изо шп. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника. Искусство
Скачать 84.3 Kb.
|
- наглядные (показ, демонстрация); - словесные (беседа, объяснение); - практические (упражнения, выполнения). В ИЗО используют такую классификацию методов, предложенную Лернером и Скаткиным: 1 информационно-рецентивные (наглядно-иллюстративный); 2 репродуктивный (повторение копирование способа действия); 3 исследовательский (анализ и изучение какого-либо объекта живой или неживой природы) и эвристические методы (самостоятельное открытие какого-либо явления, сделанного ребенком); 4 метод проблемного содержания (не используется в дошкольном возрасте, а только с 10-12 лет). 18. Формы организации изобразительной деятельности в дошкольном учреждении. В детском саду изо деятельность включает такие виды занятий, как, рисование, лепка, аппликация и конструирование. Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Выделяю три основные формы совместной деятельности детей: а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников. .в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. 19. Особенности детского изобразительного творчества. Рисование – один из самых распространенных видов творчества в детстве. Изобразительное творчество детей, как отмечал Л.С Выготский, является превалирующим в дошкольном и младшем школьном возрасте. Оно проходит в своем развитии несколько типических стадий. Первая стадия – стадия первичных черточек, «каракулей». Ребенка интересует сам процесс. Ребенок любит разглядывать готовые картинки, а сам рисует «абстрактные каракули», до тех пор пока не попробует скопировать(при помощи взрослого или нет) что-либо из готовых образцов. Вторая стадия – стадия схематических рисунков, когда в нарисованные предметы и явления ребенок вкладывает больше смысла, чем изображено на рисунке. Третья стадия - индивидуализированные рисунки, собственно осмысленное творчество, содержащее «план содержания» и «план выражения», идею и форму. Ребенок изображает что-то лично его тронувшее. Признаки детского изобразительного творчества: 1. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка-оно стихийно. 2. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели –его увлекает сам процесс. 3. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием длится до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место словесному искусству, интересу к тексту. 4. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. 20. Этапы творческой изобразительной деятельности. Творческая деятельность дошкольника имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности дошкольников: на первом этапе возникает, развивается, осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают. Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию; разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка, аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности все эти этапы сокращены во времени. 21. Характеристика способностей к изобразительной деятельности. Для изобразительного творчества дошкольника характерно: -создание художественного образа; -использование цвета, колорита как выразительного средства; -композиционное построение изображения (в рисунке, лепке, аппликации); -оригинальность; -изобразительная грамотность - это те умения и навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей постепенно подводит их к объективно достоверному изображению. 22. Педагогические условия формирования изобразительного творчества. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет. Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства . Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве.. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста. По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный). Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы. 23. Особенности детского рисунка как продукта художественного творчества. Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности детского творчества: -дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта субъективна - это первая важная особенность детского творчества; -процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата - это вторая особенность детского творчества; -ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам - это третья особенность детского творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество - это процесс создания новых ценностей. Творчество детей характеризуется тем, что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в котором активно открывает что - то новое для себя. 24. Развитие у детей способностей к изобразительной деятельности. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Характерным изобразительно-выразительным средством живописи мы считаем цвет. Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства . Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве.. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста. По сравнению с малышами в старшей и подготовительной группах педагог формирует у детей более дифференцированное отношение к цвету как к средству передачи настроения, чувств (цвет грустный, печальный, мрачный; цвет веселый, радостный, праздничный). Приемы формирования художественного восприятия различны: педагог использует беседы об искусстве, скульптуры, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности образы. 25. Художественная выразительность детского рисунка. Выразительность детского рисунка —это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Средства выразительности: цвет, линия, композиция, движение, ритм, симметрия, агглюцинация (склеивание), форма (в лепке), фактура, движение (жесты, позы). .Признаки детского рисунка: 1. Содержательность,2. Эмоциональность, непосредственность переживаний (цвета)3.Смелость детской графики4.Декоративизм 6. Прозрачность детского рисунка (прорисовывает предметы которые не видны на натуре).7.Антропоморфизм – очеловечение. 8. Гуманизм, оптимизм. 9 Выразительность 26. Психологические особенности детского рисунка. Очень часто детские рисунки сравнивают с произведениями искусства первобытных народов. Первобытное искусство также берет свои объекты из среды воспоминаний. Изображение человека и животных предшествует в первобытном искусстве так же, как и в рисунках детей, всяким другим изображениям: здесь отдельный человек, когда он изображается изолированно, даже в весьма совершенной стадии развития, всегда изображается en face(лицом), животное же в профиль, это обусловливается тем, что в воспоминаниях о человеке над всякими человеческими образами господствует воспоминание о переднем виде человека; наоборот животные представляются нашему взгляду чаще всего в профиль, то есть в положение при котором яснее всего видна их общая форма. Ребенок хочет первым долгом выразить то, что кидается ему в глаза в рисуемом объекте, что притягивает его интерес. Однако намерение сделать свою картину как можно более похожей на действительность едва заметно. Точно так же ребенок почти не поддается тому заблуждение, что его картина, похожа на действительность. 27. Характеристика обобщенных способов создания изображения детьми. Широко использована интеграции разных видов художественно-творческой деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, художественно-речевой. .На занятиях используются различные изобразительные материалы, нетрадиционные техники изображения, технические средства обучения, приемы релаксации, музыкально-пластической импровизации и др. Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными способами создания изображения, которые позволяют ребенку воплощать любое задуманное им изображение. Важно давать детям как можно больше разных техник, которые позволяют находить новые средства выразительности. Техника – бумажная пластика, которая является синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль – это природные, экологически безопасные продукты. Особенно нравится детям лепить из цветного соленого теста.Со средней группы, детей знакомят с техникой рисования акварельными карандашами. В работе с детьми использую разные изо материалы: мел, угольный карандаш, тушь, восковые мелки и масляную пастель и т.д. Гель с блестками – для яркости и выразительности. .Яркими, получаются работы, созданные акриловыми красками с помощью губки. 28. Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Наибольшее влияние изобразительная деятельность и в том числе её коллективные формы, оказывает на формирование у детей способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей, их чувства, переживания и, как следствие этого, совершенствование у детей способности сочувствовать другим людям. На этой основе появляется способность выделять и оценивать нравственные стороны отношения человека к жизни, понимать и оценивать доброжелательное отношение к себе и другим людям. И все это положительно сказывается на становлении внутренней позиции нравственной личности, на формирование у ребенка нравственно-эстетических качеств личности. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.п. Особенностью изобразительной деятельности, отличающие её от других видов художественного творчества детей, является то, что результат её (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображений. Его можно рассматривать, оценивать, сравнивать с ранее созданными, совершенствовать. В коллективной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого участника общей работы. Все это требует тщательного продумывания организации коллективной формы создания изображения, подбора содержания, интересного для всех детей, подбора наиболее эффективных методов и приемов руководства, т.е. правильного методического руководства этим видом работы.Это вид художественной деятельности особенно нравится детям. Вместе с тем он содержит в себе большие потенциальные возможности духовного развития ребенка 29. Занятие изобразительной деятельностью как форма обучения и разностороннего развития дошкольников. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. .Умственное воспитание. Изо деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Изо деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.Трудовое воспитание. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениям. Развитие руки ребенка очень важно для дальнейшего обучения письму в школе. Эстетическое воспитание. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. 30. Классификация характеристика занятий по изобразительной деятельности. Различают два типа занятий по изо: занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение), и на тему, выбранную каждым ребенком (по замыслу). Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями. В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий — закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.В средней группе повторение пройденного программного материала — закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий — развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения. Занятия на тему, предложенную воспитателем: •изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен прежде всего обратить внимание детей на решение учебных задач. •повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий — закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях. Цель этих занятий — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения. Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. 31. Виды и способы лепки в детском саду. Виды лепки в детском саду: предметную; сюжетную; декоративную. |