Главная страница

шпора по гимнастике. 1. Гимнастика у древних народов


Скачать 1.46 Mb.
Название1. Гимнастика у древних народов
Дата13.11.2021
Размер1.46 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлашпора по гимнастике.pdf
ТипДокументы
#270674
страница5 из 16
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Прикладные упражнения
В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной харак- тер заключается в том, что многие из них находят применение в повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным образом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота обору- дования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.
Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы: а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами,
Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колебания, а хороший полный свободный мах руками от плеча уменьшает боковые колебания во время ходьбы.
Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием
прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.
При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правильную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты наружу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталкивании участвовали мышцы всех пальцев стопы.
31. Разновидности ходьбы и бега, упражнения в равновесии. Методика обучения.
Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы: а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами,
Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колебания, а хороший полный свободный мах руками от плеча уменьшает боковые колебания во время ходьбы.
Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.
При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правильную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты наружу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталкивании участвовали мышцы всех пальцев стопы.
Упражнения в равновесии имеют большое
прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.
Удержание равновесия осуществляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных систем. Их функциональные возможности могут быть развиты с помощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обычной на двух ногах до самой необычной на одном колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.
К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др.
Способами преодоления препятствий могут быть пе- решагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.
Наиболее ценным в прикладном отношении является расхождение вдвоем на узкой площади опоры
(рис. 142, а, б). Существуют два способа расхождения: а) один из занимающихся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захватом за плечи — встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, расцепляя захват и делая по шагу назад.
Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изменения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости вы- полнения, введения дополнительных заданий во время передвижения.

32.. Упражнения в лазании, перелезании и преодолении препятствий. Методика обучения.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений; с их помощью воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства.
Для лазания можно использовать по чти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Лазание на одних руках (простой вис) наиболее нагрузочно, особенно трудно лазать в простом висе по вертикальному канату или шесту. При лазании по ним значительно затруднено дыхание вследствие сильного стягивания плеч вперед, фиксированной груд- • ной клетки, растягивания и напряжения мышц брюшного пресса.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом: а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в простых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания.
Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.
На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноименным и разноименным способами, одновременными и поочередными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.
На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коленях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достигается за
счет изменения направления передвижения и угла наклона скамейки.
По канату (шесту) лазают в три или два приема.
Лазание в три приема начинается из виса стоя хватом прямыми руками повыше над головой.
Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на руках, прийти в вис стоя на согнутых руках. Третий прием: поочередно перехватить руки, прийти в вис стоя (рис. 143).
Лазание в два приема начинается из виса стоя хватом прямой рукой над головой, другой — согнутой на уровне подбородка или груди. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на прямой руке, одновременно перехватить согнутую руку возможно выше (рис. 144).
В обоих видах лазания при слезании движения выполняются в обратном порядке.
Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой захвата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гимнастическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на возвышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами.
Существуют три способа захвата: а) скрестный захват
— канат зажимается подъемом одной стопы и пяткой другой; б) захват петлей — канат располагают снаружи одной ноги, подъемом другой прижимают к подошве (иногда этот способ называют насту-панием); в) захват внутренними сводами стоп.
Технику лазания в три и в два приема рекомендуется изучать на гимнастической стенке или на комбинированном снаряде: руками держатся за канат, а ногами опираются на стенку.
Лазание в простом висе можно выполнять по канату или шесту, подвешенному за оба конца горизонтально или наклонно, по наклонной лестнице. При лазании на одних руках перехваты выполняются согнутыми руками. При лазании по канату с остановками
существуют три способа завязывания: стоя, петлей и восьмеркой.
Завязывание стоя: на высоте 2 — 3 м повиснуть на прямых руках, расположив канат с какой-нибудь стороны, обычно со стороны руки, которая выполняет захват каната выше. После этого круговым движением ноги вперед и наружу обвить канат вокруг нее и плотно прижать к ступне подъемом другой ноги, перехватить одноименную руку в хват на уровне пояса и завести канат за другую руку; можно отпустить канат и дать отдых рукам (рис. 145).
Завязывание петлей: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и, зажав канат бедрами, опустить одну руку и взять ею канат внизу, соединив его с канатом на уровне подбородка, отпустить другую руку для отдыха. Можно выполнять завязывание петлей, проведя канат под обе ноги Завязывание восьмеркой:
повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и зажать ими канат, освободив одну руку, взять ею канат снизу и, перекинув его через бедро, опустить вниз, перехватить руки и взять канат снизу другой рукой, перекинуть его через бедро другой ноги и опустить вниз между ногами. Сидя в петлях на бедрах, одну руку можно опустить (рис. 147).
Лазание с грузом или партнером проводится с группами учащихся, имеющих хорошую физическую подготовленность. Этот вид лазания применяется на гимнастической стенке, канате, шесте и лестнице в вертикальном и наклонном положениях. Лазание сочетается с переноской груза (или товарища) и с перелезанием. В качестве груза могут быть любые предметы, уложенные в рюкзак. При переноске товарища (по наклонному снаряду) партнер сидит на спине или на плечах, обхватив спину носками ног. Оба держатся руками за снаряд: канат, шест, стенку или лестницу, причем верхний слегка подтягивается на руках, облегчая работу нижнему. Упражнения в
перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами.
Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и
др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно.
Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обратно.
Перелезают через забор высотой 1,5 — 3 м.
Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием — учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной ногой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противоположную сторону; б) опорой на грудь — навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как можно ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом — взявшись руками за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой — подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, выйти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью — с по- мощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.
33. Упражнения в метании и ловле. Методика обучения.
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.
Большое значение упражнениям в метании и ловле придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:
1. Бросить мяч в пол и поймать;
2. Бросить мяч вверх и поймать;
3. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;
4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;
5. Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть
на пол;
6. Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, отскочить, упасть на пол, после чего поймать его;
7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
8. Встать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его;
9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
10.Стоя спиной к стене (на небольшом расстоянии) бросить мяч назад-вверх в стену, дать ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч, когда он отскочит от пола;
11.То же, но не давая ему упасть на пол;
12.Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену;
13. То же левой рукой под правую;
14.Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену;
15. То же, но нога поднята без опоры.
Данные упражнения можно усложнить, изменяя условия ловли, вводя дополнительные движения телом или руками, выполняя упражнения вдвоем, изменяя темп и т.д.
Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.
На дальность на уроках гимнастики метают очень редко, так как это вид легкой атлетики.
Метание в цель применяется чаще, особенно в младших классах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специальных щитах.
Большое значение имеет метание по движущейся
или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся.
Они перекатывают, перебрасывают или выставляют на время предметы.
Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их размеров
и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.
Подбрасывание и ловля выполняются с мячами
(малыми, средними, большими, набивными), гимнастическими палками, обручами и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.
Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно производить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между стопами, в положении лежа и сидя.
Жонглирование — наиболее трудный вид метания и ловли. Оно осуществляется индивидуально и с партнером двумя и более предметами. Обучать метанию и ловле следует как правой, так и левой ру- кой. Усложнять упражнения можно путем: а) изменения массы, объема, формы предметов; б) увеличения количества одновременно бросаемых предметов; в) метания и ловли одной рукой; г) изменения исходных положений (сидя, лежа и др.); д) совмещения метания и ловли с другими действиями, движениями руками, ногами, кувырками, упражнениями в равновесии.
34. Упражнения в поднимании и переноске груза.
Методика обучения.
Упражнения в поднимании и переноске груза
выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.

В качестве упражнений применяются:
1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.
2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбоку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с помощью и без помощи рук).
3. Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических матов вчетвером и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв скамейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за сере- дину, над головой двумя руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним (рис. 151) или вдвоем, удерживая козла за ножки (рис. 152); брусья переносятся группой под руководством старшего.
Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним.
Способами переноски являются следующие:
2. 1. Переноска сидящего на руках: двое становятся рядом лицом по направлению движения, берутся за запястья ближайших рук. Третий садится на сцепленные руки и держится за шеи или плечи партнеров Переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»): переносящие встают на одно колено позади переносимого и соединяют за запястья руки, удаленные от него, а ближайшие к нему руки кладут друг другу на плечи. Переносимый садится на сцепленные партнерами руки, спиной опирается на руки, положенные на плечи, а своими руками держится за шеи переносящих (рис. 154).
3. Переноска с поддержкой под руки и колени: переносящие, располагаясь в затылок друг другу, берут переносимого один под руки, другой под колени
(рис. 155).
4. Переноска сидящего на взаимно сцепленных руках («на скамейке»): переносящие встают лицом друг к другу и, взяв одной рукой запястье другой хватом сверху, свободной рукой берутся хватом сверху за свободное запястье партнера (рис. 156).
Переносимый садится на руки партнерам и держится за их плечи.
5. Переноска с поддержкой под ноги и спину: переносящие встают с одной стороны лежащего на спине товарища и, опустившись на одно колено, берут его один под ноги, другой под спину и поднимают.

Переносимый обхватывает руками шею переносящего, стоящего ближе (рис. 157). Этим способом можно переносить товарища втроем и вчетвером. В последнем случае переносящие становятся лицом друг к другу и, подведя руки под лежащего, берут друг друга за запястья и поднимают товарища, который обхватывает за шеи переносящих, стоящих ближе к его рукам.
Переносить одного двумя и большим количеством занимающихся можно с помощью различных предметов: на палках, плащ-палатках и др. Переноска одного одним может осуществляться следующими способами:
2. 1. Переноска сидящего верхом на спине: переносимый становится за спиной переносящего и обхватывает его за плечи; переносящий, слегка приседая и наклоняясь вперед, обхватывает ноги переносимого повыше колен (под бедра) и, выпрямляясь, начинает движение. Переноска на плечах: переносимый встает в стойку ноги врозь спиной к товарищу, переносящий становится на одно колено, наклоняется вперед и сажает переносимого на плечи. Переносимый обхватывает носками ног спину переносящего, который поднимается с колена и начинает движение; переносимый держится руками за голову товарища (рис. 159).
3. Переноска с поддержкой двумя руками: переносимый лежит на спине, переносящий становится на одно колено или приседает, подсовывая одну руку под спину, другую под колени перено- симого, который обхватывает товарища за шею.
Переносящий встает и начинает движение (рис. 160).
4. Переноска с поддержкой одной рукой: переносимый лежит лицом вниз, а товарищ, стоя боком к нему, наклоняется, поднимает его, обхватывая одной рукой под живот, и начинает движение, прижимая переносимого к себе (рис. 161).
5. Переноска лежащего на одном плече: переносящий берет партнера за правое запястье левой рукой, а правой рукой обхва тывает его ноги под коленями. Наклоняясь вперед, переносящий кладет товарища животом за свое правое плечо, выпрямляется и захватывает правой рукой правое запястье переносимого, осво бождая левую руку.

Упражнения в поднимании и переноске груза тяжелы для выполнения, поэтому следует внимательно относиться к подбору веса переносимого груза, изменению скорости передвижения и расстояния. В качестве подготовительных можно предлагать упражнения с набивными мячами увеличенного веса. Перенося груз сбоку, необходимо чередовать стороны, чтобы не искривить позво- ночник. Переноска оптимального веса является ценным упражнением для формирования красивой осанки, а переноска груза сбоку и на плече может служить корригирующим упражнением для исправления дефектов в осанке.
35. Упражнения в переползании, Простые прыжки.
Методика обучения.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь
(опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья (рис. 163); г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху) (рис.
164); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны) (рис. 165); е) переползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь (рис. 166); з) переползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целесообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.
Простые прыжки. К ним
относятся прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Усложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.
Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки согнув ноги, согнувшись, с косого — способом перешагивания.
Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особенностей занимающегося.
Разновидностью прыжков в высоту является
«гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.
Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места приземления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др").
Разновидностью являются прыжки далеко-высокие.
Они выполняются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки — ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя
— на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.
Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамейку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и дру- гих исходных положений, толчком одной и обеими ногами, согнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты сна- ряда, выполнения переворотов, движений руками в
фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыжки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагоги- ческой задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление.
Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положениями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и простейшими акробатическими упражнениями.
Прыжки в «окно» выполняются в пространство, ограниченное по бокам стойками, а сверху и снизу веревками, расположенными на разной высоте.
«Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др.
Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между веревками и стойками — «окна» — и изменения способов приземления.
Прыжки через короткую и длинную скакалку — пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.
38. Характеристика и содержание вольных упражнений. Композиция вольных упражнений.
Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназначаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого разряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.
Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разученных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения
участников на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполнение упражнения группой в целом, точность и ритмичность движений, оригинальность перестроений.
Индивидуальные
вольные
упражнения
подразделяются на спортивные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражнений).
Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выполняются они индивидуально на специальном гимнастическом ковре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оценивается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные упражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для
Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение является обязательным.
Учебные комбинации составляются не более чем на
32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно совпадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на
16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортивным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.
Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, подвижности в суставах, выносливости, повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорных систем. Последнее выражается в том, что занимающиеся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, величина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более ши- рокими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.
Совершенствование навыков выполнения вольных
упражнений содействует формированию правильной осанки, пополняет волевой, эмоциональный и главным образом двигательный опыт гимнастов. Не только женщины, но и мужчины благодаря занятиям этими упражнениями развивают пластичность и выразительность движений всех звеньев тела. Групповые вольные упражнения, кроме того, содействуют воспитанию общительности, чувства товарищества, ответственности за свои действия, взаимопомощи, формированию сплоченности коллектива.
С предметами могут выполняться как групповые упражнения, так и учебные комбинации. Спортивные вольные упражнения с предметами относятся к художественной гимнастике. Кроме предметов, используемых в художественной гимнастике, в вольных упражнениях могут применяться также флажки, гантели, гимнастические палки, шесты, канаты и др. При выполнении этих упражнений дополнительно приобретаются и совершенствуются навыки движений кистью, что имеет еще и прикладное значение при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста письму, игре на пианино и других музыкальных инструментах, при овладении бытовыми, трудовыми, спортивными двигательными навыками. Разнообразие используемых предметов содействует развитию координации движений.
Вольные упражнения включают в себя элементы различных видов упражнений — общеразвивающих, художественной гимнастики, акробатики, хореографии и др. — и составляются с учетом требований композиции.
Под композицией вольных упражнений понимают последовательность выполнения гимнастических элементов и соединений, их расположение относительно ковра и взаимосвязь частей упражнения.
Последнее означает стройность, осмысленность сочетаний и последовательность элементов и движений. Композиция должна быть гармоничной, динамичной, включать элементы разнообразного характера, задавать направление движения исполнителя.
Наличие слишком простых, примитивных элементов или соединений нарушает гармоничность композиции. В групповых вольных
упражнениях композиция определяет также взаимное расположение и перемещение самих исполнителей.
Индивидуальные вольные упражнения могут быть столь же оригинальны и неповторимы, как и свойства личности каждого отдельного исполнителя.
Включение простого, но редко исполняемого элемента создает порой лучшее впечатление, чем последо- вательное выполнение трудных, но не очень оригинальных элементов. В любом случае композиция упражнения должна подчеркивать достоинства исполнителя.
Мужским вольным упражнениям присущи использование движений прямыми руками и ногами, строгость движений, больший удельный вес силовых и статических элементов. Композиции женских вольных упражнений свойственна плавность движений, подчеркивание грациозности, пла- стичности, элегантности, танцевальное™ исполнительницы.
39. Законы композиции и методика обучения вольным упражнениям.
Композиция спортивных вольных упражнений может быть обязательной или произвольной. Последняя составляется из необходимого числа элементов и соединений определенной сложности с учетом требований правил соревнований.
Композиция обязательных упражнений либо является строго заданной, либо составляется из элементов заданного типа (для I и II разрядов по категории Б). Например, требования к акробатической комбинации, выполняемой мужчинами в качестве вольных упражнений II разряда, таковы.
1. Любое равновесие.
2. Стойка на руках — обозначить.
3. Переворот вперед или назад.
4. Соединение из 2 — 3 акробатических элементов.
При создании композиции элементы, указанные в требованиях, чередуются с простыми элементами и движениями для создания целостного, логически завершенного упражнения.
Гармоничность спортивных вольных упражнений предполагает равномерность распределения трудных элементов внутри упражнения. Упражнение должно
заканчиваться акробатическим соединением указанной или большей трудности. У женщин после конечного соединения следуют несколько движений, завершающихся
Для вольных упражнений спортсменов высоких разрядов характерно разнообразие направлений передвижений, поворотов, использование большей части ковра, значительные перемещения. При этом в композициях вольных упражнений мужчин передвижение исполнителя происходит, как правило, по сторонам и диагоналям ковра (рис. 167), гимнастки же передвигаются не только по прямым линиям (рис.
168).
В вольных упражнениях для массовых разрядов и в учебных комбинациях (комплексах упражнений) направлений передвижения по ковру обычно немного.
Например, при выполнении мужских вольных упражнений III разряда по программе категории Б спортсмен перемещается вдоль одной прямой линии
(рис. 169). Иногда композиция спортивных вольных упражнений намеренно приводится к линейной, чтобы упражнение можно было выполнить на акробатической дорожке.
В групповых вольных упражнениях участники выполняют обычно несложные элементы. Трудность состоит в требовании синхронности движений исполнителей, единства характера их движений.
Если от начала до конца группового упражнения взаимное расположение участников, выполняющих одинаковые движения, сохраняется неизменным, то упражнение такого типа называется синхронным. В более сложных упражнениях этого типа применяются одновременные перемещения участников на определенное число шагов и одновременные повороты.
Групповые упражнения называются ролевыми, если участники в едином ритме выполняют разные упражнения в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, колонне, шеренге и от места в ней. Исполнители разного пола распределяются обыч- но в разные группы. Ролевые упражнения выглядят эффектно, если между движениями разных групп участников наблюдается контраст, например: соседние группы выполняют выпады в разные стороны; одни
выполняют присед, другие встают и т.п. Контраст подчеркивается также различием костюмов участников и предметов, с которыми выполняется упражнение. Самым трудным из ролевых упражнений является «волна», при выполнении которой каждый участник в ряду выполняет то же движение, что и
ДРУ" гие, но с запаздыванием на определенную часть амплитуды от предыдущего участника.
Еще более сложными являются групповые вольные упражнения с перестроением, например, смыкания и размыкания, разбивка на группы, перестроение из шеренг в круги и т.д. Поддерживать четкость строя особенно трудно при перестроениях типа
«прочесывания», когда одна колонна движется навстречу другой, или с пересечением путей участников.
Если упражнение в целом состоит из частей разного типа, то оно называется составным.
Упражнение, в котором часть участников выполняет упражнения одного типа, а другая одновременно — упражнения другого типа, называется комплексным.
Групповые вольные упражнения могут использоваться для выступлений на физкультурных праздниках
(подробнее об этом см. разд. 15.3 «Массовые гимнастические выступления»).
Для обучения вольным упражнениям первым этапом при работе с начинающими является формирование
«школы движений», т.е. навыков выполнения движений, элементов и простых соединений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле. Сред- ством для этого являются не всякие, а правильно выбранные об-щеразвивающие упражнения. Для постановки
«школы движений» не следует использовать такие движения, как, например, из стойки руки в стороны-вперед мах правой вперед- влево, носком коснуться левой руки (то же левой ногой) или: из стойки ноги врозь с наклоном вперед, руки в стороны — повороты туловища.
Улучшению качества движений при выполнении вольных упражнений содействуют контроль и
самоконтроль. Последний в полной мере возможен при использовании зеркала, а лучше — видеосъемки.
Контроль может осуществлять сам педагог либо он организовывает работу учащихся в парах для взаимоконтроля. При работе с начинающими и с
занимающимися младшего возраста контроль педагога должен обязательно преобладать. Постоянно следует обращать внимание на их осанку, положение головы, рук, кистей, пальцев. Например, при выполнении наклона вперед, руки в стороны контролируется, чтобы туловище учащегося было про- гнутым и находилось в горизонтальном положении, голова поднята, руки в стороны (на уровне плеч) и слегка кверху (относительно туловища, а не пола), ладонями вперед (т.е. к полу), пальцы вытянуты и прижаты. Большое значение для формирования
«школы движений» имеет
хореографическая
подготовка.
Обучение вольным упражнениям проводится как в подготовительной, так и в основной части урока.
В подготовительной части разучиваются простые элементы и соединения, совершенствуется «школа движений». Более сложные элементы разучиваются в упрощенном и измененном виде. На пример, вместо шагов в сочетании с движениями рук выполняются выставления ног с теми же движениями рук.
Организуется выполнение частей вольных упражнений в различных направлениях, для чего применяются повороты и перестроения.
В подготовительной части чаще всего используется фронтальный метод.
Учащиеся выполняют упражнения на ковре или на полу. Разучиваемые части вольных упражнений выполняются вначале в медленном темпе, по разделениям, с фиксацией внимания на более трудных движениях, при контроле правильности их выполнения. Затем темп, амплитуда движений постепенно увеличиваются, повышаются требования к точности, совершенствуется стиль исполнения разучиваемого элемента, соединения, комбинации, подключается музыкальное сопровождение.
В основной части урока разучиваются более сложные элементы: равновесия, стойки, перевороты, сальто, прыжки, повороты, перемахи и т. п.
Разучивание проводится индивидуальным или проходным методом. Если в подготовительной части урока учащиеся выполняют упражнения главным образом на полу или на ковре, то в основной части используются также маты, акробатическая дорожка,
мостик, лонжи (страховочные пояса), поролоновая яма и другие снаряды и приспособления.
Совершенствование техники исполнения отдельных элементов вольных упражнений и их соединений осуществляется также путем выполнения несложных учебных комбинаций, составленных из разученных частей упражнения. Педагог может составлять эти комбинации сам на 8, 16, 24 счета, а более подготовленным ученикам предложить составить такие комбинации самостоятельно.
Вольные упражнения, составленные для исполнения под музыкальное сопровождение, разучиваются по «восьмеркам». При добавлении вновь разученной «восьмерки» к ранее освоенной ча- сти упражнения темп исполнения вначале задается более медленный, а затем постепенно ускоряется.
Если упражнение не сопровождается музыкой (для старших разрядов мужчин), то оно разучивается в произвольном разделении на части. В конечном итоге все части, или «восьмерки», упражнения соединяются в единое целое и выполняются слитно.
На этапе совершенствования вольные упражнения выполняются целиком, при этом более трудные фрагменты продолжают совершенствоваться отдельно.
При выполнении упражнения в целом иногда делаются остановки для уточнения отдельных поло- жений тела или его звеньев. Для развития двигательной памяти и выносливости разученные вольные упражнения выполняются по 2 и даже по 3 раза подряд без остановки. Применение указанного метода в вольных упражнениях более эффективно, чем в других видах гимнастического многоборья, особенно в плане развития выносливости.
40.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


написать администратору сайта