Главная страница
Навигация по странице:

  • Во второй младшей группе

  • 44. Методика формирования технических навыков рисования.

  • 45. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезания и создания аппликаций

  • 46. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах.

  • 47. Методика провед. разных видов занятий по изобразительной деятельности.

  • 48. Основные требования к показу способов изображения.

  • 2)пожелание

  • 49. Методич. особенности ознакомления детей с жанровой живописью

  • 50. Методические особенности проведения занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста.

  • 51. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе.

  • 52. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой.

  • Во второй младшей группе.

  • В подготовительной к школе группе.

  • 53. Ознакомление детей с разными видами декоративно-прикладного искусства.

  • 54. Методика проведения комплексных занятий по изо-деятельности.

  • 55. Развитие воображения детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

  • 56. Методика формирования у дошкольников графических умений (графические игры, упражнения).

  • 57. Методика руководства детской дизайн-деятельностью.

  • : плоскостной, объемный

  • изо шп. 1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника. Искусство


    Скачать 84.3 Kb.
    Название1. Функции изобразительного искусства в жизни общества и дошкольника. Искусство
    Дата26.03.2023
    Размер84.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаизо шп.docx
    ТипДокументы
    #1015645
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Первая младшая группа. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение. Во второй младшей группе используется художественное слово. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения настроя. Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка. Средняя группа. Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением. В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. Натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Творческая работа воображения может быть основана в первую очередь на богатстве опыта. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку. Образец. Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества.

    44. Методика формирования технических навыков рисования.

    Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным рисовать с разным нажимом.

    При рисовании кистью детей учат вести ее как всем ворсом, так и концом его для получения широких и тонких линий.

    Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (не выводить штрихи за пределы контура; закрашивать без просветов и т.д.).

    Они осваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета.

    Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.
    45. Методика обучения детей дошкольного возраста способам вырезания и создания аппликаций. Детей младшего возраста учат наклеивать готовые геометрические фигуры и изображения на бумагу. При этом показывают приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу. Наклеиваемое изображение плотно прижимается салфеткой. Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист,, дерево, гриб, цветок, птица); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий (Полет в космос,Птицы прилет); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Начиная с 4—4,5 лет дети учатся правильно держать ножницы и резать ими бумагу. В процессе работы участвуют обе руки: левая держит и поворачивает листок бумаги правая действует ножницами. Воспитанники овладевают следующими приемами: резание бумаги по прямой, наискось; закругление углов; вырезывание округлых предметов, сложенной вдвое; силуэтное вырезывание на глаз и др. Должны создавать аппликации и предметные, сюжетные и декоративные композиции.
    46. Методика проведения занятий по аппликации в разных возрастных группах.

    Приобщение начинается с первой млад­шей группы. Содержание работ: полу­объемная (из бумажных комочков); предметная аппликация, изображаются простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни.Действия усложняются. Задачи:

    1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате и т.д.

    2. Учить составлять из готовых форм про­стые предметы (елочка, домик, снеговик ).

    3. Учить ребят правильно держать ножницы.

    4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем.

    5. Формировать у детей осознанное отношение к поряд­ку выполнения работы: сначала выложить узор на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

    В средней группе.задачи:

    1. Учить вырезать детали из разных ма­териалов (бумага, ткань) простыми способами - отре­зать, разрезать, вырезать по контуру. 2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев. 3. Обогатить содержание аппликаций. 4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержа­ния можно дать трафареты. В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силу­этным, многослойным, а также техникой обрывания, пле­тения. могут комбинировать технику.

    47. Методика провед. разных видов занятий по изобразительной деятельности.

    В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
    Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета. Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки.

    48. Основные требования к показу способов изображения.

    Одни ученые полагают, что показ способов изображения — это своего рода диктовка со стороны взрослого, которая может отрицательно сказаться на развитии у детей творчества. Другие считают, что маленькие дети сами ничего не умеют и их всему надо учить. Третьи видят возможность обучения детей изображать различные объекты через развитие у них разнообразных формообразующих движений. Четвер­тые вообще стремятся избежать этого приема, советуя воспитателям использовать в работе с детьми иллюстрационный материал, наблюдения, «метод пассивных движений» и другие обучающие приемы и средства.

    1)пожелание:не злоупотреблять этим приемом. Пользовать­ся им очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изоб­ражения.

    2)пожелание:вместо прямого показа чаще используйте иллюстративный материал, выразительные игрушки, художественное слово и другие средства.

    3) пожелание: при показе ориентируйтесь не только на возраст детей, но и на психологические особенности ребят: у одних преобладает конструктивный способ изображения (все из отдельных частей), другие предпочитают целостный, третьим нравится обобщен­ность, декоративность в рисунке и т. д. Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональ­ной, речевой, двигательной активности детей, каждого  ребенка,  развитию  творческих  качеств  и   художественно творческих способностей Показ обусловлен, прежде всего, возрастом детей и особенностями изображаемого объекта.В младшем возрасте показ должен быть эмоциональным, игровым, а в старшем — это не нужно.
    49. Методич. особенности ознакомления детей с жанровой живописью. Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины. Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное.  Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь. Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения. Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания. Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине. Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ.
    Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

    50. Методические особенности проведения занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста.

    Чтобы успешно обучать детей конструированию, воспитатель, прежде всего сам владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками: хорошо знаком со всеми: строительными наборами, конструкторами, используемыми в работе с детьми, знает названия всех деталей и их конструктивные свойства, владеет техническими конструктивными умениями (делает перекрытия, замыкает пространство и т. п., делает выкройку, чертеж, складывает бумагу в разных направлениях и т. п., соединяет отдельные детали поделок различными способами — при помощи пластилина, клея и т. п.), умеет анализировать образец, предмет и т. д.Наряду с этим воспитатель владеет и всеми приемами обучения: умеет коротко и ясно объяснять задание, правильно показывать процесс сооружения постройки, изготовления игрушки, поделки, так, чтобы видели все дети, и т. д. Например, объясне­ние и показ постройки дома воспитатель начинает с сооружения задней (по отноше­нию к детям) стенки, а заканчивает передней. В противном случае готовая передняя стенка мешает детям видеть процесс возведения других. При показе процесса изготов­ления бумажной поделки по чертежу воспитатель использует чертеж больших раз­меров, чем у детей, и т. д. Всеми этими знаниями, умениями и навыками учащиеся овладевают на практи­ческих занятиях.

    51. Методические особенности рассматривания графических произведений в каждой возрастной группе.

    Графика также является одним из видов изобразительного искусства. По сравнении с живописью язык графического произведения более скупой, лаконичный и условный. В рисунке цвет не играет такой роли, как в живописи, так как рисунок может быть выполнен графическими материалами: карандашом, углем. Дети дошкольного образа постепенно, начиная с простейших штрихов, переходят к наиболее полному изображению предметов, явлений. Стремление передать цвет придает рисункам старших дошкольников яркость, сочность. Произведения графики обычно выполняются на бумаге.  В основе графического произведения лежит рисунок.  Средством художественного выражения в графике являются линия, соотношение белого и черного, светотень, тон. Графика не исключает применение цвета. В книжной иллюстрации, в плакате, в рисунке художник часто использует 2-3 цвета. Графика включает разные типы изображения.  Основная задача, которую решаем в младшем возрасте – вызвать у детей интерес и желание рассматривать картинки в книгах, называть изображенные предметы. В средней группе через восприятие иллюстраций вводим детей в мир условных, графических образов, объясняем и показываем как одни и те же предметы по разному изображают художники. Старшие дошкольники способны понять станковую (рисунки и эстампы, используемые для оформления помещений) и массово-агитационную графику (плакаты, этикетки на коробках и т.п.). Дети 5-6  лет не просто узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначение этого произведения, улавливают сюжетную линию.
    52. Ознакомление детей разных возрастных групп со скульптурой.

    В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

    Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

    В средней группе. Знать некоторые народные игрушки, уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

    В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

    В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства). Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

    53. Ознакомление детей с разными видами декоративно-прикладного искусства.

    В младшем возрасте знакомство с доступными видами изобразительного искусства, в том числе декоративно - прикладного искусства; формируется художественное восприятие: форма, детали, цвет, выразительность.

    В средней группе закрепляются навыки ритмичного повторения элементов узора, дети учатся симметрично располагать его на бумаге, имеющей форму квадрата (салфеточки, платочки), круга (тарелки, блюдечки). Чтобы выполнить такой узор ребёнок должен использовать весь лист бумаги, найти углы, края, середину, а для этого надо знать, что такое углы, середина и т.д. В процессе создания узора ребёнка учат сопоставлять одинаковые части, усложняются и элементы, из которых строятся узоры: в рисунок включаются ягоды, цветы.В старшем возрасте детей учат составлять симметричные и асимметричные узоры, усложняются элементы узора: вводятся спирали, завитки, волнистые линии, обогащается цветовая гамма. Вместе с тем ставится другая задача: научить выполнить узор в определённой цветовой гамме, характерной для того или иного вида народного декоративного искусства в тёплых или холодных тонах. При составлении узоров детям предоставляют возможность использовать не только основные цвета, но и оттенки. От ритмичных узоров с повторяющимися элементами переходят к симметричным, а затем и асимметричным
    54. Методика проведения комплексных занятий по изо-деятельности.

    Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Комплексная форма – предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, каждый воспитанник делает свою часть задания имея представление об общем результате. Это сочетание разных видов детской деятельности. Например: формирование из математических фигур изображения плюс аппликация геометрических фигур.

    Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически. Это сочетание разного вида изо деятельности. Сущ –ет 2-а вида интеграции: сочетание изо искусства и изо деятельности. Например: нарисовать фон, а лебеди приклеить из ткани.
    55. Развитие воображения детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

    Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Любой вид художественного творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Эффективнее всего развивать воображение у детей дошкольного возраста предполагается в изобразительной деятельности, так как именно эта деятельность способствует формированию образов воображения у ребенка. Начальные формы проявления воображения у ребенка связаны с самостоятельным созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляют собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.
    56. Методика формирования у дошкольников графических умений (графические игры, упражнения). Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом. Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: «Снежинки падают», «Бабочка на лугу».Графические навыки- усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии.
    57. Методика руководства детской дизайн-деятельностью.

    Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка. Это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд .Выделяют три типа: плоскостной, объемный (предметно-декоротивный, предметно – пространственный) пространственный (архитектурно – художественный).
    58. Ознакомление детей дошкольного возраста с несложными художественными техниками.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта