Главная страница
Навигация по странице:

  • Обучение гимнастическим упражнениям

  • шпора по гимнастике. 1. Гимнастика у древних народов


    Скачать 1.46 Mb.
    Название1. Гимнастика у древних народов
    Дата13.11.2021
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлашпора по гимнастике.pdf
    ТипДокументы
    #270674
    страница9 из 16
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16
    45.Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов
    Гимнастическое упражнение представляет собой сложную динамическую структуру сознательно выполняемых движений для достижения заранее поставленной цели: повышение функциональных возможностей организма, развитие двигательных, психических, личностных свойств (способностей); обогащение занимающихся опытом
    (двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, спортивным, трудовым и др.). Для того чтобы уметь подбирать наиболее эффективные упражнения для решения поставленной цели, надо иметь о них достаточно обширные и глубокие знания.
    Широкий спектр задач, которые можно решать с помощью гимнастических упражнений, определяется их многоструктурно-стью и многофункциональностью.
    Многоструктурность отдельного гимнастического упражнения образуют количество и содержание входящих в него движений, сенсорное, энергетическое и психологическое обеспечение. Это своего рода подструктуры упражнения, в своей совокупности они представляют его содержание. Характер взаимодействия между ними определяется целью, которая решается с помощью упражнения. Это форма данного гимнастического упражнения. Его форма и содержание находятся во взаимосвязи. Существует безграничное многообразие гимнастических упражнений, отличающихся одно от другого содержанием и формой каждой из своих под- структур. Многофункциональность гимнастического упражнения определяется способом его выполнения и дозировкой числа повторений, например: приседания можно использовать для разминки, развития силы мышц ног, прыгучести, локальной выносливости, воли, повышения функциональных возможностей систем организма.
    Задача педагога заключается в том, чтобы из множества различных по структуре упражнений и возможных способов их выполнения выбрать такие, с помощью которых можно было бы обогатить занимающихся знаниями, двигательными умениями и навыками, развить у них необходимые способности.
    Знание о гимнастическом упражнении — это субъективный образ, представление о нем, о структуре его движений, о степени сложности исполнения, о его оздоровительных, образовательных и воспитательных возможностях. Знание об упражнении характеризуется тем, что обучаемый воспроизводит его в идеальной форме в виде словесного, терминологически правильного изложения, описания, изображения на рисунке, схеме и т.п. Оно служит основой для практического выполнения упражнения. Для того чтобы выполнить изучаемое упражнение сознательно, имея хорошее представление о нем, нужны глубокие и разносторонние знания; надо овладеть содержательными и операционными знаниями, знать всю философию упражнения.
    Содержательное знание об упражнении — это знание о структуре движений, их сенсорном, энергетическом и психологическом обеспечении, о технике исполнения; о требованиях, которые оно предъявляет к занимающимся, к их способностям; о возможностях использования его при изучении (оценке) и развитии способностей, при воспитании личностных свойств у занимающихся, а также в оздоровительных, образовательных и прикладных целях.

    Операционное знание — это знание последовательности выполнения упражнения, начиная с исходного до конечного положения. Оно основано на технике гимнастического упражнения.
    В качестве примера знаний об упражнении может служить выполнение стойки на руках силой согнувшись. Здесь содержательными знаниями будут следующие: 1) обобщенное знание о структуре движений, о их сенсорном, энергетическом и психологическом обеспечении; 2) знание требований, которые предъявляются этим упражнением к силе мышц рук и спины; к подвижности в плечевых и тазобедренных суставах; эластичности мышц и связок задней поверхности туловища; к способности сохранять равновесие в стойке на руках, которое зависит от тактильно-мышечной чувствительности рук, функционирования вестибулярного анализатора, координации движений, опыта занимающихся; 3) это Упражнение можно использовать для развития силы указанных выше групп мышц, ориентировки в пространстве, совершенствования прессо-депрессорных механизмов сердечно-сосудистой системы; 4) оно выполняется только за счет мышечной силы, толчки и рывки не разрешаются правилами соревнований.
    Операционное знание включает в себя и.п., из которого выполняется упражнение; постановку рук относительно ног (где и как их поставить); расположение проекции
    ОЦМ тела относительно площади опоры (плечи относительно кистей рук); знание того, как начинать и в каком положении завершить упражнение, как действовать в случае потери равновесия в стойке на руках.
    Содержательное и операционное знание имеют между собой такую тесную взаимосвязь, как форма и содержание. В совокупности они дают полную характеристику изучаемому упражнению, раскрывают его потенциальные возможности для использования в оздоровительных, образовательных, воспитательных и прикладных целях. Эти знания являются основой сознательного и активного отношения к занятиям гимнастикой, к овладению изучаемыми упражнениями. Поэтому учащихся надо систематически обогащать проверенными на практике научными знаниями.
    Усвоение знаний обучаемыми — это процесс сознательного и активного превращения систематизированных научных данных и практического опыта преподавания гимнастики в личное достояние, в бесценное богатство занимающихся, в орудие их мышления и успешной практической деятельности, в жизненную потребность.
    Для педагога сознательно овладеть научными знаниями в гимнастике означает изучить и осмыслить, научиться практически использовать тот круг явлений и закономерностей, которые она в себя включает, овладеть системой знаний:
    1. Гимнастика как предмет познания, ее место в системе физического, эстетического и нравственного воспитания человека.
    2. История развития гимнастики.
    3. Гимнастическая терминология как своеобразный язык гимнастики.
    4. Основы техники гимнастических упражнений.
    5. Методика обучения гимнастическим упражнениям и спортивной тренировки в гимнастике.
    6. Формы занятий гимнастикой, структура урока гимнастики, особенности занятий с детьми.
    7. Мероприятия, обеспечивающие предупреждение травм на занятиях по гимнастике.
    ■8. Правила соревнований по гимнастике и судейство.
    11. Научная работа в области гимнастики.
    12. Спортивная тренировка юных гимнастов.
    Эти разделы научно-практических знаний тесно взаимосвязаны и каждый из них может быть с пользой усвоен только в совокупности со всеми остальными, а весь курс гимнастики — в тесной связи с другими спортивными и смежными
    теоретическими дисциплинами: механикой, анатомией, физиологией, психологией, педагогикой, теорией и методикой физического воспитания и др.
    Однако приведенный выше перечень вопросов, подробно изученных в стенах вуза, вовсе не означает, что в содержание учебной работы с гимнастами надо переносить все, что накопилось в гимнастике как научно-практической дисциплине.
    В содержание обучения включается лишь то, что общественно необходимо, педаго- гически разумно и доступно занимающимся в связи с их возрастом, образованием и способностями, важно для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных и прикладных задач.
    Обучение гимнастическим упражнениям основывается на практическом использовании содержательных и операционных знаний и на общих дидактических принципах формирования двигательных умений и навыков.
    Умение — это знание об упражнении, его теория, философия в действии.
    Овладение им определяется способностями учащихся, их мыслительной и практической деятельностью. Умение выполнять гимнастическое упражнение — это способность занимающегося на основании знаний об упражнении управлять движениями, входящими в его состав, под контролем сознания. Такая способность приобретается на основе имеющихся у обучаемого знаний о технике движений, наличного двигательного опыта, физической и психологической подготовленности.
    На этой стадии овладения упражнением от занимающегося требуется напряжение внимания, памяти, воли, умственный труд. В достижении успеха ведущую роль играет сознательное и активное отношение к процессу учения, стремление достичь поставленной цели. Цель образует структуру Двигательного умения. Степень достижения цели определяется качеством практического выполнения изучаемого упражнения. Каждый из компонентов умения выполнять гимнастическое
    Упражнение имеет свою сложную структуру. Знание ее лежит в основе грамотного, а следовательно, и эффективного формирования двигательных умений и навыков, спортивного мастерства в гимнастике.
    Умение выполнять упражнение формируется в процессе обучения и включает в себя длинный ряд условных рефлексов первой и, главным образом, второй сигнальных систем. Их работа определяется деятельностью мозга, его высших отделов и подчиняется законам анатомии, физиологии и психологии.
    Двигательный навык — это совершенный, рациональный с точки зрения техники изучаемого упражнения и гимнастического стиля способ управления движениями в целостном гимнастическом упражнении. При этом сознание обучаемых лиц направлено на условия, в которых выполняется упражнение, на его конечный ре- зультат и мастерство исполнения, а не на отдельные движения.
    Навыки формируются путем многократного стереотипного повторения движений или изучаемого упражнения в целом. При этом в структуру упражнения не вносится существенных изменений, оно выполняется, как правило, в одних и тех же условиях. По мере увеличения количества повторений упражнение становится все более привычным, уменьшается необходимость сосредоточения, распределения, переключения внимания, снижается напряжение памяти, воли и других психических процессов, а также доля перцептивного и смыслового контроля.
    Техника исполнения постепенно приближается к образцу, к технике упражнений.
    Главной чертой навыка является его автоматизация. Сознание только в экстренных случаях контролирует правильность движений. Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность при выполнении упражнения в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды: а) изменение окружающей обстановки, температуры, освещения и др.; б) утомление, недомогание, эмоциональное возбуждение или угнетение; в) длительные перерывы в занятиях и др.
    В процессе становления навыка наряду с автоматизацией отдельных движений происходит слияние их в единый, целостный ансамбль, стереотип с относительно постоянными пространственными, силовыми и временными характеристиками структуры. Это делает движения легкими, ритмичными и экономичными. На выс- ших стадиях развития навыка появляется специализированное восприятие всех
    параметров движений (инерции, момента инерции, количества движения, момента количества движения, «чувство снаряда»). Гимнастическая комбинация выполняется по принципу динамического стереотипа, когда одно движение является пусковым для очередного.
    Значение двигательных навыков (привычек) в жизни человека исключительно велико. По этому поводу К. Д.Ушинский говорил, что если бы человек не имел способности к навыку, он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ, для новых побед. Навыки, жизненные стереотипы, привычки облегчают спортивную и трудовую деятельность, экономизируют нервно-психические и функциональные напряжения человека, содействуют укреплению его здоровья и продолжительности жизни.
    Двигательные навыки в гимнастике — это субъективный фактор производительности труда гимнаста: чем лучше они сформированы, тем выше его спортивное мастерство. Объективным фактором являются условия, в которых проходит учебно-тренировочный процесс (спортивная база, инвентарь, постановка учебно-воспитательной работы и др.).
    Знания, двигательные умения и навыки представляют собой ступени единого процесса достижения спортивного результата а в трудовой деятельности - создания продукта труда. Знание продолжается и обогащается в умении, умение - в навыке, а последний - в спортивном результате или продукте труда. Задача педагога состоит в том, чтобы на основе имеющихся у гимнастов задатков и способностей дать им необходимую систему знаний, умений и навыков, добиться запланированного спортивного результата и в этом процессе развить способности к овладению более сложными знаниями, умениями и навыками и, в конечном счете, высоким спортивным мастерством.
    Этот процесс можно представить в виде приведенной ниже схемы 3. Она показывает, как и почему у человека возникает желание заниматься гимнастикой, какие этапы оно проходит от первоначального своего состояния до более высоких, ведущих к вершинам спортивного мастерства. Знание диалектики этого процесса необходимо для более квалифицированного управления им и повышения производительности труда педагога и гимнастов. Истинное знание должно отвечать на вопросы, как и почему возникает то или иное явление, как существует, во что переходит.
    46 Методы и приемы Обучение гимнастическим упражнениям
    Участниками учебного процесса являются учитель и ученик. Характер их отношений к этому общему делу и взаимоотношений определяет конечный итог совместной деятельности: успешность овладения занимающимися знаниями, умениями и навыками в выполнении упражнений, достижение спортивного мастерства. Они оба по отношению друг к другу выступают как личности, а их взаимоотношения носят личностный характер.
    Учитель выступает как субъект учебного процесса. Он со знанием дела его создает, изменяет, совершенствует; сознательно, целеустремленно и настойчиво добивается намеченной учебной цели. К ученику он относится как к объекту своих педагогических воздействий. Изучая индивидуальные особенности ученика, он изыскивает наиболее рациональные способы взаимоотношений с ним. Чем полнее информация об ученике, о его способностях, тем эффективнее учебный процесс и воспитательная работа педагога.
    Ученик к овладению упражнениями относится как личность, как субъект познания и активной деятельности. В общении с учителем он познает назначение
    упражнений, технику их исполнения и практически овладевает ими. В этом процессе ученик по отношению к самому себе выступает как субъект: он глубже и разностороннее познает самого себя свои физические и духовные возможности, способности; учится правильно, осознанно соотносить их со сложностью изучаемых упражнений и разумно, со знанием дела действовать, а если надо, то и заблаговременно развивать у себя необходимые способности, активизировать рабо- ту над самовоспитанием.
    Взаимоотношения между учителем и учеником могут быть непосредственными и опосредованными.
    Непосредственные взаимоотношения строятся на основе знания индивидуальных особенностей друг друга. Учитель должен хорошо знать состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности ученика, историю их происхождения. Исполь- зуя эти знания, он избирает и соответствующую тактику взаимодействий с учеником, направленную на более успешное решение Учебных задач. Ученику тоже надо знать своего учителя, для того чтобы правильно строить с ним свои взаимодействия.
    Опосредованные взаимоотношения учителя с учеником строятся через учебный материал, коллектив группы, класса, через учителей по другим учебным дисциплинам, через родителей и прочих лиц, имеющих отношение к учебно- воспитательному процессу. Учитель в работе с каждым учеником опирается на коллектив класса, формальных и неформальных лидеров, на своих помощников.
    Непосредственные и опосредованные взаимоотношения между учителем и учеником носят системный характер.
    В сложных переплетениях субъектно-объектных взаимоотношений между учителем и его учениками при ведущей роли учителя происходит обучение гимнастическим упражнениям. Его принято разделять на три этапа: а) ознакомление с упражнением, создание предварительного представления о нем; б) разучивание упражнения; в) закрепление и совершенствование техники испол- нения упражнения. Четкую границу между этапами провести трудно, но их выделение удобно для уточнения частных задач и подбора методических приемов для их решения.
    47. Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления
    Четкость представления об изучаемом упражнении, его образ служит основой сознательного овладения упражнением. Формирование образа упражнения происходит в соответствии с теорией отражения: чувственная форма его познания дополняется рациональной (осознанной) и результаты обеих форм познания прове- ряются в практике.
    Представление об упражнении формируется на основе информации, поступающей в центральную нервную систему от сенсорных систем. В результате начинают функционировать психические процессы: ощущения, восприятия, представления (чувственная форма познания) вплоть до активной мыслительной деятельности и включения в процесс познания личностных свойств гимнаста.
    Формируется его отношение к изучаемому упражнению. И после того как вся информация об упражнении будет переработана и создан живой образ упражнения, гимнаст получает основания для его осознанного выполнения. Успех зависит от четкости сформированного представления и способностей гимнаста выполнить упражнение в соответствии с его образом.
    Для создания у учеников предварительного представления об упражнении используются следующие методические приемы: название упражнения, показ,
    объяснение его назначения и техники исполнения, опробование, если это доступно для занимающихся.
    Название упражнения в создании представления о нем играет важную роль.
    Между тем название часто используется формально или вообще игнорируется, часто упражнение начинают с его показа.
    Сущность приема заключается в том, что назвать упражнение надо терминологически правильно, достаточно громко, с отчетливой дикцией, при хорошо организованном внимании занимающихся. В некоторых случаях название может носить оттенок загадочности, особой значимости, должно вызывать положительное отношение. Название должно обладать не только эмоциональным, смысловым, но и внушающим воздействием на занимающихся. В этом случае оно становится эффективным пусковым фактором для ЦНС, способствует созданию условий для замыкания временных условных связей, необходимых для осуществления движений и для эффективной работы органов и систем, которым предстоит обеспечивать выполнение упражнения нужной информацией и энергией.
    Известно, что эффективность работы любой системы — технической, биологической, социальной — зависит от качества и полноты введенной в нее информации, а также возможности этой системы ее переработать. Всякая утечка информации, ее неточность или избыточность могут привести к сбою в работе, к ошибкам. Это справедливо и по отношению к формированию представления об упражнении у гимнастов. Потеря информации на этой стадии может быть как по вине педагога, так и по вине занимающихся.
    По вине педагога часть информации об упражнении может пропасть в результате: а) недостаточно четкого названия упражнения и терминологической неточности, его слабой смысловой, а следовательно, убеждающей и внушающей силы; б) недоста- точной организации внимания занимающихся в момент названия упражнения; в) нечеткости организации учебного занятия; г) слабого авторитета педагога.
    По вине обучаемых часть информации может быть невоспри-нята в силу: а) недостаточного двигательного опыта, незнания двигательных действий, подобных изучаемым; б) невнимательности, несерьезного отношения к изучаемому упражнению и к занятию в целом; в) неуважительного отношения к педагогу.
    Показ упражнения — основное правило реализации дидактического принципа наглядности. Его эффективность в создании представления об упражнении определяется следующими условиями:
    1. Техническое совершенство. Неточность показа приводит к искажению и утрате части информации об упражнении. Она или не доходит до обучаемых, или упражнение воспринимается в искаженном виде, с ошибками в технике движений.
    Это затрудняет образование четкого представления об упражнении.
    Индивидуальные особенности восприятия, связанные с типом нервной деятельности обучаемых. Показ воспринимают точнее лица, относящиеся к художественному типу нервной деятельности. Во время показа у них активизируются главным образом Функции правого полушария головного мозга.
    Менее отчетливо в
    оспринимают показ упражнения лица, относящиеся к мысли- тельному типу, в силу преобладания у них функций левого полушария. В результате часть информации ими может быть недовос-принята
    3. Запас двигательного опыта обучаемых лиц. От него зависит уровень развития специальных ощущений и восприятий, необходимых для формирования отчетливого образа упражнения, «слепка», «копии» его в ЦНС. У лиц с бедным запасом двигательного опыта, с неразвитой формой чувственного познания образ просмотренного упражнения будет неотчетливым, расплывчатым, неполным.
    Следовательно, с него труднее снять «копию», т.е. выполнить упражнение.
    4. Способностью к сосредоточению внимания. Внимание проявляется в виде настроя сознания на активное восприятие упражнения. Невнимательное отношение к просмотру упражнения приводит к недополучению части информации, к неточности ее переработки, к нечеткости образа, с которого надо снять копию, и, в конечном итоге, к ошибкам в исполнении упражнения.

    Значение внимания отмечал еще К.Д.Ушинский, говоря, что внимание — это та дверь, через которую проникает все, чем богат человек.
    Показ упражнения может дополняться применением наглядных пособий. Они помогают детально проанализировать ряд быстро протекающих, но очень важных моментов техники, которые при показе трудно заметить. В качестве наглядных пособий могут использоваться фигурка гимнаста, схематичное изображение уп- ражнения, отдельных его частей и фаз на бумаге, на классной доске и др. Показ упражнения может сопровождаться словесными пояснениями, и чем эмоциональнее и образнее будут пояснения педагога, тем полнее усваивается и прочнее запоминается информация, сообщаемая об упражнении.
    Однако наглядностью надо пользоваться в меру, нельзя злоупотреблять ею в ущерб активизации мыслительной деятельности, развития абстрактного мышления у гимнастов. Здесь также потеря информации об упражнении может быть как по вине педагога, так и по вине обучаемых.
    К упущениям педагога можно отнести: а) нечеткий показ, технические погрешности в исполнении упражнения; б) отсутствие вспомогательных средств наглядности (схем, рисунков, моделей гимнастов, кинокольцовок и др.); в) неумение направить сознание обучаемых на главное в технике исполнения упражнения.
    Со стороны обучаемых могут быть следующие упущения: а) недостаточно серьезное отношение к данному занятию или к изучаемому упражнению; б) невнимательный просмотр упражнения, отсутствие желания осмыслить способ его выполнения, соотнести свои способности с трудностями выполнения упражнения, созерцательность; в) непонимание сути упражнения, основ техники его исполнения.
    На этой стадии формирования представления об упражнении основное воздействие оказывается на первую сигнальную систему обучаемых. В то же время при восприятии показа закладываются основы для понимания, осмысливания способа выполнения упражнения.
    Переход от чувственной формы познания упражнения (через ощущения, восприятия и представления) к рациональной, т.е. к разумной, осмысленной, осуществляется путем объяснения назначения упражнения и техники его исполнения на основе законов механики, анатомии, физиологии и психологии.
    Объяснение техники исполнения упражнения. Это наиболее ответственный и сложный методический прием создания представления об упражнении. Приступая к объяснению техники исполнения упражнения, указывают, к какой группе оно относится (статическое, динамическое и т.д.), сообщают содержательные и опе- рационные знания о нем, после этого делается подробный анализ по отдельным частям и фазам упражнения.
    Объяснение должно быть по возможности кратким, образным, ярким, основанным на знакомых занимающимся ощущениях, восприятиях, представлениях; надо опираться на известные обучаемым законы механики, анатомии, физиологии, психологии, а если необходимо, то и сообщать им нужные знания на специальных занятиях или по ходу обучения упражнениям. Педагог дол- жен стремиться к тому, чтобы ученики хорошо поняли его объяснение, и сам должен быть уверен, что они усвоили его действительно правильно. Чем сложнее изучаемое упражнение для восприятия, тем в большей мере показ сочетается с подробным и доходчивым объяснением.
    При объяснении техники движений обучаемым сообщается наиболее важная для успешного выполнения упражнения информация. Особое внимание уделяется раскрытию закономерностей движений и в соответствии с ними объясняются способы выполнения упражнения. Однако обучаемые могут недополучить инфор- мацию как по вине педагога, так и по своей собственной вине.
    По вине педагога часть информации может быть утеряна в силу следующих методических погрешностей: а) недостаточно полное и доходчивое раскрытие
    закономерностей техники движений и способов их выполнения, неправильная и искаженная информация; б) слабая организация внимания, памяти и мыслительных процессов занимающихся во время объяснения; в) отсутствие в распоряжении педагога вспомогательных средств для образного, эмоционально окрашенного объяснения (схем, рисунков и др.).
    По вине обучаемых часть информации может быть недовос-Принята по следующим причинам: а) отсутствие необходимого настроя, а следовательно, и слабой активизации внимания, памяти, мыслительных процессов и воли; б) недопонимание закономерностей движений, а значит, и способов выполнения уп- ражнения.
    Опробование упражнения. Этот методический прием применяется только после того, как ученики получили достаточно четкое представление об упражнении и поняли технику его исполнения. Важно, чтобы первые попытки были удачными.
    Это вселяет уверенность в свои силы, в успех и вызывает интерес к занятию, к овладению изучаемым упражнением. Поэтому опробуются только доступные обучаемым упражнения. В этом случае занимающиеся получают возможность соотнести свои представления об упражнении с его фактической сложностью и со своими способностями, необходимыми для успешного овладения упражнением, выполняют его сознательно, творчески, активно.
    В процессе восприятия упражнения, создания его образа происходит преобразование информации, полученной от педагога, в двигательные действия.
    При этом энергетические процессы, осуществляющие преобразование информации в образ упражнения, имеют подчиненное значение; на первый план выступают условия передачи информации от педагога к ученикам, ее качество, достаточное количество и возможности переработки учениками. В компьютерах преобразование информации, по-видимому, происходит точнее и быстрее, нежели в человеческом сознании, — по принципу жесткой детерминации, обусловленности. У человека же на каждом этапе формирования образа упражнения возможна утечка информации, в результате чего образ воспринимаемого упражнения становится неточным, без отдельных деталей, расплывчатым, неотчетливым. Четкость образа изучаемого упражнения теряется и с течением времени. Однако у человека есть огромное преимущество перед машиной в том, что он может уточнить, исправить представление об упражнении за счет повторных восприятий, напряжения внимания, памяти, мыслительных процессов, воли и других личностных свойств.
    Более того, обучаемый может вскрыть внутренние и внешние механизмы, лежащие в основе формирования более отчетливого образа упражнения, а следовательно, и движений, необходимых для его успешного выполнения. При опробовании упражнения у обучаемых могут возникнуть следующие трудности: а) трудно представить технику движений, соотнести требования, которые предъявляет изучаемое упражнение, со своими способностями («все понимаю, но сделать не могу»); б) трудно ориентироваться в пространстве и времени, соблюсти ритм движений, скоординировать движения (упражнения на кольцах в каче, вращение в безопорном положении и др.); в) трудно подавить защитную реакцию, проявить нужную решительность и смелость, если упражнение содержит элементы опасности.
    48. Разучивание упражнения.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   16


    написать администратору сайта