Главная страница
Навигация по странице:

  • 23.Общая характеристика эллинистической этики: основные направления и главные представители.

  • 24.Основы христианской этики.

  • 25.Основы мусульманской этики.

  • 26.Основы буддистской этики.

  • 27.Основная проблематика средневековой этики.

  • 28.Общая характеристика этики эпохи Возрождения.

  • 29.Главные направления этики Нового времени.

  • 30.Концепция «общественного договора». Главные представители и суть их этических взглядов.

  • 31.Концепция «разумного эгоизма» о человеке и обществе.

  • шпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс. 1. Этика как наука


    Скачать 250 Kb.
    Название1. Этика как наука
    Анкоршпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс.doc
    Дата08.04.2017
    Размер250 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс.doc
    ТипДокументы
    #4622
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    22.Этика Эпикура.

    Выдающимся нравственным учителем эллинистического периода (период гибели классического греческого полиса, где нравственные добродетели человека могли выражаться в гражданских доблестях и реализоваться в политической сфере) выступает Эпикур. Он считал себя философом самоучкой, в 32 года основал собственную школу, объединив вокруг себя друзей и единомышленников.

    Главная этическая идея Эпикура – обоснование свободы как независимости от внешнего. Подлинное счастье человека, считает он, в атараксии – невозмутимости, безмятежности. Он исходит из того, что чувственные удовольствия и страдания показывают, к чему надо стремиться, а чего – избегать. Чувство приятного – критерий добродетельной жизни. Лучшее удовольствие – отсутствие страданий. Удовольствие ценно тогда, когда оно ведет к телесному здоровью и счастью, душевной безмятежности.

    Эпикур ставит духовные удовольствия выше телесных и полагает, что огромную радость мы получаем от мыслей, обращенных к прошлому и будущему – от воспоминаний и надежд. К счастью ведет независимость. Этика Эпикура индивидуалистична. Хотя он совсем не отрицает такого межличностного блага, как дружба.

    23.Общая характеристика эллинистической этики: основные направления и главные представители.

    Эпоха эллинизма - период гибели классического греческого полиса, где нравственные добродетели человека могли выражаться в гражданских доблестях и реализоваться в политической сфере. Наступает время огромных военно-бюрократических монархий, в которых индивид отчужден от государства и в полной мере переживает это отчуждение, как потерю социальных ориентиров. Именно поэтому философы эпохи эллинизма обращают свой взор внутрь человеческой личности, в глубины духа, дабы там найти опору, свободу и покой, которые отсутствуют во внешнем мире. В это же время возрождается досократовский интерес к натурфилософии, но уже под другим углом: природа представляется как та основа, в законах которой коренится самодостаточность индивида, его независимость от разрушительных внешних сил.

    Выдающимся нравственным учителем эллинистического периода выступает Эпикур. Одновременно с учением Эпикура возникает такое направление эллинистической мысли, как стоицизм. Он представлен именами Зенона и Хрисиппа. Стоики видят высший смысл человеческого существования в подчинении природе, в полном принятии мира. Этика стоиков – это этика сурового долга. Между добродетелью и пороком нет ступеней, переходных звеньев. Послабление. Жалость и уступчивость являются для них ничтожеством души. Человек либо добродетелен, либо порочен. Каким именно быть – вопрос личного выбора для каждого. Этика стоиков антиэвдемонистична: стремиться к счастью как таковому – не нравственно: чтобы быть счастливым, достаточно одной добродетели.

    24.Основы христианской этики.

    Европейская средневековая этика – этика христианская. Центральной ее темой, как и главной темой всей философии того периода, является вопрос о человеке и Боге. В основе любых философско-нравственных размышлений лежит толкование текстов Священного писания – Библии.

    Хр. представляет одно из самых величественных явлений в истории челов.. Истор хр. церкви насчитывает уже 2 тыс.. В сжатом виде хр. мораль можно опред как систему нравств. понятий, норм и чувств и соответ. им поведения. Хр. мораль вкл. в себя нек. совокупность норм, призванных регулировать взаимоотнош. м\у людьми в семье, в обществе. Ветх завет заповеди, евангельские “заповеди блаженства” и др., в своей совокуп состав. то, что можно назвать офиц., одобренным церковью кодексом хр. морали. Хр.-идеология, отраж явл соц. жизни. Создавая свой моральный кодекс, хр. вкл. в себя и нек. простые общечел.нормы нравств. Простейшие общие требов к повед. личн. в коллективе были выраб опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещ убийства сородича или соплеменника, запрещ браков внутри племени, возник еще в недрах родоплем строя. Можно добавить, такие элемент. требов к повед личности:не ленись, уважай знание, мудрость, не оскорбляй, уважай человеч.достоинство др. истины, очевидность к-х признается больш людей. Хрис. считают свою религию воплощением истинного человеколюб и гуман, особенно подчер смысл еванг призыва: “возлюби ближ своего, как самого себя”. Хр. имеет свой критерий различения добра и зла, нравств. и безнрав. в повед.. Хр. выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Моральный кодекс хр. созд. столетиями, в разных соц-истор услов. Вследствие этого в нем можно обнаружить различ идеолог напластования, отражавшие нравств представ разных общественных классов и групп верующих. Этим опред крайняя противореч хр. нравств сознания и практической морали христиан.

    Если Августин Блаженный следовал традициям Платона, то Фома Аквинский – наследник аристотелизма, проинтерпретировавший труды Аристотеля в христианском духе.

    25.Основы мусульманской этики.

    Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этич. программы явл-ся – идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и обществ.согласия явл-ся безусловно вера в Бога в том виде, в каком сам бог счёл нужным открыться людям.

    Суть откровений Мухаммеда состояла в том, что миром правит Бог. Бог абсолютен во всех отношениях, бог истины, справедливости и милосердия. Только он может быть покровителем человека, его опорой и надеждой.

    Идея единого Бога указывает чел-ку его достаточно скромное место в мире и вместе с тем обязывает человека определённым образом, а именно сугубо позитивно, относиться к миру и прежде всего к другим людям. ЕДИНСТВО БОГА – ГАРАНТИЯ ГАРМОНИИ МИРА. Человеческое существо тоже должно быть единым. Вера едина, в неё нельзя разделяться.

    26.Основы буддистской этики.

    (6 век до нашей эры) в Индии жил Будда - создатель буддизма.

    Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и отрешение от материального мира.

    Человек должен понять свою уникальную духовную сущность и встать на путь спасения души, которое понимается как приобщение к высшей духовной реальности -Атману.

    Буддизм - это срединный путь. Ни наслаждения жизнью, ни чрезмерный аскетизм не ведут к блаженству, под которым понимается особое состояние просветления - бодхи, или пробуждение сознания.

    Пробуждение сознание - открытие того, что за материальным миром есть еще одна высшая реальность. Душа человека принадлежит именно этой высшей нематериальной реальности. Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из круговорота желаний и страстей (колеса кармы) и слиться с высшей безличной реальностью.

    Центральное понятие буддизма (и индуизма) - дхарма, Оно обозначает порядок во вселенной, нравственный долг, который имеется у каждого живого существа. Смысл жизни человека - выполнять свое предназначение

    Мокша (санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.

    АХИМСА (санскр.– «невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом и мыслью; основополагающая, первая добродетель всех систем индийской философии. Ахимсе наиболее близки такие понятия, как каруна (сострадание) и майтри (дружелюбие).

    НИРВАНА (пали, санскр.– «затухание», «угасание», «иссякание», «успокоение»), согласно всем школам буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха), исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши), прекращению трансмиграции (сансара) и действия механизмов «закона кармы». Нирвана, которая осуществима еще при жизни адепта после его «просветления», завершается конечной нирваной после распада его последнего тела – паринирваной.

    27.Основная проблематика средневековой этики.

    В отличие от нравственности мораль свободно противопоставлялась миру личности, была корпоративной, часто сливалась с обычно-традиционными установлениями той или иной общности. Мор. в своем идеологическом осмыслении выступала как принцип божественного авторитета, как система заповедей, идущих от Б., Нравственной считалась такая деятельность ч., которая являлась служением Б. Понятие о месте ч. в мире и его предназначении, моральное воззрение на мир были целиком в русле религии.

    Европейская средневековая этика – этика христианская.

    Основные проблемы христианской этики:

    - Бог как абсолютная цель;

    - отношения Бога и ч.;

    - проблема чел. индивидуальности, инд. отвественности и спасения (S морали);

    - свобода чел. воли

    - смысл и цель ч. жизни;

    - выбор пути ч. по природе;

    - проблема свободы и божественного предопределения.

    Эти вопросы с различными подробностями и оттенками решались в патристике и схоластике, традиции исихазма и русского монашества, католической и протестанстской морали. Хр. этика оказала прямое или косвенное влияние на формирование большинства этических доктрин Европы и России.

    28.Общая характеристика этики эпохи Возрождения.

    Если в ср.века Бог центрировал идею мира, то в Возрождение - человек. Ч. становится O самосознания и моральной рефлексии. Ч. рассматривается как творческий, созидающий; мор. к-ва не приходят из трансцендентного и не предписаны, а выбираются ч-ком. Формируется новый идеал, на который ориентируется мысль: самоценная и самостоятельная творческая личность - принцип ГУМАНИЗМА. Переосмысливается понятие авторитета - не прямое повторение и комментарий (Библия), а творческое оригинальное переосмысление (открытие античности). Интерес привлекают гордость, честолюбие, тщеславие. При этом хотя ч. и ставят в центр Вселенной, все же его рассматривают как ее часть, как отражение В. в миниатюре (микрокосм). Появляются первые механические трактовки В. и такие же трактовки ч. тела. Постепенно формулируется понятие приоритета и всемогущества чел. разума. Построение новой науки, общества, воспитание... на разумных основаниях.

    Ч. становится мерой морального начала. Интерес к чел. качествам и страстям (тщеславию, глупости...). Также обсуждется проблема авторитетов, моральных абсолютов. Большинство деятелей В. видели источник морали в природе ч., но по-разному толковали саму природу. Природа ч. реабилитируется как твердое основание морального опыта. Моральные суждения выводятся из морального опыта ч. и не сводятся к признанию норм, диктуемых моральным абсолютом. Т.о. возникает новая проблематика: морального опыта, мор. суждения и мор. сознания.

    - М.Монтень. "Опыты" - настрой на эмпирическое познание и исследование человека (самого себя).

    - Макиавелли - итальянский политический мыслитель, историк, писатель, поэт эпохи Возрождения. Происходил из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык и свободно читал древних авторов в оригинале; вместе с тем высоко ценил Данте, Петрарку и Боккаччо - ему был чужд педантизм гуманистов, их преклонение перед античностью.

    Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В области политики новое учение выразил именно Никколо Макиавелли. Он написал трактат "Государь". Для моралиста выше всего этика, для священника - религия, для государственного деятеля - интересы государства. "ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА... Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Добродетели государя - решительность, честолюбие, сила, удачливость, а не богобоязненность, порядочность и целомудрие. Макиавелли видит даже "величие" в изящных и великолепных преступлениях. Власть, считал Макиавелли, превыше всех социальных ценностей.
    29.Главные направления этики Нового времени.

    Является классической. Не ограничивается описанием и классификацией моральных явлений, а стремится проникнуть в их сущность и характериз. более менее ярко выраженным критическим отношением к действительности.

    В противоположность ср.век. Новое время реабилитирует отдельного эмпирического индивида, обосновывает его суверенность как морального субъекта и утверждает его право на удовлетворение потребностей, и при этом ставит проблему объективности, всеобщности нравственности (каким образом она всеобща, будучи свойством отдельного индивида?).

    Душа часто понимается как форма телесного. Однако благодаря интеллекту ч. способен как выражать свое телесное, так и возвышаться над ним и миром внешних предметов. Спиноза рассматривал не только S, но и O и ставит, вопрос о соотношении морального субъективного и морального объективного. Спиноза пытается соединить их посредством разума, однако основанного на опыте. Высшая моральная категория у С. - любовь, является интеллектуальной л-вью.

         Вся задача «этики» есть освобождение от страстей и достижение блаженства. Об этом же свидетельствует и предисловие к «Трактату об усовершенствовании разума», где Спиноза доказывает, что единственное настоящее благо есть познание, а освобождение от страстей состоит в чувстве соединения с природой. В этом предисловии поставлена задача:  как достигнуть соединения с природой. «Этика» дает ответ: интеллектуальная любовь к Богу есть следствие ясного познания.

    Следует отметить, что для НВ разум выступает также как объединяющая людей сила. Природа разума у всех одна.

    Английский рационализм полагал индивидуального ч. эгоистичным, а разумным его проявлением считал социальную действительность. Социум как уравнивающий и сглаживающий противоречия, социальная природа ч. есть т.о. источник морали. Бэкон, Гоббс, Локк искали обоснование морали в социальном. При этом Бэкон и Гоббс намеревались построить э. на законах науки. Отрицали абсолютный характер моральных суждений. На рациональных основаниях построена концепция государственного договора Локка. Локк пошел дальше и положил начало тадиции английского утилитаризма (Бентам, Милль) - теория полезности в этике. Основание утилитаризма, наиболее уязвимое в споре, - отождествление понятий добра и пользы.

    Из признания приоритета разума во всех аспектах человеческого исходило Просвещение. Важным отличием этого рационализма была идея привития знаний и рационального образа действия как напрямую, так и посредством воспитаний и изменения в социальной среде > Просвещение.

    Однако НВ характер. не только рационализмом. Указывалось, что подняться до уровня моральных требований рационализма ч. может только отказавшись от своей конкретности. Критика этического рационализма проведена в трудах А.Шефтсбери, Ф.Хатчесона. Другая английская традиция - Юм, А. Смит - постановила проблемы морального S и НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА.

    30.Концепция «общественного договора». Главные представители и суть их этических взглядов.

    Люди изначально находятся в состоянии «войны всех против всех», и угроза взаимного истребления заставляет их заключать некий «общественный договор»: они организуют постоянно функционирующее государство и начинают соблюдать «золотое правило морали»: не делай того, чего не желаешь себе. Таким образом, естественная потребность выживания приводит к самоограничению исходного эгоизма, при котором каждый считает, что он имеет право на все. Взаимная ненависть и страх создают базу для относительного равновесия.

    Общество, возникшее в результате всеобщего договора, вовсе не является счастливым царством гармонии и приязни. Договор насильно стягивает атомарных индивидов, влекущихся своими интересами в разные стороны. Установленный порядок является порядком силы, навязываемой большинству как бы извне, насилие и угнетение – его нормальное проявление. Но это единственный разумный путь, который выводит человечество из губительной изначальной вражды. Гоббс, представитель этой концепции, показывает, что предельное насилие индивидов по отношению друг к другу в какой-то момент должно вылиться в разумное соглашение. Именно разум выводит человека из дикого «естественного состояния».

    Говоря о морали, Гоббс отмечает, что человек движим страстями. Эмоциональность, страстность, считает он, составляют индивидов неутомимо стремиться к собственной выгоде, богатству, славе, власти.

    31.Концепция «разумного эгоизма» о человеке и обществе.

    Франсуа де  Ларошфуко (1613—1680), знаменитый писатель-моралист, автор блестящих афоризмов, происходил из старинного феодального рода.

    Ларошфуко понимал психологию человека материалистически, он не считал разум интуицией, данной богом, а идеи врожденными. Работа нашего мозга зависит от телесного состояния, ощущений, восприятий, от воздействия внешней среды, опыта: «Сила или слабость ума обусловливаются дурным или хорошим расположением органов тела». В себялюбии Ларошфуко, видел врожденный, первичный инстинкт человека, определяющий все остальные инстинкты. Себялюбие — основа всей деятельности человека: «Это любовь к себе и ко всему, что тебе полезно. Оно — во всех проявлениях жизни, при всех условиях, оно живет повсюду и во всем».

    Таким образом, нравственность человека, по мысли Ларошфуко, — это утонченный эгоизм, разумно понятый интерес одного лица. Поведение человека в обществе оценивается категориями добродетели и порока, т. е. полезности или вредности для окружающих. В «естественном» же состоянии человеку одинаково свойственно и порочное, и добродетельное поведение. Вот почему эпиграфом для своей книги Ларошфуко выбрал афоризм: «Наши добродетели — не что иное, как переряженные пороки». В основе любого поступка человека есть доля эгоизма. Добродетельный поступок полезен и самому человеку, и его окружающим, поэтому человек, заинтересованный в том, чтобы поступать добродетельно, должен научиться обуздывать свое самолюбие. Отсюда роль разума в этической системе Ларошфуко: вслед за Декартом он призывает к контролю разума над страстями, к трезвому отношению к миру. «Необходимо познать свой ум, ценить его и пользоваться им в жизненных обстоятельствах».

    Ларошфуко — писатель-классицист, хотя его мировоззрение отлично от взглядов и позиций других писателей «великого века». Он, рационалист, борется с ненавистным ему абсолютизмом с помощью рационалистических рассуждений; как философ, он исходит из одного основного принципа — теории себялюбия; как художник он прибегает к методу обобщения и типизации: в «Максимах» выражены обобщенные представления о человеке, его природе, месте в обществе. В поисках закономерного Ларошфуко отказывается от случайного в пользу всеобщего, абстрактного. В этом отношении он полностью разделяет основные принципы классицизма.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта