Главная страница
Навигация по странице:

  • Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту.

  • В середине XVIII

  • Приоритетным методом исследования остается интроспекция .Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты

  • 8. Развитие эмпирической ассоциативной наукообразной психологии.

  • 9. Бессознательное как предмет психологии. Фрейдизм и неофрейдизм.

  • А. Адлер

  • К. Юнг

  • 10. Целостные структуры психики как предмет гештальт психологии (М. Вертгеймер).

  • 11. Познавательные процессы, интеллект, как предмет когнитивной психологии (У. Найссер).

  • 12. Уникальность личности, индивидуальность как предмет гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл. Становление психологии как сомастоятельной науки. Рефлексология.

  • Гуманистическая психология

  • 13. Психика (в деятельности) как предмет советской психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

  • 14. Психические явления как предмет психологии (К. К. Платонов).

  • Общая психология шпоры. Общая психология. 1. Донаучные представления о предмете психологии


    Скачать 231.21 Kb.
    Название1. Донаучные представления о предмете психологии
    АнкорОбщая психология шпоры
    Дата18.06.2022
    Размер231.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая психология.docx
    ТипСказка
    #601514
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    В XVIII в. место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в себе, оборачиваясь на свою “внутреннюю душевную деятельность”. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное.

    В начале XVIII в. вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

    В середине XVIII в. сложилась первая наукообразная форма психологии –английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли). Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX в. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

    Дж. Ст. Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Основным методом является интроспекция.

    Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у А. Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма “конструктивной ассоциации” на основе проб и ошибок.

    Для Г. Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

    Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

    8. Развитие эмпирической ассоциативной наукообразной психологии.

    Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выделению психологии в самостоятельную, независимую от философии науку, имеющую собственный предмет, а также и тезаурус. В русле ассоцианизма изменилась и ориентация психологии с философской на естественно-научную методологию, начались поиски объективного метода исследования и становление экспериментальной психологии.

    Термин «ассоцианизм» был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем, который разработал и первые законы ассоциаций. Некоторые вопросы ассоциативной психологии разрабатывались в трудах Бонне, Беркли и Юма, однако появление ассоцианизма как психологической школы связано с именем Д. Гартли, построившего на механизме ассоциативной переработки свою психологическую теорию.

    Получив вначале богословское, а затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни он и выбрал ассоциации. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было характерной приметой психологии XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов. Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру психики человека, Гартли выделил в ней два круга - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела. Если большой круг регулирует поведение, то малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе мозга. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы, по его мнению, служат основой памяти человека. Они могут быть более или менее сильными в зависимости от силы и значимости того явления, которое оставило этот след. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы, подчеркивал он, вообще не осознаются. Таким образом, он расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

    9. Бессознательное как предмет психологии. Фрейдизм и неофрейдизм.

    Датой возникновения классического психоанализа считают 1895 г., когда З. Фрейд и И. Бреер начали применять метод катарсиса для лечения истерии. Впервые общие положения психоанализа Фрейд изложил в 1900 г. - в «Толковании сновидений». Психоанализ - теоретическое учение, обусловленное потребностями клинической практики.

    Согласно Фрейду, психика отнюдь не совпадает с сознанием. Сознание составляет лишь тонкий слой на поверхности бессознательного. Если не исследовать бессознательное, никак нельзя понять природу психики. Учение психоанализ имеет три уровня:

     метод исследования, который опирается на выявление неосознаваемого значение слов, поступков и продуктов воображения (снов, грез, фантазувань) через толкование свободных ассоциаций;

     психотерапевтический метод, который опирается на это исследование;

     совокупность теорий психологии и психопатологии (теория детской сексуальности и т.п.), в которых систематизированы сведения, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.

    Ключевыми терминами психоанализа является бессознательное - представление о том, что существует психическая деятельность, которой субъект не осознает; сопротивление - идея о том, что на отношение человека к объектам влияет отношение к прошлым объектам (прежде всего тех, что окружали в детстве); либидо - психическая энергия, источник которой - в бессознательном.

    На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х компонентов, уровней: «ОНО», «Я», «НАД Я».

    «ОНО» - несознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. «ОНО» насыщенная сексуальной энергией - «либидо». Человек - замкнутая система, количество энергии у каждого - постоянная величина. Бессознательное и иррациональное, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, то есть удовлетворение и счастье - главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению внутреннего равновесия.

    Уровень «Я»-сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляя сексуальные порывы. На «Я» влияют три силы: «ОНО», «НАД Я» и общество, которое выдвигает свои требования к человеку. «Я» стремится установить гармонию между ними, подчиняется не принципам удовольствия, а принципам «реальности».

    «НАД Я» служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «НАД Я», тогда получит наказание в виде чувства вины, стыда, угрызений совести. «НАД Я» не пускает инстинкты в «Я», тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в других формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, оговорках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях и др.).

    Если энергия «либидо» не находит выхода, то у человека возникают психические болезни, неврозы, истерики, депрессия.

    Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяют средства психологической защиты: вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания неразрешенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «ОНО»; проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.

    А. Адлер создает свой вариант психоанализа – индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

    К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в виде архитипов , которые унаследованы от предков.

    Согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

    10. Целостные структуры психики как предмет гештальт психологии (М. Вертгеймер).

