Главная страница
Навигация по странице:

  • 32. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

  • Ответы к кандидатскому экзамену по философии. 1. Философия и наука, их взаимосвязь и различие


    Скачать 489.28 Kb.
    Название1. Философия и наука, их взаимосвязь и различие
    АнкорОтветы к кандидатскому экзамену по философии.docx
    Дата27.04.2017
    Размер489.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы к кандидатскому экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #5998
    страница17 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

    1) по количественному критерию

        а) единичные (нынешняя королева Англии)

        б) общие

        в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат)

    2) по характеру признаков

        а) положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака

        б) отрицательные

    3) по характеру мыслимых в понятии предметов

        а) абстрактные понятия

        б) конкретные (студент, атом).

    Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют:

        а) совместимые – признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант)

        б) несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).

    Виды совместимости:

    1 Равнозначные (равноугольный треугольник и равносторонний),

    2 Понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

    Виды несовместимости:

    1 Противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается этими понятиями.

    2 Противоположные (высокий и низкий).

    3 Соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и квадрат).

    Операции с объемами понятий (классов)

    1 пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, которые входят как в первый так и во 2 классы;

    2 объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и только те предметы, кот. входят по крайней мере в один из исходных классов;

    3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х, кот. не входят в класс WxA(x).

    4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят во 2 класс.

    Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.

    Суждение

    Всякое знание существует в логической форме суждения. Суждение - это мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат, связку Суждение - это мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете действительности и кот. объективно является либо истинной, либо ложной и при этом одной из двух. Субъект суждения - это понятие о предмете суждения. Отношения между предметами и явлениями действительности выражаются в суждении об отношениях. ("Мораль возникла раньше религии") Сложными называются суждения, в которых можно выделить правильные части, являющиеся суждениями. Основные виды сложных суждений:

    1. соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом "и";

    2. разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых суждений логическим союзом "или".

    3. условные - сложные суждения, образованные при помощи логического союза "если ... то".

    4. эквивалентности - сложные суждения, образованные посредством связи двух или более суждений логическим союзом "если и только если ..., то", "тогда и только тогда ..., когда..."

    5. суждение с внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается отсутствие некоторой ситуации ("неверно, что...).

    В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного суждения. В единичном выделяющем суждении выделяющая характеристика относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов.(Толстой -автор романа"Анна Каренина"). В частновыделяющем суждении выделяющая характеристика относится к некоторым предметам известного класса. В обществе выделяющем суждении выделяющая характеристика относится к каждому предмету класса. Исключающие суждения - общие суждения, в котором исключается часть предметов, не обладающих признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса. ("Всякое общество, за исключение первобытного, является классовым").

    Умозаключение

    Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений:

    1) непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения;

    2) опосредованные – содержат более чем одну посылку. Виды непосредственных умозаключений: по логическому квадрату, модальности, умозаключение превращения, обращения, противопоставления предикату.
    32. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

    Науки о природе и науки о культуре – это названия самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой философии на рубеже XIX и XX вв. лидерами баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического (познавательного и научного) статуса социально-гуманитарных дисциплин, который не совпадает с мировоззренческими и методологическими основаниями естественно-научного знания.

    С точки зрения этих мыслителей, цель науки о природе – получение объективного знания о внешней действительности. Такое знание основано на законах причинности, независимых от человека, от субъекта познания. Науки о природе ориентированы на познание общих, повторяющихся (закономерных) черт изучаемого явления и группируются вокруг одной основной науки – механики.

    Науки о культуре сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они проникают в телеологические (целе-сообразные, т.е. сообразные с целями человека) связи и пытаются реконструировать исторические образования по телеологическому (от греч. telos – цель, logos – учение) принципу, определяя конкретные смыслы, зафиксированные в явлениях культуры. Для наук о культуре не может существовать какой-либо определенной основной науки, но есть возможность объединения, которую дает понятие "культуры".

    Науки о культуре являются идиографическими (от греч. idios – особенный, grapho – пишу), т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы, науки о природе – номотетическими (от греч. nomos– закон), т.е. законоустанавливающими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Номотетические науки (физика, биология и др.) в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия.

    Существенный вклад в исследование этой проблемы внес немецкий философ и историк культуры В. Дильтей – представитель "философии жизни", основоположник школы "истории духа". Понимание жизни в его философской концепции легло в основу деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие ("науки о духе") – жизнь людей. В. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным наукам.

    Вместе с тем В. Виндельбанд и Г. Риккерт считали деление наук на естествознание и "науки о духе" не вполне удачным, а материальное различие природы и духа, которое акцентирует внимание на связи гуманитарных дисциплин преимущественно с психическими явлениями (как это происходит у В. Дильтея), они полагали отнюдь не главным критерием деления. Оба мыслителя предложили исходить в классификации отраслей научного познания из различий не предметов наук, а их основных методов. В связи с этим различие наук о природе и наук о культуре (у В. Виндельбанда – номотетических и идиографических наук) объясняется неокантианцами противоположностью их методов (у Г. Риккерта – генерализирующий и индивидуализирующий методы). Неокантианцы сосредоточивают внимание не на содержательной специфике наук о природе и наук о культуре, а на различиях в самом процессе упорядочения и переработки содержательного материала, т.е. на различиях соответствующих форм мышления, на методах исследования.

    Такое разделение привело к тому, что в рамках исследования "наук о культуре" центральное место стало занимать понятие "ценности". Наиболее рельефно выразил специфику социально-гуманитарного познания на основе принципа отнесения к ценностям Г. Риккерт. Он указывал на следующие основные особенности социально-гуманитарного познания:

    – его объект – культура (а не природа), т.е. совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи, а непосредственный предмет его исследования – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;

    – объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны, поэтому его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, материальных остатков прошлого и др.;

    – для наук о культуре характерен идиографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей важнейших исторических фактов, а не их генерализация (т.е. построение общих понятий и выявление объективных законов), что характерно для номотетического метода естествознания; именно поэтому абстракции и общие понятия в гуманитарном познании выступают как вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не являются самоцелью, как в естествознании;

    – социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;

    – в социальном познании необходим постоянный учет всех субъективных моментов; если единство естественных наук обусловлено классической механикой, то единство гуманитарного знания – понятием "культура".

    Специфику социально-гуманитарного знания Г. Риккерт рассматривает на примере исторического познания и выделяет следующие аспекты взаимосвязи культуры и ценностей, принципиально важные как для исторической науки, так и для социально-гуманитарного познания вообще.

    1. "Культура в силу своего духовного характера не может быть подчинена исключительному господству естественных наук". Более того, он считает, что естественно-научная точка зрения подчинена культурно-исторической, хотя бы потому, что естествознание – "исторический продукт культуры".

    2. Исследовательский интерес при анализе явлений и процессов культуры направлен на особенное и индивидуальное. Именно поэтому "в исторических науках о культуре мы не можем стремиться к установлению его общей “природы”, а, наоборот, должны пользоваться индивидуализирующим методом". Этот метод находится во внутренней связи с ценностным отношением к реальности, поскольку ценность конкретного явления культуры непосредственно связана с признанием его неповторимости, уникальности, незаменимости. "В явлениях культуры, представляющих собою блага, всегда должна участвовать оценка, а потому вместе с ней и духовная жизнь".

    3. Исследование культурных процессов является научным только тогда, когда оно, во-первых, не ограничивается простым описанием единичного, а принимает во внимание индивидуальные причины и подводит особое под общее, используя "культурные понятия", во-вторых, когда при этом руководствуется "ценностями, без которых не может быть вообще исторической науки <...> Только благодаря принципу ценности становится возможным отличить культурные процессы от явлений природы с точки зрения их научного рассмотрения".

    При этом "исторически-индивидуализирующий метод отнесения к ценностям" Г. Риккерт отличает от оценки. Оценивать – это значит высказывать похвалу или порицание. Отнесение к ценностям не означает ни того ни другого. "Оценка объективной ценности есть нечто совсем иное, чем историческое отнесение к ценности, ибо в противном случае одни и те же объекты не могли бы быть для одного изложения важными, для другого нет".

    Именно метод отнесения к ценностям и выражает сущность исторических наук о культуре, позволяя отличить здесь важное от незначительного. Г. Риккерт полагает, что и естественные, и социально-исторические науки, поскольку это науки, могут и должны избегать оценок: "Индивидуализирующая история, так же, как и естествознание, может и должна избегать оценок, нарушающих ее научный характер. Лишь теоретическое отнесение к ценности отличает ее от естествознания, но оно никоим образом не затрагивает ее научности".

    4. Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и исторических понятий "представить исторические явления как стадии ряда развития", иначе говоря, необходимо подходить к таким явлениям конкретно-исторически, как к "процессам" культуры. Различая понятия "историческое развитие" и "прогресс", Г. Риккерт характеризует прогресс как "повышение в ценности (Wertsteigerung) культурных благ, и поэтому всякое утверждение относительно прогресса или регресса включает в себя положительную или отрицательную оценку".

    5. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Однако это не означает, что у них отсутствует "возможность сомкнуться в одно единое целое". Такую возможность обеспечивает им понятие культуры, "определяющее их объекты и являющееся для них руководящим принципом при образовании ими исторических понятий". "Итак, единство и объективность наук о культуре, – подводит итог Г. Риккерт, – обусловлены единством и объективностью нашего понятия культуры, а последняя, в свою очередь – единством и объективностью ценностей, устанавливаемых нами".

    6. По сравнению с естествознанием исторические науки, по мнению Г. Риккерта, отличаются большей субъективностью, и важную роль в этих науках играют такие факторы, как интерес, ценность, оценка, культура. "Вместе с различием связи, т.е. с различием руководящих ценностных точек зрения, со стороны которых историк рассматривает свой объект, может варьироваться также и “акцент”, т.е. значение объекта для различных отдельных историй". Напротив, законы "генерализирующего естествознания" объективны, и, хотя они являются продуктами определенной культуры, по существу от этой культуры не зависят.

    7. В методологическом плане, т.е. "со всеобщеисторической точки зрения, объединяющей все частичные исторические исследования в единое целое всеобщей истории всего культурного развития, не бывает исторической науки без философии истории", которая и выступает в качестве общего мировоззренчески-методологического основания всех наук о культуре.

    Таким образом, неокантианцы, противопоставляя социально-гуманитарное знание естествознанию, акцентируют внимание на методологических аспектах научного познания.

    Что касается В. Дильтея, то он проблематику специфики историко-гуманитарного знания не сводит к методологическим вопросам. Так, для Г. Риккерта отличие сферы "природы" от сферы "истории" носит исключительно формальный характер: эти сферы познаются по-разному не в силу их онтологических свойств (т.е. бытийственных характеристик объекта познания), а в силу того, что при их познании применяются разные логические средства. У В. Виндельбанда такое различение предстает в виде дихотомии номотетических и идиографических методов.

    У В. Дильтея различие двух типов познания носит предметный характер: ученый-гуманитарий имеет дело в известной мере с другой действительностью, нежели та, с которой имеет дело естествоиспытатель. Если для неокантианства "наука о культуре", по сути, тождественна истории как науке, то В. Дильтей рассматривает гуманитарное познание в качестве высоко дифференцированной целостности. К области "наук о духе" он относит, наряду с историей, филологию, искусствознание, религиоведение и т.д.

    В сфере методологии В. Дильтей не сводит метод гуманитарного познания только к "индивидуализирующим" процедурам историографии. Наряду с "историческими", он выделяет "системно-теоретические" и "культурно-практические" методы гуманитарных наук.

    Сфера познания культурно-исторического мира в неокантианстве определена рамками "философии ценностей": культура предстает как мир ценностей в их статическом и динамическом аспектах. Предлагаемая В. Дильтеем категория "жизнь" методологически представляется более адекватным средством теоретического "схватывания" культурной реальности.

    Тем не менее идеи В. Дильтея во многом дополняют позиции неокантианства.

    В середине XX в. исследовательский интерес к проблеме различий между социально-гуманитарным и естественно-научным знанием, составляющими ядро соответствующих типов современных культур: естественно-научной культуры и социальногуманитарной культуры – активизировался в связи с выходом книги американского исследователя Ч. Сноу "Две культуры", в которой остро поставлена проблема угроз, проистекающих от нарастающего разрыва между социально-гуманитарной и естественно-научной культурами современного общества1.

    Аргументы неокантианства и философии жизни в пользу обособления двух типов научного знания схематически представлены в табл. 6.1.

    Таблица 6.1. Критерии различения гуманитарного и естественно-научного знания в неокантианстве и философии жизни

    Критерий

    различения

    Естественные науки (науки о природе, номотетические науки)

    Гуманитарные науки (науки о духе, науки о культуре, идиографические науки)

    Объект исследования

    Природа

    Человек, общество, культура

    Характер объекта исследования

    Материальный, относительно устойчивый

    Больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый

    Объективные

    законы

    Присутствуют в объекте

    Отсутствуют

    Цель познания

    Обнаружение законов в объекте исследования

    Описание индивидуальных и уникальных характеристик объекта исследования

    Характер методологии

    Генерализирующий

    (обобщающий)

    Индивидуализирующий

    Ведущий метод

    Номотетический

    Идиографический

    Ведущая функция

    Объяснение (истины доказываются)

    Понимание (истины истолковываются)

    Влияние ценностей

    Стремление к "свободе от ценностей"

    Реализация принципа "отнесения к ценностям"

    Антропоцентризм

    Изгоняется

    Неизбежен

    Взаимоотношения субъекта и объекта познания

    Строго разделены

    Частично совпадают

    Количественно

    качественные

    характеристики

    Преобладание количественных оценок

    Преобладание качественных оценок

    Применение экспериментальных методов

    Составляет основу методологии

    Затруднено

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта