Главная страница

1. Дисциплины выпускающих кафедр спец. Пгс две кафедры здания истрые конструкции


Скачать 217.12 Kb.
Название1. Дисциплины выпускающих кафедр спец. Пгс две кафедры здания истрые конструкции
Дата08.05.2019
Размер217.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаIstoria_Arkhitektury_1.docx
ТипДокументы
#76448
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6



9.Факторы,влияющие на многообразие арх-ых форм

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте явл-ся движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование.

Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником шума, явл локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ.

Источниками интенсивного шума явл локомотивные, вагонные депо.

Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить на три категории:

•умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ;

•шумное 75-100дБ;

•особо шумовое с уровнем более 100дБ.

Источниками вибрации на ж.д транспорте явл такие технологические процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся поезда, механические колебания, к-ые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.

История архитектуры является академической дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена спецификой предмета — истории возникновения и развития архитектуры, теоретических знаний об архитектуре, архитектурного языка, архитектурной композиции, а также наблюдение таких общих черт и признаков архитектуры определённого времени и места, которые позволяют выделить архитектурные стили. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

10. Выдающиеся строителя- сотрудники и выпускники института.

Тома де Томон – ансамбль на стрелке васильевского острова.

ПД.Базен- проект 1820 года о каменных и деревянных построек в Спб принят в 1830. Руководил сооружением обводного канала и выступил с предложением создания промышленной зоны в р-не этого канала,что и реализовалось

Занимался расширением Кронштадского порта,создал шедевр русск. арх. шлиссельбургские зд спроецировал В. Стасовым и К. Росси. Автор около 30 мотов в городе и за городом.

Андрей Данилович Готман-(1790-1865) активно участвовал в стр-ве Исскакиевского СОБРа, Никоколаевского моста, зд нового эрмитажа,Каменноостровского моста, Дворцовая и Петровская пристани на Неве. Особая заслуга- Воссановление Зимнего Дворца после пожара.

П. Жако-проецировал Зд. дворянского собрания(ныне большой зал фелормонии), Комплекс построек Голландской Церкви на Невском проекте. Особое заслуга это жилые дома: дом Энгельгорда,дом жены арх-а 9 класса Жако,дом Зубова.

11. Общие сведения о стр-ве, как отрасли народного хозяйства. Предмет арх-ы.

Предмет архи-ы — искусственная материально-пространственная среда, необходимая для жизнедеятельности людей, удовлетворения социально-бытовых и идейно-художественных потребностей общества.

Стр-во в РФ развивается как отрасль народного хоз-ва на основе гос-ых планов и выступает как производитель стр-ой продукции и как отрасль — потребитель продукции и услуг других отраслей материального производства.

Производственные связи стр-ва с промышленностью на поставки стр-ву орудий труда и связи по поставке предметов труда. Поставщиком орудий труда для стр-ва явл. машиностроение (в основном строительнодорожное и автотракторное). Связи стр-ва с промышленностью по поставке предметов труда весьма многочисленны и дифференцированы.

Стр-во — крупный потребитель промышленной продукции. На стр-во расходуется 24% всего металла, около 20% древесины, 80% всего производства цемента, до 90% мягкой кровли, почти весь шифер, до 40% оконного стекла, значительная часть продукции машиностроения. Строительство как отрасль народного хозяйства связано более чем с 70 отраслями производства.

Промышленность строительных материалов, металлургия, лесная п деревообрабатывающая обеспечивают примерно 3/4 всего проп шодственного потребления в строительстве.

Строительство является отраслью народного хозяйства, относящейся к сфере материального производства. Продукция строительства является законченной и подготовленной к вводу в эксплуатацию предприятий и сооружений: жилых домов, школ, больниц и других объектов. Строительство как отрасль народного хозяйства имеет свои специфические особенности, к которым относятся характер конечной продукции и значительная продолжительность технологического цикла производства, а также разнообразие объектов по назначению, размерам, планировке. И связано это с тем, что стройиндустрия как огромная отрасль народного хозяйства состоит из многих подотраслей: переработки нерудных строительных материалов с целью получения компонентов ( заполнителей) для сырья других последующих подотраслей;

•бетонного и железобетонного производств;

•цементного производства;

• кирпичного и керамического производств;

• асфальтобетонного производства;

• асбестоцементного производства;

•стекольного производства и многих других подотраслей для изготовления большого количества отделочных материалов, необходимых при строительстве гражданских и промышленных зданий и сооружений

12.Социальная сущность арх-ы. Значение арх-ы в жизни общества.

Социальная сущность архитектуры-организация пространственной среды для жизни и деятельности человека-осуществляется посредством материальных структур-строительных конструкций. Значение архитектуры в жизни общества- Архитектура возникла и существует вследствие общественной потреб¬ности в ней. В начальный период истории человеческого общества различные трудовые и бытовые процессы протекали в естественном, природном прост-ранстве, т. е. под открытым небом, в примитивных шалашах или в естествен¬ных убежищах (пещерах). Со временем научились возводить постройки. Со¬оружая здания, люди создают так называемое архитектурное пространство, которое не просто ограничено стенами и крышей, но и организовано, т. е. имеет заданную, нужную форму. Первостепенной задачей архитектуры являет¬ся организация пространства для процессов человеческой жизнедеятельности. Это пространство люди для своего удобства оборудуют различными предме¬тами и таким образом в дополнение к естественной, природной среде создают для себя искусственную среду.

Архитектура имеет огромное значение в нашей жизни. Архитектурные сооружения выполняют роль не только убежища, хранителя и источника жизни в качестве второй природы, естественной искусственности человека, но и служат средством коммуникации в обществе, особенно между разными поколениями людей.

Практически вся жизнь, деятельность современного человека и взаимодействия разных людей проходят на фоне или внутри архитектурных сооружений. Архитектура служит для нас источником вдохновения, средством социализации, самоидентификации и развития личности.

Архитектура непосредственно связана с обществом. Она создаёт материальную организованную среду необходимую для жизни людей. Так же Архитектура выражает культуру народа к которому она принадлежит, религиозность и статус Населения. . Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Так же архитектура выражает историю народа

Значение Архитектуры очень велико, поскольку вся деятельность человека во все времена была связана с различными сооружениями и непосредственно влияла на качество проживания человека и его деятельности.



13.Влияние на арх-у технического прогресса, стр-ых материалов и идеологических представлений общества.

На всех этапах развития общества архитектура зависит от уровня развития производительных сил, от формы производственных отношений. В антагонистических классовых обществах произведения архитектуры в основном создаются с учётом требований правящего класса. При социализме цель архитектуры - максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех слоев общества. Развитие архитектуры тесно связано с прогрессом науки и техники, определяющим её реальные возможности. Со своей стороны архитектура стимулирует развитие ряда отраслей знания (например, строительная механика, учение о строительных материалах), выдвигая перед наукой и техникой новые практические задачи. На всём протяжении своего исторического развития архитектура создала разнообразные типы сооружений, оперируя большим количеством средств архитектурно-художественной выразительности, которые запечатлены в архитектурном наследии различных эпох и народов, отражая особенности их быта, традиций и национальной культуры, уровень техники, преобладание тех или иных строительных материалов и т. д. К основным типам архитектурных сооружений относятся жилища, административные и общественные здания (театры, музеи, школы, стадионы, больницы), различные культовые здания, фортификационные, промышленные и транспортные постройки. Архитектура включает также ряд инженерно-технических сооружений, в которых достигнуто художественное осмысление строительных конструкций (акведуки, мосты, телевизионные башни, плотины и т. д.). Являясь частью определенных комплексов зданий, произведения архитектуры нередко объединяются в целостные или исторически сложившиеся ансамбли. Важным качеством архитектуры является также ее связь с естественной природной средой, служащая воплощением представлений о взаимоотношении человека с окружающей его природой.

14.Эволюция стр-ых конструкций в истории арх-ы.

Древний Рим явился наследником эллинской (греческой) и эллинистической культур. На формирование древнеримской архитектуры оказали определяющее воздействие два фактора: наличие местных — в основном этрусских традиции и воздействии греко-эллинистического зодчества. Основное, что привнесли в архитектуру сводчатые конструкции, получившие здесь широчайшее распространение (ил. 26). От греков в Рим перешла архитравно-балочная система и ее ордерное выражение. Греческие ордера — дорический, ионический и коринфский — восприняты были римлянами и приобрели здесь две новые модификации — ордера тосканский и сложный (композитный).

И Греции пропорции и детали ордеров с течением времени совершенствовались, «оттачивались» в пропорциях и деталях. В эллинистическое и римское время ордера подвергались регламентации. До нас дошел знаменитый трактат римского архитектора Витрувия (начало I в. до н. э.), суммировавший теоретические принципы зодчества. В нем изложены все основные строительные правила того времени, в частности, касающиеся построения ордеров.

15.Требования(тр) к зданиям. Зд и сооружения, как объекты стр-ва и эксплуатации.

Любое зд должно отвечать след тр-ям: функциональной целесообразности,Арх-о-худ-ой выразительности;целесообразности тех-их решений;надежности; санитарно-техническим тр-ям с учетом природно-клим-их и др местных условий;тр-ям техники безопасности, не в последнюю очередь тр-ям экономичности стр-тва .В этом перечне первым поставлено тр-е функциональной целесообразности, т.к.всякое зд явл материально-организованной средой пребывания человека для осуществления им разнообразных процессов (труд, отдых, быт).Тр-я к высокому качеству арх-о-худ-ых решений отражают эстетические потребности людей. Тр-я эти разнообразны. Они рассматр-ся в курсах, арх-ого проектирования различных видов зд.Санитарно-гигиенические тр-я проявл-я в тр-ях к физическим качествам среды пребывания человека:поддержанию необходимых температуры и влажности воздуха помещений, их чистоте, обеспечению звукового и зрительного комфорта, естественного освещения помещений…Все эти тр-я непосредственно зависят от природно-климатических и др факторов и могут устанавливаться только в связи с ними. Методы установления такой связи рассм-ся в дисциплине «Стр-ая физика», в частности:обеспечение экономически целесообразного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций, их теплоустойчивости; паро- и воздухопроницаемости ограждающих конструкций, непроницаемости для рентгеновских и др лучей.; звукоизоляции перекрытий, перегородок и др.Надежность — способность зд и сооружений безотказно выполнять заданные функции в течение всего периода эксплуатации.Св-во отдельных конструкций сохранять заданные кач-ва в течение установленного срока их службы в определенных условиях при заданном режиме эксплуатации (климатических и др. условиях) без разрушений, деформаций, потери внешнего вида наз-ся долговечность юконструкций. Степень долговечности — требуемый срок такой службы, исчисляемый в годах. Установлены 3 степени долговечности конструкций: I степень — при сроке службы не менее 100 лет; П степень —…50 лет; III степень —…20 лет.Требуемая степень долговечности конструкций должнаобеспечиваться подбором стр-ых материалов, обладающих показателями стойкости по отношению к тем воздействиям, к-ым будет подвержена конструкция в процессе ее эксплуатации: морозостойкости, влагостойкости, биостойкости, стойкости против коррозии. В случае невозможности подбора материала, показатели стойкости к-го необходимы, обязательно следует предусматривать спец-ые меры защиты менее стойких материалов либо конструктивные решения, уменьшающие внешние воздействиям.. Важно подчеркнуть, что тр к долговечности конструкции распространяются и на ее детали (стыки, узлы сопряжений и т. п.).Надежность зд и долговечность конструкций самым тесным образом связаны еще с одним требованием к зд — их огнестойкостью. Чем больше предполагаемый срок службы зд и его конструкций, тем выше должна быть степень их огнестойкости.Согласно СНиП (стр. нормы и правила) «Противопожарные нормы», установлено 5ь основных степеней огнестойкости зд и 3и доп-ых Каждая из этих степеней взаимосвязана с конструктивными характеристиками зд, их этажностью. и устанавливается типологическими СНиПами. Каждой степени огнестойкости зд должны соответствовать: минимальные пределы огнестойкости стр-ых конструкций, максимальные пределы распространения огня по ним и группы горючести применяемых стр-ных материалов.

Минимальный предел огнестойкости конструкций — это время в часах, в течение к-ого данная конструкция сопротивляется действию огня или высокой температуры до появления одного из след-их признаков: образования в конструкции сквозных трещин или отверстий, через к-ые проникают продукты горения, потери конструкцией несущей способности (обрушения).Макс-ый предел распространения огня устанавливает допустимый размер повреждения конструкции вследствие ее горения за пределами зоны действия огня. Значения пределов огнестойкости и пределов распространения огня различны в зависимости от того, к какому конструктивному элементу зд (стенам, перекрытиям и др.) они относятся. Наиболее жесткие тр-я предъявляются к элементам несущего остова(вкл-ет в себя стены и перекрытия.), в первую очередь к вертикальным (стенам, колоннам), и что эти тр-я изменяются в зависимости от показателя степени огнестойкости зд.Понятие «группа горючести» относится не к конструкциям, а к стр-ым материалам (их способность гореть). Установлены 3и группы горючести (возгораемости) материалов: негорючие (несгораемые), трудногорючие (трудносгораемые) и горючие (сгораемые).Применение материалов по этому показателю также регламентировано СНиПами и архи-ру такие знания постоянно нужны. Например, в зданиях I ... III степеней огнестойкости не допускается выполнять из горючих и трудногорючих материалов облицовку внешних поверхностей наружных стен.Группы горючести стр-ых материалов и пределы огнестойкости стр-ых конструкций устанавливаются спец-ми инструктивными материалами.Тр-я к огнестойкости зд и к долговечности их конструкций мб различными в зависимости от назначения зд, от того, где и на какой срок оно стр-ся и от ряда др факторов. Для того чтобы проектировщик правильно ориентировался в вопросах выявления тр-ий, предъявляемых к конкретному зд, установлено важное понятие — класс здания по капитальности.Капитальность — это совокупность св-в, присущих зд в целом, его народнохозяйственное и градостроительное значения, его значимость...,-это комплекс важнейших тр к зд и его элементам. Класс зд — уровень этих тр. Установлены 4е класса зд по капитальности: 1 класс-крупные общ-ные зд (музеи, театры); прав-ые учреждения; жилые дома высотой более 9 этажей; крупные электростанции.2 класс-Общ-ые зд массового стр-ва в городах — школы, больницы, дет. учреждения, предприятия торговли и питания; жилые дома высотой 6 ... 9 этажей, крупные производственные зд.3 класс.-жилые дома не более 5этажей, общ-ые зд небольшой вместимости в сельских населенных пунктах.4 класс-мало этажные жилые дома; временные общест-ые зд; производственные зд, рассчитанные на возможность их эксплуатации в течение короткого времени. Класс зд по капитальности должен обеспечиваться применением зд и конструкций соответствующих степеней огнестойкости и долговечности, например: жилые здания.Стр-ые св-ва материалов значительно улучшаются при их специальной обработке или при принятии мер к их защите. Против коррозии металлические конструкции окрашиваются водостойкими красками, против действия огня — окрашивают термозащитными красками или защищают штукатуркой по сетке, бетонированием и др. средствами.

В состав тр, предъявляемых к зд и их элементам, входят и тр по обеспечению их противопожарной безопасности. Так, зд значительной протяженности, выстроенные из сгораемых или трудносгораемых материалов, необходимо разделять на отсеки противопожарными преградами. Назначение этих преград — препятствовать распространению огня по всему зд. К ним относятся: противопожарные стены (брандмауэры), зоны, перегородки, тамбуры-шлюзы...

