Главная страница

педагогическая этика. 1. Этика,приклодная этика, проф. соотношение понятий. Виды прикладной этики


Скачать 47.69 Kb.
Название1. Этика,приклодная этика, проф. соотношение понятий. Виды прикладной этики
Анкор педагогическая этика
Дата04.11.2021
Размер47.69 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаetika shpory.docx
ТипДокументы
#263408
страница1 из 3
  1   2   3

1.Этика,приклодная этика, проф.: соотношение понятий. Виды прикладной этики.

Этика-философская дисциплина, объектом изучения кот-ой явл-ся мораль ,а именно способ духовно-практического освоения мира, осуществляющийся по принципу деления мира на добро и зло. Основатель этики - Аристотель. Этика-учение о нравственности, о привитии чел-ку деятельностно - волевых душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем в в личной. Этика-дисциплина, изучающая специфическую реальность-нравственные ценности, т.е. мир должного. Прикладная этика-нормы, принципы, правила, стандарты, применяемые в той или иной сфере жизнедеятельности чел-ка.

Виды прикладной этики:

1.биоэтика(этика жизни). Появился в сер.60гг,выливается из мед. и юридической этики. Проблема биоэтики-эвтаназия.

2.экологич.этика.

3.проф.этика.

4.этика семейных отношений.

5.ситуативная этика:-этика публичных действий и выступлений;-этика интимных отношений.

6.этика гражданственности.

7.этика делового общения.

8.этикет.

9.религиозная этика.

10.этика науки и техники.

11.гендерная этика.

12.этика реб-ка.

13. Этика нано технологий.

14.этика казусов(эвтаназия и смертная казнь).

Проф. этика-вид трудовой морали, выступающей в виде норм, правил поведения, оценок морального облика представителей различ. профессий, объектом труда кот-ых явл-ся лич-ть или соц. гр-па. Проф. этика-это собственно сис-ма моральных норм и принципов проф. деят-ти, или кодекс. Проф. этика-раздел теоретич. этики, изучающий специфику проявления общечеловеческих моральных ценностей в различ. видах проф. деят-ти и обосновывающий идеальную модель отношений.

2. Понятие профес. Этики, ее разновидности. Общие и частные хар-ки профес-х этик.

Проф. этика-вид трудовой морали, выступающей в виде норм, правил поведения, оценок морального облика представителей различ. профессий, объектом труда кот-ых явл-ся лич-ть или соц.гр-па. Проф.этика-это собственно сис-ма моральных норм и принципов проф. деят-ти, и кодекс. Проф. этика-раздел теоретич. этики, изучающий специфику проявления общечеловеческих моральных ценностей в различ. видах проф. деят-ти и обосновывающий идеальную модель отношений. Объектом проф. этики явл-ся работник той или иной проф. сферы. Субъектом выступают специалисты как индивиды в действующей профессии и др.орг-ции проф. ассоциации.

Базовые ценности проф. этики:

- общие блага; -соц. ответственность;

-проф.долг;

-проф.честь.

Виды проф.этики:

1.управленчески-административная этика(применяется например в отношениях декан-зам.декана-студент).

2.мед.этика.

3.этика правоохранит.деят-ти.

4.этика журналистов.

5.этика соц.работников.

6.этика работников сервиса.

7.этика библиотечных работников.

Назначение и сущ-ть проф. этики:

1)содействие успешному исполнению проф. обязанностей.

2)активация способности лич-ти к самост. ориентации в поведении, в выборе ср-тв и методов в достижении проф.целей.

Сод-ние любой проф.этики складывается из общего и частного. Общие принципы проф.этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают:

а) проф. солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деят-ти.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах— требованиях по отношению к специалистам.

3. Истоки пед.деятельности. Зарождение пед-ой этики в трудах античных мыслителей.

Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни сис-му школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деят-ти – проф.пед.деят-ть. Элементы педа.этики появились вместе с возникновением пед. деят-ти как особой общественной функции. Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые суждения по вопросам пед.этики.

Например, Демокрит говорил о необх-ти сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об исполь-нии детской любознательности как основы учения,о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения;

Платон исповедовал идею необх-ти подчинения детей воле восп-ля и постоянного контроля за ними,высокой оценки послушания и исполь-ния методов наказания при неповиновении;

Аристотель считал воспитание делом госуд-ной важности;но только Квинтилиан впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне–его реком-ции представляли собой обобщение пед.опыта, предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её рез-тах.

4 Утверждение авторитарной модели педагогической этики в эпоху Средневековья.

Христианизация западно-европейского и славянского мира в эпоху средневековья наполнила всю систему жизнедеятельности новой философией любви к Богу и ближнему. Институт церкви превратился в носителя новой государственной идеологии и становится механизмом формирования нового ценностно-нормативного содержания образовательной деятельности в духе послушания Богу. Для достижения данной цели главными атрибутами обучения и воспитания становятся суровая дисциплина и телесные наказания, которые дополнялись насаждением зубрежки, воспитанием страха и преподаванием не на родном языке, а на латыни. Уже в позднее средневековье в университетах создаются специальные школы для подготовки профессиональных учителей. Будущим учителям внушали мысль, что успех обучения детей в школе зависит от строгости и умения наказывать ленивых и непослушных. По окончании университета учителю вручали розгу и так называемую «palm» – палку с диском на конце для ударов по детским ладоням. При выпуске из университета учитель должен был продемонстрировать перед экзаменационной комиссией свое умение «воспитывать» при помощи этих орудий. Например, в Кембриджском университете была установлена плата мальчикам, которые подвергались во время экзаменов избиению будущими воспитателями. Подобную систему взаимоотношений в средневековой школе порождало то, что церковь теоретически обосновала необходимость физических наказаний детей в процессе воспитания с целью «очищения их от дьявольской скверны». Таким образом, в этот период утверждается авторитарная модель педагогической этики.

5. Обоснование гуманистической модели педагогической этики в эпоху Возрождения и Просвещения.

э. Возрождения – гуманисты борясь за раскрепощение личности от церковно-религиозного мировоззрения, ратовали за светское образование и воспитание.

В XVI–XVII вв., в том числе на территории Беларуси, появляются первые так называемые братские школы. Устав братских школ можно считать первым моральным кодексом учителя, где были определены требования к его нравственному облику и нормы поведения в процессе педагогической деятельности. В нем указывалось: «Учитель должен и учить и любить детей всех одинаково. Учить их, сколько кто по силам научиться может». Учитель должен быть «рассудителен, и не подавлять своими мудрствованиями слабо подготовленных, смиренномудр, кроток, воздержлив, не гневлив».

Коменский разработал своеобразный кодекс учителя, указав, каким должно быть поведение учителя и как ему необходимо относиться к своим профессиональным обязанностям. Учитель, призванный воспитывать детей, сам должен быть честным, деятельным, настойчивым в достижении поставленных целей, поддерживать дисциплину. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости».

Локк «Мысли о воспитании», отверг теорию о врожденности идей и выдвинул концепцию о человеческой душе как «tabula rasa» (чистая, пустая таблица). Только личные впечатления заполняют ее идеями. Поэтому главным средством воспитания детей Локк считал пример воспитывающих их людей, а также среду, в которой они живут. Он писал, что какие бы наставления ни давали ребенку, какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее воздействие на его поведение оказывает образ действий тех, кто его растит.

эпоха Просвещения мыслители, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум Дени Дидро представил следующие суждения об учителе: он должен быть «глубоко знаком с предметом, который он будет преподавать…, обладать честной и чувствительной душой. Профессия учителя должна быть почетной и хорошо оплачиваться, тогда учитель будет стараться…»

Руссо, в трактате «Эмиль, или О воспитании». Инновационность его взглядов состоит в том, что он первым подчеркнул особый строй детской психологии. Ему же принадлежит и первенство в обосновании оригинальной идеи «воспитания сердца», развития в детях сострадания и человеколюбия. Призыв «уважайте детство» «Обращайтесь с ребенком сообразно его возрасту»..

Кант Он обосновал социальное понимание задач педагогики Суть нравственности Кант видел в социальном поведении, в объединении индивидуальной воли с интересами целого, а именно, человечества. Целью воспитания является совершенствование «всего целого», поэтому оно должно охватить все слои народа с учетом реальных возможностей и средств.

И.гПесталоцци считал, что истин-ный восп-ль должен уметь в любом ребенке, обнаружить такие положительные качества, развивая кот-е, можно подготовить его к жизни.

Педагог бросил вызов системе муштры, зубрежки, насилия и страха, царивших в школах того времени.

6.Гражданский характер отечественной педагогической этики Нового времени.Новое время.

Значительное внимание личности учителя уделено в трудах революционеров-демократов Н. Г. Чернышевского (1828–1889 гг.) и Н.А. Добролюбова (1836–1861 гг.). Они считали, что доверять воспитание детей можно лишь людям, имеющим твердые убеждения и прогрессивные идеалы.

Большое значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К.Д. Ушинского (1824–1870 гг.). Он подчеркивал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому учитель должен быть человеком с твердыми, глубокими и последовательными убеждениями.

Беспрецедентным по духовной высоте является не только литературное, но и этико-педагогическое наследие Л. Н. Толстого (1829–1910). Существенным постулатом в системе этико-педагогических воззрений Л.Н. Толстого выступает любовь. Его классическая формула «совершенного учителя» складывается из двух проявлений этого универсального по своей духовной насыщенности чувства – любви к делу и любви к детям.

Заслуга русского философа В.В. Розанова (1856-1919). В основу системы образования, по его мнению, должны быть положены три принципа: 1) принцип индивидуальности, ориентирующий на сохранение как в учителе, так и в ученике их драгоценнейшего достояния, лучшего, что имеет каждый, особенного – индивидуальности, за счет чего и совершается образование; 2) принцип целостности, требующий соблюдения положения: избегать разорванности в знаниях и в чувствах; 3) принцип единства типа, который подра¬зумевает, что получаемые воспитанником впечатления должны выходить из источника одной какой-нибудь исторической культуры.

7. Коллективистский характер пед этики советского периода. Советский период.

Вопросы педагогической этики нашли свое освещение и в трудах педагогов и этиков советского периода (1917–1991 гг.). Отличительной чертой этикоаксиологического подхода к педагогической действительности в трактовке А.С. Макаренко (1888-1939) является опора на единство педагогического коллектива, которое только и определяет качество работы.

А. С. Макаренко специально подчеркивал ценность такого действия, как требование, считая его основой при выстраивании отношений и созидании коллектива как уникальной среды воспитания личности.

В педагогическом наследии В.А. Сухомлинского (1918-1970) центральное место занимает концепция гуманистической педагогики.

В.А. Сухомлинский отмечает, что самой сущностью высокой педагогической культуры является воспитание чувств учителя, полагая, что справедливость, сердечность, доброта, скромность, правдивость, душевность – не просто азбука человеческой культуры, а основа профессиональной работы педагога. Специально следует выделить чувство любви к детям, которое педагог считал критерием ценности своей жизни.

Теоретические аспекты педагогической этики разрабатывали такие этики, как Л.М. Архангельский, В.И. и И.Я. Писаренко, В.Н. и И.И. Чернокозовы, Т.В. Мишаткина, В.Н. Наумчик, Н.А. Асташова и др. Современная профессиональная этика сосредоточила свое внимание на описании и систематизации профессиональных стандартов, которые сложились в тех или иных трудовых группах.

8.Тенденции развития педагогической этики в современную эпоху. Современная эпоха

Выделяются три тенденции в развитии этики в современном образовании.

Первая тенденция(Р.Г. Апресян, Н.А. Асташова, В.А. Сластенин). На этом уровне происходит процесс осмысления базовых ценностей и миссии образования в контексте глобальных цивилизационных задач. В качестве базовых ценностей этики в образовании выступают свобода, развитие, достоинство. Миссия же системы образования видится в решении трех задач, направленных на развитие: а) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство; б) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества; в) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство.

Вторая тенденция связана с тем, что этика в образовании рассматривается как собственно педагогическая этика, т.е. как педагогическая деонтология, вменяющая в обязанность исполнение гуманистических по своей сущности норм поведения, регулирующих отношения в педагогическом пространстве.

Третья тенденция связана с реализацией своеобразного этического «ноу хау» – кодификацией поведения и взаимоотношений в образовательном сообществе вообще и в каждом отдельном учебном заведении, в преподавательском коллективе, в отношениях между преподавателями и учениками (студентами), поскольку сам порядок жизни учебного заведения должен демонстрировать практическую реализацию нравственных принципов.

Выявление тенденций развития этики в образовании позволяет сформулировать конкретные задачи, стоящие перед профессионалами: во-первых, это теоретическая задача по осмыслению самого феномена этики в контексте глобальных изменений образовательной парадигмы; во-вторых, это методическое обеспечение курса «Педагогическая этика» (учебные пособия, практикумы, тренинги); в-третьих, это проработка вопроса о возможности внедрения в образовательное пространство профессионального этического кодекса и создания этического комитета с функцией «третейского судьи» для разбора публичных ситуаций, дилемм, моральных конфликтов.

9. Методологические основы пед.этики как проф науки

1)Знание о добре и зле (о должном поведении);

2)Этические знания не существуют без именной интерпретации персонализма.

3)Нерационализирова. .... познания;

4)Этические знания носят характер. каждый может затронуть и взволновать чувства других людей, тем, что найдёт в себе сам.

5)Ценностная ориентация этики- ориентация на моральные ценности как одну из форм проявления нормальных отношении в обществе:

6)Диалоговые хао-р этических знаний. В мире не существует обсолютно этич. знаний.

7) Вечность моральных проблем "Как надо жить и что бы жить нравственно?"

10.Параметры и принципы личностно ориентированной пед.как основы пед.этики.

Принципы личностно-ориентированной педагогики. Определяющим началом профессиональной педагогической деятельности в личностно ориентированной педагогике является педагог как индивидуализированный носитель культуры общества, его традиций, обычаев и своеобразным предвестником грядущих перемен в обществе, которые всегда сопровождают общественное развитие.

Принцип самоактуализации. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретённых возможностей.

Принцип индивидуальности. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Следует помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.

11. Понятие проф.пед.этики,ее обусловленность миссией и спецификой пед.труда.

Проф. пед.этика-термин исп-ся в морали специалистов в обл-ти пед-ки и представляет собой научно обоснованную теорию ценностей, принципов и норм поведнеия, сис-му идеалов, обеспечивающих регуляцию отношений между субъектами образоват.и воспита.деят-ти.

Миссия пед-га:1)пед.деят-ть направлена на восп-е лич-ти, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство.

2)восп-е гражданина.

3)форм-е проф.специалиста,ориентированного на проф.честь и достоинство.

Специфика проф.этики:

1.объектом пед.деят-ти,кот-ый одновременно явл-ся и активным субъектом,выступает растущий чел-к с неповторимой совокупностью индив-ых черт(не ломать индивид-ть,учитывать особ-ти).

2.ассиметричность отношений пед-га и уч-ся,а именно зависимость уч-ся от пед-га.

3.пед-г постоянно наход-ся в ситуации,когда ему приходится определять,что есть благо,что есть зло для др.чел-ка.

4. Полифункциональный хар-р пед.деят-ти(селекция,консервация,трансляция).

5.творч.подход к пед.дея-ти. Он требует: - адаптации совр.научного знания в соответствии с воз-том,интеллектом и общим культурным ур-нем реб-ка; - преодоление консерватизма пед-гом; - умение трансформировать негатив в позитив.

6.высокая степень индивидуализации труда пед-га.

Специфич.особ-ти пед.деят-ти определяют:

1)этические принципы и нормы отношений пед-га к своему труду.

2)личные кач-ва пед-га.

3)особый стиль действий пед-га и его мышление.

12. Причины актуализации этической регламентации пед.деят-ти в совр.эпоху.

Регламент-сов-ть правил, определяющие порядок деят-ти чел-ка,общества. Причины: 1)Снижение ур-ня духовности в условиях рыночных отношений(эгоизация моральной жизни общества сказывается на облике учителя,пед-га).

2)Падение престижа пед.деят-ти,статуса,низакя з/п зачастую создают неполноценности представителей профессии и порождение заниженной мотивации к труду.

3)Будучи зависимой от внешних соц.институтов(органов власти),пед.деят-ть не может разделить с ними сис-му рыночных ценностей и отношений.

Что требует от специалистов отстаивания особой моральной силы и выносливости в отстаивании гуманистической позиции-«Сеять доброе,разумное и вечное».

13. Объект, предмет,цель и задачи проф.пед.этики.

Объектом пед.этики явл-ся педагог как носитель проф.морали. Предметом явл-ся возникающие в процессе работы отношения(моральные и аморальные),а также принципы и нормы, регламентирующие поведение пед-га. Регламент-сов-ть правил, определяющие порядок деят-ти чел-ка,общества.

Цель-поддержание гуманистическго сод-ния профессии. Мысли = слова = действия = эмоции.

Задачи:

1)выявление особ-тей морального сознания,нравст.деят-ти и отношений в сфере пед.труда.

2)обоснование требований к моральному облику пед-га.

3)иссл-ние преломления принципов и норм морали в пед.процессе.

4)институциализация этического кодекса поведения пед-га.

Источники, определяющие совр.пед.этику:

1.общечеловческие ценности(свобода,жизнь,любовь).

2.ценности совр.общества как совокупность противоречивых компонентов.

3.традиционные ценности народа(гостеприимность).

4.индив-ные ценностные ориентации пед.работников, обусловленные их личным жизненным опытом.

5.идеальная иерархия ценностей образования, теоретически обоснованная с учетом ее гуманистического смысла.

14.Осн.функции проф. пед. этики.

I.Соц.ф-ции-они определяют внешние параметры профессии и явл-ся главным предметом контроля со стороны общества:

1)поддержание гуманистического содержания профессии;

2)содействуют повышению личностно-ориентированной пед-ки.

II.Профессионально-практические ф-ции-направлены на внутр.регламентацию и контроль самого процесса деят-ти с целью повышения качества работы пед-га:

1)воспиталтная ф-ция(о воспитании самого пед-га говорим,совершен-ние лич-ти пед-га);

2)превентивная ф-ция(ненанесение вреда реб-ку);

3)организационная ф-ция(служит улучшению орг-ции пед.процесса,требуя творческого исполнения обязанностей и проф.долга.

4)управляющая ф-ция(служит ср-вом управления поведения пед-га в интересах дела);

5)рационализирующая ф-ция(облегчает пед-гу выбор методов воздействия,наиболее применяемых с точки зрения этики);

6)координирующая ф-ция(обесп-ет сотрудничесвто всех участников процесса,основанные на доверии и взаимопомощи);

7)ф-ция разрешения противоречий(способ-ет грамотному урегулированию конфликтных ситуаций);

8)оптимизирующая ф-ция.

III.Нравст-гуманистические ф-ции:

1)гуманизирующая ф-ция(преобщает пед-га к общечел.ценностям.

2)регулятивная ф-ция(регулирует отноешния на нрав.ценности);

3)ценностно-ориентирующая;

4)мотивационная(пед.этика формирует соц-но и проф-но одобряемые мотивы деят-ти);

5) коммуникативныя(способ-ет грамотному общению);

6)воспитательная ф-ция

15. Моральные ценности и их отражение в категориях пед.этики.

Моральные ценности – это то, что имеет значимость в сфере человеческого общения, сфере межличностных взаимодействий «Я и Другой». В совокупности выражают содержание морали:

Категории морали (этики) – это наиболее общие понятия, которые отражают сущность морали как совокупности ценностей. Условно можно выделить три группы моральных категорий по их функциональной направленности.

1 группа – добро (зло), свобода, справедливость, смысл жизни, счастье, дружба, любовь, уважение и др., которые отражают «точки отсчета» ценностной ориентации человека, критерии морального поведения, которые общество выработало в совместной деятельности.

2 группа – долг, ответственность, совесть, достоинство, честь, которые отражают совокупность моральных побуждений, входящих во внутреннюю установку человека. Этот внутренний инструментарий сформировался у человека в пору становления социума и воспроизводится в индивиде каждого нового поколения.

3 группа -- идеал, добродетель, порок, которые отражают представления о диапазоне морального развития личности и тем самым образуют шкалу оценок этого развития на основании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств.

16. Принципы проф.пед.этики как формы выражения моральных ценностей.

Принцип (от лат. principium – начало, основа):

1) основное исходное положение мировоззрения, теории, учения, кодекса и т д.;

2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.

Первый принцип: соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми, проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.

Второй принцип: ориентироваться на общепринятые ценности морали, а также соблюдать стандарты культуры взаимоотношений, проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.

Третий принцип: выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.

17. Педагогическая деонтология, ее основные категории и принципы.

Принципы педагогической деонтологии – это исходные непререкаемые требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога и выполняющие функцию социальных ориентиров его поведения в различных системах взаимоотношений.

Основываясь на постулатах биоэтики, принятых на IV Всемирном конгрессе в г.Токио:

- необходимо признать автономию личности (personal autonomy), т.е. право каждого человека решать самому все проблемы, касающиеся его самого, его психики, эмоционального статуса и др.;

- необходимо соблюдать справедливость во всем;

- необходимо соблюдать принцип «Не наноси вред, а делай добро!», означающий с этической точки зрения оказание правильного влияния на человека, – мы определили следующие принципы педагогической деонтологии:

Принцип содействия гармоничному развитию воспитанника в соответствии с его природой, предполагающий постоянное повышение педагогом уровня своей квалификации, изучение им психологии каждого ученика с целью стимулирования у ребенка интереса к учению, активизации его познавательной деятельности, реализацию идей развивающего обучения.

Принцип справедливости, согласно которому педагог должен оценивать себя и всех участников учебно-воспитательного процесса по реальным заслугам и пропорционально затраченным усилиям.

Принцип благотворного влияния на ученика, без нанесения вреда его физическому и психическому здоровью. Данный принцип предполагает уважительное отношение педагога к каждому конкретному ученику, коллеге с учетом его индивидуальных особенностей, умение поставить себя на место партнера по общению и посмотреть на ситуацию с его позиции, а также умение найти преграду психосоматическим заболеваниям своих воспитанников, содействовать сохранению, закаливанию, укреплению здоровья, усвоение и внедрение в практику валеологической грамотности, приведение личностных качеств в соответствие с деонтологическими требованиями.

18. основные группы норм и стандартов этического поведения педагогов

Норма – это:

1. руководящее начало, правило, образец;

2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт;

3. установленная мера, средняя величина.

Различают общие и частные нормы педагогической этики.

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению академика РАН А.А. Гусейнова, которых должен придерживаться педагог, являются следующие.

Поставь себя на место ученика

Не суди Не лги. Не навреди

Основные группы стандартов поведения педагогов

1 группа – стандарты по отношению педагога к социуму:

2 группа – стандарты по отношению педагога к своим ученикам.

3 группа – стандарты по отношению к родителям и опекунам:

4 группа – нормы по отношению к коллегам по профессиональному «цеху» («по горизонтали»):

5 группа – нормы по отношению к администрации («по вертикали»):

6 группа – нормы по отношению к профессии:

7 группа – нормы, определяющие отношение педагога к самому себе («Я-сам»)

19. Ситуация морального выбора в деят-ти пед-га.

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения лич-ти в отношении принципов, решений и действий. Большое значение в осущ-нии мор.выбора играет субъективный фактор.Чел-ку приходится решать,не противоречат ли какие-то притягательные для него ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности. Выбор может быть связан: - с самой сис-мой ценностей; - выбор может касаться конкретного поступка.Осн.виды ситуаций нрав.выбора: 1)выбор между нрав.и безнрав.поведением (злоупотребления пед-гом:1.неуметсные отношения с учащимися-это физ.насилие,сексуаль.отношения,совместное распитие спирт.напитков; 2.нарушение четко сформулированных правил; 3.невыполнение обязанностей; 4.унижение уч-ся; 5.навязывание уч-ся личного мения,точки зрения,не связанных с темой; 6.нарушение конфеденциальности,вторжение в личную жизнь; 7.вовлечение уч-ся в неэтичное поведение; 8.обман уч-ся и род-лей; 9.принятие подарков и знаков внимания. 2)выбор между разными видами нрав.поведения: 1.выбор между долгом и склонностями. 2.выбор между своими и чужими интересами(нрав.эгоизм и альтруизм); 3.выбор между личными убеждениями и обществ.мнением; 4.между различными видами обязанностей лич-ти.

20.Поступок как деят .компон. проф.мор. пед-га. Мор.выб.м.рассм. в шир., узком см-е слова.

В узком смысле – это выбор конкретного поступка.

Поступок – это мотивированное действие или бездействие специалиста, которое имеет последствия для других людей, и поэтому может быть оценено в критериях добра и зла. Имеет сложную структуру, каждый элемент которой может получить оценку с точки зрения соответствия моральным ценностям. В поступке моральное требование соотносится с обстоятельствами, в соответствии с целью определяются средства ее достижения, обеспечивается согласованность мотива и результата.

Мораль педагога

М.созн-я↔М.повед-я (ПОСТУПОК)↔М.отнош-я
Ценности Нормы Принципы Идеалы

Поступок: намерен.→мотив→цель→средства достиж.цели→поступок→результ. поступка→оценка результ. постпка.

21. Дилеммы в деят.педагога, их причины и пути разрешения.

Моральная дилемма – это ситуация, при которой выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. Представляет собой проблемную ситуацию, выход из которой предполагает лишь два взаимоисключающих решения, причем оба эти решения не являются безупречными с моральной точки зрения.

Моральные дилеммы в педагогической работе возникают в связи с тем, что ее субъекты имеют различные, но равновесные интересы, требования и ценности.

Некоторые делемы:

Знание или достоинство ученика.

Конфиденциальность или интересы общества.

Необходимость говорить правду или интересы ребенка. Некоторые педагоги считают возможным, а в некоторых ситуациях даже необходимым скрывать правду от родителей ребенка или искажать ее. Подобные действия могут быть связаны с защитой ребенка от жестокого обращения с ними в семье или его социальном окружении.

  1   2   3


написать администратору сайта