Главная страница
Навигация по странице:

  • 14. Характеристика гимн. Терминалогии Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии. Способы образования терминов

  • Способы образования терминов

  • Правила использования гимнастической терминологии.

  • шпора по гимнастике. 1. Гимнастика у древних народов


    Скачать 1.46 Mb.
    Название1. Гимнастика у древних народов
    Дата13.11.2021
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлашпора по гимнастике.pdf
    ТипДокументы
    #270674
    страница4 из 16
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
    Спортивные виды гимнастики.
    К ним относятся спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика.
    Спортивная гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя упражнения на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. У женщин это 4 вида – разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения и опорный прыжок, у мужчин 6 видов – перекладина, брусья, опорный прыжок, вольные упражнения, конь-махи и кольца. Спортивная гимнастика - олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортивной гимнастики России.
    Художественная гимнастика - это сугубо женский вид спорта. Основными средствами еѐ являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они служат прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В старших классах проводятся самостоятельные занятия художественной гимнастикой.
    Развитием художественной гимнастики в стране руководит
    Федерация художественной гимнастики России.
    Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.
    Термин "художественная гимнастика" родился в открывшейся в
    1934 году "Высшей школе художественного движения" Ленинградского
    государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды
    Вербовой (1923 г.), студии художественного движения
    Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии "Темас" Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других. Они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин -
    "художественной гимнастики", ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.
    В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике.
    Начиная с 1948 года, ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира.
    Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат
    Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.
    Современные состязания "художниц" - это в первую очередь состязания
    «многоборок».
    Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение.
    Классическое многоборье
    (4 упражнения) - главная олимпийская дисциплина.
    Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно
    разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года.
    Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражнения на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу, и физической подготовленности.
    Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование, достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. Заниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортивной площадке. Развитием акробатики в стране руководит
    Федерация акробатики России. Она организует и проводит соревнования, включая первенства России.
    Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнѐрами.
    Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестѐрки в любом составе.
    Основу хореографии в этих упражнениях составляют
    «базовые» аэробные шаги и их соединения. В 1995 году Международным олимпийским комитетом (МОК) аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики

    (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики
    России при поддержке
    Федерации спортивной гимнастики
    России в соответствии с правилами Международной федерации аэробики.

    14. Характеристика гимн. Терминалогии
    Требования, предъявляемые к гимнастической
    терминологии. Способы образования терминов
    Во многих областях знаний и практической деятельности пользуются специальной терминологией с целью краткого обозначения предметов, явлений, понятий.
    Гимнастика охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые совсем не характерны для повседневной жизни человека, поэтому у нее своя специальная терминология, свой язык.
    Гимнастическая
    терминология — это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и приме- нения терминов, установленных сокращений и формы записи упражнений.
    Термином в гимнастике принято называть краткое условное наименование какого-либо двигательного действия или другого понятия из этой области человеческой деятельности.
    До 1938 г. в отечественной гимнастике частично использовались термины шведской, немецкой, сокольской
    (чешской) гимнастических систем, переведенные на русский язык, а также цирковые, балетные и анатомические термины. Русское происхождение имели термины прикладных и строевых упражнений, а также некоторые жаргонные наименования элементов. В 1938 г. в СССР была введена советская гимнастическая терминология, построенная на основе литературного русского языка с частичным использованием терминологии вольных и общеразвивающих упражнений П.Ф.Лесгафта. В
    дальнейшем на всесоюзных конференциях и дискуссиях в гимнастическую терминологию вносились небольшие изменения, в результате которых она приняла современный вид.
    Система специальных, но понятных и доступных гимнастических терминов облегчает общение между преподавателем и учениками во время занятий, помогает упростить описание упражнений при издании литературы по гимнастике. Владение терми- нологией приобретает особое значение во время обучения гимнастическим упражнениям. Словесные указания преподавателя должны быть краткими и понятными. По мере овладения навыками выполнения изучаемых упражнений значение терминов возрастает.
    Они начинают играть роль условных сигналов при образовании временных рефлекторных связей. При этом каждый термин должен одинаково пониматься любым занимающимся независимо от степени освоения объясняемого упражнения.
    К гимнастическим терминам предъявляются следующие требования:
    1) краткость
    позволяет заменить длинное словесное описание, указать не все, а только необходимые характеристики упражнения;
    2) точность — способствует созданию отчетливого представления об изучаемом упражнении, дает однозначное определение его сущности или указываемой особенности;
    3) доступность
    достигается использованием словарного запаса и законов родного языка, терминов из смежных областей знания, из практики и интернациональных терминов из данной области.
    Приведенные требования взаимно противоречивы, т.е. максимальное удовлетворение одного из них мешает
    выполнению остальных. Доступность достигается введением общеизвестных слов и выражений, применяемых, например, в радиопередачах гигие- нической и производственной гимнастики. Более сложные упражнения уже невозможно описать бытовыми выражениями. Запись гимнастического упражнения должна содержать минимум слов, понятных без дополнительной расшифровки.
    Таким образом, в гимнастической терминологии используются специальные слова, условные выражения, смысл которых необходимо раскрывать в процессе обучения. Краткость обозначений вызывает необходимость в создании словарей гимнастических терминов.
    Гимнастическая терминология руководствуется правилами не только русского языка, но и своими собственными. С изучения этих правил и начинается знакомство с содержанием современной русской гимнастической терминологии.
    1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка, а также полностью соответствовать законам морфологии и грамматики языка. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.
    (сальто, пируэт), полукольцо, кольцо и т.д.).
    2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения
    (действия) или понятия.
    Точность термина способствует созданию правильного представления об упражнении, что содействует более быстрому его
    освоению. Наличие точной терминологии позволяет более широко использовать слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.
    3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения, облегчающие наименование и запись упражнений (для этого используют правила сокращения, уточнения и записи упражнений). На занятиях нужно пользоваться гимнастической терминологией на протяжении всего периода обучения необходимо постоянно работать над собой в плане освоения терминологии.
    Способы образования терминов
    1. Переосмысливание - это придание нового терминологического значения существующим словам
    (например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и т. д.).
    2. Словосложение - это термины, состоящие из двух или нескольких слов (разновысокие брусья, далеко-высокие прыжки и др.).
    3. Из корней отдельных слов общепринятого языка (вис, упор, мах, сед, выпад и другие).
    4. Заимствование терминов и выражений из смежных областей деятельности, а также из прежних терминологических систем позволяет сохранить ставшие популярными в гимнастике, например, цирковые термины: рондат, курбет, твист.
    5.
    Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры
    (стойка на голове, стойка на лопатках, стойка на руках, упор на предплечьях, упор на руках) и положения тела в пространстве (вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись, вис сзади и др.).

    6. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полета
    (например: прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь, соскок прогнувшись, прыжок переворотом, прыжок закрытый и открытый, прыжок
    7. Аутотермины - по фамилиям первых исполнителей данного элемента, например «петля
    Корбут», «вертушка Диамидова», «сальто Делчева»,
    «перелет Ткачева», «прыжок Цукахара» и другие.
    Присвоение имени первого исполнителя используется для краткого наименования нового сложного и оригинального элемента или соединения, если его полное терминологическое наименование слишком длинно, а сокращенное не позволяет точно понять смысл упражнения.
    Существуют следующие закономерности образования терминов для различных типов упражнений: статических, маховых, прыжков и соскоков.
    Термины, обозначающие статические положения, образуются путем указания на:
    - условия опоры, например: стойка на коленях, стойка на голове, сед на пятках;
    - положение тела и взаимное расположение его звеньев, например: упор сидя углом, горизонтальный упор, вис прогнувшись, вис согнувшись.
    Термины маховых упражнений образуются с учетом структуры и особенностей двигательных действий, например: подъемы - разгибом, махом вперед, переворотом и др.; спады вперед, назад.
    Термины прыжков и соскоков зависят от положения тела в фазе полета над снарядом: прыжок ноги врозь, прыжок боком, соскок углом назад.

    15. Правила использования гимнастической
    терминологии.
    1.
    Правила сокращения.
    Сокращаются второстепенные определения, не имеющие существенного значения. Для движения рук вперед, в стороны, вверх или назад применяются в качестве терминов только два слова - первое обозначает двигаемую часть, второе слово - направление
    (например: руки вперед, руки вверх и т.п.).
    Не указываются положения рук, ног, носков, коленей, если они соответствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в положении вниз, вперед и вверх, вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оттянуты.
    Если движение выполняется кратчайшим путем или наиболее распространенным (обычным) путем, то указаний о пути движения не требуется. Если же оно выполняется иным путем, то его следует указать дугами наружу, дугами внутрь.
    При движениях руками сокращаются также слова - поднять, опустить, выпрямить и т.п.
    Ладонями внутрь - не говорится, при положениях рук вперед, вверх, вниз.
    Ладонями вниз - при положениях рук в стороны, перед грудью, на голову
    При движениях ногами опускается слово нога, а также опускаются слова: прямые, поднять, опустить и т.п. (например: правую вперед на носок, мах левой назад).
    При движениях туловищем - слово «туловище» не говорится (например, при наклонах: наклон вперед, наклон вправо, поворот направо и т.д.).

    При движении всего тела не говорится слово
    «спереди», если гимнаст обращен лицом к снаряду.
    Опускаются термины «продольно» и «поперек», если положение гимнаста является обычным на том или ином снаряде (поперек - при выполнении упражнений на параллельных брусьях и бревне, продольно - при выполнении упражнений на перекладине, коне-махе, кольцах, разновысоких брусьях).
    Не оговариваются конечные положения, если при выполнении упражнения или движения они сами собой разумеются. Не указывается направление движения, если возможно только одно направление.
    Кроме того, принято сокращать наиболее часто встречающиеся термины: Гимн, - гимнастика Осн. гимн.- основная гимнастика; Сп. гимн. - спортивная гимнастика;
    Худож. гимн.
    - художественная гимнастика Физ. упр. - физические упражнения; Эл. - элемент; Соед. - соединение
    2. Правила уточнения. а) положение отдельных частей тела определяется по отношению к туловищу, а не к горизонту; б) направление движения частями тела определяется по его начальному движению; в) при выполнении упражнений с предметами основным признаком является положение предмета и совершаемый им путь; г) для обозначения движений звеньями тела не кратчайшим путем употребляется термин: дугами, дугой; д) название боковых прыжков и соскоков определяется по положению ног или туловища над снарядом;
    е) повороты на 45° , 90° ,180° записываются соответственно: полуповорот, поворот, поворот кругом. ж) союз «и» - обозначает слитное выполнение элементов соединений без паузы (стойка на руках и кувырок вперед); з) предлог «с» - обозначает слитное выполнение элементов, превращая два элемента в один (подъем разгибом с перехватом за верхнюю жердь); и) тире - обозначает, что между двумя элементами существует пауза.
    3. Правила записи упражнений
    1. Все движения отдельными частями тела называются по отношению к туловищу в его вертикальном положении. Например: из упора лежа нога может быть поднята не вверх, как говорят, ориентируясь на горизонтальную плоскость, а назад, исходя из положения еѐ по отношению к туловищу.
    Или из положения лежа на спине руки по отношению к горизонтальной плоскости подняты вверх, однако, согласно принятому правилу, это положение следует называть «руки вперед».
    2. Если движение совершается несколькими частями тела одновременно, то принято записывать их в следующем порядке: движения ногами, затем туловищем, руками и головой. Например, на один счет нужно: перевести руки за голову; наклонить туловище вправо; повернуть голову направо и отставить правую ногу в сторону. Записывается: «Правую в сторону на носок, наклон вправо, руки за голову, поворот головы направо».
    3. При записи упражнения следует указать: а. исходное положение (и.п.), из которого выполняется данное движение, например: и.п. – стойка
    ноги врозь, руки в стороны; или: из упора присев, из виса. б. название движения – основной термин
    (подъѐм, поворот, наклон, мах). в. способ выполнения – дополнительный термин
    (махом, дугой, разгибом). г. направление движения – дополнительный термин (вправо, влево, влево-назад). д. конечное положение (в вис, в стойку, в упор присев).
    При записи ОРУ или вольных упражнений:
    Например: из стойки, руки на пояс - наклон вперед прогнувшись, руки в стороны а) и.п. - стойка, руки на пояс: б) название движения - наклон в) направление движения - вперед г) характер выполнения - прогнувшись, руки в стороны
    При записи упражнений на снаряде (р/в брусья):
    Например: из виса лежа на нижней жерди подъем разгибом в упор на в\ж а) и.п. - из виса лежа на нижней жерди: б) название движения - подъем в) способ выполнения - разгибом г) направление движения и конечное положение
    - в упор на в\ж
    При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, вначале указывают основные, затем второстепенные, например:
    И.П. – стойка ноги врозь, руки в стороны.
    1-2 (счѐт) - наклон вперед прогнувшись, руки за голову.
    3-4 – выпрямиться, руки на пояс.

    4. При описании упражнений, состоящих из двух одновременно выполняемых движений, применяют предлог
    «с», подчеркивающий целостность двигательного действия, совмещение во времени отдельных движений, например, подъѐм махом вперед с поворотом.
    5.
    При записи нескольких движений, выполняемых разными частями тела, каждое название отделяется друг от друга запятой, например: разгибая левую ногу, поворот направо, руки вверх, и поворот направо в выпад правой вперед, руки в стороны.
    6. При записи учебных комбинаций на снарядах отдельные элементы разделяются знаком тире, например (запись упражнения на коне) с прыжка круг правой – круг левой вправо – перемах правой – скрещение влево - перемах правой – круг правой влево-назад – соскок углом влево-назад.

    16. Формы и типы записи упражнений. Текстовая запись конкретных упражнений
    Существует две формы записи гимнастических упражнений: текстовая и графическая, каждая из них, в свою очередь, подразделяется на типы. Так, текстовая запись может быть развернутой и сокращенной.
    Текстовая развернутая запись построена на использовании гимнастической терминологии в полном объеме. Развернутый текст может представлять собой обобщенную или конкретную запись: а) обобщенная запись используется в тех случаях, когда не обходимо указать целые группы упражнений, не раскрывая их конкретного содержания, например в учебных программах: про стые прыжки с пружинного мостика, разноименные перемахи на коне, кувырки; б) конкретная запись предусматривает точное терминологи ческое обозначение каждого гимнастического элемента в соответ ствии с правилами, с использованием конкретных терминов
    — основных и дополнительных.
    Текстовая сокращенная запись подразделяется на условную и знаковую: а) условная запись предполагает сокращение всех или почти всех терминов, при этом сокращенные обозначения могут соответствовать не только одному, но и двум-
    трем терминам развер нутой записи. б) знаковая запись использует для обозначения элементов или соединений символы (крестики, кружки, прямые и волнистые линии и т.д.), что удобно для ведения записи упражнений на соревнованиях без привлечения технических средств.
    В настоящее время знаковая запись не стандартизирована, и каждый может применять те знаки, которые считает удобными.
    На практике чаще всего используется смешанная текстовая, иначе говоря, частично сокращенная запись, которая отличается от развернутой только тем, что некоторые наиболее часто употребляемые термины записываются сокращенно, например: гимн.
    — гимнастический, упр. — упражнение, эл. — элемент, соед. — соединение. Смешанная запись применяется и в печатных изданиях с использованием таких общеизвестных и общепринятых сокращений, как: и. п. — исходное положение; о. с. — основная стойка; в/ж — верхняя жердь, н/ж — нижняя жердь разновысоких брусьев.
    Графическая запись представляет собой изображение в виде рисунков поз и промежуточных положений гимнаста, выполняющего описываемое упражнение.
    Графическая запись подразделяется на три типа: а) штриховая запись, как наиболее простая и доступная, удобна для повседневной практической
    работы, в том числе для написания конспектов уроков и последующего пользования ими (рис. \,а, б,
    Конкретная развернутая текстовая запись позволяет полно описать любое гимнастическое упражнение.
    Принята следующая схема такой записи:
    1. Название упражнения.
    2. Исходное положение.
    3. Содержание упражнения.
    Даже в записи отдельного элемента можно иногда выделить указанные части, например (в скобках — номера частей): опорный прыжок (1), углом (3), с косого разбега (2).
    Упражнения могут записываться построчно или непрерывно. При непрерывной записи элементы разделяются знаком тире, например: руки к плечам
    — руки вверх — дугами наружу руки вниз.
    В построчном виде каждый элемент записывается с новой строки. Так записывают вольные упражнения с музыкальным сопровождением или обязательные упражнения в любом виде гимнас- тического многоборья. В последнем случае справа цифрами записывается стоимость элемента (или соединения) в баллах, например:
    17. Правила записи общеразвивающих упражнений без предмета и с предметами,
    Положения и движения звеньев тела.
    При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается названия, то его заголовком является эта римская цифра. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки — счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия. Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и. п. Это служит отличительным признаком всех общеразвивающих упражнений.
    Объединить можно и запись одного движения, длящегося более чем один счет, например:
    1 — 2— встать на носки, руки вверх.

    При записи общеразвивающих упражнений указываются только изменяемые положения звеньев.
    При этом могут отсутствовать основные термины, что сообразуется с требованием краткости и правилами сокращения. Рассмотрим пример.
    Из исходных положений в общеразвивающих упражнениях самым распространенным является стойка. Этот термин означает стойку на ногах, на всей стопе. Наиболее простая из стоек — основная, записываемая обычно о. с. (см. рис. 1, а). Другие стойки не являются основными: стойка, руки вверх
    (см. рис. 4), стойка, ноги врозь, руки на пояс (см. рис.
    5) и т.д. Стойка, выполняемая не на прямых ногах, называется полуприседом (рис. 6), или приседом. Если основной опорой является не стопа, то условия опоры оговариваются, например: стойка на носках, на лопатках, на коленях (рис. 7), на правом колене (рис.
    8), на руках (рис. 9), на голове (рис. 10).
    Исходными положениями могут быть также седы, упоры, положения лежа. Сед, или положение сидя без дополнительной опо ры, имеет три основные разновидности: сед, сед ноги врозь, сед на пятках
    (рис. 11). Наличие существенной опоры руками дает основание определять такое положение, как упор сидя (рис. 12), упор сидя углом .
    Перемещение вперед, назад, в сторону может выполняться шагом, перестановкой рук, толчком ног, прыжком, выпадом. Последний термин означает не только движение, но и принимаемое в результате положение: выпад правой, выпад правой назад (рис.
    21), выпад левой вправо и т.д. Для одноименных выпадов выставляемая нога не указывается, например: выпад вправо, руки в стороны (рис. 22), выпад влево.
    Упор называется смешанным, если опора выполняется руками (рукой) и другой частью тела. К смешанным упорам, кроме упо- ров сидя, относятся упор присев, упор лежа, упор лежа сзади на предплечьях (рис. 14), упор стоя на коленях (рис. 15), упор стоя согнувшись (рис. 16). В простых упорах опора выполняется только руками — двумя или одной, например: упор углом (рис. 17), упор углом вне (рис. 18), горизонтальный упор (рис. 19), горизонтальный упор на локте (рис. 20).

    При описании упражнений с предметом записывается преимущественно путь предмета, а не рук, его держащих, например: мяч вверх (а не: руки с мячом вверх); левую руку перед грудью, мяч вправо (а не: правой рукой мяч в сторону).
    В упражнениях с обручем указываются положение его плоскости и направление движения. Основные плоскости расположения обруча — горизонтальная, фронтальная и боковая. Примеры: обруч вертикально
    (фронтально) вперед, обруч горизонтально вверх, обруч вертикально боком правой вверх.
    При описании общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой различают две основные группы положений: хватом за оба конца и со свободным концом (концами).
    Положения палки, удерживаемой за оба конца: а) симметричные — указывается только положение центра палки относительно туловища; при перемене хвата после слова «палку» добавляется термин
    «горизонтально», б) асимметричные — при которых руки находятся в разных положениях; указывается положение центра палки и в чем состоит отклонение от симметрии, например: палку вертикально перед грудью, левая сверху ); палку вперед наклонно, правая сверху ); палку вертикально влево, левая сверху ,палку вертикально вперед, правая сверху.
    Положения палки со свободным концом (концами): а)стандартные: палку к плечу, палку к ноге, с палкой вольно), палку в руку ; б)хватом одной за середину — указывается рука, ее направле- ние и ориентация палки, например: палку в правой вперед верти кально , палку в левой вверх поперек.
    Положения и движения звеньев тела
    Отдельные звенья тела могут одинаково располагаться относительно туловища независимо от
    его положения в пространстве. Одинаковой должна быть и запись этих положений, например: лежа на спине, руки вперед (рис. 25), а не вверх!
    Положения прямых рук могут быть основными и промежуточными.
    Основными являются: руки вперед, назад (до отказа), вверх, вниз, в стороны. В последнем случае ладони направлены книзу, в остальных — ладони внутрь. Направление ладоней указывается только тогда, когда оно отличается от принятого для данного положения рук.
    Промежуточные — это положения, в которых руки находятся под углом 45° к основным.
    Положения согнутых рук делятся на стандартные, производные и сложные.
    Стандартные: руки на пояс (см. рис. 5), к плечам
    (рис. 27), за голову, на голову, за спину, перед грудью
    (рис. 28), перед собой (рис. 29).
    Производные от положений прямых рук записываются так же, как и последние, с добавлением в начале термина «согнуть» и образуются путем выведения прямых рук в указанном направлении и сгибания их до отказа в локтевых суставах, кисти полусжаты в ку- лак, пальцы к плечам. Например: согнуть руки вперед
    (рис. 30), согнуть руки в стороны (рис. 31), согнуть руки назад (рис. 32).
    Сложные положения: указывается, куда выводятся прямые руки и куда затем сгибаются, например: руки вперед, предплечья вверх; руки в стороны, предплечья вперед, ладони внутрь.
    Движения руками делятся на простые, дугообразные и круги-Эти движения могут выполняться прямыми и согнутыми руками, а также предплечьями и кистями: простые — это переведение рук из одного основного или промежуточного положения в другое, когда угловое перемещение не превышает 90°; при этом записывается только следующее положение рук, например: руки вперед — руки в стороны — руки вверх — наружу; дугообразные — с угловым перемещением более 90°; но менее 360° — записываются следующим образом:

    1) термин «дугами», 2) направление начального движения, 3) конечное положение.
    18. Правила записи упражнений вольных и на гимнастических снарядах.
    Упражнения на снарядах состоят главным образом из упоров, висов и различных переходов из одних положений в другие.
    В упорах плечи находятся выше точек хвата, например: упор (рис. 56), упор на предплечьях (рис.
    57), упор ноги врозь правой (рис. 58) или на одном уровне с точками хвата, например: упор на руках (рис.
    59), упор руки в стороны на кольцах. В висах плечи расположены ниже точек хвата, например: вис (рис.
    61), вис прогнувшись (рис. 62), вис согнувшись (рис.
    63). Как упоры, так и висы делятся на простые и смешанные. В простых упорах или висах гимнаст держится за снаряд только Руками (реже только ногами). При использовании дополнительной опоры другими звеньями тела висы или упоры называются смешанными.
    Способ держания за снаряд называется хватом.
    Хват сверху не указывается, остальные виды хватов должны записываться: снизу, разный (одна рука сверху, другая снизу), обратный и окрестный. Один и тот же хват может быть широким, узким, сомкнутым и обычным, т.е. на ширине плеч (последний не записывается). Хват называется глубоким, если гимнаст находится в висе, а кисти согнуты и лежат на опоре (кольца, концы жердей) сверху.
    Кроме упоров и висов, на снарядах можно принимать седы и стойки, например: сед на бедре
    (рис. 68), стойка на плечах (рис. 69). В седах опора руками не должна быть основной. В противном случае это положение должно называться упором, например: упор сидя ноги врозь (рис. 70), упор сзади (рис. 71). На бревне, кроме всех вышеуказанных положений, могут выполняться равновесия и другие упражнения. В записи упражнения на снаряде статические элементы указываются как исходные (в начале упражнения) или конечные положения, принимаемые в результате выполнения предыдущего динамического элемента, например: кувырок вперед в сед ноги врозь, оборот назад в стойку на руках. И наоборот, динамический
    элемент может записываться как способ выполнения следующего за ним элемента, например: махом назад стойка на плечах, махом вперед поворот кругом, переворотом назад соскок.
    Если два элемента комбинации взаимосвязаны, то в записи они соединяются: союзом «и» — если они выполняются друг за другом последовательно, слитно, без остановки между ними, например: выкрут вперед и выкрутом назад соскок; предлогом «с» — если элементы выполняются одновременно, например: подъем махом вперед с поворотом кругом.
    Упражнения на снарядах записываются, как правило, в непрерывной форме, в строчку. Пример:
    «Брусья низкие: из упора стоя хватом за концы жердей вскок в упор — упор углом — силой согнувшись, сгибая руки, стойка на плечах — кувырок вперед и подъем махом назад» и т.д.
    19. Причины травматизма и способы его предупреждения.
    На занятиях по гимнастике необходимо особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как при выполнении многих гимнастических упражнений возможны срывы и падения, в результате которых занимающиеся могут получить различные травмы.
    Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их. Далее рассказывается об основных причинах, которые могут привести к травмам у занимающихся.
    Нарушения в организации занятий.
    Они проявляются: в проведении их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается; в несоблюдении направления движения потоков занимающихся, неправильном их размещении; в несвоевременном начале и окончании занятий.

