изо шп. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника. Искусство
Скачать 84.3 Kb.
|
1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника. Искусство – это творческое отражение воспроизведение действительности в худ. образах. Функции искусства: 1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - обработку разнообразного материала. 2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни. 3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления. 4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира. 5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение. 6. Коммуникативная, или искусство как общение. 7.Информационная, или искусство как передача сведений. 8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому. 9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние. 10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. 11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение. 2. Виды изобразительного искусства. Виды искусства – это исторически сложившиеся формы творческой деятельности. Общая классификация видов:1. Пространственные или пластические виды искусств. (Изобразительное искусство; Декоративно-прикладное; Архитектура; ) 2. Временные или динамические виды искусств.(Музыка; Литература.) 3. Пространственно-временные виды. (Хореография; Киноискусство; Театральное искусство.) Характеристика видов искусства: 1.Архитектура- это монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человека, отвечающих утилитарным и духовным потребностям общества.2. Изобразительное искусство – это группа видов худ-го творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность.Виды:- Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). -Живопись – это плоскостное изобр. искусство , специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность.Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. 3.Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей. 3. Жанры в разных видах изобразительного искусства. Жанр – это совокупность формальных и содержательных особенностей произведения искусства.Жанры в живописи: 1.Портрет – это жанр изобр. искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека, или группы людей.Основные требования к портрету: передача внешнего сходства; раскрытие внутреннего мира человека. Виды:- Парадный (показывает человека в полный рост, стоящим или сидящим);- Камерный (Изобр. человека по пояс или грудь);- Одиночный (1 человек изобр.; подвидом является автопортрет);- Групповой (2-е и больше людей).2.Исторический – жанр, который посвящен историческим событиям и персонажам. 3.Мифологический - жанр, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов.4.Батальный – жанр, специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспитывающий воинские доблести. 5.Бытовой – жанр, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека. 6.Пейзаж – жанр, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов различной местности. Виды: сельский, городской, архитектурный, индустриальный, морской, речной. 7.Анималистический – жанр, изображающий различных животных.Жанры скульптуры: 1.Портрет. Виды: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура(полное изобр.). 2.Бытовой. 3.Анималистический. 4. Средства изобразительного искусства. Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком. Общие и специальные изобразительные средства относительно каждого вида искусства: цвет, линия, форма, композиция, точка, штрих, контур, силуэт, фактура, пропорции, ритмичный ряд, симметрия, тон, светлость, колорит, объём, ритм, пропорции и пр.Выразительные средства в графике, живописи, пластике, в том числе акцентность, гиперболизм, индивидуальный стиль, манера, стилизация, декоративизм и т.д. 5. Композиция в изобразительном искусстве, ее разновидности. Композиция связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции создание художественного образа. Композиция означает составление соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой – либо идеей. В изобразительном искусстве композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением, необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции — создание художественного образа. Восприятие произведения также зависит от его композиции. Композиция бывает замкнутая и открытая. С помощью специальных приемов (многоярусного построения композиции, выбора кульминационного момента действия и др.) можно передать движение времени в картине.Основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции, следующие: передача движения (динамики), покоя (статики), учет пропорции золотого сечения, передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра. 6. Роль цвета в изобразительном искусстве взрослого и ребенка При худ., изображении цвет служит нам для того, чтобы опознавать видимое и экспериментировать с ощущениями, которые возникают, когда мы что-либо видим.Цвет выражает мысли и пробуждает эмоции. Один и тот же цвет воспринимается и оценивается по-разному.Цвет играет важную развивающую роль в воспитании и обучении дошкольников. Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу. Старшиедети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. В старшемдошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным. .Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора. Восприятие цвета очень индивидуально. Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения. В процессе взросления ребенок под воздействием современной реальной жизни может изменить свои предпочтения к цветам. 7. Живопись, ее разновидности и средства. Отбор художественных произведений для работы с детьми дошкольного возраста. Станковая живопись Выполняется на специальном станке – мольберте, отсюда и название: станковая. Станковая живопись выполняется в технике акварель, гуаши. Монументальная живопись –. тематика этих произведений: исторические события, героические подвиги, мифологические сюжеты. К монументальной живописи относятся фрески, мозаики, витраж.. Декоративная живопись– предполагает роспись предметов быта, посуды, мебели. Оформительско-декорационная – это ж-сь используемая с целью создания декораций, бутафории, эскизов для спектаклей, кино и т.д.Миниатюра -художественное произведение малых форм. Изначально миниатюрой назывались живописные украшения. .Эти миниатюры выполняются гуашью и акварелью. Отбор произведений. Перечень дан в программе «Пралеска». Но необходимо учитывать: Интересы детей: чем живут дети в данный момент, что их волнует. Наблюдения показывают, что наибольший интерес проявляется к натюрмортам и портретам. Принцип актуальности: Внесение произведения в обучение должно быть своевременным. Принцип доступности: произведение должно быть доступно по содержанию. Произведения должны выполнять воспитывающую и развивающую функцию: обогащать впечатлениями, воздействовать на эмоциональную сферу, вызывать положительные чувства. 8. Характеристика графических произведений. Графика— вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. В графике, в частности, в гравюрах, может использоваться большое число цветов. Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)Журнальная и газетная графикаПрикладная графика, (плакат и пр.)Компьютерная графика Промышленная графика. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков. 9. Характеристика скульптуры как вида искусства. Скульптура - вид ИЗО искусства, дающий объёмно-пространственное изображение материальных предметов и объектов (3-х мерное изобр ).Средства выразительности - объём, и форма, пластичность, фактура, композиция, цвет. Жанры – портрет (бытовой, исторический, анималистический), жанровые сценка, разнообразные символические и аллегорические изобр-я в рельефе (украш. архит. памятн.). Виды скульптуры I- 1) Круглая (обойти со всех сторон), 2) рельеф (имеет плоскость) а) горельеф(выступает более чем на 50%), б) барельеф (менее чем на 50%), в) контррельеф (врезается в плоскость). II – по назначению – монументальная (памятники – высокая степень обобщения, значительные размеры), - станковая (для выставок, музеев, украшение общественных зданий, не превышают натуральную величину), -скульптура малых форм или миниатюра (статуарная-статуэтки, бюсты, сувениры; прикладная- резка по драг. метал, слонов кости), садово-парковая скульптура (скамейки, фонтаны, фонари,беседки). Материалы: глина, пластик, пластилин, солёное тесто, камень, дерево, металл. Техника выполнения скульптурных произведений: Мягкая - лепка, ваяние. Твердая - резьба, выбивание, высечение, формовка, заливка, сварка. 10. Особенности архитектуры как вида искусства. Архитектура - это искусство возводить, проектировать архитектурные сооружения и их комплексы, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Виды архитектуры – градостроительство (не только строительство, но и реконструкция), -садово-парковая архитектура (беседки, арки). Виды сооружений: 1) промышленные (заводы, фабрики), 2) Общественные (магазины, театры), 3) Жилые (коттеджи, высотки), 4) Хозяйственно - бытового назначения (ангары, амбары, склады), 5) Мемориальные (триумфальные арки, храмы, мемориальные комплексы). Средства выразительности: объём, форма, декор, сомаштабность, соподченённость, ЭКО среда, фактура (использ. нескольких материалов), колористика. При создании проекта и строительства зданий учитывают 3 основных аспекта: 1) Интерьер (внутреннее пространство: цвет, свет, мебель, растения, зонирование и т.д.) 2) Экстерьер (внешнее), Эргономика (размеры). 11. Дизайн. Его разновидности и основные средства. Дизайн– это процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной дея-ти, возникшей в XX в. Цель создание целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, функциональна, экономична, удобна и при этом еще и красива. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и с точки зрения процесса функционирования. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия - смысл дизайна. Области дизайна - это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, графика, одежда и другое Изобразительные средства дизайна: точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Используемые материалы, которые можно объединить в следующие группы: древесина, металл, стекло, текстиль, пластические материалы и новейшие синтетические материалы. Виды дизайна: - промышленный (автомобильный), -архитектурный, -дизайн интерьера, - фито-дизайн, -дизайн одежды, - визаж, графический дизайн, ландшафтный, нэйл-дизайн (ногтевой), компьютерный. 12. Виды и национальные особенности декоративно-прикладного искусства Беларуси. ДПИ - это искусство создавать и декорировать предметы быта. .Виды:I) Монументально- декоративная – связана с архитектурой и окружающим пространством (садово-парковым). II) Декоративно –прикладное – это область декоративного искусства, направленная на создание худ. изделий, имеющих практическое значение в быту, отличающейся декоративной образностью. Разделяется на 1) Художественно-профессиональное 2) Традиционное 3) Оформительское искусство. Виды: соломоплетение, льноплетение, худ обработка дерева, металла, кожи; плетение из лозы, ткачество, роспись. К традиционным видам ДПИ в Беларуси можно отнести: лоскутная техника, ручная вышивка, белорусская кукла, вязание крючком, плетение из лозы, бересты, соломы. Так называемый соломенный паук - символ благосостояния и богатства - колядное украшение. Одним из самых распространенных видов народного творчества Беларуси является ткачество. Ткачество рушников. Он был неотъемлемой частью традиционных обрядов. В него заворачивали новорожденного, на нем подносили хлеб-соль, им украшали красный угол в доме, его использовали в свадебных обрядах, на нем раскладывали угощения, поминая ушедших в иной мир родственников. 13. Художественные методы создания произведений искусства. Детские художественные методы. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы. Методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: — метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений. — метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды; метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям. — метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Детские худ. методы делятся на – наглядные, - словесные, - практические, -игровые . Метод наблюдений От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей. Метод обучения характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка. К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа 14. Дидактические основы руководства изобразительной деятельностью детей Программа по ИЗО деятельности в каждой возрастной группе строится на основе общих задач воспитания и дидактических принципов, составляющих основу системы обучения. При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы. Построение программного материала от простого к сложному — один из основных дидактических принципов. Усложнение требований к изображению должно базироваться на постепенном развитии и уточнении представлений детей об окружающей действительности с учетом их возрастных особенностей. Принцип расположения материала от простого к сложному находит отражение и в отборе объектов изображения. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Принцип повторности осуществляется между предметными и сюжетными темами. Сюжетная тема может быть дана в том случае, если основные предметы, входящие в сюжет, дети уже изображали. В своей работе по руководству ИЗО деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей, наглядные пособия должны быть выполнены на высоком худож. уровне. 15. Подходы и принципы образовательной работы педагога в процессе руководства изобразительной деятельностью. Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений. Принцип повторности выражается и в концентрическом расположении программного материала. Умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются в других группах как в плане качества изображения, так и в плане выразительности образов. Принцип повторности соблюдается и между программами по разным, видам ИЗО деятельности. Умения, приобретенные в рисовании, помогут ребенку создать объемную форму в лепке и т. п. Умение передавать правильные пропорции предмета закрепляются и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Задача воспитателя — решить, в каком виде работы ребенку легче освоить какой-либо прием и в каких видах ИЗО деятельности затем закрепить его. Такое многократное повторение в разных вариантах одних и тех же умений способствует выработке правильных приемов работы и дальнейшему их развитию. При планировании занятий по ИЗО деятельности воспитатель должен учитывать требования программы. 16. Цели и задачи обучения дошкольников созданию изображения. Основной целью обучения ИЗО деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Одна из важных задач обучения ИЗО искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача. 17. Характеристика методов и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности. Под методами обучения изодеятельности понимают систему действий психолога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания определенного программой дошкольного образования. Прием обучения – отдельная деталь, составная часть метода. Методы и приемы находятся в единстве и могут переходить один в другой. Например, показ нового способа изображения – метод, а показ знакомого способа изображения – прием. Традиционно, все методы и приемы делятся на: |