Главная страница
Навигация по странице:

  • 45.Польза как этическое понятие.

  • 46.Наслаждение (удовольствие) как этическое понятие.

  • 47.Долг как этическая категория.

  • 48.Любовь как нравственная ценность.

  • 49.Дружба как нравственная ценность.

  • 50.Счастье как этическая категория.

  • 51.Этика и экономика.

  • 52.Корпоративная этика. Социальное назначение, нормы и принципы.

  • 53.Основные дилеммы экономической этики.

  • 54.Основные дилеммы политической этики.

  • 55.Основные дилеммы правовой этики.

  • 56.Основы этики менеджмента. Этика

  • шпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс. 1. Этика как наука


    Скачать 250 Kb.
    Название1. Этика как наука
    Анкоршпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс.doc
    Дата08.04.2017
    Размер250 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлашпора на зачет по этике 1 семестр 1 курс.doc
    ТипДокументы
    #4622
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    44.Добродетель как этическая категория.

    Добродетель, положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

    Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή): мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические). Христианство выдвинуло в человеческой деятельности волевой элемент и противопоставило четырём греческим добродетелям три новых: веру, надежду и любовь. В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.

    45.Польза как этическое понятие.

    Польза представляет собой положительную ценность, в основе кот лежат интересы, те. Отношения человека к различным объектам, освоение кот позволяет ему сохранять и повышать свой социальный, эконом, полит, проф, культурный статус. Как жизненный принцип полезность можно выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».

    Поскольку интересы выражаются в целях, кот чел преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей и, в частости, то, посредством чего цели достигаются. Полезность, таким образом, характеризует средства, годные для достижения заданной цели.

    В представлении о пользе, в понятиях и ценностях прагматистского сознания обобщаются требования, с кот сталкивается человек в своей практической, целесообразной, творчески преобразованной деятельности.

    Польза ни под каким видом не может заменить добродетель.

    46.Наслаждение (удовольствие) как этическое понятие.

    Среди положительных ценностей удовольствие и польза являются, возможно, наиболее очевидными. Они непосредственно отвечают потребностям и интересам человека в его обращенности к жизни, в его принадлежности к сфере сущего. Как стремящийся к удовольствию или пользе, человек, кажется, проявляет себя совершенно по-земному, ему, кажется, дела нет до возвышенных идеалов. Но вот вопрос: можем ли мы говорить об «этике удовольствия» или об «этике пользы»? Можем – по крайней мере употребляя слово «этика» в одном из расхожих значений – как систему некоторых правил, норм и ценностей; но при этом полагая, что само по себе наличие некоторой нормативно-ценностной системы обусловлено неудовлетворенностью чем-то существующим в реальности.

    Удовольствие – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. Состояние удовлетворенности является идеальным для организма, и человеку следует делать все для достижения такого состояния.

    В этике такая позиция называется гедонизмом. В основе гедонизма как системы взглядов и образа жизни лежит представление о том, что стремление к удовольствию и отвращение от страдания является коренным смыслом человеческих действий, реальной основой счастья.

    Человеку естественно присуще чувство радости от полноты жизни, игры телесных и умственных сил, ему блаженна память пусть даже нечастых мгновений полного отдохновения, веселья, захватывающего развлечения. Однако гедоник не просто ценит все это и стремится к этому. Он видит в наслаждении и личном счастье смысл жизни, свое предназначение. Собственно говоря, для гедоника «жить – значит наслаждаться».

    47.Долг как этическая категория.

    Долг - нравственная задача, становящаяся внутри принимаемым моральным обязательством (в отличие от должного - области вообще всех требований).

    Д. - важнейшая категория для определения сущности морального S. Кант основывал моральность только на Д. Основная проблема о Д. - природа Д. - есть проблема природы нравственной необходимости. Д. - то, что испытывается только ради самого себя, единство предмета и действия, лишенное всякого другого значения. [см. Отношения сущего и должного]

    Содержание Д. всегда конкретно - выполнение простейших правил свовестного сущ. с ч. и Богом. Д. связан с действием. Д. - сознание своего отношения и ответственности к другому, отношение к другому через моральную ценность. Соловьев формулирует добродетель как долг ко всем.

    Обществ. отношения нуждаются в Д. для существования. Соц. аспект Д. заставляет отличать его от обязанности (чисто формального выполнения). На основании этого различения Кант разделял мор. и легальное.

    Д. является часто причиной мор. противоречий при мор. выборе. Выбор по долгу - ригоризм, по обстоятельствам - консеквенциальн.

    Д – центр понятие деонтологии (напр в этике, считающее важнейшими категориями не добро и зло, а долг), характериз поступки, в кот сила морал принуждения берет вверх в конфликте с личными интересами.

    48.Любовь как нравственная ценность.

    Любовь – интимное, глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность, идею.

    Любовь основана на открытии максимальной ценности другого конкретного чел-ка.

    Любовь хар-ся высшими положительными эмоциональными духовными переживаниями. Её нельзя принудительно вызвать или преодолеть, она на пересечении биологического и духовного.

    Любовь – наиболее сильное нравственное чувство, скрепляющее людей.

    Различные виды проявления любви: любовь между близкими людьми, между мужчиной и женщиной, любовь к Богу, особенное чувство к природе и т. д.

    49.Дружба как нравственная ценность.

    Дружба – вид личностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью, общностью интересов, близостью моральных интересов.

    Друзья нужны в силу 3 причин: 1.оказывать благодеяния; 2.для усиления и понимания; 3.в силу потребности человека в друге. Аристотель выделяет дружбу равных и неравных. Равная: 1. основывается на бескорыстном желании блага друзьям; 2.на выгоде и пользе; 3.на удовольствии.

    Неравная: основана на добродетели.

    50.Счастье как этическая категория.

    Может быть рассмотрено психологически как ч-во (удачи...), но моральное понятие С. в его нормативно-оценочн. Оно рассматривается как ожидание, должное, форма идеала и оценка настоящего состояния. С. выражает представления ч. об идеале существования, тесно связано со смыслом жизни. Аристотель почти сводит с. к простому понятию о цели деятельности и мере нравственной его оценки. Счастье - высшая оценочная категория.

    Основная мор. проблема: соотношение с. и добродетели. Может ли злодей быть счастлив? Сч. связано с благом и добродетелью через сферу нравственности и социума: с. есть полнота бытия, но такая полнота не может быть сознана во зле перед лицом совести и общества.

    Содержательно с. очень зависит от эпохи.

    3 представления о счастье:

    1.обладание неким высшим благом или благами

    Когда индивид эмоционально положительно оценивает себя, других людей, мир в целом, когда он постоянно переживает подъем, радость, удовлетворенность от реальных деяний и отношений, можно сказать, что он счастлив.

    2 образ счастья связан с представлением об удаче, фортуне, счастливом стечении обстоятельств.

    Есть 3-е очень важное понимании, когда под счастьем имеют в виду очень мощное, глубоко впечатляющие позитивные переживания, накладывающие отпечаток на всю последующую жизнь человека.

    51.Этика и экономика.

    Этика и экономика тесно связаны друг с другом. Известно, что не существует чисто экономических процессов, т.к. все они регулируются обычаями или правом, которые являются нравственным выражением человеческого долга. Экономика не свободна от морали. С одной стороны, она управляется экономическими законами, с другой – определяется людьми, в выборе которых всегда присутствуют моральные представления.

    Например,свободное предпринимательство всегда ограничивается нравственными рамками. Экономика не может не брать в расчет действия той или иной этической системы, оказываемые на экономику. Этические нормы отличаются друг от друга и соответственно отличаются влиянием на развитие той или иной экономической системы.

    52.Корпоративная этика. Социальное назначение, нормы и принципы.

    Этике корпоративных отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли.

    Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

    Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

    Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются не только внутренней психологической потребностью человека, но и отработаны в процессе систематического тренинга.

    Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

    53.Основные дилеммы экономической этики.

    Экономическая этика (или предпринимательская этика) занимается вопросом, какие моральные нормы или идеалы могут иметь значение (для предприятий) в условиях современной экономики и общества.

    Это требует некоторых пояснений. Отличие задач экономической этики и предпринимательской этики предполагается достаточно ясным на данном этапе: адресатом моральных ожиданий или требований являются в предпринимательской этике предприятия, частично также предприниматели и менеджеры, тогда как в экономической этике в центре находятся действующие лица экономики в целом, чаще всего представленные в лице государственных институтов.

    «Нормы» и «идеалы» различают потому, что только при помощи идеалов может быть выражена ориентация действий на моральные цели и идеи и дальнейшее – инновативное – развитие морали в обществе, в то время как нормами в большинстве случаев являются установленные правила, которые необходимо соблюдать.

    54.Основные дилеммы политической этики.

    Несмотря на иракскую войну и кажущееся бессилие всемирных организаций, начало двадцать первого столетия вполне могло принести более быстрое, чем когда-либо ранее, глобальное совершенствование политической этики. Но для того, чтобы такой курс по-настоящему закрепился, хорошей политике необходимо что-то большее, чем только мораль. Государства должны начать объяснять свои самые жесткие действия, те действия, которые ведут к неминуемому недоверию между странами и делают необходимым поиск безопасности. «Причины государства» не исчезнут полностью. Но чтобы демократия продолжила свой марш этического прогресса, причины государства должны добиться большего общественного доверия и одобрения.

    55.Основные дилеммы правовой этики.

    Правовая (юридическая) этика - это научно-практическая дисциплина, которая изучает моральные закономерности системы "человек-право", разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы. Поскольку юрист есть главное действующее лицо в системе "человек-право", правовая этика изучает особенности проявления моральных качеств юриста при исполнении им своих профессиональных полномочий.

    Правовая этика систематизирует нормы морали, оценивает их проявления в отношениях "юрист-клиент", "юрист-подследственный", "юрист-потерпевший", "юрист-свидетель" "юрист-коллеги" и др. Правовая этика исходит из того, что нравственные знания, чувства, убеждения, потребности, которые реализуются как при исполнении юристом своих профессиональных обязанностей, так и в быту, должны базироваться на таких моральных ценностях, как добро, долг, честь, совесть и т. д. Такие же требования необходимо предъявлять к другой стороне, с которой юрист сталкивается в своей повседневной практической деятельности.

    Назначение правовой этики проявляется в функциях: обобщение этических требований, предъявляемых к юристу-профессионалу; изучение юридической практики и анализ этики отношений юристов с коллегами при рассмотрении юридического дела; анализ этики взаимоотношений юристов и участников процесса (подсудимым, свидетелями, потерпевшим и др.);выработка рекомендаций этического характера, связанных с повышением престижа профессии юриста.

    56.Основы этики менеджмента.

    Этика – это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом. Этика связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды. Этическая проблема возникает в том случае, когда действия отдельного человека или организации могут нанести ущерб или, наоборот, принести пользу окружающим.

    Этика менеджмента в последнее время начинает претерпевать существенные метаморфозы. Это связано с серьезной переоценкой ценностей, с осознанием того, что проблемы настоящего и будущего нельзя решать с помощью рецептов прошлого. В настоящее время уходят в тень такие общепризнанные ценности, как послушание, иерархия, дисциплина, карьера, власть, централизация и другие. На самый передний план приходят такие ценности как самоопреде­ление, коллектив, участие, ориентация на потребности, личность и ее раскрытие, творчество, инновации, способность к компромиссам, децентрализация.

    Управленческая этика – совокупность правил и форм делово­го общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, спо­собствующая установлению между руководителем и подчиненны­ми атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

    В последнее время в России проблемам служебной и админи­стративной этики, принципам и нормам нравственного поведения лиц, участвующих в управлении, уделяется особое внимание. Вы­делился такой вид профессиональной этики, как управленческая этика. Как известно, суть управленческой деятельности — цепочка постоянно принимаемых ответственных решений, которые должны быть нравственно обоснованными и исключать любые моральные потери. Осознание всего значения нравственной ценности бизнеса становится достоянием все большего числа менеджеров и коммер­сантов.




    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта