Главная страница
Навигация по странице:

  • Базовая техника изменения убеждений А. Сбор информации и подготовка.

  • Б. Процесс изменения убеждения.

  • Техника «Музей старых убеждений»

  • Техника интеграции конфликтных убеждений

  • Работа с идеями

  • Фиксированные необходимости.

  • Фиксированные шаблоны поведения.

  • Фиксированная правота

  • Техника «Расфиксирование идеи с помощью логического квадрата»

  • Техника «Метафоры здоровья»

  • 1. Группы психосоматических расстройств. Классификация психосоматических расстройств в мкб10


    Скачать 3.05 Mb.
    Название1. Группы психосоматических расстройств. Классификация психосоматических расстройств в мкб10
    Дата23.11.2022
    Размер3.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаKONSPEKT_PO_VSEM_ZANYaTIYaM.pdf
    ТипДокументы
    #808156
    страница39 из 41
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41
    Работа с убеждениями
    Убеждения и их роль в жизни человека
    Согласно НЛП к основным функциям убеждений относятся следующие:
    • Убеждения функционируют как фильтры.
    • Убеждения определяют нашу реакцию — причем в любой момент времени.
    • Убеждения структурируют наши переживания и говорят, что делать дальше.
    • Убеждения заполняют разрывы в наших знаниях.
    • Убеждения придают смысл нашей жизни, помогают нам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.
    Убеждения — это наши руководящие принципы. Мы действуем так, как будто они верны, независимо от того, верны ли они на самом деле. Как вы определите здоровье, так и построите убеждение о нем. У всех убеждений, верны они или нет, есть последствия. Убеждения проявляются в том, что вы делаете, а не в том, что вы говорите. Кроме того, они вызывают биохимические изменения в нашем теле. Убеждения могут быть ядовитыми — нашему телу приходится терпеть все передряги, связанные с нашими убеждениями. Враждебность, депрессия и чувство беспомощности берут начало в убеждениях о самих себе и о мире, и все они несут в себе опасность для нашего здоровья. Во многих убеждениях о здоровье предполагается, хотя прямо и не утверждается, что мы беспомощны перед наступлением болезней.
    Как бы вы завершили следующие предложения? Как это говорит о ваших убеждениях?
    • Быть здоровым — значит...
    • Если я здоров, то я могу...
    • Стать совершенно здоровым — значит изменить...
    • Если бы мне пришлось взять управление собственным здоровьем в свои руки...
    • Когда я болен...
    • Мне мешает быть здоровым...
    • Мне помогает быть здоровым..
    Сейчас возьмите ответы на два последних вопроса и поменяйте их местами.

    Подумайте о том, как то, что вы считаете барьерами на пути к здоровью, могло бы на самом помочь вам стать еще более здоровым.
    После этого подумайте, как те причины, которые первоначально были отмечены вами как помогающие вам сохранять здоровье, могут на самом деле мешать вам.
    Ограничивающими считаются убеждения в безнадежности, беспомощности и незаслуженности.
    Ниже приведены некоторые ограничивающие убеждения, касающиеся здоровья, объединенные в пару с противоположным поддерживающим убеждением. Завершите и то и другое. Какое из них верно для вас?
    Какое вы хотели бы считать верным для себя? Очень многое зависит от того, что означает для вас быть здоровым.
    Я не заслуживаю того, чтобы быть здоровым, потому что... Я заслуживаю того, чтобы быть здоровым, потому что...
    Я не смогу восстановить свое здоровье, потому что... Я обязательно восстановлю свое здоровье, потому что...
    Неприлично хотеть быть здоровым, потому что...
    Это правильное желание — быть здоровым, потому что...
    Для меня невозможно стать полностью здоровым, потому что...
    У меня есть возможность стать совершенно здоровым, потому что...
    Быть здоровым нереально, потому что... Быть здоровым реально, потому что...
    Если вы смогли определить здоровье для самого себя, то существуют ли какие-то факты, которые означают, что вы должны верить в первое предложение больше, чем во второе?
    Базовая техника изменения убеждений
    А. Сбор информации и подготовка.
    Подумайте о своем убеждении, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение в своем внутреннем опыте, как узнаете о том, что «проявилось» это убеждение — как вы его видите, слышите или ощущаете?
    Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте? Когда вы ищете то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом «сомнительном» действительно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: «Я сомневаюсь, что это хорошая идея», то на самом деле можете иметь в виду, что уверены, что это идея плохая. Сомнение
    — это когда вы действительно колеблетесь и не знаете, верно это или нет.
    3. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различия между Верой и
    Сомнением.
    4. Проверьте по очереди каждую субмодальность из вашего списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны при превращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую.
    5. Теперь решите, какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится. Это убеждение обязательно должно быть сформулировано в позитивных терминах, без отрицаний. Например: «Я могу успешно выздороветь» вместо «Я перестану болеть». Убедитесь в том, что вы думаете о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, а не уже достигнутой цели.
    «Я верю, что могу научиться улучшать и поддерживать свое здоровье» — это весьма экологичное убеждение. А вот «Я совершенно здоров» — это не очень экологичное убеждение, особенно если на самом деле список ваших болезней включает десяток заболеваний. Вы должны мобилизовать новые способности, а не строить новые же, но заблуждения.
    Обязательно осуществите экологическую проверку. Спросите себя, не причинит ли вам неприятности это новое убеждение? Как изменится поведение жены или других членов вашей семьи, если у вас будет это новое убеждение, как это убеждение повлияет на вашу работу, и т. д. При необходимости видоизменяйте и модифицируйте свое новое убеждение, чтобы учесть любые вероятные проблемы.
    Б. Процесс изменения убеждения.
    6. От веры к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратите нежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или нескольких наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм-слайд и близкая панорама — удаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замедляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картинку.
    7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую субмодальность, смените содержание старого, нежелательного убеждения на содержание нового,
    желательного. Например, если в сомнении картинки прыгают туда-обратно, они могут прыгнуть из старого содержания в новое. Или вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там, а потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения.
    Наконец, вы можете сделать картинку столь яркой или столь темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержанием и т. д.
    8. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому сопротивлению. Если новое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, то какая-нибудь часть вашей личности вполне может ему воспротивиться и мешать изменению. Если вы столкнулись с подобными возражениями, отнеситесь к ним с почтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение.
    В. Проверка.
    9. Существует несколько способов проверки. Но самый простой — это спросить себя: «Как я теперь думаю об этом новом убеждении?»
    10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит свои субмодальности на субмодальности неверия.
    Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения, которые вы уже знаете, или с субмодальностями неверия, которые можете определить, попросив себя подумать о чем-то еще, во что вы твердо не верите.
    Техника «Музей старых убеждений»
    Хорошая подготовка для данного упражнения — написать список убеждений, от которых вы хотите избавиться (тех, которые вы сейчас считаете ограничивающими) и список убеждений, которые вы хотите приобрести. Для этого вам может пригодиться следующая процедура.
    • Выберите контекст, с которым вы хотите работать.
    • Пофантазируйте, как это должно выглядеть в идеале (минимум 7 пунктов).
    • Отложите список, перенеситесь в будущее года на три и посмотрите, как там обстоят у пациента дела.
    Составьте список, аналогичный предыдущему.
    • Сопоставьте списки по каждому пункту, задавая себе вопрос: «Почему в моей жизни реальность отличается от идеала». Задавайте себе вопрос: «Почему?» и «Какие мои убеждения препятствуют достижению идеала?.
    Бывшее убеждение. Подумайте о чем-нибудь, во что вы чрезвычайно твердо верили, но теперь эта убежденность кончилась. Может быть, это детская вера в Деда Мороза, или что-то, что вам казалось совершенно точным до приобретения нового опыта.
    Музей Старых Убеждений. Найдите место на полу рядом с собой, где бы вы хотели разместить Музей
    Старых Убеждений. Поместите в эту область то старое убеждение, которое вы нашли на предыдущем шаге. Также положите туда и все другие убеждения, которые вы считаете для себя ограничивающими.
    Например, это могут быть:
    • «Я не достоин любви».
    • «Мне трудно найти хорошую работу».
    • «Меня никто не уважает».
    Встаньте на место Музея и прочувствуйте «бывшие важные убеждения». Выйдите и посмотрите на это место со стороны.
    Твердая вера. Подумайте о каком-то полезном для вас убеждении, в которое вы верите совершенно твердо.
    Может быть, это вера в то, что «все будет хорошо» или что вы «сможете справиться с любой проблемой».
    Место Новых Убеждений. Определите место на полу перед собой, где вам удобнее расположить место для
    Новых Убеждений. Положите туда свою твердую веру, а также те новые убеждения, которые вы считаете для себя полезными и хотите, чтобы они у вас были. Например, это могут быть:
    • «Я способен справиться с любой трудностью».
    • «Я могу быть таким, каким захочу».
    • «Я могу сам менять собственную жизнь».
    Принятие новых убеждений. Войдите в область, где находятся новые убеждения, и представьте, что они
    «втекают» в ваше тело. Подождите, пока процесс закончится.
    Сохранение Музея. Музей Старых Убеждений разместите где-то в пространстве рядом с собой (но только не внутри себя): это место, куда вы можете сходить, посмотреть ваши старые убеждения, если вам какие- то нужны — взять их обратно, а также добавить в Музей те, от которых вы решили отказаться.
    Поблагодарите, свои старые убеждения за то, что они так верно служили и помогали вам.
    Привязка к будущему. Отойдите в сторону и посмотрите в свое будущее. Что там изменилось, как
    конкретно эти изменения проявятся в вашей жизни?
    Техника интеграции конфликтных убеждений
    Ее рекомендуют применять в тех случаях, когда какое-то старое убеждение мешает вам открыться будущим возможностям. Вы можете быть достаточно уверены, что подобный внутренний конфликт между убеждениями существует, если, обсуждая собственное здоровье (и не только), часто говорите себе нечто вроде: «Я не пойму, что меня останавливает...»; «Это глупо, но тем не менее...»; «Это не то, что я могу себе позволить...»; «Логически это может быть и так, однако...». Самым важным (и исходным) здесь является именно ваше признание этих, пока неизвестных, но важных сторон вашей же личности (обычно
    «уличенный» в них человек начинает яростно это отрицать). Во всех случаях наметившегося конфликта ваших убеждений и ценностей (пусть даже неявного), вам может помочь техника интеграции конфликтных убеждений.
    1. Установите на полу линию времени (см. выше), обозначив ее чем угодно.
    2. Определите свое будущее Я и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»).
    3. Войдите в это самое будущее Я (встав на линию времени в соответствующее — любое понравившееся вам — место будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.
    4. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою более «юную» часть себя в прошлое по линии времени — во время, когда она образовалась (в любое место прошлого, в которой, как вам покажется, и находится «ее место»).
    Ассоциируйтесь с этой «юной» частью (встаньте на линию в этом месте) и выясните, что вы (она) думаете
    (думает) о себе в будущем и какие ресурсы в ней можно обнаружить.
    5. Снова перейдите в будущее Я, стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь так, чтобы вы могли увидеть эту часть — какие чувства теперь появляются по отношению к ней? Какие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)?
    6. Перейдите в метапозицию и найдите намерения обеих частей (то, чего хочет каждая из них). Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и опять назовите ресурсы этих частей.
    7. Теперь перейдите в будущее состояние и ощутите ресурсы «юной» части так, как они видны оттуда — как эти ресурсы могут обогатить все ваше существо?
    8. Поставьте якорь на свое будущее Я (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за «юной» частью как ее «ангел-хранитель». Окажите ей поддержку, а после вступите в это «юное существо» и, став им, ощутите как это здорово — иметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?
    9. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения.
    Ощутив это, вернитесь в настоящее.
    Работа с идеями
    Фанч (1997) создал своеобразную типологию фиксированных идей, которые он разделил на следующие пять типов или классов..
    Фиксированные предположения. Это информация, которую человек считает истинной, не задумываясь о ее истинности, информация, которая никогда не проверяется.
    Фиксированные необходимости. Это то, что должно быть только так (или никак не может быть так), внутренняя уверенность в том, что возможны некие неуточненные, но негативные последствия, если не соблюдать определенные правила.
    Фиксированные шаблоны поведения. Это определенные шаблоны ролей, действий и отношений, которые человек автоматически, не задумываясь, сохраняет.
    Фиксированные убеждения. Это основные представления о мире и о себе, по которым человек живет, не осознавая, что они у него есть, и не зная, где, когда, как и почему он их выбрал.
    Фиксированная правота представляет собой навязчивую потребность считать себя правым, а других неправыми.
    Техника «Расфиксирование идей»
    Сам по себе процесс расфиксирования всего того, что описано выше, выглядит следующим образом.
    Для начала нужно обнаружить фиксированную идею. Самый простой способ сделать это — задать самому себе или другому вопрос: «По каким правилам или принципам ты живешь относительно этого», — а далее,
    «уцепившись» за то, что появилось, раз за разом, последовательно или вперемешку задавать вопросы:
    • Почему?
    • Как это так?

    • Ты можешь это объяснить?
    • На каком принципе или правиле это основано?
    Возможно, что некоторое время будут появляться и проявляться вполне логично выглядящие ответы, но если вы будете продолжать спрашивать уже об этих самых логических обоснованиях, то через некоторое время дойдете до основной нелогичности.
    Обнаружив фиксированную идею, можно приступить к ее расфиксированию. Для этого рекомендуется:
    • определить то, как и в чем фиксированная идея помогает человеку;
    • исследовать последствия использования и неиспользования идеи;
    • поместить идею в конкретную ситуацию. Определить, как конкретная фиксированная идея служит вам или другому, довольно легко, если вы воспользуетесь нижеприведенными вопросами.
    • Чего ... помогла тебе достичь?
    • Что ... помогла тебе предотвратить?
    • Что ... позволяет тебе делать?
    • Что ... позволяет тебе иметь?
    • Кем ... позволяет тебе быть?
    • Что правильно в ...?
    • Какие преимущества у ...?
    • Как можно использовать ... против других?
    • Ставит ли ... других в невыгодное положение?
    • К чему ... тебя привела?
    • Из чего ... тебя вывела?
    • Решением чего была ...?
    • Что... решила?
    Далее надо исследовать последствия использования фиксированной идеи.
    • Что случится, если ты сделаешь ...?
    • Что случится, если ты не сделаешь ...?
    • Чего не случится, если ты сделаешь ...?
    • Чего не случится, если ты не сделаешь ...?
    Теперь осталось поместить идею в конкретную ситуацию.
    • В чем ценность ...?
    • В чем важность ...?
    • Когда ... может быть подходящей идеей?
    • Когда ... может быть неподходящей идеей?
    • С чем можно сравнить ...?
    • Куда ... подходит?
    Работа с фиксированной идеей может считаться завершенной не тогда, когда вы ее «уничтожили», а когда вы можете либо совершенно спокойно принять ее, либо так же спокойно отбросить. То есть тогда, когда эта идея превратилась из фиксированной неопределенности в некий гибкий принцип.
    Техника «Расфиксирование идеи с помощью логического квадрата»
    Ответьте на вопросы:
    • Что случится, если эта идея верна?
    • Что не случится, если эта идея верна?
    • Что случится, если эта идея не верна?
    • Что не случится, если эта идея не верна?
    Техника «Метафоры здоровья»
    Чтобы передать смысл, мы пользуемся сравнениями, рассказываем истории и делимся опытом. Такие сравнения, аналогии и истории в НЛП называются «метафорами» и сами по себе тоже являются метафорами. Метафоры не могут быть истинными или ложными; это просто способ мышления — иногда полезный, а иногда ограничивающий.
    Различные метафоры предлагают различные способы мышления. «Правильных» метафор не существует, но вы можете найти ту, которая будет работать для вас. Вы сами сможете решить, с какой вам жить. Она может быть такой простой или такой сложной, какой вы захотите ее сделать.
    Сначала осознайте ту, которая у вас уже есть. Чтобы узнать это, закончите предложение: «Здоровье похоже на ... , потому что ...». То, как вы думаете о здоровье, будет влиять на смысл, который вы придаете болезни, и на то, что вы будете делать, если заболеете. Теперь завершите предложение: «Болезнь похожа на... , потому что...».
    • О чем эти метафоры говорят вам?
    • Что они позволяют делать?

    • Что запрещают?
    • Что еще должно быть верным, чтобы эти метафоры имели смысл?
    • Что общего между этими метафорами?
    Просто отметьте, что представляют собой ваши метафоры, и пока не пытайтесь изменять их. Когда вы исследуете их, может быть, вам захочется иметь другую метафору или обогатить ту, которая у вас уже есть.
    Подумайте, каким бы вы хотели представлять себе свое здоровье: «Я хочу, чтобы мое здоровье было похоже на... , потому что ...» Какое значение будет у этой новой метафоры? Как бы вы стали действовать, если бы новая метафора стала верной для вас?
    Вы можете также изменить свою метафору о болезни: «Я бы предпочел, чтобы болезнь была похожа на... , потому что ...». Может быть, вам сразу удастся найти удовлетворительную метафору. Если это трудно сделать, просто отвечайте, говоря то, что первым придет в голову.
    Вы можете продолжать цепочку метафор до тех пор, пока не найдете подходящую. Интересно сравнить вашу старую и новую метафоры. Предположим, вашей старой метафорой здоровья была борьба, а новая — это глоток воды из чистой речки. Как они связаны между собой? Что между ними общего? Если бы вам пришлось составить историю, которая начиналась бы с борьбы и заканчивалась глотком воды из чистой речки, то как бы это могло произойти? Каким образом борьба могла бы превратиться в глоток воды? Эта история может быть настолько фантастической, насколько хотите, и в ней могут быть спрятаны ключи к вашему здоровью. Это ваше путешествие из настоящего состояния здоровья в желаемое. Метафоры не могут быть рациональными, но я думаю, что вы обнаружите в них какую-то свою логику.
    Какая метафора есть у вас для своего тела: «Мое тело похоже на ... , потому что ...» Просто отметьте для себя, что это такое и какой смысл в этом есть. Вы всегда сможете изменить это, если захотите. Каков смысл этой метафоры? Отличается ли она в тех случаях, когда вы хорошо себя чувствуете и когда болеете? Каким образом врачи встраиваются в эту метафору? Вам удобно с этой метафорой?
    Существует ли другая метафора для вашего тела, которую вы предпочли бы иметь: «Я хочу, чтобы мое тело было похоже на ... , потому что ...» Если бы ваше тело стало таким, как бы вы стали смотреть на врачей и медицинское лечение? Предположим, что вашей первой метафорой было тело, похожее на храм, а вы бы хотели, чтобы ваше тело было похоже на золотой поток. Каким образом храм может быть преобразован в золотой поток? И снова история путешествия от одного образа к другому подскажет вам ресурсы, необходимые для этого изменения.
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   41


    написать администратору сайта