Главная страница
Навигация по странице:

  • Готическая архитектура (

  • Каркасная система

  • Контрфо́рс

  • Аркбута́н

  • Нервюра

  • 1. Дисциплины выпускающих кафедр спец. Пгс две кафедры здания истрые конструкции


    Скачать 217.12 Kb.
    Название1. Дисциплины выпускающих кафедр спец. Пгс две кафедры здания истрые конструкции
    Дата08.05.2019
    Размер217.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Arkhitektury_1.docx
    ТипДокументы
    #76448
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6



    29.Христианское строительное искусство. Византия. Конструкции византийских строителей.

    Общая идеологическая основа - христианская религия. Возведение храмов имело особое значение в средневековой арх-ре. Они были главными объектами монументального каменного стр-ва. В средневековье социальная и религиозная стороны жизни людей переплетались, и весь строй общественной жизни людей был неотъемлем от этого типа здания, часто служившего помещением и для совершения обрядов, и для общественных собраний.

    Господство христианской идеологии сказалось на развитии доминирующих типов монументального каменного стр-ва. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Это обусловило известное единство поисков и относительную общность развития типов культовых зданий.

    Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества является развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур - купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы.

    К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наиболее своеобразны загородные монастыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жилых и хозяйственных построек монахов сооружалась обширная трапезная и доминирующее здание – церковь. Здания и крепостные сооружения, располагались чаще всего на возвышенном месте ассиметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции - ансамбли.

    Архитектура Византии наследовала от Рима его достижения в области арочно-сводчатых конструкций. Бетонная техника не была воспринята( стены обычно складывались из кирпича или тесаного камня). Своды обычно делались из кирпича или камня. Перекрытия- по большей части сводчатые, иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко использовались – тромпы.

    Разработка системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода являлась наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры.

    Позднее между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем-барабан.

    Эта система позволила освободить интерьер зданий от громоздких стен и расширить пространство (той же идее служил прием подпирания подпружных арок полукуполами ). Взаимное уравновешивание сводов – одно из выдающихся достижений византийской архитектуры.

    Основным строительным материалом был плоский кирпич- плинфа.


    30.Архитектура дороманского периода. Романский стиль.

    В дороманский период особенной популярностью стали пользоваться монастыри, как центры культурной и религиозной жизни. Строятся целые монастырские комплексы, состоящие из церквей, келий, больницы, гостиницы, школы. Туда входят также различные хозяйственные постройки – амбары, мастерские, погреба. Сохранился план такого монастырского комплекса в Швейцарии. Монастырь имел название Сен Галлен. Центральную часть этого храмового комплекса образовывал сам храм, который имел форму в виде латинского креста. От этого храма сохранились только две башни, отдельно стоящие друг от друга. Храм соединялся коридором с жилыми помещениями. Вокруг храмового комплекса располагались школа, больница, мельница и пивоварня.

    В это время властвования духовенства и знати основное место в архитектуре отводится строительству замков феодалов и каменных монастырей и церквей, все остальные постройки возводились из дерева.

    На территории сегодняшней Германии и Франции церкви строились по типу базилики. В основном в форме латинского креста. В пространство церкви органично вписывается введение второго поперечного нефа и западных хоров. Потолок в основном был плоским деревянным, без свода. Единственным образцом церкви со сводом является капелла Карла Великого в Аахене. Из светских построек первое место занимают королевские дворцы, но они почти не сохранились.

    Доромановский период в архитектуре включает также искусство Каролингской и Оттоновской империй. Их отличительной чертой является гармоничное сочетание античных, раннехристианских и византийских традиций. Особенно это заметно в орнаментальных рисунках. В империи Каролингов было построено около 1200 монастырей, имеющих сложную планировку. В резиденциях императоров в Аахене и Нимвегене были построены первые феодальные замки.

    От искусства Оттоновской империи сохранились лишь культовые памятники. Светские архитектурные памятники сохранились в литературных описаниях. Это были усадьбы – пфальцы. Церкви строятся в виде базилик, украшаются фреской.

    К числу самых ранних памятников архитектуры Оттоновской империи принадлежит мавзолей остготского короля Теодориха в Равенне (526—530 г). Купол мавзолея высечен из огромного монолита. Что придает этому памятнику архитектуры суровый и величественный вид.

    Наиболее известной сохранившейся церковью того периода является баптистерий в Пуатье (VII—VIII в), Франция. Постройка представляет собой прямоугольное сооружение, крытое полуцилиндрическим сводом.Романский стиль (римский) (X—XII вв) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

    Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами (главный вход большого архитектурного сооружения) . Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

    Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон (главная башня в европейских феодальных замках.). Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

    Особенности архитектуры романского собора:

    В основе плана — раннехристианская базилика (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов (вытянутое помещение, часть интерьера ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов), то есть продольная организация пространства

    Увеличение хора или восточной алтарной части храма

    Увеличение высоты храма

    Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды (тип перекрытия, образованный выпуклой криволинейной поверхностью) были нескольких видов: цилиндрический, цилиндрический свод с распалубками, крестовые, парусный, сомкнутые

    цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый па нервюрах и сомкнутый.

    Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

    Основной мотив интерьера — полуциркульные арки (арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки)

    Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

    Аббатство Мария Лаах, Германия

    Генрихом II фон Лаах…

    Церковь Богородицы, Дания

    31.Строительное искусство европейского Средневековья. Элементы готических соборов. Гражданское строительство.

    Готический стиль развивался в эпоху феодализма, в это эпоху активно происходило строительство городов. Помимо церквей и соборов, возникали новые типы сооружений: ратуши, цеха, гильдии. Требовались здания для торговли, склады и торговые дома, арсеналы, школы и больницы. Также происходило строительство мощных крепостей феодалов для утверждения их господства над населением.

    Готическая архитектура ( XII—XV вв) — период развития западно- и центральноевропейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью. Каркасная системаготической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.Основными элементами конструкции являются контрфорсыаркбутаны и нервюры Контрфо́рс («противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Аркбута́н - один из типов используемых в церковной архитектуре контрфорсов в форме наружной полуарки, передающей горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб и расположенной за пределами основного объёма здания.Нервюра (жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

    43.Арх-а Запада 20 века. Функционализм и интернациональный стиль. Органическая арх-а.

    В конце XIX в., когда в борьбе с эклектикой и стилизацией формировались рационалистические направления, отражавшие взгляды прогрессивных представителей культуры наиболее развитых капиталистических стран, прогресс бурного социального и технического развития ставил перед архитекторами новые задачи, открывал новые возможности. Многим казалось, что современная арх-а – это формы из стекла и бетона, формы, порожденные индустриальной техникой, новыми функциональными процессами эстетических аспектов архитектуры.  Появление таких направлений, как конструктивизм, функционализм и органическая архитектура, интернациональный стиль.Функционализм 
    Введение новых материалов, повлекшее за собой значительные конструктивные изменения, стало причиной отказа многих арх-ов от эклектического подхода. Генри Ричардсон при проектировании чикагских складов Маршал-Филд (1885-1887) поставил во главу угла функцио-нальность и фактуру материала – камня. Луис Салливен сформулировал теорию функционализма, заявив что «форма следует функции», т.е. практическое и художественное назначение любой архитектурной детали определяет его форму. При проектировании чикагского офиса компании «Шлессингер – Майер» (1899-1904) Салливен применил для заполнения стального каркаса прямоугольные элементы, ширина которых больше высоты; именно такая форма наиболее соответствовала конструкции. Отказ от эклектики был характерен и для арх-ов Европы. Сэр Эдвин Лютьенс при постройке в Зонинге усадьбы Динери-гарденз (1900-1901) максимально упростил структуру здания, оставив лишь самое необходимое – кровлю, стены и окна.Органическая архитектура.В середине 1930-х годов после кризиса и депрессии в экономике стал наблюдаться подъем, несколько оживилось строительство, уменьшилась безработица среди архитекторов. Одновременно в развитии западной архитектуры наметились тенденции, которые стали больше соответствовать творческим убеждениям архитекторов. Это было начало перелома в развитии современной архитектуры за рубежом. То, что строилось в 1920-х годах, вызывало неудовлетворенность у населения и у самих архитекторов. Передовые архитекторы Запада начинают искать пути гуманизации архитектуры и повышения ее выразительности.Франк Ллойд Райт (1867-1959) – американский архитектор, основоположник так называемой «органической архитектуры». В своих постройках стремился к созданию гармоничных элементов архитектурной композиции, использованию традиционных для места строительства материалов и, самое главное, к достижению связи между зданием и окружающей средой. Райт занимался в основном проектированием жилых домов.
    Интернациональный стиль — ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930—1960-х гг. Пионерами интернационального стиля были в основном выросшие из эстетики конструктивизма архитекторы: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
    Смысл данного стиля таков…. Отказаться от всех древних традиций в пользу прямых линий.

    32.Готика. Стр-ые материалы и арх-ая форма.

    Го́тика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции,-Джорджо Вазари. Церковь монастыря Сен-Дени- первое готическое сооружение.(При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены) .

    C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

    Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены ,теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

    Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

    Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

    Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

    Возможный пролёт свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами

    Собор Парижской Богоматери -Жан де Шель, Пьер де Монтрёй

    Маттиас из Арраса; Петер, Вензел и Йоханс Парлеры



    33.Формы и конструкции в архитектуре барокко и классицизма.

    (в конце XVI века и в конце XVIII)

    В XVII в. активно развивались экономика и искусство европ стран.

    Б.- Это слово взято из итал. языка и означает «причудливый».

    Арх. формы б. наследовали италь. Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему арх. замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров.

    Княжеские замки..

    Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

    Замок Милотице, Чехия

    К. Главной чертой архитектуры к. было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Арх. кл. в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

    Арх язык кл был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

    «Единственный путь для нас стать великими, а если возможно и неподражаемыми, — это подражать древним».

    Этот призыв обновить современное искусство, пользуясь красотой античности, воспринимаемой как идеал, нашёл в европейском обществе активную поддержку. Прогрессивная общественность видела в кл.необходимое противопоставление придворному б. Эпоха кл. совпала по времени с эпохой буржуазных революций — английской в 1688 г., французской — через 101 год.


    34.Триада Витрувия и ее современная трактовка.

    -Марк Витрувий Поллион (конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.) — римский строитель, инженер времени императора Октавиана Августа. В 18—16 гг. до н. э. он написал трактат, посвятив его императору Августу: "Десять книг об архитектуре". В трактате Витрувий рассматривает наряду с прочим разные технические изобретения, св-ва строит.материалов. Труд Витрувия был известен в Средние века, его изучали в VIII—XI вв. Одна из основных идей средневековой эстетики — соединение надежности (устойчивости), блага (доброты, полезности) и красоты. Знаменитая формула, предложенная Витрувием в качестве основного закона "хорошей архитектуры", в сущности говорит о том же: "Прочность, Польза, Красота"

    В этой формуле все члены равны — среди них нет главных и второстепенных. Стоит одной из составляющих потеснить две другие — и архитектура исчезает. главная сложность профессии архитектора — умение сочетать вещи, казалось бы, несовместимые: рациональность и экономичность функционального решения, надежность и изящество конструкции, гармоничность и выразительность формы. Не всегда это удается даже одаренным и опытным архитекторам.

    Бывает, это единство нарушается иным путем: за счет пренебрежения к форме, красоте, в угоду соображениям «пользы» и «прочности». Такие примеры окружают нас на каждом шагу. Высокая технологичность массового производства и монтажа однотипных строительных изделий послужила предпосылкой того, что палитра возможностей архитектора для поиска разнообразных формальных решений в последние годы сузилась до предела. Экономичная рациональная конструкция в современном крупномасштабном жилом доме налицо. А вот с красотой дело обстоит хуже. Невыразительные, безликие фасады, многократно повторяющиеся в застройке жилого района и даже целого города, стали объектом единодушной и серьезной критики со стороны тех самых людей, для кого они спроектированы и построены. Оказывается, невнимание к красоте оборачивается социальным дискомфортом, функциональной неполноценностью жилья, а удобство, выгода для проектировщика и строителя не всегда совпадают с удобством для жильца, с той самой «пользой», которую обозначил Витрувий в своей триаде.

    Функция,технические требования,эстетика

    35.Барокко и классицизм в Европе. История строительства Собора Святого Петра в Риме.

    Сб св. Петра (результат перестроек - 160 лет) осуществлявшихся на протяжении долгих веков. Это самый большой сб в мире. Сб стоит на месте, где по преданию был погребен апостол Петр. Вся история стр-ва сб св. Петра - это история борьбы двух арх. концепций - сб в виде греч. креста и храма в виде лат. креста. Греческий крест – равносторон крест, символ Христианской Церкви. Латинский крест – в христианстве символ Христа, его страстей и искупления. В латинском кресте продольная перекладина длиннее поперечной. Пересечение двух перекладин обычно таково, что верхний конец продольной перекладины равен по длине каждому из концов, образуемых горизонтальной перекладиной, а нижний конец продольной перекладины значительно длиннее.

    1)Браманте (1506-1514) папа Юлий II .-гр. крест. начал с того, что сломал половину старой базилики.(им константин.320 год. сильвестр 1-326 год)

    18 апреля 1506 года-оф. дата закладки Сб.

    Он заложил фундамент и до смерти своей равномерно довел стр-во до высоты карниза под арками всех 4-ех столбов и вывел арки. Вывел он свод главной капеллы с нишей и в то же время начал строить и капеллу, именуемую капеллой французского короля».

    2)Рафаэль (1514 – 1520)

    -Папа Лев 10, -лат крест.( с длинным центральным нефом )Рафаэлевский план, однако, остался только на бумаге.

    3) Балдассаре Перуцци-греч. крест.(1503-брам)

    4) Антонио да Сангалло Младший- папе Павле III. деревянный макет Собора (736см x 602см, и 468см в высоту)по писм. Микел.- лишает план Браманте всех источников света.

    5)Микеланджело

    (1546-64) греч.креста.

    6) Карло Мадерно 1605, (папа Павел V приказал разобрать все, что оставалось от древней базилики, снести недостроенный фасад и удлинить неф)- оказался латинский крест.

    *Микил. спроектировал купол, который,увенчал Собор. (18 лет) Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м. пример-куп. Флорентийского собора, сооруженном Брунеллески. он укрепил колонны, считая, что они были слабы. По свид-ству Вазари, «он их частично расширил, пристроив сбоку две витые лестницы с пологими ступеньками-люди могут подниматься по ним верхом на лошади до верхнего уровня».

    На кольце купола надпись по-латински: «Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного».


    36.Архитектура эпохи Возрождения.

    -период развития арх в евр-их странах (с начала XV до начала XVII века), в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима.

    План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

    Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма.

    Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом. Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.

    Можно выделить три основных периода:

    •Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.

    •Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.

    •Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

    1) Базилику Сан-Лоренцо, купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, во Флоренции-

    Филиппо Брунеллески.

    2) Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме-Бальдассаре Перуцци… дворец Пандольфини во Флоренции-Рафаэль Санти.

    3) купол Собора святого Петра, усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта