Главная страница

Амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной о. 1. Институты амнистии и помилования понятие и история становления 4


Скачать 85.55 Kb.
Название1. Институты амнистии и помилования понятие и история становления 4
Дата01.05.2023
Размер85.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАмнистия и помилование как основания освобождения от уголовной о.docx
ТипЗакон
#1100489
страница2 из 7
1   2   3   4   5   6   7

1. Институты амнистии и помилования: понятие и история становления


1.1. Историко-правовой анализ зарождения и становления института амнистии и помилования




С древних времен помилование и амнистии представляют собой «акт благодати» правящей власти, являясь неким «предохранительным клапаном», смягчающим наказание за преступление, политическим инструментом воздействия на народ.

Амнистия исторически сформировалась из института помилования, который является одним из древнейших уголовно-правовых институтов. Фактически, на ранних этапах своего развития институты помилования и амнистии не разделялись, не отличаясь по своему юридическому значению.

В научной литературе приводятся разные точки отсчета появления института помилования в человеческой истории: одни исследователи сообщают о помиловании, которое произошло в Древнем Египте в XX в. до н.э., другие считают, что первое помилование произошло на 200 лет позже, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, осужденного на смертную казнь2.

Известный российский и советский учёный-правовед П.И. Люблинский предложил классификацию амнистии, которая в настоящее время является классической. Ученый, в зависимости исторической эпохи и целей, которые преследует государство издавая акт амнистии, выделил теократическую, династическую и политическую амнистию3. Теократическая форма присуща тем странам, где религия играет важную роль в государственном управлении и повышает, прежде всего, статус духовенства в глазах народа. Династическая форма свойственна абсолютной монархии. Амнистия такого рода предназначена усиливать роль царствующей династии. Политическая форма амнистии используется для укрепления солидарности граждан, преследующих различные социально-политические цели, и является средством примирения враждующих сторон внутри страны.

В период Древней Руси термины амнистия и помилование не разграничивались. Духовенство в лице патриарха просило князя о прощении. Преступники прощались по значимым церковным праздникам (Пасха, масленица, день Светлого воскресенья и т.п.). Постепенно амнистия из теократической формы переходила в династическую – акты амнистии стали издаваться по радостным государственным событиям: коронация, рождение наследника престола, победа в войне, заключение мира, восхождение на престол, либо печальным – болезнь царя или членов его семьи, в помин его души.

Первые законодательные упоминания о прощении лица, содержатся в Судебнике 1550 г., где устанавливалось процедура такого прощения. В тот исторический период ни амнистия, ни помилование юридически не закреплялись, но на практике использовались часто и бессистемно. Помилование (амнистия) всегда рассматривалось как дискреционное решение главы государства монарха.

Впервые институт помилования (амнистии) получил законодательное закрепление в Кодексе уголовных и исправительных наказаний 1845 года, который предусматривал институт помилования. Помилование считалось "милостью монарха", оно считалось помилованием. Амнистия рассматривалась как форма помилования. Суд (за исключением присяжных) имел право ходатайствовать о прощении. Петиция была подана императору через посредника, который выступал в качестве министра юстиции. Помилование было возможно на любой стадии уголовного процесса: до суда, в суде, после вынесения приговора, после начала исполнения приговора.

Следует отметить, что в юридической доктрине того времени господствовали два подхода в определении соотношения понятий амнистии и помилования: французский и германский. В рамках французского подхода, сторонником которого являлся П.И. Люблинский амнистия понималась как акт суверенной власти, предназначенный для применения принципа tabula rasa (чистый лист или начало чистого листа) к прошлым преступлениям, с целью прекращения уже начатого или подлежащего возбуждению судебного разбирательства или приведения в исполнение приговора, по отношению «к нескольким лицам, специально указанным по ряду учиненного ими деяния»1. Различие между помилованием и амнистией проявляется в следующем: помилование лично; и амнистия распространяется на ряд преступлений.

Приверженец немецкой доктрины, А. Ф. Кистяковский считал, что помилование родовое понятие освобождения от ответственности и наказания - это прощение всей или части вины и отмена или смягчение наказания. Ученый рассматривал амнистию как комбинацию нескольких помилований.

Исходя из современного понимания амнистии и помилования в российской науке, помилование, установленное Кодексом 1845 года в ряде случаев, по сути, являлась амнистией, поскольку была направлена на неопределенный круг лиц и охватывала отдельные элементы преступлений. Так, например, в Манифесте о милосердном дарении благословений и помощи народу по случаю коронации Его Императорского Величества от 26 августа 1856 г. объявлено о помиловании лиц., осужденным за политические и экономические составы преступлений и находящихся под следствием и судом за преступления, наказание за совершение которых не предусматривало лишением всех прав состояния.

Однако было возможным помилование и как индивидуальный акт – в статьях 1060, 1061, 1062 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. предусматривалась возможность осужденного подать личную просьбу о помиловании императору.

Помилование не освобождало виновного от обязанности возместить убытки и ущерб, причиненные его противоправными действиями. Возврат конфискованного имущества и восстановление в правах для помилованного могли быть возможны только в том случае, если на это была особая ссылка в самом акте императорского милосердия.

С 1905 года помилование вместо Манифеста оформляется Указом императора. Право на прощение по-прежнему у императора. Государственная дума – первый представительный законодательный орган в царской России-не была наделена правом освобождения от наказания, и юридическое различие между амнистией и помилованием оставалось неясным.

Помилования и амнистии не распространялись на революционеров.

Формы помилования в царской России были следующие: 1) отмена (с восстановлением прав или без восстановления прав), изменение или замена приговора более мягким в отношении конкретного осужденного; 2) отмена – прекращение уголовного преследования или прекращение существующего преследования; 3) прощение, смягчение наказания или отмена в отношении всех осужденных или обвиняемых в определенных преступлениях .

В дореволюционный период в России Временное правительство издало Декрет в марте 1917 года, который считается первым правовым актом в России, изданным в форме амнистии.

В первые годы советского периода акты об амнистии массово освобождали заключенных, носили политический классовый характер, поэтому, подчеркивая социальную разницу, термин «помилование», который долгое время ассоциировался с милостью монарха, повсеместно стал заменяться на термин «амнистия», как более классово корректный, подчеркивающий принадлежности амнистии народному представительству. Амнистии использовались для исправления судебных приговоров, явно противоречащих мимолетной жизни, а также как рычаг снижения уголовных репрессий в переходный период. Однако терминологическая путаница между понятиями амнистии и помилования продолжалась.

В период с 1918 по 1920 год право предоставлять амнистию (помилование) лицами, осужденными к иным видам наказания, кроме смертной казни предоставлялось судам (Декрет о суде № 2 от 15.02.1918). Тех, кто осужден к смертной казни, помиловать мог ВЦИК4. После 1920 года правом помилования остался наделен только ВЦИК. Но в УК РСФСР 1922 г. говорилось, что суд мог ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК.

Конституция РCФСР 1918 г. вводит понятие общей и частичной амнистии, под которой понималось помилование освобождение индивидуального субъекта. Конституция CCCР 1924 г. установила, что издание акта амнистии являлось сферой совместного ведения федерации и субъектов, причём акты об амнистии издавались как по преступлениям, так и по административным правонарушениям и дисциплинарным проступкам. В Конституции РСФСР 1937 г. термины помилование и амнистии уже разграничивались (п. «е» ст. 19).

Акты амнистии до 1958 года характеризовались освобождением от правовых последствий судимости.

Великая Отечественная война существенно изменила правовую политику государства в области амнистии – было необходимо пополнить ряды Советской Армии. А 7 июня 1945 года в связи с победой над фашистской Германией была объявлена амнистия, что, соответственно, было связано со значительным изменением общественно-политической обстановки.

В послевоенные годы, особенно в период политических репрессий, политзаключенные не были амнистированы – это противоречило классовым позициям партии. Амнистии и помилования применялись исключительно в отношении «преступников».

После смерти Сталина в 1953 году произошла беспрецедентная по своей непродуманности амнистия, когда были освобождены все лица, осужденные на срок до пяти лет; осужденные за должностные, хозяйственные и воинские преступления; беременные женщины; женщины с детьми в возрасте до 10 лет, а также несовершеннолетние до 18 лет. Указ распространялся на мужчин старше 55 лет, женщин старше 50 лет и на неизлечимо больных. Амнистия коснулась не только «общеуголовных» преступников, но и политзаключенных, осужденных на срок до 5 лет. В результате освобождено 1 201 606 человек.. Поскольку никакой программы реинтерграции бывших заключенных в обычную жизнь продумано не было, многие из освободившихся вновь совершившие затем тяжкие уголовные преступления, что привело к обострению криминогенной обстановки в стране (аналогичные последствия имела амнистия 1957 года). С другой стороны, этот акт амнистии активизировал процессы гуманизации и декриминализации – за некоторые должностные, экономические, бытовые и другие менее опасные преступления применялись административные и дисциплинарные меры, заменяя их уголовными наказаниями за эти преступления.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. лаконично регламентировал эти институты. Так, ст. 56 УК РСФСР 1960 г. закрепляла, что освобождение осужденного от отбывания наказания, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке амнистии, может применяться только судом в случаях и в порядке, указанных в законе.

Конституция CCCР 1977 г., и Конституция РCФСР 1978 г. вернулись к дореволюционному подходу, разрешив применение амнистии на любой стадии процесса, однако на досудебных стадиях она практически не использовалась. В советский период многие акты амнистии издавались в предверии революционных праздников.

Таким образом, прослеживая историческую ретроспективу институтов помилования и амнистии можно отметить следующее.

Амнистия, и помилование изначально не разграничивались, имея общее происхождение как суверенный акт прощения прошлых действий, предоставленный монархом. Амнистия и помилование рассматривались как равнозначные понятия, поскольку оба механизма обычно преследуют одну и ту же цель, то есть обеспечение иммунитета от уголовных последствий преступления. В целом амнистия это форма помилования. Оба имеют одинаковые правовые последствия, и оба изначально применялись на любой стадии разбирательства, хотя цели и происхождение различны: помилование исходит от абсолютной власти суверенов, обеспечивая дискреционный механизм для обхода суда; амнистии проистекают из первых попыток положить конец конфликтам и укрепить мир между воюющими государствами или между государством и повстанцами и обеспечить прочную победу над завоеванной территорией, т.е. амнистии имели политическую подоплеку, и применялись в отношении преступлений военного или политического характера, которые обычно совершаются против государства, в то время как помилование обычно предоставляется лицам, осужденным за общеуголовные преступления. В разных национальных правовых системах часто используется разная терминология, когда речь идет об амнистии и помиловании. Амнистию иногда называют общим помилованием, в отличие от особого или индивидуального помилования. Системы общего права обычно не используют термин амнистия, ссылки на право помилования (или прерогативу помилования) в конституциях этих стран обычно включают общее или коллективное помилование, что соответствует понятию амнистии в его понимании в системах римского права.

Постепенно их трактовка изменялась. Решение об амнистии стало законодательным актом, а помилование – исполнительным актом, принятым главой государства. Основное различие между ними проявилось в том, что если амнистия, освобождает от ответственности категории преступников как до осуждения, так и после, то помилование обычно предоставляется в индивидуальном порядке после осуждения, но не влияет на преступность того же или подобного действия, когда оно совершено другими лицами или повторяется тем же лицом.

1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта