шпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс. 1. Этика как наука
Скачать 250 Kb.
|
1.Этика как наука. Этика – важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль. Слово "Этика" было образовано Аристотелем от слова "этос", которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище, звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент. Этика- моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет. Как наука, этика обладает принципами, законами, а также и категориями (добро, зло, трусость, справедливость) Мораль - древнеримское понятие (4 в. до н.э.) - обычаи, нравы, характер. Этика-наука, область знания, интеллект. событие, предметом которого является мораль или нравственность. Наука? -система знаний о законах, свойствах и отношениях, носящих нравственный характер (не делай другим того, чего себе не желаешь) -система нравственных ценностей этического знания, имеют исторический характер -имеет свой язык (понятия, термины), который связаны между собой и соотнесены с жизнью Этика – наука о подчинении эмоции разумом в процессе достижения текущего и высшего блага. Этика – наука о ненасильственных методах совмещения воли отдельного человека с волей социальных групп и общества в целом путём модификации ценностей. Мучение совести – расплата за аморальный поступок. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ: -этика описывает нравственность, её качеств. границы; изучает историю нравов; призвана воспроизвести нравственность теоретически, научно обосновать её необходимость, происхождение, сущность (этика призвана объяснить мораль); является достижением морали (она является моральным сознанием людей) Этика обладает тремя методами познания.1)наиб.общие методы (общ.принципы познания), 2)общ.методы исслед-я (анализ, детализация), 3)Частные методы исслед-я (использ.в одной или неск. науках, напр. Опрос, тестирование) 2.Этика и философия. Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель? Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной». Этика- моральная философия, где этика - это область знания, а мораль -ее предмет. Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же проблемами. Этика- это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали. 3.Этика и психология. Этику и психологию роднит то, что обе интересуются процессами формирования и управления мотивированной деятельностью; но этика интересуется только мотивировкой поступков ко благу. Например, если некто достаточно часто навещает своих престарелых родственников, и даже весьма много им помогает, но при этом руководствуется движущим мотивом получить в наследство квартиру, его действия нельзя признать моральными, т.к. они не имели моральной мотивации. Моральная мотивация происходит в полном соответствии с законами психологии, но сложившаяся мораль становится важнейшим компонентом человеческого Я(т.е. психологической особенностью), способной влиять на выбор предпочтений. Психология и этика являются ненасильственными регуляторами поведения. Еще больше их сближает ориентация на практический результат. Поэтому остающиеся различия могут показаться не существенными. На самом деле это не так. Если у психолога сложилась правильная ориентация на высшее благо, он будет моральным человеком, если нет – будет безнравственным. Собственные психологические механизмы, несмотря на их близость к моральным, не способны сформировать мораль. 4.Этика и культура. Человек всегда так или иначе « ведет себя» - совершает определенные поступки и действия по отношению к окружающему его миру и, прежде всего по отношению к людям. Важно всегда понимать и видеть, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. Культура- человеческий способ бытия. Культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим. Можно сказать, что культурное поведение – поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отображает эти правила, является их внешним воплощением. Эти правила могут меняться – будут меняться и манеры поведения. Разные виды деятельности имеют свою, порой весьма существенную специфику, которая проявляется в области этики и культуры поведения. Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. 5.Мораль, нравственность как предмет этики. Мораль (от лат. moralis — нравственный), 1) нравственность, система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. 2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (М. басни и т. п.). Мораль – это некий набор правил, регулирующих отношения между членами некоего сообщества в некоторой сфере деятельности. Этот набор правил определяет, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме определения, что такое хорошо и что такое плохо он также определяет методы поощрения и наказания за соблюдение или нарушение этих правил. Нравственность, - это такой набор правил, который регулирует отношения уже не в отдельной общественной группе, а применительно ко всему человечеству. «Не убий!», например, как высшая заповедь нравственного закона. Убийство, – преступление не только против отдельной личности, убийство, - это преступление против всего сообщества людей, против всего человечества. Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил поведения. Позже они были разведены. Этика - это теория, мораль и нравственность - это реальные явления в жизни человека и общества. Нравственность человека является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества, интенсивного рационального мышления, индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. Мораль - особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы), личностного, самостоятельного начала, с появлением самостоятельно мыслящих личностей, способных к сознательному решению и выбору. Мораль - это не просто то, что есть, она скорее, то, что должно быть. 6.Основные концепции происхождения морали. Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей. Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному в различных этических системах. Натуралистические (эволюционистские) концепции – выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных. Большое распространение натуралистические концепции в этике получают в эпоху Возрождения (Д. Бруно, Б. Телезио) и в период Нового времени: теории естественной морали и права, разумного эгоизма, утилитаризма и др. В XIX в. эти идеи разрабатываются Ч. Дарвином, П. Лафаргом, К. Каутским, Г. Спенсером, П.Кропоткиным и другими социологами, рассматривающими этику как фазу биологической эволюции мира. Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в v в. до н.э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы. Так, гедонизм (от греч. – удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. В рамках данного направления в этических учениях можно рассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. Креационистские теории (креация – творение) представляют различного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций является Бог. Мораль – это божий дар, который, подобно удару молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственному идеалу. 7.Моральное измерение личности. Мораль (от греч.) - мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль связана с характером, темпераментом. Если в человеке выделить тело, душу и разум, то она является качественной характеристикой его души. Когда про человека говорят, что он душевный, то имеют в виду, что он добрый, отзывчивый. Когда называют бездушным, то подразумевают, что он является жестоким и злым. Взгляд на мораль как качественную определённость души обосновал Аристотель. При этом под душой понимал такое активное, деятельно-волевое начало в человеке, который содержит разумную и неразумную части и представляет собой их взаимодействие, взаимопроникновение, синтез. Мораль всегда выступает как умеренность, способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Среди моральных качеств одно из 1ых мест занимали качества, как умеренность и мужество-свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху. Господство человека над самим собой - господство разума над страстями. 8.Моральное измерение общества. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям. Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали – отношения между людьми. Например: Робинзон, оказавшись на острове, мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появился Пятница, у него не было возможности быть любезным. Многие моральные качества личности проявляются только в отношениях между людьми (честность, доброта). Мораль ответственна за человеческое общежитие - это регулятор отношений между людьми. Человеческое общежитие поддерживается не только морально, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером. Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможные отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она связывает людей до всех связей, очерчивает тот универсал, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие. Человеческие отношения и человечность отношений – очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера. Говоря о моральном измерении общества. Большое значение имеет ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ – звучит так: «Не делай (желай) другому человеку того, что себе не желаешь». 9.Мораль и наука. Наука? -система знаний о законах, свойствах и отношениях, носящих нравственный характер (не делай другим того, чего себе не желаешь) -система нравственных ценностей этического знания, имеют исторический характер -имеет свой язык (понятия, термины), который связаны между собой и соотнесены с жизнью Мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает. Мораль предстаёт в 2-х обличиях:1.как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта, 2.как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей. 10.Мораль и искусство. Две формы общественного сознания, две формы духовно-практической деятельности людей, две формы ценностной ориентации, два вида познания общ-ва и личности, два способа преобразования чел-ка и социальной действительности. Искусство – творческий, художественно образный способ познания и преобразования жизни чел-ка, социальной действительности в соответствии с законами красоты, эстетическими идеалами. Мораль – вид духовно-практической деятельности людей на основе норм, правил, традиций, принципов, соотнесённых с достоинством человека, его самоценностью. В историческом плане имеется три аспекта взаимоотношений морали и искусства: 1.Моралистический, утверждающий подчинённость худ.тв-ва нравственным целям и задачам. (Платон, Руссо, Толстой) 2.Имморалистический, утверждающий независимость иск-ва от морали. Некоторые направления – эстетизм (кач-ва), аморализм (утверждает, что в иск-ве можно отображать любые моральные действия, проявления), абстракционизм (беспредметное иск-во). 3.Концепция единства. Герцен рассматривал искусство как эстетическую школу нравственности. Аристотель писал об идеале чел-ка, в котором этически хорошее сливается с эстетически прекрасным. 11.Мораль и право. Общее между моралью и правом: 1)форма общего сознания, они развиваются на фундаменте общечеловеческих ценностей; 2) единые цели, задачи, требования, связь с функционированием общ-ва, гос-ва и т.д.; 3) общие главные функции – регулятивные; 4) обязательное соблюдение норм и принципов как морали, так и права. Их различия: 1) нормы морали носят неписанный характер, фиксируются в традициях, поступках, обычаях, мнениях, произведения и т.д. нормы права носят формально определённый характер, закреплены в официальных документах. Нормы морали складываются стихийно, длительно. Нормы права установлены гос-вом и могут меняться очень быстро. Право регулирует только такие отношения, которые волей правящей элиты возведены в закон. Мораль регулирует только такие отношения, в которых присутствует добрая воля человека; устремление его действий к высшему благу; разумность. Механизм обеспечения норм морали – общественное мнение. Механизм обеспечения норм права – властные санкции гос-ва. Нормы морали предусматривают широкую свободу выбора. Свобода выбора в правовой сфере жёстко ограничена рамками нормативных документов. Между их нормами могут быть жёсткие противоречия. 12.Мораль и политика. Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и нормы, имеющие отношение к политическому миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и поведению членов того или иного сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в виде оценки политического курса в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей общностью. Мораль может так или иначе характеризовать политическое действие, влиять на его реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия, поэтому политика часто стремится освободиться от нее. Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора, в силу чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами поведения людей. Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали: морализаторский подход - означает, что политика должна иметь не только высоконравственные цели (общее благо, справедливость), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность) используя при этом лишь нравственно допустимые средства; ценностно-нейтральный подход - игнорирование политикой нравственных ценностей. Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н. Макиавелли и др.) описаны способы формирования твердой государственной власти по принципу «цель оправдывает средства»; компромиссный подход - преобладает среди многих ученых и нравственных политиков. Он исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней. |