изо шп. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника. Искусство
Скачать 84.3 Kb.
|
Предметная лепка в детском саду предназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. Сюжетная лепка в детском саду сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями. Декоративная лепка в детском саду. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно — красивому декоративному наполнению пространства. 32. Виды аппликации. Способы создания аппликационных работ. Аппликация – один из самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает моторику у детей, мышление, эстетический вкус и воображение. Аппликация из бумаги - самый привычный способ сделать красивую детскую поделку. Аппликации из семян и круп. Арбузные, тыквенные и кабачковые семечки лучше не выбрасывать, а немного подсушить и в дальнейшем использовать для создания чудесных аппликаций. Ещё нужны карандаши или же фломастеры, лист бумаги или кусок картона, ватман и клей – лучше всего для наших целей подойдёт ПВА. Сначала на ватмане или картоне нужно сделать рисунок с помощью фломастеров или карандашей, потом те места рисунка, на которых должна быть крупяная аппликация нужно щедро промазать ПВА, а затем посыпать выбранной крупой. Аппликации из соломки. Солома - известный поделочный материал. Игрушки из соломки и плётёнки, коврики и сумочки уже давно заняли свою нишу в прикладном искусстве. А об аппликации из соломки не знает только ленивый – ведь наверняка в каждом доме есть хоть одна рамочка или шкатулка, украшенная соломкой. Для того, чтобы работать с соломкой, нужно её подготовить должным образом – то есть, собрать в нужное время, затем отварить для получения гибкости и просушить. После этого необходимо срезать «узлы» соломки. После соломку разрезают и проглаживают утюгом для того, чтобы материал получил глянцевый, почти зеркальный блеск. Для того, чтобы получить различные оттенки соломы, нужно срезать её на различных стадиях зрелости – чем моложе солома, тем она светлее. Некоторые моменты работы должны выполнять только взрослые, но дети вполне могут вам помогать. Аппликации из сухих растений. Работая с сухими растениями, можно сделать аппликации на природную тематику – деревья из соцветий, грибы и яблоки из листьев. Такие занятия способствую развитию детского творчества, фантазии и моторики. Cоберите понравившиеся вам листья, цветочки и засушите их.Процесс сушки можно ускорить, взяв два листа газетной бумаги и положив между ними заготовки. Стоит только пару раз прогладить собранные материалы утюгом, и они будут готовы. 33. Виды конструирования в детском саду. Типы занятий. Основные способы создания творческих работ из разных материалов. Виды конструирования в детском саду В зависимости от материалf, различают: -конструирование из строительных материалов; -конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; -конструирование из природного материала. -конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры,) с очными размерами. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. 34. Организация изобразительной деятельности детей вне занятий. Закрепление ЗУН детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей. Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры. Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. 35. Эстетическое восприятие детьми изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, ДПИ). В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Живопись учит видеть красоту человеческих чувств, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведениях изобразительного искусства, сравнивать явления с реальной действительностью. И этим развивают их эстетические чувства. Дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации (графика), он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым. Свои чувства он ярко и непосредственно выражает в репликах, жестах, мимике.. При знакомстве детей с произведениями народного прикладного искусства перед воспитателем встает вопрос, в какой мере доступна детям обобщенность и условность образов народного искусства, как воспринимают они ее. Дети очень эмоционально и непосредственно проявляют свое отношение к декоративности, выразительности образов, красоте фактуры материалов народных произведений прикладного искусства, отвергая, как правило, натуралистичные и перегруженные декором образцы. 36. Диагностика выразительности детского рисунка. Выразительность – это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Выразительность — качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией. Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка. Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация — склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески. 37. Организация и методика руководства коллективной изобразительной деятельностью дошкольников. Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребёнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи и пр. Организация коллективной работы осуществляется в 3 этапа: 1. Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов. 2. Основной - выполнение работы. Задачи: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей. 3. Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой. Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей. Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке. 38. Методические особенности руководства декоративной деятельностью детей разных возрастных групп. Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях. Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет. Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется. Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. 39. Методические особенности проведения занятий по замыслу в каждой возрастной группе. Изображение литературных и музыкальных произведений – это всегда изображение по представлению (воображению). К занятиям по представлению относят и занятия по замыслу. В младшей группе в ходе предварительной подготовке к занятиям можно обыграть игрушки, доступные для самостоятельного изображения детей. Дети мл.в. чаще всего повторяют известные им изображения. Воспитателю важно побуждать малышей к предварительному обсуждению темы изображения, а затем предлагать материал. В средней группе дети более свободны и вариативны в поиске новых тем. Предварительные индивидуальные беседы с ними можно проводить накануне дня рисования, утром и на самом занятии. В этом возрасте дети способны к созданию выразительных образов. Дети пятого года жизни могут быть очень активны при анализе работ, способны замечать, чувствовать выразительность образов, некоторые склонны по собственной инициативе улучшить рисунок. Примерно половину занятий с детьми сред. возраста рекомендуется проводить на свободную тему. В старшей группе данный вид занятия планируется примерно 1-2 раза в месяц. Старшие дети более самостоятельны в предварительном замысливании и поиске способов изображения, целенаправленно выполняют замысел. Их замыслы разнообразны и оригинальны. В анализе работ старшие дошкольники более самостоятельны, способны замечать причины неудач. Дети сами готовят материал к занятию, выбирают его соответственно по замыслу. Старшие дети более смело, свободно, осмысленно используют различные средства выразительности. 40. Методика проведения занятий рисованием и лепкой с натуры. Изображение с натуры – возможность изображения дошкольниками предмета, явления в процессе его непосредственной точки обзора с целью как можно более точно и выразительной его передачи. Рекомендуется устанавливать натуру так, чтобы дети видели самую характерную сторону силуэта: на уровне глаз или чуть выше. Столы удобно расставить в шахматном порядке. Натуру надо представить интересно, чтобы вызвать эстетическое восприятие. Важно заинтересовать детей темой. Обследование натуры традиционно, однако следует подчеркивать ее индивидуальность и напоминать о необходимости передавать эти индивидуальные особенности. В затруднительных случаях педагог поясняет как можно простым карандашом сделать набросок, спланировать расположение отдельных частей изображения, наметив пропорции. Перед исполнительской частью деятельности полезно наметить с детьми последовательность изображения, напомнить технику рисования (лепки) и о необходимости сравнивать свою работу с натурой в процессе изображения. Анализ детских работ предполагает оценку их выразительности и точности передачи особенностей натуры. 41. Методика обучения детей способам и приемам лепки. Лепка - это вид изобразительной деятельности, в которой предметы передаются объёмно, трёхмерно, при помощи мягких пластических материалов (глина, пластилин, тесто). Лепка из твёрдых материалов называется ваяние. В детском саду используется в основном пластилин и глина. Лепкой начинают заниматься с 2 лет. Существует 3 способа лепки: 1. конструктивный – предмет делится из отдельных частей, затем скрепляется; 2. пластичный – лепка из единого куска, путём преобразования; 3. комбинированный – сочетание конструктивного и пластичного способов. Методы и приёмы. Детей распределяют на небольшие подгруппы, 5-6 человек. Занятие проводится 5-8 минут с каждой подгруппой. Со второй половины года занятия проводятся фронтально. Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей. 42. Методические особенности руководства лепкой в каждой возрастной группе. Лепка в первой младшей группе. Лепные работы детей характерны неотчётливой формой, потому, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё не развиты. В этот период в основном знакомят с глиной и производят с ней игровые действия (расплющивают, отрывают комочки). Перед детьми не ставится цель что-либо изобразить. Этот период называется до изобразительный. Под руководством воспитателя дети постепенно начинают изображать определённые предметы. Лепка во второй младшей группе. Дети этой группы, более подготовленные к занятиям по лепке. Занятия проводятся со всей группой (фронтально). Дети знакомы с материалом и знают, что можно лепить. Однако, ещё не существует связи между движением рук и формой (если шар, не сможет сообразить как его скатать). Лепка в средней группе. У детей пятого года жизни достаточно окрепла мышечная система рук, расширился словарный запас, и лучше понимают воспитателя. Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания). Лепка в старшей группе. К 6-ти годам дети накопили некоторый опыт в лепке. Их изделия стали более разнообразны, не только по содержанию, но и по способу изображения. В этот период начинается процесс окостенения кисти руки, крепнут мелкие и крупные мышцы. Благодаря этому появляется возможность для более точных и сложных действий из глины. Более устойчивым становится внимание, улучшается память, дети могут представить себе предмет лепить. Дети старшей группы больше лепят по представлению и по замыслу. 43. Методические особенности руководства рисованием в каждой возрастной группе. Главным принципом обучения детей является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. |