстная — образована тремя полуокр, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, к-ые зеркально повторяют др др.
подковообразная — то же самое, что аравийская. — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окр, из к-ых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
килевидная — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
тюдор — пологая с заострённым верхом.
параболическая — образует в своде часть параболы.
Своды
Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:
полуциркульные
стрельчатые
коробовые
эллиптические
параболические
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и служит для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели цилиндрический свод.
Цилиндрический свод с распалубками — свод, образованный путем пересечения под прямым углом одного свода с другими меньшего пролета и меньшей высоты, то есть — с образованием распалубок.
Крестовый свод — образуется путем пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.
Сомкнутый свод — обр-тся наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), к-ые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Явл производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.
Зеркальный свод — отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть представляет собой плоскую горизонтальную плиту-плафон (т. н. «зеркало»). Обычно она отделяется от паддуг (боковых граней) четкой рамой и часто используется для живописи. Подобный свод часто применяется в декоративных целях, в то время как само помещение на самом деле может быть перекрыто балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается ложный свод. Получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения.
Парусный свод — вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.
Купольный свод — представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан или на полукруглые в плане стены апсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой.
Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном).
Ложный свод — древнейший вид свода. Образуется постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки. Не дает горизонтального распора.
Бочарный свод, свод двоякой кривизны — поверхность свода образуется движением плоской кривой, образующей по кривой направляющей.
Купола
Поясной купол отличается от «настоящего купола» тем, что он состоит из отдельных горизонтальных слоёв. Каждый следующий слой немного выступает над предыдущим и поддерживатеся консолью, в самом верху сходясь к центру.
Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу.
Овальные купола являются частью архитектуры барокко.
Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники.
Парусный купол
Также называемые византийскими куполами, парусные купола представляют из себя парус, основания которого не просто образуют арки для поддержки купола над ним, а сходятся к центру пространства, таким образом сами образуя купол. Такие купола похожи на квадратный парус, закреплённый снизу в четырёх углах и поддуваемый снизу.
Купол-блюдце представляет собой неглубокий, с малым углом между горизонталью и поверхностью у основания. Геометрически, горизонтальное сечение таких куполов является окружностью, а вертикальное — сектор окружности (то есть её часть).
Купола-зонтики разделены на сегменты рёбрами, расходящимися от центра к основанию купола. Материал между рёбрами расположен в форме арок, которые передают вертикальную нагрузку на рёбра.
|