37.Строительные материалы и архитектура древней и средневековой Руси.
Кр — древнейшая часть Москвы, главный общественно-полит-ий и историко-художе-ый комплекс центра столицы, местопребывание высших органов гос. власти страны.
Стены и башни сооружены в 1485 – 95 из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Великий князь всея Руси Иван III Васильевич (Софьи) нанял итальян. арх-ов: Антонио Джиларди, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алоизио да Каркано во главе с Аристотелем Фьораванти. Некоторые башни Кремля построены русскими мастерами (формы носят характер деревянных сооружений)
В наст. время кр-ие стены раскинуты на протяжении 2235 м. обр-ют неправ-ый треуг-ик с длиной юж. части 300 сажен, вост. — 350 и запад — 390 при толщине 3,5 – 6,5 м и высоте от 5-19 м. По верху стены идет боевой ход шириной 2 – 4 м, уложенный квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине их часто можно встретить коридоры.У внутренней подошвы их были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. На протяжении стен высится 20 башен различных высот, форм и стилей.Три круглые угловые башни (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая арсенальная) выступали далеко за плоскость стен и были рассчитаны на круговую оборону.6-ть проездных башен: Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская —мощные оборон-ые соор-ния, в систему кот-ых входили отводные стрельницы, предмостные башни (сохранилась Кутафья башня), каменные бастионы, подъемные мосты. В проемах ворот были установлены опускные решетки (герсы). Расположенные в промежутках 9 глухих (не имевших ворот) прямоу-ых в плане башен имели по 3 – 5 боевых ярусов с бойницами для фронт-ого огня, верхние площадки с бойницами навесного боя (машикулями) для обстрела противника у подножия башни, тайники-колодцы и подземные ходы-слухи для предотвращения подкопов. С юга и сев-зап подступы к стенам прикрывали р. Москва и Неглинная,а с вост ров (шир- 30 м, глуб- 10 м). Берег Москвы-р. и оба края рва в 1508 –16 гг. были укреплены доп-ой стеной с зубцами.В XVII веке все башни, кроме Никольской, увенчаны шатрами; подъемные мосты заменены каменными арочными, на вост-ой стене возведена декоративная Царская башня. В XV – XVIII веках на ряде башен были установлены часы (сохранились Кремлевские куранты на Спасской башне). В 1707 – 1708 гг., в связи с угрозой нападения шведов, Кремлевские стены и башни были укреплены бастионами, следы которых сохранились у Средней Арсенальной и Оружейной башен.Бойницы башен были растесаны для установки тяжелых пушек. В конце XVIII – начале XIX веков разобраны все дополнительные укрепления, засыпан ров. В начале 70-х годов XVIII века в связи с намечавшейся постройкой Крем-ого Дворца по проекту В. И. Баженова были разобраны 4 башни и часть стены на берегу Москвы-р. (вскоре восстановлены).
В 1812 году отступавшие французы взорвали Водовзводную, Первую Безымянную, Петровскую, Никольскую, Угловую Арсенальную и Боровицкую башни (восстановлены в 1816 – 1819 гг. под руководством О. И. Бове).После Октябрьской революции 1917 года систематически ведутся реставрационные работы, начатые в мае 1918 года по указанию В. И. Ленина с ремонта Никольской башни, поврежденной в ходе Октябрьских боев 1917 года.
С 1925 года часть стены, выходящей на Красную площадь, стала местом захоронения урн с прахом выдающихся людей России. В 1935 – 1937 гг. на Сп-ой, Ник-ой, Тр-ой, Бор-ой и Водовзводной башнях были установлены пятиконечные рубиновые звезды. Звездами заменили двуглавых орлов из меди, сохранившихся с дореволюционного времени. Архитектурные стили.Дер-ное зодчество XII—XIV веков.Городища Дьяковской культуры на территории Москвы датируются с IV века до н. э., одно из них — на Боровицком холме. Ранних деревянных построек на территории Москвы, конечно, не сохранилось — их уничтожили многочисленные пожары. По свидетельствам современников древних славян,наиболее раннее зимнее жилище представляло собой землянку с очагом, закрытую конической деревянной крышей.
С увеличением хоз-ого значения построек возникают полностью деревянные клети и избы, основу которых составлял сруб из брёвен. Брёвна соединялись «в обло», позже «в зуб» и «в лапу». Пол изначально был земляной. Прообразом первого фундамента были, очевидно, пни, на которые устанавливался сруб. Название такой конструкции встречается, например, в названии не сохранившейся деревянной, а затем каменной церкви Николы на Курьих ножках на Большой Молчановке. Дер-ые хр-ие церкви также имели в основе конструкции клети (4-ки, 6-ки, 8-ки в зависимости от конфигурации в плане), часто соединённые др с др. Одной из осн-ых конструкций был шатровый столп. Древнейшая дер-ая церковь на территории Моск-ого Кр. находилась на Боровицком холме, примерно в 50 м к запд. от нынешних Боровицких ворот. Одно из первых известных по летописям храмовых зд. на тер. Москвы — храм Даниила Столпника в Даниловом монастыре, построенный в 1282 году при князе Данииле, сыне Александра Невского. Храм имел кам-ый подвал.В Древней Руси дерево исп-сь в качестве осн-го стр-го материала при сооружении обор-ых сооружений (острогов), мостов и др. Длина первых дер-ых укреплений Кремля (детинца), созданных в 1156 году при Андрее Боголюбском и имевших треугольную в плане форму, оценивается, по разным данным, в 510—850 м.. Она неоднократно восстанавливалась после пожаров (1177, 1238, 1305, 1337 годы). В 1339—1340 годах при Иване Даниловиче Калите была построена дубовая крепость со рвом, имевшая периметр около 1670 м. Стены возводились вне периметра детинца. Исп-сь дубовые брёвна d. до метра. крепость неоднократно горела: в 1343, 1354, 1365 годах.
Каменное зодчество XIV—XV веков.1-е кам-ые хр. и терема появ-ся в Киеве и в Новгороде в X —XI веках, в Ростове и Суздале — в XII веке. Этому способствовал приезд каменотёсов из малолесистой Византии. Известняк добывали в Мячково, ив Дорогомилово. На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор (1326 году), при Иване Калите. Строители (вероятно, из Суздаля) возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — хр. Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте де-ой возводится церковь архангела Михаила.- постройки не сохранились. В 1367 году при Дмитрии Донском строятся первые белокаменные стены Кр. Его периметр (около 2000 м) близок к нынешнему, составляющему 2235 м при площади в 26,5 га. Первоначально Кр имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Кол-во рабочих оценивается примерно в 2000 человек.Верхняя часть стен и башен, а также кровля были дер-ми. В 1475—1479 годах сооружается Успенский собор Кремля. Его стр-во связано с именем Аристотеля Фиораванти, к-ый отказался от непрочного известняка и создал в Калитникове завод по производству глиняного обожжёного кирпича.
В 1485—95 г. при Иване III стены Кр. были перестроены При этом известняк также был заменен кирпичной кладкой. В некоторых местах (в частности, вдоль набережной) до сих пор остался белокаменный фундамент Кремля Дмитрия Донского. Одновременно возводятся Благовещенский сб, Грановитая палата, в начале XVI века — Архангельский сб, составляющие уникальный ансамбль М-ого Кр.
Архитектура XVI века
Во второй половине XVI века на Кр. площади в честь взятия Казани был сооружен сб Василия Блаженного.
| 38.Архитектура московского Кремля и Москвы 13-17 веков.
