ррр. Философия лекции. 1 Историкофилософская справка
Скачать 284.16 Kb.
|
1.1 Особенности философии. 1.1.1 Историко-философская справка: – исторически философия пришла на смену мифологическому вос-приятию окружающего мира; – термин "философия" был введен античными философами более двух тысяч лет назад. Первым философом в истории человечества счита-ется Фалес; – в античности всё духовное знание было взаимопроникающим - учение о природе ("натурфилософия" или современное естествознания), будущие социально-гуманитарные науки (этика, эстетика, история, языко-знание, риторика, поэтика, музыкальная гармония , художественное твор-чество- скульптура, изобразительное искусство и др.); – уже в античности весь этот комплекс знаний понимался как духов-ный комплекс, как духовное пространство человека . В этот период проис-ходит систематизация этого комплекса на разделы: = онтология – учение о бытии; = гносеология (или: эпистемология) - учение о познании; = логика - учение о формах мышления. – к ХХ веку завершилось формирование знания по частнонаучным локусам (физика, химия, биология и др.). Сложилась такая ситуация: зна-ния, которые долго формировались в рамках философии, разошлись по частным наукам. Для частных наук философия осталась их "материнским лоном", а именно: = концептуальным источником ; = общей (универсальной, фундаментальной) теоретико-мето-дологической базой; – в течение всей своей истории философия переживала разное к се-бе отношение - от "отмены философии" до "абсолютного ее господства". Все виды знания до сих пор выясняют свои отношения с философией. Ав-тор учебника философии А.Г. Спиркин считает, что "и сегодня вопрос о соотношении всех этих форм духовной активности человека с философией не может считаться решенным, и сегодня в центре внимания большинства исследователей философии стоит проблема разделения собственно фило-софского знания и знания специальных наук " [ 7, с. 8]. 1.1.2. Этимология понятия. – Этимология (греч. etymologia, от etymon - "истиное значение сло-ва" и logos - "слово, учение"), это отрасль языкознания , исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. – Этимология (греч.): словопроизводство; корнесловие; учение об образовании одного слова из другого; указывающий корни; происхожде-ние слов; словопроизводный (В.И. Даль). а) У Сократа философия означала "любовь к мудрости". NB: возможно это и условное название, но Сократ исходил из его смысла. Софист (по гречески –"мудрец") – это "муд- рый человек" или "философ" – это человек, любящий мудрость. б) Платон первым ввел понятие "философия" в европейскую терми-нологию, но с более глубоким смыслом - "любовь к истине" (хотя и это не совсем точно). NB: в древнегреческом языке "софия" не сводится к мудрости; объем и содержание понятия "софия" шире сложнее. – изначально Платон мыслил философию не как "собрание бытовых истин ", а как "стремление к истине", то есть, для него это такое идеальное (нематериальное) состояние ума и души человека, которое способно гар-монизировать свою внутреннюю психику человека и его отношение с ок-ружающим миром. NB: для Платона философское состояние ума (мышления, сознания) - это такое нематериальное (идеальное) ка- чество личности, когда быть философом - это значит иметь в душе (психике) и разуме сам механизм стрем- ления к истине. – Смысл философии (по Платону): = философия - это индикатор истины, это идеальный (психический) механизм, удерживающий человека от соблазна изменить истине, отступиться от истины, не соблазниться "привлекательным знанием", "симпатичной идеей"; = наличие философского механизма в мышлении (разуме) и психике не позволяет человеку изменить себе, проявить слабость. в) В наше время, с развитием науки, философия - это интеллек-туальная база духовной культуры человечества: Пример: формальная логика (созданная Аристотелем и изучающая формы мышления человека) – формиро- вание понятий, суждений, умозаключений), являю- щаяся базовым разделом философии, стала современ- ной нейроматематикой в научных исследованиях моз- га нейрофизиологов Беларуси. В конечном счете, на сегодняшний день, философия как форма общественного сознания, заняла позицию: – фундаментальной основы познания; – фокуса (центра) познавательной и практической деятельности че- ловека; – энергетического источника интеллектуальной творческой деятель- ности человека. 1.1.3. Гносеологические корни (природа) философского знания. – Возникновение философии связано с изменениями в духовной сфере человека и человечества. Это был тот исторический период, когда человечество совершало переход от мифологического мировоззрения к более интеллектуальному, осмысленному и мудрому мировоззрению и потому получило название философии в соответствии с этимологией этого понятия. – Сами духовные изменения означали новое состояние души: если при мифологическом мировоззрении человек осознавал себя объектом природы, то философское мировоззрение сделало человека субъектом природы (сумевшим понять своё место в природе и возможность овла-дения этим миром). – В силу многогранности духовной сферы философия родилась в ней как духовное образование, унаследовав и многогранный духовный потенциал. 1.1.4. Связь философии с культурой и мышлением. – Поскольку философия (по праву своего рождения) изначально проявила себя в интеллектуальной рефлексии (от греч. reflexio – размыш-ляю, оцениваю) , то она сразу же стала философской способностью мозга. – Вполне понятно, что философия, рожденная в обширном и много-гранном духовном пространстве , унаследовала и духовную многоаспек-тность и интеллектуальный потенциал. Именно так запускалась смысловое разнообразие и богатство духовной сферы человека. Результатом этого стало философское (интеллектуальное) формирование мыслительной дея-тельности мозга. – Однажды родившись, философский механизм стал формировать более интеллектуальный стиль мышления в функционировании мозга , что привело к осознанию человеком сначала себя в природе, затем своего пре-имущества над природой , управления ею и своей ответственности перед природой. То есть, в духовной сфере человека появилось новое качество - саморазвитие . – Философия генетически связана с развитием мозга и его основной функцией – мышлением. Мозг и философия – это исторически (эволюци-онно) социокультурные образования , которые совместно формировали духовное пространство , социокультурное по своей природе. Разумеется, за прошедшие тысячелетия мозг и мышление социокультурно усложнялись и тем самым усложнялось и философское мышление. – Философия (философское мышление) заняла своё достойное мес-то в системе общественного сознания. Однако какое бы место философия там не заняла, ее центральным вопросом всегда остается вопрос о природе философского мышления , о фундаментальной роли культурогенеза в его человеческой эволюции. – При всех своих историко-культурных изменениях философия в мыслительной деятельности мозга остается и на сегодняшний день осо-бым типом мышления, особенность которого в том, что оно не отождес-твляет себя с пользой, либо с "истиной в последней инстанции", либо с "абсолютной мудростью". – Именно поэтому в современных культурах , как фундаментальных базовых основах человеческой эволюции, философское мышление заняло своё плотное (особое) место в общественном сознании. 1. 2. Специфика философского знания Специфика философского знания заключается в двух факторах: а) двойственности философского знания; б) особенностях философского знания. а) Основная специфика философского знания в его двойственности, так как оно: – имеет очень много общего с научным знанием: предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Это с одной стороны. А с другой: – философское знание не является научным “в чистом виде” по ря-ду причин: во-первых, в течение трех тысяч лет философия собрала и накопила тысячи интересных идей, которые еще не доказаны экспери-ментальной наукой и потому не имеют статуса научности; во-вторых, в истории философии имеется огромная сфера “вненаучного знания” (пара-наука, эзотеризм и т.п.), которые наука не изучает, но из которых берет свое начало история медицины; – главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением; – отсутствие локализации философского знания. б) Особенности философского знания: – имеют схожую структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.) – носит предельно общий теоретический характер; – содержит базовые основополагающие идеи и понятия, лежащие в основе всех наук; – несет на себе отпечаток личности и мировоззрения философа, то есть философская мысль ограничена силой мышления самого философа (в отличие от науки); – является совокупностью объективного знания и ценностей, нрав-ственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; – изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна-ния; – находится в динамике (постоянно развивается и обновляется в со-ответствии с динамикой своего объекта – живой материей); – неисчерпаемо по своей сути и опирается на предельно общие по-нятия и категории; – ограничено познавательными способностями человека. 2.1. Объект и предмет философии а) Объект философии: – это живая материя в единстве материального мира (физического мира как объективной реальности) и идеального ( нематериального) мира ( в субъективной реальности, психического пространства); – объект философии и науки совпадает - живая материя, Космос, Вселенная, всё сущее, мироздание. б) Предмет философии: – в целом предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает; – общая структура предмета философии (философского знания) составляет четыре основных раздела: = онтология (учение о бытии); = гносеология (учение о познании); = проблема человека; = проблема общества. – В самом распространенном учебнике по философии А.Г. Спиркина предмет философии определяется через “человеческое измерение” [7, с.22-24]. А.Г. Спиркин считает, что “в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром” [7, с.22]. Автор определяет ряд критериев и мы позаимствуем их: = во-первых, в философии человек – не объект (этим занимается психология), а субъект живой материи; = во-вторых, “предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставлено и столь же универсальные категории объекта” [7, с.13]; = в-третьих, «философия направлена на то, чтобы освободить чело-веческое мышление от тех разнообразных (рациональных, формальных, интуитивных и пр. ловушек, которые гнездятся внутри этого мышления [7,с. 23], философия выполняет роль чистилища мышления. = в-четвертых, “ философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру”, определить его место в универсуме бытия [7, с. 23]; = в-пятых, “философия должна ответить на так называемый “основной вопрос философии” - о первичности объективного или субъективного бытия” [7, с.23]; = в-шестых, “философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процессов познания вообще” [7, с.23]. Представленные критерии предмета философии А.Г. Спиркин обусловливает простой мыслью: по его мнению Вселенная «в самой своей природе “предполагала” появление жизни и, следовательно, человека, поэ-тому между существованием человека и фундаментальными свойствами Вселенной имеется непосредственная связь» [7, с.24]. Её раскрытие – зада-ча философии и науки. 2.2. Основной вопрос философии. Несмотря на бесконечную множественность философской пробле-матики, философия все-таки выделяет так называемый “основной вопрос философии”. а) Понятие (определение) основного вопроса философии: Основной вопрос философии имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую: – онтологическая сторона звучит так: “Что первично - материя или сознание?” (или бытие или мышление, природа или дух, материальное или идеальное, объективный (физический) мир или субъективный (психичес-кий) мир); – гносеологическая его сторона: “Познаваем ли мир?”. б) В зависимости от ответа на данный вопрос, все философы мира (начиная с античности) разделились пополам: – те философы, которые считают, что материя (природа, физический мир) первична, а сознание (психика) вторично (и производно от материи) называются материалистами. Родоначальник этой мировоззренческой ли-нии - древнегреческий философ Демокрит; –те философы, которые полагают, что идеальное (психическое, соз-нание) первично, а материя (природа) вторична называются идеалистами. Родоначальник идеализма – древнегреческий философ Платон. в) “Основной вопрос философии” был сформулирован Ф. Энгель-сом (“Диалектика природы”) и составляет краеугольный камень любой философской концепции. NB: все философские концепции начинаются и разрешаются в рамках ответа на “основной вопрос философии”. г) В медицинской сфере суть основного вопроса философии - материя или сознание (или: тело или психика) будет звучать так: что пер-вично в заболевании - тело (сома) или психика. Отсюда врач выясняет причину новообразования – “психосоматика” или “соматопсихика” в его содержательном ядре, а затем будет решать эту проблему в рамках своей профессиональной компетенции. Вопрос третий. “Соотношение философии и науки”. 3.1. “Критерии философского и научного знания”. а) философское знание: – отсутствие локуса философского знания; – его пределы - сила мысли (мышления) самого философа. б) научное знание: – научное знание, имеет свой предел; – его пределом является результат научного эксперимента. 3.2. Классическое определение научной истины. – Научный эксперимент устанавливает истинность или неистин-ность идеи, концепции, теории. – Классическое определение научной истины сформулировано В.И. Лениным и выражено в двух его цитатах: = «Практика – критерий истины» (т.е. эксперимент); = «Истина всегда конкретна». 4.1. Структура философии: 4.1.1. Общая философия (основы): – философия – теоретическая основа мировоззрения; – философия как общая методология; – история философии. – Бытие и сознание: = материя: единство и многообразие форм проявления; = сознание: сущность и происхождение. 4.1.2. Научно-теоретическая (фундаментальная) философия: – связь и развитие – основные принципы диалектики; – основные законы диалектики; – основные категории диалектики; – теория сознания, мышления, познания. 4.1.3. Прикладная философия: – социальная философия; – природа и общество (экология); – философия экономической сферы общества; – политическая сфера общества; – философия управления; – философское понимание человека; – духовная сфера жизни общества; – исторический прогресс и глобальные проблемы современности; – философия науки и др. 4.1.4. Вненаучная философия: историческое формирование врачебного мировоззрения и мышления: а) философия экзотеризма и оккультизма, нумерология, астрология и т.п.; б) исторические типы мировоззрения (картины мира) и четыре основных варианта «моделей болезни»: – мифологическая (магико-анимистическая); – религиозная (мистико-религиозная); – философская (натурфилософская); – научная (естественнонаучная). Очень кратко отметим историческую связь этих моделей болезни с картинами мира (развивающимся мировоззрением врача). 1. Мифологическая картина мира (или мировоззрение) связана с магико-анимистическими представлениями о болезни. а) болезнь – это не естественное явление, а как бы проявление чуж- дых человеку сверхъестественных (мистических, идеальных) сил; б) болезнь – это следствие греха, вины, знак наказания и поощре- ния; в) болезнь – это истечение злого духа, следствие колдовства. NB: Техника врачевания (в давние времена): – изгнание или умиротворение злого духа путем прине- сения жертвы, молитвы, стремление перехитрить его; – эта терапия противоречива: здравому смыслу; закону сохранения энергии; каузальному принципу (принципу причинности); научным взглядам; – эти техники врачевания были оправданы только в пределах мифологической картины мира (мифологического миро- воззрения). Мистико-религиозная (дуалистическая) картина (или мировоззре-ние): а) концепции болезни умозрительные и базируются на представлениях: – мистико-религиозных; – натурфилософских; б) конкретизация вопроса: 2. Мистико-религиозные концепции болезни: – болезни властвуют над человеком; – болезнь – это персонифицированная сила. 3. Натурфилософские концепции болезни: а) выводились из аналогии природы человека (микрокосмоса) и при- роды мира (макрокосмоса); б) принципы истинности в них – не соответствие фактам, а логичес- кая связь и правдоподобие (в пределах определенной мировоз- зренческой системы); NB-1: аристотелевская философия дольше всего в истории влияла на концепции болезни; NB-2: на развитие медицины влияла философия Эпикура, стоиков, неоплатоников (повлиявших на Парацельса – мага и целителя); NB-3: «Солидарная патология» – берет свое начало в древ- негреческой философии (Демокрит, Эпикур) и толь- ко в XVII веке приобрела эмпирическую аргумента- цию (П. Гассенди, Р. Бойль, М. Мальпиги). Здесь уже теряется философский характер болезни; в) гуморальная патология: – центральная идея – учение об элементах и качествах (ее начало в теории философии); – броуновское движение о раздражимости как основе болезни; – Ф. Шеллинг: в основе болезни – «неуравновешенные жизненные тенденции»; г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо- фии). Их представления: – болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи- ческих видов); – каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою картину симптомов и порядок их развертывания во времени; – болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор- мальная жизнь; д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо- фии): – основывается на концепции роаздражимости; е) концепция Г.В. Гуфеланда: – в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це- лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение; – симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера – слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при- держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес- ком смысле). 4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины): а) появляется концепция целостности организма: – недостаточность натурфилософского объяснения болезни; – узость односторонне соматического содержания болезни; б) возникают модели болезни: – психосоматические; – антропологические; – социокультурные. Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур- философских моделях болезни. По Фрейду: болезнь – это всегда: – телесное выражение (форма, образ) ду- шевных расстройств; – следствие неподвластных человеку пере- живаний и конфликтов; – их вытеснение в подсознание. Пример: концепция В. Вайцзеккера: – тело может противостоять желанием ду- ши; – но в случае их конфронтации возникает болезнь (в ней локализуются тайные же- лания души). – увеличивается количество дуалистических концепций: причины: – неудовлетворенность натурфилософски- ми объяснениями соматики; – их методологическая несостоятельность; в) диалектико-материалистический монизм: – его влияние на медицину: = в построении ее теорий; = в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания; – современная новизна в развитии медицины: = преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма; = преодоление психосоматического дуализма и построение теоре- тических конструкций на монистических, материалистических основах; = ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен- тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании болезней; = расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео- рию медицины социально-гуманитарного знания; – в настоящее время: – развивается более широкий подход к жизни организма и сущно- сти его патологии; – причины: = рост нервно-психических расстройств; = выявление психогенного механизма соматических болезней; = зависимость терапии от личности больного и др. – в результате: = усиливается влияние философии (диалектического материа- лизма) на теорию медицины; = формируется синтез современных теорий медицины: 1) базис: естественно-научный и социально-гуманитарный; 2) медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.). 4.2. Функции философии Одновременно функциями и методами философии являются: – мировоззренческая; – методологическая; – концептуально-теоретическая; – аксиологическая; – онтологическая; – гносеологическая; – критическая; – социальная; – деятельностная; – практическая (праксеологическая); – воспитательно-гуманитарная; – прогностическая. Краткая характеристика функций а) Общее понятие «функции философии: Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения. б) Содержание функций философии: – мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци- пов взаимодействия с окружающим миром; – методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; – концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему; – аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес- кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное; – онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи; – гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания); – критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос- ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности); – социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества; – деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело- века»); – практическая (праксеологическая) функция: развивается практи- ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем- ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа- алистический анализ и др.); – прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира. |