    Нарушения в методике обучения проявляются в несоблюдении принципов дидактики. Это затрудняет овладение упражнениями, может привести к срыву со снаряда и травме, к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим отрицательным по- следствиям.
    Для того чтобы не допустить этого, надо хорошо знать принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки.
    Недисциплинированность может проявляться: в виде эмоциональных срывов, вызванных трудностью изучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутствием индивидуального подхода со стороны педагога и др.; в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспитанности занимающихся.
    Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неровность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.
    Несоответствие формы одежды и обуви проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обуви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жестким каблуком.
    Для занятий гимнастикой предусмотрены специальные костюмы и обувь: для мужчин — майка, гимнастические рейтузы, для выполнения вольных упражнений и опорных прыжков — трусы специального покроя и чешки; для женщин — гимнастический купальник, чешки или другая обувь специального пошива.
    Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие температуры в зале установленной норме, плохое естественное и искусственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены.
    Для устранения этих причин нужно строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических норм,
    необходимых для успешного проведения занятий.
    Особое значение придается личной гигиене учащихся, в частности их прическе.
    Недостатки медицинского контроля за физическим состоянием занимающихся: несвоевременность и недостаточно тщательный профилактический медицинский осмотр; несоблюдение рекомендаций врача; непродуманная диспансеризация занимающихся после перенесенных травм, заболеваний или функциональных расстройств;
    Для устранения этих причин необходимо строгое соблюдение требований врачебного контроля за состоянием занимающихся со стороны медицинских работников, родителей учащихся, а также учителей и педагогов-тренеров.
    Недооценка и неправильное применение приемов страховки и помощи: пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и
    «опасных» упражнений;
    Нарушение правил техники безопасности: неправильная расстановка снарядов, неправильное размещение занимающихся в спортивном зале или у снаряда; неисправность снарядов и подсобного оборудования; небрежное отношение к установке снарядов, укладке матов, особенно в местах приземления.
    Снаряды должны располагаться на достаточном удалении от стен, неподвижных твердых предметов и от расположения группы занимающихся.
    20. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика. Требования к местам проведения занятий.
    При несоблюдении указанных выше мер предосторожности на занятиях гимнастикой возможны травмы: повреждение кожи ладоней, намины, мозоли, трещины, растяжения связок, обрыв- ные переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков, разрывы мышечных волокон, ушибы, вывихи, открытые и закрытые переломы, сотрясение мозга и др.

    Для подготовки лучезапястного сустава применяются вращательные движения кисти, подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.
    Подготовка голеностопного сустава осуществляется вращательными движениями с сопротивлением и без него, подниманием на носках на возвышение высотой
    5 см, ходьбой на пальцах в балетной обуви, балансированием на двух полусферических опорах стоя, продвижением вперед усилием пальцев ног, прыжками в глубину.
    Для подготовки локтевых и плечевых суставов применяются вращательные и рывковые движения, сгибание и разгибание рук. Эффективным является выполнение этих движений с использованием гимнастических палок и отягощений.
    Подготовка межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке осуществляется с помощью прогибаний, глубоких наклонов, различных поворотов и вращений. При этом можно использовать отягощения и оказание непосредственной помощи со стороны педагога или товарища.
    Учителя физической культуры, тренеры должны уметь оказать потерпевшему первую медицинскую помощь.
    Ушибы обрабатываются хлорэтилом, охлаждаются водой, после чего накладывается бин- товая повязка. Срыв кожи ладонной поверхности обрабатывается раствором перекиси водорода с последующим наложением бинтовой повязки со смягчающей мазью. Первой помощью при средних и особенно тяжелых травмах должна быть иммобилизация
    (приведение в неподвижность) поврежденной руки или ноги наложением шины. При повреждении кожного покрова сначала останав- ливается кровотечение, а затем рана обрабатывается раствором перекиси водорода или йода.
    2.Подготовка мест занятий, качество спортивного инвентаря и оборудования имеют важное значение для повышения мастерства гимнастов и обеспечения их безопасности в процессе учебных занятий и соревнований. Размеры гимнастического зала должны соответствовать установленным стандартам, пол быть гладким и нескользким, естественное освещение, определяемое отношением площади окон к площади
    пола, составлять 1:5— 1:6, искусственное освещение
    — не менее 80 люксов на уровне пола, температура в помещении — не менее 15 —16 "С. В процессе проведения занятий нужен постоянный приток свежего воздуха
    (нагнетательно-вытяжная вентиляция). До и после занятий помещения тща- тельно проветриваются и содержатся в чистоте.
    Безопасность занятий зависит от правильности установки снарядов и другого подсобного инвентаря.
    Перед установкой снарядов проверяется технический паспорт завода-изготовителя. В зале снаряды располагают на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Их ставят так, чтобы при выполнении упражнений свет не падал в глаза занимающимся.
    Гимнаст должен хорошо видеть снаряд и место приземления при соскоках. Установка и проверка со- стояния различных снарядов имеют свою специфику.
    При установке коня с ручками необходимо соблюдать следующие правила: он должен стоять устойчиво на полу без малейших колебаний; ручки должны быть тщательно прикреплены к телу коня и иметь гладкую, очищенную от магнезии поверхность; покрытие коня — без порезов и различных неровностей.
    При установке перекладины обеспечиваются: вертикальное положение стоек и горизонтальное положение грифа, прочное прикрепление грифа к стойкам; нормальное натяжение растяжек и
    Удержание перекладины в устойчивом и прочном положении; наличие запасной глубины вкручивания тандеров; надежность крепления пластинок в полу и его исправное состояние.
    При установке брусьев необходимо: следить за параллельным расположением жердей
    (они поднимаются и опускаются с обеих сторон путем удержания одной рукой жерди, другой — отвинчи- вания или завинчивания винта; нельзя стоять под жердью при ее опускании или поднимании);
    При установке брусьев разной высоты соблюдаются правила, установленные для брусьев и перекладины.
    При подвеске колец высоту устанавливают в соответствии с ростом занимающихся; проверяют состояние тросов, ремней и пряжек, а также надежность крепления цепи в металлическом стержне,
    наличие трещин на кольцах. Периодически проверяют прочность крепления блоков к потолку.
    Если установка колец состоит из специальной рамы, прикрепленной тросами к полу, то обеспечение прочности ее крепления аналогично требованиям к установке перекладины.
    При установке бревна необходимо следить, чтобы его поверхность была в горизонтальном положении, без царапин и других повреждений; основание стоек плотно прилегало к полу; винты и другие виды крепления были исправны и удерживали бревно на соответствующей высоте.
    При установке прыжковых снарядов обеспечивается: исправное состояние снаряда и его прочное крепление к полу; исправное состояние мостика, покрытого специальным синтетическим ма- териалом, и его установка на специальную синтетическую дорожку для разбега гимнаста. При отсутствии последних используют мостики с покрытием ребристой резиной и резиновую дорожку для разбега.
    Канаты, шесты, лестницы, гимнастические скамейки и стенки должны быть крепкими, надежно прикрепленными к потолку, стене или полу. На канатах не допускается завязывания узлов. Шесты, рейки гимнастической стенки и лестницы должны иметь гладкую поверхность, прочно прикрепляться к боковым плоскостям. Гимнастическая лестница устанавливается в наклонное положение с помощью двух крюков. Гимнастическая скамейка должна плотно стоять на полу, иметь гладкую поверхность.
    Необходимо следить за исправностью металлических креплений, которые часто выходят из строя.
    Во всех случаях тщательно проверяется правильность установки и крепления снарядов, укладка матов и дорожек.
    Маты кладут без промежутков и с таким расчетом, чтобы приземление приходилось на середину одного из них.

    21. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма
    В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гимнастов и эффективной мерой предупреждения травматизма.
    Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов в процессе выполнения упражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела.
    Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе формы страховки применяются на начальных этапах обучения наиболее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви- дуальная страховка осуществляется преподавателем или однии из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми.
    Для обеспечения страховки используются специальные и технические средства. К специальным относятся: ладонные накладки — полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на пальцы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и перчатки — используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, прокладки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежности страховки; поролоновая яма или система «трамплин — поролоновая яма — батут»
    — помогает осваивать упражнения со сложными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут устанавливают на уровне пола. На его металлическую раму и амортизаторы укладывают маты. К техническим средствам относятся раз-личные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других упражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучивании акробатических упражнений и др.

    Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изучаемом упражнении, быстрому овладению техникой его исполнения и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо- собностей.
    Различают следующие виды помощи: проводка — действия тренера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или отдельной его части, фазе; фиксация
    — задержка гимнаста педагогом в определенной точке движения; подталкивание — кратковременная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддержка — кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь гимнасту при выполнении поворотов; комбинированные приемы
    — использование различных приемов, применяемых одновременно и последовательно; серийные приемы — используются в соответствии с построением комбинации: подталкивание — поддержка, поддержка — под- талкивание, подкрутка — подталкивание и т.д.
    При осуществлении страховки необходимо: знать технику исполняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать место для страховки; применять правильные способы и приемы страховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учеников.
    Выбор приемов страховки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и степени технической подготовленности обучаемого.
    При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка
    — умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений.
    22. Обучение приемам страховки и помощи.
    Врачебный контроль и самоконтроль.
    Каждое гимнастическое упражнение требует особых приемов страховки, помощи и самостраховки.

    При обучении этим приемам исходят из правильной техники выполнения упражнений и возможных ошибок. Эти приемы изучаются одновременно с осво- ением гимнастических упражнений.
    Педагог показывает и объясняет и. п. страхующего у снаряда, правильную стойку, способ захвата и действия в случае выполнения упражнения с ошибками, затем практически отрабатываются приемы страховки и помощи.
    В вольных и акробатических упражнениях страховку оказывают с помощью ручного или подвесного пояса. При страховке веревки держатся свободно, а в случае ошибочных действий гимнаста, при угрозе падения они быстро натягиваются.
    В упражнениях на бревне страхующий передвигается вдоль бревна в готовности в любой момент потери равновесия исполняющим упражнение подать руку, гимнастическую палку или поддержать при падении, неудачном соскоке. При наскоках на снаряд страховка оказывается у места отталкивания, а при соскоках сбоку гимнастка поддерживается в области спины и живота.
    В упражнениях на высокой перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страховка осуществляется сбоку под снарядом и передвигаясь на небольшое расстояние вперед и назад в зависимости от направления и характера движения гимнаста.
    В упражнениях на низких и средних брусьях страховка осуществляется руками из-под жердей. На низких брусьях при страховке детей и при оказании помощи в исполнении некоторых статических элементов можно держать руки и над жердями.
    Другими средствами страховки являются поролоновые маты, подвесные пояса, возвышения, подставки различного рода и др.
    В опорных прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страховка оказывается стоя спереди и несколько сбоку от места приземления; гимнаст поддерживается или двумя руками за плечо, или одной рукой за предплечье, другой — за плечо или под грудь. При страховке боковых прыжков место страхующего — впереди снаряда со стороны опорной руки. При выполнении прыжков переворотом и более сложных ему надо стоять сбоку и поддерживать под спину и плечо либо под грудь и спину.

    Для предупреждения травматизма и сохранения здоровья занимающихся большое значение имеют врачебный контроль и самоконтроль за их физическим состоянием и самочувствием. В связи с этим занимающиеся закрепляются за одним из лечебно-про- филактических учреждений (врачебно-физкультурный диспансер, кабинеты врачебного контроля, врачебные кабинеты в поликлиниках, школах, средних специальных и высших учебных заведениях) и проходят углубленное медицинское обследование не менее одного-двух раз в год.
    Кроме этого на учебных, учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и сборах должны проводиться врачебно-педагогичес-кие наблюдения.
    Они дают возможность врачу и педагогу определить текущее состояние здоровья занимающихся и своевременно выявить отклонения в нем. Перед каждым занятием преподаватели должны выяснять настроение занимающихся, самочувствие, желание тренироваться.
    Утомление и переутомление должны быть своевременно обнаружены в процессе занятий.
    После болезни или длительного перерыва в занятиях занимающемуся необходимо пройти тщательное врачебное обследование и получить разрешение на допуск к учебно-тренировочным заня- тиям.
    Особое значение для предотвращения травматизма имеет самоконтроль. В специальном дневнике регистрируются самочувствие, настроение, степень утомления, вес, пульс, аппетит, сон, болевые ощущения; учитывается соблюдение правильного режима работы, отдыха, питания.
    Значительную роль в профилактике травматизма играет агитационно-пропагандистская работа по врачебному контролю и самоконтролю. Все это позволяет педагогу методически правильно строить учебный процесс.
    Итак, для предупреждения спортивных травм при занятиях гимнастикой необходимо применять комплексные профилактические меры. К ним относятся методика проведения учебно-спортивной работы, гигиенические требования и медицинское обеспечение.

    30.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


    написать администратору сайта