Кремль — древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс центра столицы, местопребывание высших органов государственной власти страны. Стены и башни сооружены в 1485 – 1495 гг. из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Общая протяжённость стен — 2235 м( с длиной южной части 300 сажен, восточной — 350 сажен и западной — 390), высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. В плане стены образуют собой неправильный треугольник. По верху стены идет боевой ход шириной 2 – 4 м, уложенный квадратными плитами со скатом и лестницами при переломе, а в самой толщине их часто можно встретить коридоры. В былое время в них помещались так называемые застенки, каморы, ямы для преступников. У внутренней подошвы их были расположены навесы и погребки для снарядов и пороха. Боевой опирается на ритмично чередующиеся арки ("печуры"). Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружной стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения. Три круглые угловые (Водовзводная, Беклемишевская и Угловая арсенальная) выступали далеко за плоскость стен и были рассчитаны на круговую оборону.Шесть проездных башен: Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Тайницкая, Константино-Еленинская — самые мощные оборонительные сооружения, в систему которых входили отводные стрельницы, предмостные башни (сохранилась Кутафья башня), каменные бастионы, подъемные мосты. В проемах ворот были установлены опускные решетки (герсы). Расположенные в промежутках 9 глухих (не имевших ворот) прямоугольных в плане башен имели по 3 – 5 боевых ярусов с бойницами для фронтального и фланкирующего огня, верхние площадки с бойницами навесного боя (машикулями) для обстрела противника у подножия башни, тайники-колодцы и подземные ходы-слухи для предотвращения подкопов.С юга и северо-запада подступы к стенам прикрывали реки Москва и Неглинная,
а с востока— ров (ширина 30 м, глубина 10 м). Берег Москвы-реки и оба края рва в 1508 – 1516 гг. были укреплены дополнительной стеной с зубцами.В XVII веке все башни, кроме Никольской, увенчаны шатрами; подъемные мосты заменены каменными арочными, на восточной стене возведена декоративная Царская башня.В XV – XVIII веках на ряде башен были установлены часы (сохранились Кремлевские куранты на Спасской башне).В 1707 – 1708 гг., в связи с угрозой нападения шведов, Кремлевские стены и башни были укреплены бастионами, следы которых сохранились у Средней Арсенальной и Оружейной башен.
В конце XVIII – начале XIX веков разобраны все дополнительные укрепления, засыпан ров.
В начале 70-х годов XVIII века в связи с намечавшейся постройкой Кремлевского Дворца по проекту В. И. Баженова были разобраны 4 башни и часть стены на берегу Москвы-реки (вскоре восстановлены).В 1812 году отступавшие французы взорвали или повредили Водовзводную, Первую Безымянную, Петровскую, Никольскую, Угловую Арсенальную и Боровицкую башни (восстановлены в 1816 – 1819 гг. под руководством О. И. Бове).
После Октябрьской революции 1917 года систематически ведутся реставрационные работы, начатые в мае 1918 года по указанию В. И. Ленина с ремонта Никольской башни, поврежденной в ходе Октябрьских боев 1917 года.
С 1925 года часть стены, выходящей на Красную площадь, стала местом захоронения урн с прахом выдающихся людей России. В 1935 – 1937 гг. на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях были установлены пятиконечные рубиновые звезды. Звездами заменили двуглавых орлов из меди, сохранившихся с дореволюционного времени.
Всего в Кремле 20 башен.
Деревянное зодчество XII—XIV веков
Городища Дьяковской культуры на территории Москвы датируются с IV века до н. э., одно из них — на Боровицком холме. Ранних деревянных построек на территории Москвы, конечно, не сохранилось — их уничтожили многочисленные пожары. По свидетельствам современников древних славян, наиболее раннее зимнее жилище представляло собой землянку с очагом, закрытую конической деревянной крышей.
С увеличением хозяйственного значения построек возникают полностью деревянные клети и избы, основу которых составлял сруб из брёвен. Брёвна соединялись «в обло», позже «в зуб» и «в лапу». Пол изначально был земляной. Прообразом первого фундамента были, очевидно, пни, на которые устанавливался сруб. Название такой конструкции встречается, например, в названии не сохранившейся деревянной, а затем каменной церкви Николы на Курьих ножках на Большой Молчановке.
Деревянные христианские церкви также имели в основе конструкции клети (четверики, шестерики, восьмерики в зависимости от конфигурации в плане), часто соединённые друг с другом. Кроме того, одной из основных конструкций был шатровый столп.
В Древней Руси дерево использовалось также в качестве основного строительного материала при сооружении оборонительных сооружений (острогов), мостов и др
Каменное зодчество XIV—XV веков
Первые каменные храмы и терема появляются в Киеве и в Новгороде в X —XI веках, в Ростове и Суздале — в XII веке]. Этому способствовал приезд каменотёсов из малолесистой Византии. Известняк добывали в Мячково, и, возможно, в Дорогомилово. На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор,(1326 году при Иване Калите). Строители (вероятно, из Суздаля) возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила.Эти постройки не сохранились. В 1367 году при Дмитрии Донском строятся первые белокаменные стены Кремля. В 1475—1479 годах сооружается Успенский собор Кремля, сохранившийся до наших дней. Его строительство связано с именем Аристотеля Фиораванти, который отказался от непрочного известняка и создал в Калитникове завод по производству глиняного обожжёного кирпича.
В 1485—1495 годах ( Иване II)I стены Кремля были перестроены и приобрели вид, близкий к современному. При этом известняк также был заменен кирпичной кладкой. Одновременно возводятся Благовещенский собор, Грановитая палата, в начале XVI века — Архангельский собор, составляющие уникальный ансамбль Московского Кремля.
Архитектура XVI века
Во второй половине XVI века на Красной площади в честь взятия Казани был сооружен собор Василия Блаженного
| 39.Конструктивные особенности русской архитектуры.
Конструктивную основу русского деревянного здания составляла рубленная «клеть», состоявшая чаще всего из основных бревен-венцов, уложенных друг на друга горизонтально с прокладкой из мха, связанных по углам врубками. Простейший сруб представлял собой в плане прямоугольник или квадрат, но для увеличения объема обычно делался сруб восьмиугольной формы. В конструкции покрытия основой служили верхние венцы. При двускатных покрытиях из них возводились треугольные торцы крыш - щипцы. Карнизы продольных стен представляли собой закруглённую в профиле форму бревенчатой стены - «повал», поддерживающий нижнию пологую часть крыши – «полицу».На продольные бревна крыши укладывались наклонные стропила – «быки».Поддерживающие вытесанные из бревен желоба – «водотечники». Окна большого размера делались чаще всего квадратных пропорций, а их периметр укреплялся специальными брусьями – «косяками». Наряду со срубами в русском деревянном зодчестве применялся каркас из бревен и брусьев с дощатым заполнением. Для оборонных сооружений было типичным сочетание рубленых конструкций, каркасных и земляных.Конструкции каменных зданий и сооружений менялись с развитием архитектуры. Две основные линии развития констр систем: крестово-купольной с четырьмя столбами, и бесстолпной, не имеющей промежуточных опор. Преобладающей системой была крестово-купольная. В различных городах Руси происходили свои изменения в архитектуре, так, например, в Новгороде ведущим становится тип небольшого крестово-купольного храма с трехлопастным сводчатым покрытием, и тд Оригинальнейшей конструкцией бесстолпных храмов явился крещатый свод. Новаторской и самобытной конструкцией каменных храмов Московской Руси были шатровые покрытия. Затем на смену крещатому приходит сомкнутый свод с одной световой главой в середине и четырьмя окружающими ее декоративными главами. Широко используются сомкнутые своды с распалубками.
| 40.Архитектура Российской империи. Архитектура Петербурга и Москвы.Петровское барокко.
Архитектура России XVIII - первой половины XIX века делится на два периода, первый в середине столетия-Русское барокко и второй развитие классицизма.Особенностью Русского барокко является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями и влияние украинского барокко вместе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Из-за обилия иностранных архитекторов первые постройки избежали русского влияния, но со временем начинает формироваться новая русская школа архитектуры. Архитектура этого времени свойственны простота объёмных построений чёткость членений и сдержанность убранства. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини,Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Каждый из них внёс что то из своей родины смешав с Русскими традициями.Эпоха Российской империи Первый этап развития русского барокко относится еще к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями и влияние украинского барокко вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада. Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини,Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектораФранческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы вПетербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец,Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.Классициз В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872). В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройкахВладимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским наПлуталовой улице). Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального»барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов. Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.
|