    Гештальтпсихология научное направление, датой появления которого считают 1910 г. - время встречи Макса Вертгеймера (1880- 1943), Вольфганга Келера (1887-1967) и К. Коффки (1886-1941) - возникла как попытка теоретически обосновать некоторые феномены зрительного восприятия. Вместо поиска элементов сознания это направление сделало ударение на его целостности.

    Гештальтпсихологи считали, что первичными являются именно целостные структуры (гештальты), которые в принципе невозможно построить из элементов. Гештальты имеют свои характеристики и законы. Единственной психической реальностью гештальтпсихологи считали факты сознания.

    Гештальтисты применили в исследованиях феноменологический метод - вариант интроспективного метода, который не требует от человека расщеплять свой опыт на элементы, а, наоборот, поощряет к проникновению в реальность душевной жизни как можно полнее (здесь должна помочь позиция «наивного» наблюдателя, не обремененного предварительным представлением о том, какой эта реальность должна быть).

    Гештальтпсихология нашла продолжение в современном направлении психотерапии (гештальттерапия), автор которого Ф. Перлз применил феномены целостности, которые гештальтпсихологи исследовали на материале восприятия, к человеческой личности (и разработал средства восстановления целостности личности, которая находится во внутреннем конфликте).

    Несмотря на все изменения в психологии, представление о сознании оставалось примерно тем же. Менялись только взгляды на отношение к поведению, к неосознаваемым психическим явлениям, к социальным воздействиям. Новые представления о том, как сознание организовано, впервые сформировались после появления на научной сцене школы, кредо которой определило понятие гештальт (динамическая форма, структура).

    Гештальтпсихология, в противовес трактовке сознания как «сооружения из кирпича (ощущений) и цемента (ассоциаций)», утверждала приоритет целостной структуры, общей организации, от которой зависят ее отдельные компоненты.

    11. Познавательные процессы, интеллект, как предмет когнитивной психологии (У. Найссер).

    Когнитивная психология (60 годы 20 века) изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

    Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были такие:

    1. "Неудача" бихевиоризма. Бихевиоризму, который вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. 2. Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии. 3. Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам. 4. Изучение памяти. Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов. 5. Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки и хранения информации в памяти, а также научения языку.

    Когнитивная психология внесла новое понимание предмета и метода психологии. Поведение человека теперь рассматривается как детерминированное прежде всего его знаниями, основной областью исследований в психологии должна была стать и стала познавательная сфера личности. Знания многие когнитивисты понимают как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации, главным аналогом которого в современной науке и технике является компьютер - ЭВМ. При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У.Найссер).

    12. Уникальность личности, индивидуальность как предмет гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл. Становление психологии как сомастоятельной науки. Рефлексология.

    Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

    Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

    Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

    ♦ человек целостен и должен изучаться в его целостности;

    ♦ каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

    ♦ человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;

    ♦ человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

    ♦ человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

    ♦ человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

    ♦ человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

    Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.

    А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

    1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

    2) потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

    3) потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

    4) потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

    5) познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

    6) эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

    7) потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

    По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1 %). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

    В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

    13. Психика (в деятельности) как предмет советской психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).

    В историю советской психологии очень важный вклад внес Л. С. Выготский (1896-1934). Его культурно-историческая теория и сегодня не потеряла своей актуальности. Методологические принципы психологических исследований в рамках культурно-исторической теории Л. С. Выготского сводятся к следующему.

    1. Для исследования психической деятельности необходимо выявить искусственную компоненту процесса (знаковое средство). 2. Генетический метод (реконструкция процесса культурной реанимации различных форм психической деятельности). 3. Социализация (процесс усвоения индивидом общественного опыта). 4. Исследование процесса культурной трансформации психики предполагает выявление психологических и социальных результатов.

    А. Н. Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на “один шаг” необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения.

    Таким образом, во главу своей методологии А. Н. Леонтьев, как и С. Л. Рубинштейн, поставил проблему деятельности. Целью его исследований стала разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он отводил связи между строением деятельности и строением сознания. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, А. Н. Леонтьев выявил и различия между объективным опытом, накопленным в процессе общественного развития и запечатленным в слове, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом.

    В своей обобщающей работе “Деятельность. Сознание. Личность” (1975) особое внимание он уделил системному характеру деятельности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизнедеятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения “знаемых” мотивов в “реально действующие”, а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности.

    Идеи П. Я. Гальперина были развиты в трудах В. В. Давыдова (1930—1998), чьи фундаментальные теоретические исследования содержания и строения учебной деятельности, ее связи с развитием сознания, личности и способностей ребенка привели к изменению педагогического и психологического подходов к обучению. Совместно с Д. Б. Элькониным (1904-1984) он создал новое направление в отечественной психологии — психологию формирования мыслительной деятельности учащихся.

    14. Психические явления как предмет психологии (К. К. Платонов).

    К.К. Платонов в «Кратком словаре системы психологических понятий» приводит такое определение: «Психология – наука, изучающая психику в ее развитии в животном мире (в филогенезе), в происхождении и развитии человечества (в антропогенезе), в развитии каждого человека (в онтогенезе) и проявлении в различных видах деятельности».

    В своих проявлениях психика сложна и многообразна. В ее структуре можно выделить три группы психических явлений:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта