Ответы к кандидатскому экзамену по философии. 1. Философия и наука, их взаимосвязь и различие
Скачать 489.28 Kb.
|
Доклассическое естествознаниеОбъект науки - мегамир. Мегамир (от греч. megas - большой мир) - то же что макрокосмос, Метагалактика, Вселенная; мир за пределами нашей Солнечной системы, для изучения объектов астрономии и астрофизики. Идеал науки - знания ради знания. Наблюдения являются основным методом познания. Единство субъекта и объекта, т.е. подобное познается подобным. Макрокосм. Субъект и объект едины. Научная картина мира носит интегративный характер. Для этого этапа характерны геоцентризм и гелиоцентризм. Геоцентризм (от греч. ge - Земля и лат. centrum - центр) - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира. Со времени Коперника утвердился гелиоцентризм, считающий центром Солнце. Философские основы науки - философия наука наук. Для этого этапа характерен интуитивно диалектический стиль мышления. Единство знаний о природе и человеке. Антропокозмизм - человек часть мирового процесса. Классическое естествознаниеОбъект науки - макромир - Земля и ближний космос. Идеал науки - знание это сила, а не насилие над природой. Характерен индуктивно-эмпирический подход. Известна только одна форма движения - перемещение в пространстве. Противопоставление субъекта объекту. Человек начинает преобразовывать мир. Познание не исключает практической направленности. Известны три формы (состояния) вещества. Научная картина мира классическая механика Ньютона. Характерен гелиоцентризм, считающий центром Солнце. Представление о божественном сотворении мира и объектов, мир представляет четко слаженный механизм. Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Т.е. причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются. Известные философы этого периода Декарт, Бэкон. В это период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Отрицание внутренних противоречий в системе научного знания. Усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы. Неклассическое естествознаниеОбъект науки - микромир - совокупность элементарных частиц. Происходит взаимосвязь эмпирического и рационального способов познания. Идеал науки - зависимость субъекта от объекта познания. Трактовка событий зависит от субъекта. Сочетание теоретической и прикладной направленности науки. Научная картина мира формируется из частных научных картин мира (физическая картина мира, биологическая картина мира). С развитием дисциплин появляются науки на стыке форм: физическая химия, биохимия и т.д. В настоящий момент существует около 2500 наук. Философские основы науки - стиль естественного научного мышления. Учитывается человеческий фактор в процессе познания. Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д. Постклассическое естествознаниеОбъект науки - мега-макро-микромир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровней познания. Идеал науки - аксиологизация науки (что ценно, а что нет). Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Повышение степени фундаментального научного знания. Научная картина мира идет процесс формирования общей научной картины мира. Преобладает представление о глобальной эволюции. Развитие - это атрибут всех форм реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве. Сознание присуще не только человеку. Философские основы науки - синергетика и синергетический стиль мышления. Процессы развиваются нелинейно, интегративно. Единство естествознания, наукознания и гуманитарного знания. Антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Антропный принцип - известен в "мягкой" и "жесткой" формулировках. Основная суть состоит в том, что Вселенная, входя в заключительной фазе своей эволюции в стационарный режим, стремится к самоосознанию себя, а потому, нуждаясь в рефлексии (самоотражении), создает человека, выполняющего эту функцию. Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д. Синергетика (греч. synergos - совместно действующий) - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Термин " Синергетика." стал активно использоваться в советской литературе после публикации на рус. языке работы Г. Хакена "Синергетика" (М., 1980), в которой он обозначил этим понятием совместный целостный, или кооперативный, эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При этом необходимы два условия: во-первых, система должна быть открытой, т.е. взаимодействовать с окружающей средой; во-вторых, число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом. Синергетика решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять мн. философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении материи. Объективной основой преемственности в науке является то реальное обстоятельство, что в самой действительности имеет место поступательное развитие предметов и явлений, вызываемое внутренне присущими им противоречиями. Воспроизведение реально развивающихся объектов, осуществляемое в процессе познания, также происходит через диалектически отрицающие друг друга теории, концепции и другие формы знания. Очень образно этот процесс описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: "...Создание новой теории не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожиданные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя она кажется меньше и составляет крохотную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта". В этом процессе "восхождения на гору" содержание отрицаемых знаний не отбрасывается полностью, а сохраняется в новых концепциях в "снятом" виде, с удержанием положительного. Новые теории не отрицают полностью старые, потому что последние с определенной степенью приближения отображают объективные закономерности действительности в своей предметной области. История науки показала, что, например, "...в физике более поздние этапы ее развития вовсе не сводят к нулю значение более ранних стадий, а лишь указывают границы применимости этих более ранних стадий, включая их как предельные случаи в более широкую систему новой физики". Диалектическое отношение новой и старой теории в науке нашло свое обобщенное отражение в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Согласно данному принципу, смена одной частнонаучной теории другой обнаруживает не только различия, но и связь, преемственность между ними. Новая теория, приходящая на смену старой, в определенной форме - а именно в качестве предельного случая - удерживает ее. Так, например, обстояло дело в соотношении "классическая механика - квантовая механика". Поэтому, по словам Эйнштейна, "лучший удел" какой-либо теории состоит в том, чтобы указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем. При этом новая теория выявляет как достоинства, так и ограниченность старой теории и позволяет оценить старые понятия с более глубокой точки зрения. Философско-методологическое значение принципа соответствия состоит в том, что он выражает диалектику процесса познания, перехода от относительных истин к абсолютной, преемственность в развитии знания, диалектическое отрицание старых истин, теорий, методов новыми. Причем теории, истинность которых установлена для определенной группы явлений, с построением новой теории не отбрасываются, не утрачивают свою ценность, но сохраняют свое значение для прежней области знаний как предельное выражение законов новых теорий. Вот почему успешно строить новый мир идей и знаний можно, лишь бережно сохраняя все истинное, ценное, оправдавшее себя в старых теоретических концепциях. Одна из характерных особенностей "драмы идей" в физическом познании (и не только в нем) заключалась в том, что "успеха в прокладывании новых путей добивались именно те физики, которые соединяли в себе два необходимых качества: 1) чувство нового: они видели новые данные опыта, требующие изменения устоявшихся взглядов, они не отмахивались от нового. Они активно искали пути объяснения новых фактов, не останавливаясь перед изменением устоявшихся теорий; 2) бережное уважение к наследию старого: эти физики понимали, что в физике XIX века должно сохраниться все ценное, оправдавшее себя на опыте и практике". Только таким способом может быть обеспечен прогресс в развитии науки. В процессе развития научного познания возможен обратный переход от последующей теории к предыдущей, их совпадение в некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в законы классической при условии, когда можно пренебречь величиной кванта действия, а законы теории относительности переходят в законы классической механики при условии, если скорость света считать бесконечной. Так, В. Гейзенберг отмечал, что "релятивистская механика и в самом деле переходит в ньютоновскую в предельном случае малых скоростей... Мы, стало быть, и сегодня признаем истинность ньютоновской механики, даже ее строгость и общезначимость, но добавляя "везде, где могут быть применены ее понятия", мы указываем, что считаем область применения ньютоновской теории ограниченной" . Таким образом, любая теория должна переходить в предыдущую менее общую теорию в тех условиях, в каких эта предыдущая была установлена. Поэтому-то "ошеломляющие идеи" теории относительности, совершившие переворот в методах физического познания, не отменили механики Ньютона, а лишь указали границы ее применимости. На каждом этапе своего развития наука использует фактический материал, методы исследования, теории, гипотезы, законы, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их продолжением. Поэтому в каждый определенный исторический период развитие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производства и социальных условий, но и от накопленного ранее запаса научных истин, выработанной системы понятий и представлений, обобщившей предшествующий опыт и знания. Как бы ни был гениален ученый, он так или иначе должен исходить из знаний, накопленных его предшественниками, и знаний современников. Известна знаменитая фраза Ньютона: "Я стоял на плечах гигантов". При выборе объектов исследования и выводе законов, связывающих явления, ученый исходит из ранее установленных законов и теорий, существующих в данную эпоху. Как в этой связи отмечал Д. И. Менделеев, истинные открытия делаются работой не одного ума, а усилием массы деятелей, из которых иногда один есть только выразитель того, что принадлежит многим, что есть плод совокупной работы мысли. Важный аспект преемственного развития науки состоит в том, что всегда необходимо распространять истинные идеи за рамки того, на чем они опробованы. Подчеркивая это обстоятельство, крупный американский физик-теоретик Р. Фейнман писал: "Мы просто обязаны, мы вынуждены распространять все то, что мы уже знаем, на как можно более широкие области, за пределы уже постигнутого... Это единственный путь прогресса. Хотя этот путь неясен, только на нем наука оказывается плодотворной". Таким образом, каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом и каждый ее последующий этап закономерно связан с предыдущим. Заимствуя достижения предшествующей эпохи, наука непрерывно движется дальше. Однако это не есть механическое, некритическое заимствование; преемственность не есть простое перенесение старых идей в новую эпоху, пассивное заимствование полностью всего содержания используемых теорий, гипотез, методов исследования. Она обязательно включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой органическое единство дух моментов: наследования и критической переработки. Только осмысливая и критически перерабатывая знания предшественников, ученый может развивать науку, сохраняя и приумножая истинные знания и преодолевая заблуждения. Процесс преемственности в науке (но не только в ней) может быть выражен в терминах "традиция" (старое) и "новация" (новое). Это две противоположных диалектически связанные стороны единого процесса развития науки: новации вырастают из традиций, находятся в них в зародыше; все положительное и ценное, что было в традициях, в "снятом виде" остается в новациях. Новация (в самом широком смысле) - это все то, что возникло впервые, чего не было раньше. Характерный пример новаций - научные открытия, фундаментальные, "сумасшедшие" идеи и концепции - квантовая механика, теория относительности, синергетика и т.п. Формулируя новые научные идеи, "мы должны проверять старые идеи, старые теории, хотя они и принадлежат прошлому, ибо это - единственное средство понять значительность новых идей и пределы их справедливости". Традиции в науке - знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных науках и научных дисциплинах. Множественность традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них. А они могут быть как позитивными (что и как воспринимается), так и негативными (что и как отвергается). Жизнеспособность научных традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями ученых в новых условиях. 23. Мировоззренческие, логико-методологические и ценностно – культурные основания наук. Идеалы и нормы научного исследования. Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет собственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму деятельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный институт. Наука как особый вид деятельности, направлена на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Она помещена в поле целеполагания и принятия решений, выбора и признания ответственности. Наука как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, стремится обеспечить себе зону автономии и быть нейтральной по отношению к идеологии и политическим приоритетам. Истина – основная цель и ценность науки. Истина предстает основой. Дж. Берна отмечал, что наука предстает как:1)институт;2)метод;3)накопления традиций знаний;4)фактор развития производства;5)наиболее сильный фактор формирования убеждений и отношений человека к миру. К основаниям науки относят фундаментальные принципы, понятийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тогда, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную картину мира, следовательно, научная картина мира является фундаментальным основанием науки. Наука сегодня развивается с учетом глубокой специализации, а также на стыках междисциплинарных областей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают определенным стандартам и опираются на четко выверенные основания. В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философские основания. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на непрерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки. Однако история науки свидетельствует, что научное развитие предполагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумулятивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о несоизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а используют разнообразные принципы и способы обоснований. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов». Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения. Истоки альтернативных концепций коренятся в различных мировоззренческих и методологических позициях ученых. Система идеалов и норм распадается на:1. Идеалы и нормы объяснения и описания;2. Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания;3. Идеалы и нормыпостроения и организации знания. Идеалы и нормы имеют двоякое определение: они зависят как от специфики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связаны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять. Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы. Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли правомерно, они в большей мере выступают как ориентир. В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познавательного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реализуется как предельно-совершенное состояние, как, например, идеал истины, либо идеал гуманитарно-ориентированного использования науки. В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформациям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец знания. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как например, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания. Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский процесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и формулировку проблемыкак исходного пункта исследования. Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция систематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценностей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-теоретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений. Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выполняют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельности. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и накладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в самой тактике построения научного исследования. |