Типы противопожарных преград, принимаются в зависимости от назначения и этажности зд, степени его огнестойкости; в производственных зд учитывается также категория (по пожарной опасности) размещаемых в зд производств.Тр к проектированию противопожарных преград вкл-ют ряд обязательных условий. Например, противопожарные стены,должны выступать за пределы контурапоперечного сечения здания на 0,3...0,6 м, противопожарные зоны выполняются в виде вставки, разделяя зд по контуру,.. тр-ям экономичности стр-тва:Индустриализацией- наз-ют такую организацию стр-го производства, к-я превращает его в механизированный и автоматизированный поточный процесс сборки и монтажа зд из крупноразмерных конструкций, в том числе укрупненных элементов с высокой заводской готовностью. Сборные элементы, изготовленные на спец-ых заводах, и их механизированный монтаж позволяют существенно снизить затраты труда на стр-ой площадке, резко уменьшить кол-во отделочных работ на стройке, повысить качество стр-ва и сократись его сроки.

Вторая составляющая экономичности здания — эксплуатационные расходы -связана, в частности, с ежегодными затратами на отопление зд. В то же время мощность отопительных установок, кол-во отопительных приборов и ежегодные затраты на топливо непосредственно связаны с решениями наружных ограждающих конструкций (их теплозащитными качествами), степенью остекления наружных стен... Третья составляющая экономичности - стоимость амортизации зд — находится в прямой связи с долговечностью конструкций и стр-ых материалов: чем меньше износ изделий, т. е. чем оно дольше будет служить, тем меньше величина ежегодной амортизации.

Таким образом, экономичность арх-о-конструктивных решений находится в прямой зависимости от целесообразности принятых технических решений, рациональности объемно-планировочных решений, умелого исп-ия стр-ых ресурсов и ряда др факторов.


16.Задачи и проблемы стр-тва. Этапы развития стр-ой техники.

По современной классификации высотным является здание высотой от 75 до 150 м. Для классификации зд был принят критерий высоты в метрах, а не этажности, поскольку высоты этажей принимаются различными в зависимости от назначения зд и тр национальных норм проектирования. Высотные зд могут иметь разное назначение: гостиницы, офисы, жилые дома. Чаще всего высотное зд явл многофункциональным, в нем, помимо помещений основного назначения, размещаются автостоянки, магазины, офисы, кинотеатры и др.За более чем столетний период проектирования и стр-ва высотных зд, в том числе и небоскребов, в мире накоплен большой теоретический и практический опыт, выявлены основные проблемы по всем направлениям их создания и эксплуатации. Развитие высотного стр-ва в России выделило ряд проблем, требующих обязательного рассмотрения и решения: несовершенство нормативной базы;недостаток опыта в проектировании и стр-ве высотных комплексов;нехватка квалифицированных строителей;обоснование градостроительной и функционально-типологической необходимости возведения; определение предельно допустимой этажности (высотность); правильный выбор конструктивной системы, схемы и проектных решений с учетом предотвращения потери устойчивости основания и самого сооружения, приводящей к разрушению и обрушению конструкций;недопустимость отклонения от утвержденных проектных решений и изменения этажности сооружений в процессе стр-ва;необходимое функциональное взаимодействие жилых и нежилых зд и сооружений с транспортной и обслуживающей инфраструктурой города; обоснование требуемой вместимости подземных, наземных и надземных автостоянок личного транспорта и их рациональное размещение; эффективная минимизация угрозы внешней и внутренней опасности разрушения зд за счет создания спец-ой службы безопасной эксплуатации; требуемая пожарная и эвакуационная безопасность людей, находящихся в высотных зд-ях;рациональная эффективность современных инженерных решений по жизнеобеспечению и оснащенности зд, энергосбережению и комфортности обслуживания.Начиная со второй половины XIX в. уровень развития стр-ой техники стал главенствующим в определении формы и средств произведений арх-ы. Вот почему, рассматривая историю арх-ы, выделяют два этапа: первый этап — от древнейших времен до середины XIX в.; второй этап — со второй половины XIX в. до настоящего времени.Первый этап характеризуется сравнительной ограниченностью технических средств и возможностей арх-ы, их медленным и неравномерным развитием в различные исторические периоды. Это была эпоха дерева и камня и возводившихся из них конструктивных элементов и систем — стоечно-балочных, каркасных, арочно-сводчатых. Для этого этапа характерны примитивные методы стр-ва и ручной труд. Наряду с этим значительны достижения в поиске конструктивных форм.Потребность в больших внутренних пространствах явль стимулом в развитии и совершенствовании стоечно-балочных и арочно-сводчатых систем.Однако возможности стр-ой техники были крайне ограничены, и лишь во второй половине XIX в. начался бурный этап развития стр-о-технических средств. Он характеризуется исп-ем новых материалов — металла, железобетона, стекла и других, имеющих широкие возможности. Благодаря этому разрабатывается множество новых конструктивных систем. Потребности общества в новых функциональных типах зд и сооружений находят свое разрешение в исп-ии достижений стр-ой техники.Одним из важнейших этапов в арх-е стал заводской метод изготовления стр-ых материалов и конструкций, внедрение в процесс возведения зд и сооружений стр-ых механизмов. Появляются большепролетные конструкции, дающие возможность возведения высотных зд и сооружений.Многообразие форм и конструктивных систем (сводов, оболочек, складчатых, вантовых и пневматических конструкций) дает арх-у не только максимально выразить в композиции пластику и пространственный характер этой формы, но и исп-ть их технические возможности.



17.Современная архитектура. Связь науки, техники и искусства в строительстве.

Наука в современной архитектуре очень важный и необходимый элемент. С каждым новым годом появляются новые технологии, которые применяют в строительстве, так например какие-либо новые разработки смесей, строительных конструкций и др. Потребности Человека с каждым годом растут, нужны всё большие здания, и здесь никак нельзя обойтись без науки все расчёты чертежи и тп. которые в последнее время выполняются только в ЭВМ.) Непосредственно преступая к строительству мы не можем обойтись без современной техники. Подъёмные краны эскалаторы грузовики и др. машины, без них нельзя представить современное строительство. и Дальше в эксплуатации нашего сооружения Техника играет немаловажную роль. И наконец внешний и внутренний вид здания должен радовать глаз, чтобы наша жизнь в городах не казалось серой. И так мы увидили очень тесную связь Науки Техники и Искусства воплощённую в одном здании

18.Технические, экономические, экологические и эстетические требования к объектам стр-ва.

Экономические требования заказчика к продукции отрасли, явл лимитная цена и долговечность. Лимитная цена на стр-ые материалы (изделия) выражает предельно допустимый уровень затрат. Для декоративно-отделочных материалов с короткими сроками их морального старения определяющими становятся эстетические тр к цвету, рисунку, фактуре лицевой поверхности.Высокая прочность, долговечность, огнестойкость материалов для основных несущих конструкций зд и сооружений настолько важны, что ради их обеспечения, в определенных условиях, можно полностью пренебречь эстетическими (или иными) св-ми, восполнив их в процессе стр-ва доп-ой отделкой, облицовкой…. Архитектурно-строительные требования к промышленной продукции должны выражаться в четкой системе тех же показателей, которыми характеризуются свойства строительных материалов и изделий. Во всех нормативных документах на производство строительных материалов и изделий (ГОСТ, ТУ и др.) есть обязательный раздел «Технические требования», в котором приведены предельно допустимые показатели основных свойств продукции. Важнейшие требования к любому архитектурному произведению - польза, прочность и красота - были кратко определены в широко известной триаде Витрувия.

Экологические требования к строительству:1. Строительство, реконструкция предприятий, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам 2. Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности. 3. При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы,рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и другихресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.4. Нарушение требований, изложенных в настоящей статье Закона, влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков.Итак, речь идёт о сохраненииэксплуатационных качеств: то есть здание или сооружение должно выполнять свою функцию, и при этом оставаться в задуманном первоначальном виде. Всё вышесказанное можно свести к нескольким определениям, среди которых основные:Прочность - это способность здания или сооружения сохранять свои эксплуатационные качества без разрушения; Устойчивость – это способность здания или сооружения сохранять свои эксплуатационные качества без потери начального проектного положения и формыДолговечность – это способность здания или сооружения сохранять свои эксплуатационные качества в течение длительного периода времени.


19.Основы архитектурной композиции. Воздействие архитектуры на человека. Интерьер и экстерьер.

Архитектурная композиция — способ организации элементов художественного произведения с целью достижения общего единства и гармоничности.

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами и технологией строительства.

Интерьер – архитектурно оформленное пространство здания.

Экстерьер- внешний вид здания.

С помощью интерьера и экстерьера здание влияет на наше подсознание тем или иным образом. Одни здания вызывают чувство величия, поражают своими размерами, формами, другие у нас не впечатляют, и не вызывают интерес.

Например , остроконечные шпили воспринимаются как интересным, активным , возвышенным объектом, а прямоугольные силуэты – пассивные, отталкивающие и унижающие.

20.Ордерная система. Древнегреческий ордер.

Арх-ый ордер — тип арх-ой композиции, исп-ий определенные элементы и подчиняющийся определенной арх-о-стилевой обработке. Явл воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Можно выделить след. главные элементы греч. ордера. Основание наз-ся стереобат (площадка, поднимающая основание зд над уровнем городской площади ) и располагается на верхнем ряде кладки фундамента, несколько приподнятом над уровнем земли. Верхняя часть стереобата называется стилобат ,иногда так наз-ют только поверхность ступени, на к-ой стоят колонны. Вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Верхняя завершающая часть, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, к-ый разделяется на следующие части:карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.фриз — средняя часть антаблемента, расположена между карнизом и архитравом, несет по большей части декоративную смысловую нагрузку.архитрав — главная балка, которая располагается непосредственно на колонне.

1) Дорический ордер подобно своему деревянному прототипу имел три основные части: основание - стереобат, несущие опоры – колонны и несомую конструкцию – антаблемент. Классическая дорическая колонна была без базы. Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью (для создания более удобного перехода от горизонтальных балок к вертикалям колонн). Квадратная плита капители (абака) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению. Антаблемент членится на три части: нижнюю часть представляет собой несущая балка – архитрав (дорического ордера гладкий), на нее опирались концы поперечных балок. Верхняя часть антаблемента – карниз ( нависает над всей конструкцией и предохраняет ее от дождевой влаги). Обработка колонн вертикальными желобами – каннелюрами оттеняет функцию несущих вертикальных опор.

2)Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна ионического ордера, в отличие от дорического делится на три части: основание, ствол и капитель. Отличительной чертой ион. ордера явл способ оформления капители, к-ая выполняется в виде двух противоположно расположенных волют. (элементы в форме завитков) Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в ней яйцевидных деталей – иоников. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости. База часто сама опиралась на квадратную в плане плиту — плинт. Выпуклые элементы базы — полувалы, или торусы, украшались орнаментальной порезкой или горизонтальными желобками, по смыслу аналогичными каннелюрам. Скоции — вогнутые элементы — обычно оставались гладкими.Архитрав(главная балка, которая располагается непосредственно на колонне) делится на три выступающие друг за другом полосы – фасции. Фриз (ср. часть) не имел триглифов (треуг.вырезы), но иногда сплошь покрывался барельефом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю – поддерживающую.

Пропорции ионических колонн отличаются от пропорции дорического ордера большей стройностью, а система в целом – легкостью и пространственностью. Ионическая колонна всегда более стройна, чем дорическая. утончение ствола кверху также было меньше, чем например в дорическом ордере. Греческие зодчие расставляли колонны очень широко, стремясь таким образом к получению ощущения легкости и изящества.

3) Кори́нфский о́рдер. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта (характерный рисунок украшений капителей) .Его пышная удлиненная капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны, ствол которого часто каннелирован и имеет богатую по профилировке базу. Не менее богат и карниз,к-рый близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру,но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

файл:orders.jpg



21.Объемно-пространственная структура здания. Понятие архитектурной тектоники.

Архитектурная композиция — способ организации элементов художественного произведения с целью достижения общего единства и гармоничности. Виды архитектурной композиции

виды композиционных приёмов.

Объёмная композиция (определяется объёмным построением формы, к-ое в данном случае явл. доминирующим.)

Пространственная композиция(соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству)

Глубинно-пространственная композиция

(Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции)

Объёмно-пространственная композиция(Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов)

Фронтальная композиция(Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект (одна из сторон рассматриваемого объекта, точка зрения) восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры)

Тектоника — это зримое отражение в форме конструкции св-в материала, логики их работы. Через пластику формы выражаются такие свойства конструкции, как прочность, устойчивость, равновесие, направленность движения, выявляется соотношение несущих и несомых частей. Четкая и логичная тектоника обеспечивает правдивость формы, дает правильное представление о назначении предмета, особенностях технологии его изготовления и свойствах материала.

Одна из специфических задач работы арх-ра – как можно лучше понимать и как можно убедительнее и ярче выражать на языке художественно-конструкторских средств целостность и красоту проектируемых зданий. Материалом арх-ого формообразования служат явления объективного мира, определяющие атрибутивные характеристики арх-ой формы, т. е. те её характеристики, к-ые непременно присущи ей вне зависимости от воли арх-а:а) функциональный процесс, определяющий предметные характеристики арх-ой формы;б) пространство и масса, определяющие её пространственные характеристики;в) вещество, определяющее характеристики архитектурной формы как физического тела.Процессом арх-ого формообразования является композиция, с помощью к-ой преобразуется материал арх-ого формообразования в рамках определенных законов природы формообразования.Тектонические аспекты формообразования связаны с выражением (показом) в воспринимаемых материальных элементах формы их существенных сторон. Выступая источником эмоционального воздействия, конструкции (системы) закономерно становятся художественным, а не только материальным началом формообразования.Категория «тектоника» связывает богатство отношений между понятиями «форма» и «конструкция» через композицию. Несущая это конструкция или несомая, монолитная или сборная, однородная или неоднородная, тонкостенная и лёгкая или массивная и тяжёлая, – на все эти и другие вопросы форма должна давать ответ своими свойствами. Форма, её структура и материал (вещество) есть то, в чём проявляется тектоника.Понятие «тектоника» исследователи арх-ы определяли в различных интерпретациях. А. Мардер в книге «Эстетика архитектуры» дает следующее определение: «Тектоника – это конструктивно-пространственная структура, строение здания (сооружения), реальная взаимосвязь несущих и несомых элементов конструкций».«Целостность архитектурной формы как произведения определяется его архитектоникой. Архитектоника – основной принцип строения произведения (композиции), идеальная взаимосвязь составляющих его элементов» Через взаимосвязи «материал-конструкция-форма» во всех их проявлениях тектоника отражает:- организацию материала в конструктивных элементах и форме;- логику конструктивного взаимодействия элементов структуры;- конструктивные качества формы (прочность, жёсткость, устойчивость, надёжность, эффективность);- характер действующих нагрузок и распределение усилий;- технологические особенности конструкций;- характеристики формы (целостность, упорядоченность, пластичность, масштабность и др.).

22.Теоретические разработки разных эпох в архитектуре.

Открытие в 15-ом веке трактата Витрувия послужило стимулом к наипсанию ряда теоретических трудов об арх-ре. В трактатах широко освещались вопросы арх-ой эстетики (пропорции, построение ордеров) технические вопросы стр-ва,стр-ые материалы,городское стр-во, Много внимания уделялось вопросам функциональной проработки различных типов зд и сооружений. Наиболее известными явл. трактаты Леона Баттисты Альберти –«Десять книг о зодчестве». Андреа Палладио- «Четыре книги об арх-ре». Джакомо Бароцци да Вильолы – «Правило пяти ордеров арх-ры». труды Леонардо да Винчи. трактаты Барбаро и Серлио. Трактат Альберти выделяется своей энциклопедичностью. Наряду с многосторонним анализом опыта градостр-ва,стр-ва самых различных зд и сооружений автор дает полезные практические сведения и рекомендации в области фукциональной организации, «украшения» зд, приемов их возведения. Ряд книг и разделов посвящен конструкциям зд, стр-ным материалам,производству работ и др инженерных вопросам. Технические рекомендации,хотя еще в основном носят эмпирический характер,все же дают примеры исп-я методов элементарной математики для решения практических задач стр-ва. Альберти уже ясно представляет себе работу опоры, балки и арки,а структуру зд он рассматривал как систему взаимосвязанных конструктивных элементов. Далее всех продвинулся в разработке теоретических проблем статики и механики Леонардо да Винчи (1452-1519). В частности,его глубоко интересовала сущность понятия «силы» Он широко осмысливает данное Архимедом определение принципа рычага Архимедом определение принципа вычага и впервые применающий принцип яет основопола «момента сил». Леонардо нашей формулы, позволяющие,хотя и приближенно,опредять сопротивление продольному и поперечному изгибу. Вслед за Леонардо проблематикой теоретической механики и статики глубоко занялся Галилео Галилей (1564-1642),к-ый глубоко изучил св-ва «изгибающей силы» балки,положив начало теории сопротивления материалов. Проблемы статики и механики в период Возрождения широко разрабатываются в теоретической труда как в самой Италии,так и вне её (голландец Симон Стевин,1548-1620) Однако уже в первой половине 16-го архра и теоретическая механика стали рассматриваться как отдельные предметы. Статика и механика становятся прерогативной специалистов-ученых,а в арх-ых трактаках начинает преобладать эстетический аспект, связанный с правилами «украшений» знаний и теорией ордеров и крупных общ-ых зд. У Палладио еще сохраняется комплексность рассмотрения функциональных, художественных и технических сторон арх-ы,но главное внимание уделяется худ-но-композиционным вопросам,теории ордеров и типам зд. Трактат Виньолы «Правила пяти ордеров арх-ры» уже полностью посвящен арх-но-худ-ным вопросам.

Важонй чертой эпохи Возрождения явл. широкая теоретическая постановка вопросов градостр-ва. В ряде трактатов и заметок (.Леонардо да Винчи, Филарете, Мартини) делаются предложения по новой структуре города,причем за основу обычно берется «идеальная» центрическая композиция с четкими геометрическими формами общего построения. Эти градостр-ые идеи имели в основном утопический характер и лишь отдельные города (Пальма-Нуова) были заложены на их основе. В более поздние периоды в связи с широков постановкой задач создания крупных городских ансамблей на основе принципов регулярной планировки эти мысли широко развиты на практике.

23.Сооружения доисторического периода. Истоки архитектуры. Культурные области древнего мира.

Доисторический период на основе применения различного материала и техники изготовления орудий принято делить на следующие основные этапы: каменный, бронзовый и железный века. 
Начало архитектуры как искусства проявилось, когда в строительстве начали действовать не только законы необходимости, но и законы красоты. В эпоху бронзы, в середине второго тысячелетия до н. э. практически повсеместно в Европе возводили монументальные каменные сооружения из огромных каменных глыб - менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости и городища — так называемая мегалитическая архитектура. Назначение этих сооружений было связано главным образом с религиозными обрядами и памятными событиями.
Менгиры — это вертикально поставленные, обычно необработанные камни значительной высоты, ритуальне памятники или монументы, ими обозначали места общественных церемоний. Менгиры ставивили в одиночку или группами, в некоторых случаях длинными рядами («аллея» менгиров в Бретани). Иногда вершины менгиров завершаются изображением головы. 
Дольмен обычно состоит из двух или четырех больших стоящих рядом вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную грубо обработанную каменную плиту. Они часто расположены так, что образуют длинные, похожие на коридоры пространства. Дольмены служили чаще всего саркофагами, погребальными камерами членов рода и одновременно надгробными памятниками.
Кромлех сооружали из вертикально установленных каменных столбов или плит, расположенных по кругу, их соединяли между собой положенными сверху также каменными блоками.
Выдающимся сооружением подобного рода является Стоунхендж около Солсбери в южной Англии.
Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности — курганы,— распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный деревянный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась погребальная камера - бревенчатый ящик. 
Срубные жилища стали первым шагом на пути создания наземной рубленой деревянной постройки, были распространены у прибалтийских, финских и тюркских племен, как и в лесистых областях Средней и Севеной Европы. Если каменные и глинобитные дома обычно строились круглые в плане, то из длинных бревен, гоухризонтально уложенных, получались многогранные постройки, со временем преобразовавшиеся в однокомнатные прямоугольные дома. Такой тип постройки впоследствии назвали "мегарон", они легли в основу греческой архитектуры, в т.ч. греческого храма.
На поздних этапах развития первобытного общества появился новый тип архитектурных сооружений — каменные и деревянные крепости. Характерны так называемые циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространились поселения — «городища», укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами.

24.Архитектура и строительные конструкции Древнего Египта. Стоечно-балочная система и египетский ордер.

Важнейшим стимулом развития строительной техники в Египте была постоянная необходимость в ирригационных сооружениях. В состав гидротехнических комплексов входили водохранилища, плотины, шлюзы, колодцы для подъема воды и другие инженерные сооружения, снабженные примитивным механическим оборудованием.

Основными материалами для построек служили в массовом строительстве- горные породы камня. Камень обычно высекался из скал крупными глыбами и обработанный в гигантские квадры добавлялся к месту постройки. Кладка камней осуществлялась на растворе, состоявшем из смеси извести, песка и глины. Широко применялась и кладка «насухо», то есть вообще без раствора.

Основными конструкциями каменных сооружений Египта были стена и строечно-балочная система, в которой мощные опоры несут массивную балку-блок, поддерживающую каменные плиты перекрытия.

Простейшая строечно-балочная конструкция в процессе своего развития получила различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений. Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции.

Важнейшим элементом ордера являются колонны(столбы), имеющие в верхней части завершение- капитель, а в нижней-базу, и перекрывающей колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.

Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм- это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения.

Развивались несколько типов колонн, в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип-стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма.



25.Архитектура Междуречья, Дальнего Востока и других древних цивилизаций.

В древнейшей Месопотамии в связи с полным отсутствием местного камня и леса основным строительным материалом был кирпич-сырец, из которого возводились и массовое жилье, и монументальные сооружения. В качестве связующего и гидроизоляционного материала широко использовался битум(горная смола)
Дерево ценилось очень высоко и применялось для перекрытий, деталей дверей, окон и для отделки. Дефицит дерева и отсутствие каменных пород обусловили широкое развитие сводчатых конструкций. С древнейших времен сооружались «ложные» своды. На ряду с «ложными» встречаются и распространенные клинчатые своды.
Основными строительными материалами, использовавшимися у истоков зарождения архитектуры Междуречья, являются глина, тростник, мелкий речной кустарник.
В архитектуре Междуречья широко использовались плетенки из тростника и лозы, а также сырой кирпич и кирпич, высушенный на солнце. Сырой кирпич имел хождение благодаря тому, что высыхая при постройке здания, заполнял все щели. Для производства же обожженного кирпича в странах Междуречья не хватало топлива. К тому же, сырой кирпич позволял применять модульную кладку. Использовался также зубчатый кирпич, имевший сугубо декоративное назначение. Для гидроизоляции использовали битум. Маленькие окна под самым потолком служили в качестве вентиляционных отверстий. Вместо крыши использовали глиняный купол вытянутой формы или просто земляную крышу засевали землей. 

Архитектура Междуречья уникальна благодаря тому, что страны этой территории испытывали острый дефицит дерева и камня — основных, казалось бы, строительных материалов в зодчестве древнейших цивилизаций. Камень и дерево привозились с севера, стоили очень дорого и расходовались весьма экономно.
Кроме того, почва междуречья не выдерживала слишком большого веса и могла просесть, поэтому крупные сооружения — храмы, дворцы — возводились на высоких платформах.

26.Античная архитектура Греции, крито-микенской культуры, этрусков. Стрительные материалы античности

 Греками было положено начало многим важнейшим отраслям науки, они заложили основы геометрии, механики и статики, что позднее явилось базой для развития инженерной науки. Ее выдающиеся достижения имели определяющее практическое значение при строительстве гаваней, городов, мостов, плотин других сооружений. Конструкции ведущих типов архитектуры-общественных зданий и жилья- оставались сравнительно примитивными: главными элементами были стена и строечно-балочная система. Арки и свобы у греков не нашли широкого применения.
Наиболее массовым строительным материалом был кирпич-сырец. Для устройства галерей и портиков широко применялось дерево. Деревянные галереи и портики представляли собой глубоко продуманную и надежную строечно-балочную конструкцию, целесообразно использующую материал и глубоко осмысленную в художественном соотношении.
При строительстве монументальных общественных зданий широко применялся известняк, а в некоторых случаях и мрамор. Кладка стен и строечно-балочных конструкций из камня велась только «насухо».
В строечно-балочной конструкции особенно важным элементом являлась основная балка-архитрав, опирающаяся на колонны и воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкции кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами-интерколумний.

27.Архитектура Древнего Рима. Материалы и конструкции древнеримской архитектуры. Выдающиеся сооружения античного Рима. Теоретическое наследие Древнего Рима.

В Древнем Риме широко использовались арочные и сводчатые конструкции.
Вошел в широкое применение обожженный кирпич.
Сложилась новая техника воздействия монолитных стен и сводов на основе раствора и мелкого камня-заполнителя. Искусственный монолит (раствор известняка и песка с каменным щебнем) получил название римского бетона. Поначалу бетон применялся лишь для забутовки пустот в стенах между наружными рядами из тесаного камня. Постепенно заполнитель становился мельче, смесь делалась однородной. Щебень использовался для заполнения стены, предварительно не смешивался с раствором.
Для обработки бетонных стен римляне применяли обработанный камень в виде усеченных пирамид для лучшего сцепления с бетоном, а позднее и обожженный кирпич.
Высокого совершенства римляне достигли в технике отделочных, особенно штукатурных работ. Организация труда на римских стройках отличалась высоким уровнем.
Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций.
Выдающимся сооружением, имевшим центричный круглый план, является римский, «храм всех богов» Римской империи Пантеон (125 г.н.э.) - самый прекрасный и лучше всего сохранившийся памятник античного Рима.
Колизей (75-80 гг.н.э.) –крупнейший амфитеатр Рима, предназначенный для боев гладиаторов и других состязаний.
В Риме было построено 11 крупных императорских терм(бани). Наиболее известны: терма Каракаллы(206-216 гг.) и термы Диоклетиана (306).
Трехнефная базилика Константина (312)- одна из крупнейших базилик Рима.

28.Строительные достижения Римской империи.

1. Римский Форум.
С 4 века до н. э. центром деловой и общ-ой жизни Рима стал Форум. Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления гос-ом, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги гос-ва, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общ-ой жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна.2. Инженерные сооружения.Римская арх-ра всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри к-ых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение стр-во дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями.3. Колизей. Среди арх-ых сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана, к-ый в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке. 4. Пантеон. После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон– единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон состоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. 5. Арка.Арх-ый облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка — арх-ый памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.6. Термы.Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта