1. Группы психосоматических расстройств. Классификация психосоматических расстройств в мкб10
Скачать 3.05 Mb.
|
14. Возможности арт-терапии в работе с психосоматическими и соматическими больными. Одним из первых применений арт-терапии стало использование этой деятельности в качестве вспомогательного средства в излечении соматических болезней. Адриан Хилл, основатель британской арт- терапии, использовал термин «арт-терапия» в своих ранних рукописях для того, чтобы описать тот эффект, что оказали занятия живописью на процесс его излечения от туберкулеза. Им были написаны две книги: «Художественная версия болезни» и «Живопись вне болезни». На основе своего успешного опыта излечения от туберкулеза Хилл решает активно использовать художественную деятельность в излечении других пациентов с различными соматическими заболеваниями и ограниченными возможностями. Использование арт-терапии в преодолении как психологических, так и соматических аспектов физических болезней возрастает по ряду причин. И прежде всего, потому, что люди ищут новые дополнительные способы излечения. Мы находим, что художественные образы несут информацию как осознанную, так и неосознанную, как о нашем теле, так и о наших мыслях. Творческий процесс создания художественных образов является эффективной терапией для тех, кто противостоит серьезной болезни. Он помогает больным бороться с болью и другими симптомами, осознать свои чувства и физические симптомы и стать активными участниками в своем процессе исцеления. Образы как послания о здоровье и болезни Вера в то, что сновидения могут предсказывать физические болезни, датируется временем ранней греческой цивилизации. Гиппократ, греческий отец медицины, заметил, что сновидения могут подтверждать те или иные физические условия, особенности сновидящего. Он верил, что живительные образы солнца, луны, деревьев и текущих рек являются знаками отличного здоровья. Гален, другой естествоиспытатель, который практиковал в течение второго столетия до нашей эры, также использовал образы своих собственных снов и снов своих пациентов в качестве инструмента постановки диагноза и выбора направления лечения. Сновидение, которое предсказывает физическую болезнь, называется «продром» — предвестник болезни. Сновидения также всегда ассоциировались с физическим исцелением, спонтанным избавлением от болезни. К. Юнг интересовался спонтанной информацией, которую несут сновидения, в качестве воз- можности эффективного лечения больных. Исследования Юнга в данной области привели к пониманию того факта, что сновидения могут быть эффективным информационным ключом в психодиагностике. Сны людей, больных туберкулезом, содержат образы удушья, а сны людей, больных язвой, содержат образы дыр в их желудке. Для обеих групп людей подобные сновидения могут быть полезны в ранней постановке диагноза. Сновидения людей, больных сердечными болезнями, страдающих злокачественными заболеваниями орга- нов, заболеваниями дыхательной системы, также были исследованы и описаны. Не только сновидения являются источником образов тех или иных болезней или, наоборот, здоровья. Рисунки и другие выразительные художественные формы также могут выражать симптомы, на- правленность болезни и изменения в состоянии здоровья. Берни Сигель, известный своими работами в области лечения раковых больных, обнаружил, что рисунки могут нести очень важную информацию о состоянии больных. Дж. Актенбург в результате многолетних исследований также пришла к выводу, что визуализация образов является высокоэффективной в предсказании развития той или иной болезни па- циентов (либо, наоборот, избавления от болезни). Ее исследования раковых больных показали, что, например, живость и яркость образов больных могут говорить о ремиссии. Другие недавние исследования показали, что дети способны говорить о своей головной боли более эффективно через рисунки, чем вербально, помогая таким образом докторам в выборе лечения. Взрослые и дети часто выражают физическую болезнь в арт-терапевтической деятельности как осознанно, так и бессознательно. Как дети, так и взрослые могут использовать всевозможные цвета в про- цессе создания художественных образов для того, чтобы выразить свои чувства и свой опыт. Невозможно с точностью сказать, что именно тот или иной образ, цвет, форма или содержание художественного образа свидетельствует о симптоме той или иной болезни. Однако рисунки могут хорошо документировать информирования о болезни. С. Бах, психотерапевт и исследователь, в результате длительной работы с хронически больными детьми обнаружила, что определенные знаки в рисунках детей могут прогно- зировать болезнь или избавление от нее. Эти знаки Могут включать цвета, расположение объектов или символические представления. Бах также обнаружила, что умирающие дети часто осознают свою при- ближающуюся смерть еще до того, как об этом знает медицинский персонал и семья, и выражают это осоз- нание через специфические символы в своих спонтанных рисунках. Исследования Бах говорят о том, что в человеческом существе все находится в непрерывной и тесной взаимосвязи — тело, мысли и дух. Дж. Келлог, автор методики рисования мандал, также заметила взаимосвязь между цветом и физическим здоровьем. Келлог обнаружила, что в некоторых рисунках мандал определенные цвета могут показывать такие состояния, как ожог, боль, тошноту, боль в желудке или проблемное дыхание. Это очевидно, что использование цвета в образах тесно связано не только с эмоциональными состояниями, но и с физическими ощущениями. Исцеляющий процесс создания художественных образов Процесс создания художественных образов является целительным для физических болезней, независимо от того, каким образом он воздействует, — в форме реабилитации и выздоровления, обучения уживаться с болезнью и ее симптомами, или нахождения смысла опыта серьезной, угрожающей жизни болезни. Многие художники использовали искусство для выражения своей собственной борьбы с болезнью, ограниченными возможностями и болью. Так Фрида Кало, мексиканская художница-сюрреалист и жена художника Диего Ривера, написала много автопортретов, в которых она выразила свою многолетнюю борьбу с тяжелой болезнью. Кало болела полиомиелитом в детстве, а кроме того, она попала в дорожную аварию, что усложнило ее болезненное состояние. Результатом всех этих несчастий стали многочисленные операции. Кало зашифровала свои страдания во многих своих полотнах. В работе «Две Фриды» она изобразила себя в образе двух женщин. Одна Фрида изображена в платье невесты, а другая в мексиканском народном костюме. Обе Фриды связаны между собой артериями, соединяющими их сердца. Образы, созданные Кало, отражают опыт женщины, пытающейся контроли- ровать жизнь, сопровождающуюся непрерывной физической болью. Художница дает понять, что спо- койствие на лицах — лишь фасад, который скрывает боль и страдание. На других картинах Кало изобра- жает себя плачущей и страдающей от боли, свое тело, — покрытым лаком для ногтей, а позвоночник в виде сломанного столба. Другой художник, Пол Клее, известный своей игривой и живой живописью и графикой, отразил в более поздних работах свои физические страдания. Во второй половине своей жизни Клее заболел скле- родермией, болезнью, поражающей кожу и мышцы. Впоследствии ему было очень сложно изображать детали на своих картинах, что и свидетельствовало о его борьбе с болезнью. Клее заметил в тот период, что он никогда не работал столь интенсивно, работал, чтобы не плакать. Дарси Линн также использовала свою изобразительную деятельность для борьбы с тяжелым забо- леванием. Линн был поставлен диагноз лимфома в апреле 1991 года. Художница смогла обрести силы и надежду благодаря своей живописи. Она использовала в живописи свой опыт с различными травматизирующими медицинскими вмешательствами, такими, как химиотерапия, операции, радиотерапия. Она так описывала свой опыт: «Художники всегда используют свой талант в преодолении жизненных трудностей. В течение моих двух пребываний на лечении в больнице я заставляла себя рисо- вать, делать наброски себя, моих врачей. Я поняла, что это помогает пережить стресс. После выхода из больницы я воплотила свои идеи в живописных работах. Я смогла заниматься живописью по несколько часов в день. Живопись дает мне единственную возможность, которую я имею в распоряжении в моей ситуации. Никто не может мне сказать, что и как я должна писать. Врачи контролировали мое тело, но я контролировала свою душу. Живопись предлагала мне мир моей собственной продуктивности — как способ ухода от чувства безысходности, страха и в то же время как способ показать себе самой, что произошло и насколько я способна противостоять этому. Я многое узнала, пройдя через свою болезнь. Особенно важной оказалась потребность быть правди- вой с самой собой. Я продолжала писать с огромной страстью и интенсивностью. Освобождение от лимфомы стало частью моей личности. Я всегда знала то, насколько ценно быть художником. Теперь я по- лучила подтверждение этому». Опыт Дарси Линн демонстрирует увлекающую силу творческого самовыражения, когда ты один перед лицом проблемы жизни и смерти. Искусство помогает понять эмоциональные и духовные аспекты проблемы потери здоровья. В процессе художественной творческой деятельности люди забывают о присутствии болезни в их жизни, преодолевают боль и страх. Способность к преодолению является наиболее важным терапевтическим аспектом художественной творческой деятельности. Терапевтические эффекты художественной деятельности связаны не только с духовным, но и с телесным уровнем человеческой жизни. В частности, в свете вновь возрастающего интереса к альтернатив- ной медицине, к проблеме психосоматики получены данные о влиянии художественной деятельности на восстановление функций и структуры мозга. Сканирование мозга показало улучшение мозгового кро- вообращения в течение периодов занятий пациентов художественной деятельностью, а, кроме того, любая творческая деятельность повышает амплитуду альфа-волн, типичных для позитивного воодушевления, расслабленного, но осознанного состояния, характерного для медитации. Баланс серотонина, недостаток которого вызывает состояние депрессии, также оптимизируется в процессе творческой активности. Арт- терапевтические программы в больницах помогают пациентам в преодолении стрессовых состояний, нормализуют кровяное давление, сердечный ритм и дыхание. Самораскрытие в арт-терапевтическом процессе как фактор улучшения здоровья и самочувствия Арт-терапия посредством различных художественных форм эффективно помогает людям открыть, сделать свои чувства, мысли и представления видимыми. Цель самораскрытия — в том, чтобы помочь людям понять источник эмоционального дистресса или психологической травмы и устранить или разре- шить конфликты. Самораскрытие посредством художественной экспрессии вносит существенный вклад в состояние физического здоровья и способствует позитивному настрою людей. Хорошо известно о стрессообразующем воздействии накопления во внутреннем психологическом пространстве гнева, тревоги, страха. Будучи невыраженными, эти чувства негативно воздействуют на тело, провоцируя сердечные расстройства, различные боли, снижение иммунитета. Исследования показали, что в результате освобождения от негативных чувств и мыслей повышается способность организма к сопротивлению вредным воздействиям среды. Искусство служит способом выражения мыслей и чувств пациентов и, таким образом, предоставляет специалистам информацию о пациентах. Рисование является приемлемым способом выражения невысказанных чувств и идей. Хирург, специалист в области онкологических заболеваний, Берни Сигель для того, чтобы понять, как воспринимают свою болезнь его пациенты, просил их изобразить самих себя, процесс лечения, свою болезнь и в дополнение к этому еще что-то, что им нравится. Так врач получает информацию о том, что, с одной стороны, пациенты понимают пользу различных медицинских процедур для лечения своей болезни, но, с другой стороны, на бессознательном уровне могут сравнить некоторые из видов лечения с ядом. Данная информация является необходимой для создания эффективных комплексных терапевтических программ, учитывающих индивидуальные особенности пациентов. Люди, которые серьезно больны, обычно имеют два вида объяснения своей ситуации: высказанные и невысказанные. Высказываемые объяснения обычно являются рациональными, основанными на медицинских знаниях. Невысказываемые являются более личным, частным восприятием их болезни. Эти личные объяснения могут быть осознанными или неосознанными и могут включать тревогу, непонимание, страх. Медицинские показания к арт-терапии Арт-терапия используется в самых разных случаях для работы с физически нездоровыми людьми любых возрастных групп, испытывающих боль или другие хронические симптомы, а также переживших операционное и медикаментозное вторжение, включая психотерапию. Например, арт-терапевт может побудить детей, ожидающих операции, изобразить предстоящую операцию или в работе с подростками с расстройствами питания предложить им выразить в рисунках представления о своем теле. Арт-терапевт также может работать с группой больных раком в целях общения этих людей по поводу тяжелой болезни посредством художественной деятельности. Или же арт-терапевт может использовать различные арт- терапевтические техники расслабляющего характера, что приводит к снижению головной боли, болях в позвоночнике или укреплению иммунной системы. Арт-терапия может успешно использоваться в реабилитационных программах, где люди восстанав- ливаются после перенесенных несчастных случаев, операций или обострений хронических болезней. Арт- терапевт может проводить долговременную работу с пациентами пожилого возраста. Практическое занятие №8 Вопросы для самоподготовки: 15. Роль рациональной (разъяснительной) психокоррекции в системе оказания психологической помощи при психосоматических расстройствах. 15. Приемы и методы психокоррекции ПСР разработанные в рамках когнитивно-бихевиорального подхода (А. Бек, А. Эллис). 16. Использование психосинтеза в работе с психосоматическими больными. 15. Роль рациональной (разъяснительной) психокоррекции в системе оказания психологической помощи при психосоматических расстройствах. Рациональная психотерапия в работе с внутренней картиной болезни, а также в решении внутриличностных проблем (П. Дюбуа, В.М. Бехтерева). РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - Разъясняющую, логически обоснованную терапию трудно выделить в самостоятельный метод. Скорее — это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни. У нас в стране этот метод активно применяли и пропагандировали В. М. Бехтерев, Б. Н. Бирман, В. А. Гиляровский, Ю. В. Каннабих, С. И. Консторум, А. И. Яроцкий и мн. др. Признанным основоположником рациональной психотерапии является швейцарский невропатолог P . Dubois , который считал, что неврозы возникают вследствие слабости интеллекта и ошибок суждения. Естественно, что в настоящее время эти теоретические построения не могут быть приняты безоговорочно. В то же время многие наблюдения, выводы и рекомендации Дюбуа, сделанные им в удивительно образной и понятной для больного форме, имеют несомненную практическую ценность. В качестве примера можно взять описание беседы Дюбуа с больным, страдающим бессонницей, которое А. М. Свядощ приводит в третьем издании своей монографии «Неврозы» (1982): «Не думайте о сне,—он улетает, как птица, когда за ним гонятся; уничтожайте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть». Интеллектуальная многоуровневая психокоррекционная работа врача, направленная на изменение неадекватных отношений больного к обстановке или ситуации, вызвавших заболевание, составляет сущность рациональной терапии. Чаще всего рациональная терапия осуществляется в форме диалога между врачом и пациентом. Рассматривая вопрос об отношениях рациональной терапии и других психотерапевтических приемов, P Dubois противопоставлял «внушение» и «убеждение», считая, что если последнее адресуется к критике, к рассудку больного, то первое действует в обход и даже вопреки им. В этом вопросе авторы склонны в известной степени согласиться с А. П. Слободяником (1978), считающим, что «в самом убеждении и разъяснении уже скрыто внушение» — прямое или косвенное. Однако это особенное, осознанное внушение, опирающееся на доказательство и апеллирующее к логике больного. Основные принципы рациональной психотерапии, детально разработанные Дюбуа, вне сомнения, должны входить в структуру любого метода лечения. В то же время активная роль интеллектуального (рассудочного) воздействия может существенно изменяться в зависимости как от применяемых методов лечения, так и от курируемого заболевания. В любом случае с самого начала между врачом и пациентом должна установиться надежная связь, основанная на доверии и взаимной симпатии. Если б каким-либо причинам этой связи не возникает, лучше сразу найти деликатный повод для передачи пациента другому специалисту. Уже от результатов первой встречи врачом в значительной степени зависит, будет ли больной стремиться к последующим встречам, поверит ли в выздоровление, станет ли сознательно и неукоснительно выполнять все назначения и рекомендации, превратится ли он в активного помощника врача в борьбе со своим недугом. В процессе систематического общения с больным врач последовательно разъясняет сущность болезненных симптомов и состояний, тем самым формируя критическое отношение к ним. В этих объяснениях необходимо придерживаться простоты и ясности изложения, доступной для понимания больного аргументации, избегая эффектных оборотов и специальной терминологии, а тем более заявлений наподобие того, что имеющиеся отклонения — «лишь плод фантазии». Огромное значение при проведении рациональной психотерапии имеют личность врача, его авторитет или, как образно отмечает А. А. Портнов, «ореол, которым окружено его имя». С первого посещения больной должен почувствовать, что в нем видят не «интересный случай», а страдающего человека, нуждающегося в помощи. Особую роль Дюбуа придавал внушению больному уверенности в выздоровлении, систематическому подчеркиванию любого, самого малозначимого факта, свидетельствующего о положительной динамике заболевания. Жалобы больного, какими бы многочисленными они ни были, нужно выслушивать с величайшим терпением. «Дать больному высказаться» — это тоже очень существенный терапевтический прием. Ложные и часто ошибочные представления пациента о своем заболевании нужно критиковать крайне деликатно, параллельно отмечая и правильность его отдельных суждений, даже в том случае, если они далеки от этого. Очень важно подмечать сильные стороны личности и характера больного, которые, безусловно, можно найти в каждом человеке. Не менее важно сделать эти сильные стороны достоянием больного и активно использовать их в психотерапевтическом процессе. Таким образом, Р.П. - это один из методов социальной, личностно-ориентированной психотерапии больного, находящегося в бодрственном состоянии. Основа метода – логически аргументированные разъяснения больному причин и механизмов заболевания путем его преодоления, вселение уверенности в значительное улучшение и полное выздоровление. Рациональная психотерапия – это цепь последовательных этапов в лечебном взаимодействии врача и больного, включающих: 1) изучение личности и генеза заболевания; 2) объяснение правильного взгляда на причину, патогенез болезни и пути преодоления ее; 3) создание индивидуального лечебного режима и изменение отношений; 4) активирование и тренировку личности; 5) закрепление и поддержание выработанных новых отношений и перспективных планов жизнедеятельности. Техника проведения характеризуется директивным подходом с привлечением авторитета, знаний врача, методик убеждения, переубеждения, ободрения, отвлечения. Проведение рациональной психотерапии может быть индивидуальным и групповым. Физиологические механизмы рациональной психотерапии сложны и далеко еще не изучены. В основном они сводятся к ломке, торможению патологических стереотипов и тренировке основных нервных процессов. |