Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям

  • Словесный метод

  • Метод наглядной демонстрации

  • шпора по гимнастике. 1. Гимнастика у древних народов


    Скачать 1.46 Mb.
    Название1. Гимнастика у древних народов
    Дата13.11.2021
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлашпора по гимнастике.pdf
    ТипДокументы
    #270674
    страница8 из 16
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16
    той способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в непрерывном поддержании инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями т,ела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значительное физиологическое воздействие на организм в целом.
    Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.
    В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вынуть палочку из руки.
    Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.
    Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточных плоскостях, по полу и по воздуху.
    Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног.
    Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные
    (зубцы горизонтально полу), выполняются по п
    олу и по воздуху. Змейки
    выполняются только движением кисти, п
    ри слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением
    (горизонтальная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота движений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами.
    Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно витки вертикально полу или горизонтально), направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат параллельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.
    Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке по физической культуре они не используются из-за сложности движений и методического неудобства.
    43. реализация принципов дидактики при обучении упражнениям.
    Успешное обучение гимнастическим упражнениям требует соблюдения принципов дидактики, а также правил их практической реализации.
    Правила реализации принципа сознательности и активности. а) постановка задач перед уроком и при обучении каждому упражнению, связке, комбинации, при развитии двигательных или психических способностей у гимнастов, при проведении мероприятий, связанных с учебной и воспитательной работой педагога; б) систематический контроль за качеством исполнения упражнений, дисциплиной и активностью на занятиях, страховкой, помощью и др.; в) анализ качества исполнения упражнений занимающимися, своевременное обнаружение ошибочных действий и указание на причины и способы их устранения (нельзя только указывать на ошибку, надо находить способы ее упреждения или исправления); г) поощрение успехов, инициативы и активности занимающихся, порицание нерадивости, пассивности и др.
    Принцип наглядности реализуется путем: а) хорошего показа упражнения; б) демонстрации наглядных пособий, рисунков, схем, чертежей, кинокольцовок; в) применения различных ориентиров, ограничителей и других приспособлений; г) образного словесного объяснения с применением фигурки гимнаста и др.
    Принцип систематичности и последовательности реализуется постепенным усложнением изучаемых упражнений, повышением физической и психологической нагрузки на занимающихся в уроке, в системе уроков, в течение года и ряда лет.
    Принцип доступности реализуется: а) правильным выбором упражнений для изучения в соответствии со способностями учеников; б) применением подводящих и подготовительных упражнений, приспособлений и тренажерных устройств, облегчающих овладение учебным материалом; в) своевременным развитием спо- собностей, необходимых для успешного овладения намечаемыми упражнениями и программным материалом в целом; г) надежной страховкой, своевременной и в меру оказанной помощью.
    Принцип воспитывающего обучения находит свое практическое выражение: а) в научности обучения; в применении индивидуального и личностного подхода к каждому ученику; б) в требованиях педагога точно и своевременно выполнять его команды, распоряжения, просьбы, сигналы; в) в самостоятельном выполнении упражнений, заданий педагога, в действиях в коллективе (игры, соревнования, трудовые процессы) и в подчинении своих интересов коллективным; г) в
    воспитании уважительного отношения к окружающим, особенно к старшим, товарищества в иг pax, организации страховки и помощи, в достижении общих кол- лективных целей; д) в воспитании целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении поставленной цели, решительности и смелости, выдержки и самообладания; е) в требованиях бережно относиться к оборудованию, спортивному инвентарю и другому государственному и общественному имуществу; ж) в при- влечении учеников к посильным работам в зале, на площадке, к ремонту инвентаря и оборудования и др.
    Сформированные на уроках гимнастики навыки, привычки, манеры поведения, отношение к занятиям, дисциплинированность, организованность по так называемому механизму положительного переноса будут проявляться и в других видах деятельности, в иных обстоятельствах (в учебе, труде, общении в коллективе и в быту). В этом и состоит прикладной характер гимнастики как спортивно- педагогической дисциплины, большая социальная значимость труда педагога по физическому воспитанию.
    Длительные занятия гимнастикой оставляют специфический след на личности гимнаста. Этот след — отражение структуры его спортивной, учебно- тренировочной деятельности и системы воспитательных воздействий педагога, его физического и нравственного облика.
    В учебно-тренировочной работе с гимнастами дидактические принципы рекомендуется использовать не изолированно один от другого, а в определенной взаимосвязи, в виде сопряженных пар: принцип научности обучения — с принципом доступности; принцип систематичности в овладении знаниями, умениями, навыками—с принципом связи обучения с жизнью; принцип прочности знаний — с принципом свободы, гибкости в их практическом применении; принцип наглядности в обучении — с принципом развития абстрактного мышления и т.д.
    Необходимость в таком сопряжении принципов вызвана тем, что каждый из них в отдельности, в изолированности неизбежно порождает односторонность в обучении, а это противоречит широте педагогических целей, их обобщающему характеру. Органическое же сочетание принципов, их взаимное обогащение и при этом уточнение формы действия каждого обеспечивают такую организацию обучения, которая содействует формированию личности. Это относится и к принципам воспитания.
    А. С. Макаренко указывал, что воспитание на каждом шагу требует совмещенного в едином ключе решения разных, внешне противостоящих педагогических задач. Всем хорошо известен его принцип: как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему.
    Процесс обучения гимнастическим упражнениям, вся постанов-
    Ка учебно- тренировочной работы, взаимоотношения педагога с гимнастами должны носить воспитывающий характер. Только тогда, когда обучение и воспитание выступают как сопряженные стороны целостного педагогического процесса, они способны решать как общие (оздоровительные, образовательные и воспитательные), так и спе- цифические (в данном случае гимнастические) задачи.
    Такое требование естественно вытекает из природы самой человеческой личности как целостной системы внутренне сопряженных свойств (способностей).
    Из этого утверждения, очевидно, следует исходить при решении задачи
    разностороннего развития личности. Его нельзя представлять в виде рядоположенного наличия различных способностей, формируемых в каждом отдельном случае специальным обучением. Разностороннее развитие способностей предусматривает их диалектическое взаимодействие: компенсацию недостаточно развитых способностей за счет более развитых, изменение структуры способностей, необходимых для успешного овладения изучаемым упражнением, в зависимости от поставленной цели, задач, условий деятельности.
    Наряду с изложенными принципами обучения эффективными оказываются и такие, как:
    обучение на высоком уровне трудности;

    продвижение вперед быстрым темпом;
    ведущая роль теоретических знаний;
    осознание процесса обучения;
    равномерное развитие всех учащихся (сильных и слабых).
    44. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим
    упражнениям
    Квалифицированное преподавание гимнастики возможно при условии твердого усвоения теоретических и методических основ обучения, воспитания и спортивной тренировки. Однако одних только этих знаний еще недостаточно, они должны быть доусво-ены, отработаны в процессе педагогической практики.
    К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долговременной практикой. В ходе практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я». Выбор того
    или иного метода зависит также от учебной задачи, характера и сложности изучаемого упражнения, времени, места и условий, в которых проводятся занятия, от физической и технической подготовленности гимнастов, общих и частных задач обучения.
    При обучении гимнастическим упражнениям применяются словесный метод, метод наглядной демонстрации, метод упражнения Словесный метод практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба. С помощью этого метода и его приемов воздействие оказывается преимущественно на вторую сигнальную систему. В процессе постепенного овладения упражнениями занимающиеся побуждаются к активной мыслительной деятельности.
    Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов снарядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. В данном случае преимущественное воздействие оказывается на первую сигнальную систему.
    В активную работу вовлекается зрительный анализатор. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, в сознании остается отпечаток, слепок от показанного упражнения. Поэтому чем точнее этот слепок соответствует технике идеально показанного упражнения, тем быстрее и правильнее занимающийся его выполнит (снимет с него копию).
    Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Здесь чувственная форма познания (ощущения, восприятия и представления) соединяется с рациональной, с активной умственной деятельностью, с практикой, что, в конечном итоге, приводит к технически правильному исполнению изучаемого упражнения. Этот метод всегда применяется в сочетании с рассмотренными выше методами. Правильное их сочетание позволяет педагогу быстрее научить упражнению.
    Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения.
    При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по
    частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям.
    Благоприятные условия для применения целостного метода обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог располагают эффективными приемами и средствами страховки и помощи. При обучении гимнастов сложным упражнениям применяются тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом. Этот метод имеет несколько разновидностей: а) самостоятельное выполнение изучаемого упражнения; б) выполнение упражнения с направляющей помощью; в) замедленная или быстрая проводка; г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоновой ямой.
    С помощью расчлененного метода
    изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, самостоятельное выполнение). При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и вос- приятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая выделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.
    Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения: а) собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения (дозированные упражнения); б) метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных движениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, о способах исправления ошибки в движениях. При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как: а) временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения; б) проводка в изучаемой части или фазе упражнения; в) имитация движения; г) изменение исходных и конечных условий движения; д) освоение главного в технике исполнения упражнения.
    Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации педагога и его творческой активности.
    Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами: а) подводящими упражнениями; б) дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами; в) физической помощью; г) изменением условий обучения и др. При использовании того или иного метода приходится учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Известно, что для тех, кто относится к художественному типу высшей нервной деятельности, более ценной будет информация, получаемая от показа упражнения, наглядных пособий, а для лиц мыслительного типа — информация о закономерностях движений. Поэтому, когда на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, то один из них всегда бывает ведущим.
    Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила: а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями; б) в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий; в) только после усвоения предыду- щего подводящего упражнения следует переходить к следующему; г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить. Особенно важно уметь подбирать
    подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста.
    Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения.
    Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.
    Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, позволяет оценить собственные действия.
    Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям.
    При оказании помощи применяют следующие методические приемы: а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения; б) подталкивание, поддержка и подкрутка. В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.
    Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно- тренировочный процесс более производительным, эффективным. К ним относятся: а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.); б) вспо- могательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.); в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.); г) обучающие устройства и тренажеры.
    Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.
    Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.
    Успех обучения упражнениям в первую очередь зависит от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта.
    Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди
    занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.
    Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью занимающихся. Успех обучения зависит от условий, в которых проходят занятия гимнастикой: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспособности и др.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   16


    написать администратору сайта