ррр. Философия лекции. 1 Историкофилософская справка
Скачать 284.16 Kb.
|
3.5. Типы противоречий а) Антагонистическое противоречие от Аристотеля до Гегеля «противоречие вело свое начало в рамках формальной логики от «дизъюнкции», как альтернативное, взаимоисключающая форма мышления». Позже, когда две цивилизации – капитализм и социализм – стали анализироваться как «дизъюнктивные», то есть, как абсолютно альтернативные, взаимоисключающие, то в этом случае был применен термин «антагонистический». Этот термин применяется исключительно в общественных науках для анализа непримиримых социальных противоречий. Характеризуя антагонистическую борьбу двух противоположных цивилизаций, В.И.Ленин предупреждал, что «буржуазия нигде и никогда не сдается без боя и чем ближе к смерти, тем сильнее сопротивляется». Это сущность антагонизма как такового. В.И.Ленин считал, что с победой социализма антагонизм в обществе исчезнет, но внутренние противоречия социализма останутся как источник его развития. Если вспомнить этимологию понятия «антагонистический», то чисто формально понятие «агонист» (от лат. agnista) – это соперник, а также «антагонист» (от греч. antagonistes) – «соперник», «конкурент», «противник». Понятие «антагонист» используется в фармакологии, теории общей патологии. б) Диалектическое противоречие в I законе В диалектике важнейший ее принцип – это признание противоречия движущей силой развития, ее «душой». Диалектика всегда там, где есть противоречие. Из истории диалектики известно, что ни в работах Гегеля, ни у К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина термин «диалектическое противоречие» почти не употребляется. Они пишут просто о противоречии. Хотя само понимание диалектического противоречия как опосредованного единства противоположностей начало зарождаться еще в древние времена. Здесь необходимо обратить внимание: вырисовывается и «критерий» диалектического противоречия – «опосредованное единство противоположностей». То есть, отличительный признак диалектического противоречия от антагонистического (вышедшего из формальной логики, из дизъюнкции) – это наличие «определенного посредника». Советский философ в области диалектического материализма З.М.Оруджев всегда утверждал, что в структуре противоречий (имелись в виду диалектические противоречия) «всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль». NB: З.М.Оруджев предупреждал относительно «третьего элемента» и его очень видимой и узнаваемой функции. Он писал: «Но во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия. Опосредование, следовательно, не способ осуществления, а способ снятия противоречия». То есть, надо запомнить: «посредник» - это механизм (или природный способ) «снятия противоречия». Примеры: - в электричестве: между высоким и низким напряжением в роли посредника выступает техническое устройство под названием «стабилизатор»; - в психике: напряжение снимается во время сказанным нужным словом, умением поддержать человека в трудную минуту; - в физике: траектория планеты – это отношение противоположности «центростремительного» и «центробежного» движений. Посредствующее звено между ними – «тангенциальная сила». Именно поэтому эти противоположности не парализуют друг друга, а разрешаются в определенную форму движения. - в ядерной физике: в разных сферах естественного мира система промежуточных звеньев, естественно, будет иная. Примеры: - связь между атомным весом химических элементов (количество) и их свойствами (качество) опосредована наличием протонов в ядре и электронной оболочки атомов; - в изотопах такая связь опосредована уже не протонами, а нейтронами в ядре. - в биологии (физиологический механизм): повышенное и пониженное артериальное давление (АД±) – не парализуют друг друга, так как срабатывает «диалектический посредник» - гомеостаз (снимающий напряжение в сосудах). - в математике: принцип «относительности преобразования» у Галилея и Лоренца. У Галилея не приводит к изменениям пространственно-временных параметров движения тел, а в преобразованиях Лоренца приводит. Дело в том, что между обоими положениями также существует посредник (даже посредствующие звенья), которые: = преобразования Лоренца сводят к преобразованиям Галилея, либо их выводят из преобразований Галилея. - Квантовая механика: противоречие между «волной» и «корпускулой». Именно их посредник приводит их единую систему, физическую целостность и придает этой «парочке» теоретическую завершенность. - Химия: химические взаимодействия «противоположностей» - это этапы перехода из одного агрегатного состояния в другое, через их промежуточные звенья (вода – лед – пар и т.п.). - В обществе: в четвертом вопросе данной лекции в полном визуальном объеме представлены общественные противоречия, структурированные по социальным сферам жизни. По мнению З.М.Оруджева научная заслуга Гегеля состоит в том, что он смог обнаружить общую структуру (алгоритм) переходных состояний и явлений как тождества противоположностей и их понимания мозгом (их формальным, модельным, визуальным выражением в мышлении). Кроме того, по Гегелю «противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей» (Дано по: Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1, с.94). NB: изучая Гегеля, В.И.Ленин отметил: «Видимо и здесь главное для Гегеля - наметить переходы… и не только переходы, но и тождество противоположностей - вот что для Гегеля главное» б) Методические замечания, которые студент должен заучить: 1. По Гегелю: противоречие есть «корень всякого движения и жизненности», оно выражает «истину и сущность вещей». 2. Материалистическая диалектика: противоречие, единство противоположностей есть фундаментальное свойство живой материи и главное содержание отражающего эти процессы человеческого мышления. 3. Материалистическая диалектика: диалектическое противоречие – это опосредованное единство противоположностей. 4. И.Кант: «Противоположности – не крайняя степень различия, не «законченное различие» (по Аристотелю), они отличаются друг от друга качественно». 5. Диалектический материализм: высоко оценивает теорию Гегеля о конкретном диалектическом тождестве (противоположностей), так как для развития характерно именно конкретное тождество – оно находится и в изменении, и тождественно самому себе. 6. Аристотель: «у противоречия нет ничего промежуточного (имеется в виду формально-логическое противоречие - дизъюнкция), тогда как у противоположностей оно возможно, то ясно, что противоречие и противоположность не одно и то же». 7. Формальная и диалектическая логика: - формально – логическое противоречие (дизъюнкция) действительно выполняет разрушительную функцию (как источник антагонизма, непримиримости) и стало применяться для анализа противоречий не в живой природе, а для противоборствующих классов, цивилизаций, сторон общества, глобальных противоречий. - диалектическое противоречие – это условие существования и развития явления (объекта, предмета, знания); оно есть такое обстоятельство, без учета которого нельзя понять ни механизм бытия материального мира, ни мышление как их отражение. - в формальной логике противоречие – это (по Аристотелю) прямое столкновение двух непримиримых позиций (дизъюнкций) в виде формулы «Тезис – антитезис (либо-либо)»; - в диалектической логике противоречие – это формула Гегеля «тезис – антитезис – их синтез» (т.е. разрешение противоречия), т.к. по Гегелю «всякое противоречие должно быть разрешено». NB: смысл диалектического (более гибкого и пластичного) противоречия (в отличие от жесткого – в последствии названным антагонистическим) был впервые в истории философии сформулирован И.Кантом, но только Гегель смог первым изобразить структуру диалектического противоречия («тезис – антитезис - синтез») на базе уже появившейся в его время научной концепции развития. 8. И.Кант: предупреждал об имеющихся логических ошибках и умении избегать т.н. «амфиболию», превращающую «идею в мнимое представление об объекте, эмпирически данном и, следовательно, познаваемом согласно законам опыта». (Дано по: И.Кант. Соч. в шести томах, т.3. – с.446) NB: З.М.Оруджев уточнил эту мысль И.Канта: нельзя познавать идеальные предметы (т.е. нематериальные – психические: смыслы, мысли, видение, ценности и т.п.) эмпирическими методами, применяемыми для изучения материи – физики, химии, биологии. 9. Гегель: «В структуре противоречий всегда следует искать третий элемент, опосредствующий противоположности. Он всегда конкретен и в зависимости от характера противоположностей играет различную роль». 10. Гегель: о разрешении противоречия: «во всех случаях третий элемент в структуре вещей смягчает, нейтрализует противоположности и в этом заключается разрешение любого противоречия». NB: для Гегеля «диалектика опосредования» - рациональный момент мышления. В дальнейшем К.Маркс включил «диалектику опосредования» в свою концепцию и переработал ее в научную теорию. В результате: «Опосредование противоположностей стало специфической особенностью диалектических противоречий в отличие от формально - логических». NB: если диалектические противоречия имеют место в объективном мире живой материи и допускаются в теории диалектического материализма то формально – логического противоречия в природе нет, что запрещается и в сфере мышления. 11. Формально-логическое противоречие (дизъюнкция) – это две взаимоисключающие позиции. - Диалектическое противоречие – это опосредованное промежуточными звеньями наличие противоположностей. NB: в дизъюнктивных (формально-логических) противоречиях «посредников» нет, а в диалектических есть в обязательном порядке (как механизмах их жизненности). Напомним: в физиологии такой «посредник» - это гомеостаз, теорию которого надо знать, более того, биоэволюционное опосредование противоположностей подтверждено естествознанием, а философская догадка об этом механизме живой материи считается высшим уровнем мышления. 12. Логика анализа противоречий в диалектике: - первое: нельзя отождествлять противоположности друг с другом (например, повышенное и пониженное АД – у них разные причины); - второе: так как противоположности связаны между собой посредствующими связями, то их надо дифференцировано находить и отдельно исследовать. - анализ противоположностей (с их «посредниками») всегда осуществляется методами той науки, к которой они относятся. - научный анализ (в любом виде знания) начинается с выявления противоречий – механизма этого знания и их разрешения. И никакого другого способа сформулировать адекватные действительности понятия нет. Анализировать противоречие – это анализировать движение и жизненность самого исследуемого предмета. - диалектика не «терпит» противоречия, а разрешает их. Вопрос четвертый: Морфологическое выражение действия I закона диалектики в живой материи и физиологии. Напомним, что живая материя – это две реальности: - объективная реальность (физический мир, химический мир, биологический мир, общество); -субъективная реальность (идеальный мир: сознание, мышление, психика). Методическая справка: изучив морфологию I закона диалектики, студент-медик должен понять, что овладение этим материалом формирует: - диалектическую гибкость мышления вообще и клинического мышления врача, в частности; - обостренную восприимчивость к социальным противоречиям, а также и к противоположной регуляции функций биоорганизма; - ощущение позитивных и негативных сторон (тенденций) объектов любой природы, в том числе – общества и организма. Формы противоречивого функционирования всех видов живой материи Таб.3
А теперь мы приведем примеры противоречивого взаимодействия внутри биоорганизма. Методическая справка: здесь надо знать два аспекта: - противоречивое балансирование внутренних структур какого – либо целого есть закон функционирования любых видов живой материи (физического мира, химического, биологического, общественного, психического); - противоречивое балансирование в системе физиологической саморегуляции есть механизм самоуправления биоорганизма. NB: Все это есть действие I закона диалектики в живой материи и физиологии. Примеры: 1. Противоречивая регуляция сахара в крови: - β – клетки (бета - клетки) – островки поджелудочной железы вырабатывают инсулин; - α – (альфа - клетки) – те же островки вырабатывают оппозицию – контринсулярный гормон. 2. Противоречивая регуляция кальция в крови: Клетки околощитовидной железы: - при их усилении повышается кальций в крови; - С – клетки щитовидной железы снижают его уровень. 3. Противоречивая выработка соляной кислоты: (обкладочными клетками желудочных желез): - «гастриновые клетки желудка» - S – клетки 12 – п.к.
Оппозиционеры в выработке соляной кислоты. 4. Противоречия в системе свертывания крови: - «тромбоциты – гепарин» (вырабатывают тучные клетки). 5. Противоречивое регулирование гомеостаза: - «свертывающая – противосвертывающая» система крови. 6. Противоречивая деятельность аппарата почек: - гипертензивный эффект деятельности гранулированных клеток юкстагломерулярного аппарата почек; - гипотензивный аппарат интерстициальных клеток мозгового слоя почек, «тормозные» и «возбудительные» синаптические аппараты нервной системы. 7. Противоречия в системе костной ткани: - «остеобласт – остеокласт» в поддержании структурно – функционального гомеостаза костной ткани. 8. «Воспалительные» и «противовоспалительные» противоречивые зоны надпочечников: - гломерулярные (провоспалительные) клетки клубочковой зоны надпочечников; - спонгиоциты (противоспалительные) клетки их пучковой зоны. 9. Противоречивая регуляция системы фолликулов яичников. - «базофилы» гипофиза (активизируют рост и созревание фолликулов яичников); - «лютеиновые» клетки желтого тела (тормозят эти процессы). 10.Противоречивая регуляция гормонов: - диуретический (продуцирующий); - антидиуретический. 11. Противоречивая регуляция в иммунных реакциях: - Т – хелперы (помогающие); - Т – супрессоры (подавляющие). 12. Противоречивая регуляция пептидов: NB: в разных системах организма – противоположный эффект. - «усиливающий – ослабляющий» эффект – действуют как противоположности. 13. Мышцы – антиподы, обеспечивающие двигательную активность животного. 14. Противоречивая деятельность в системе «клетки – паренхимы - стромы органов». - паренхиматозные клетки (печень)- коллагенолитическая (десмолитическая) функция (в развитии склероза); - фибробласты – десмопластическая функция (обратное развитие). NB: этот механизм работает и в онкопроцессах: атипические эпителиальные клетки (с возросшими десмолитическими свойствами) нарушают равновесие в системе «эпителий – соединительная ткань» и разрушают окружающие их фиброзные прослойки (Дано по: Д.С.Саркисову, с. 201-240). 1.1. Общая характеристика а) ступенями познания являются: - эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»: - живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием; - живое созерцание – результат реализации познавательных способностей; - познавательные способности связаны с органами чувств. б) различают следующие формы познания: - ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета; - восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон; - представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого; - роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов; - понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки; - суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается; - умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок); - гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах. 1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность. а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания; - субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями; - субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество; - в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.; - общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики; б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта; - объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления; - сознание индивида является объектом для психолога; - каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли; в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»; г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные. 1.3. Активность субъекта познания. а) субъект является активной стороной в познавательном процессе; б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности; в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом; г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта; д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом; е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты; ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека. 1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний. а) Познавательное и практическое - важнейшими чертами практики как гносеологии являются: = целенаправленность; = предметно-чувственный характер; = преобразование материальных систем; - практика – активное взаимодействие человека с материальными системами; - практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности; - практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности; - практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета; - практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение); - конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью; - целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели; - практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем; - различают следующие формы практики: = общественно-производственная ; = социально-политическая; = научно-экспериментальная; = медицинская; = семейно-бытовая; - практика бывает (по содержанию и назначению): =стандартизированная; = поисковая; - в зависимости от субъекта деятельности практика делится на: = индивидуальную; = микрогрупповую; = социальную; = классовую; = государственную; = общественную; - любая практика складывается из следующих элементов: = субъект практики; = объект практики; = цель; = средства; = предметная деятельность субъекта; = результат этой деятельности; - главные функции практики в отношении познания: = базисная; = детерминирующая; = критериальная; = целеполагающая; - практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении; = практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания; - практика не мыслима без «теоретического компонента»; - практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей; - теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики. 2.1. Общая характеристика. а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков; б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин; в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии; г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание; д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний); е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта; - компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом; - с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности: = внутренняя интерпретируемость; = структурированность; = связность; = семантическая метрика; = активность; - такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания; ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества; - именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»; - подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей. 2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные: - «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»; - чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств; - однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития; б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета; в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика; - обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека; - логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий; - так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума; - односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины: = представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира; = эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека; = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания; = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта; - под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются; - с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать. Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности. 2.3. Творчество и интуиция а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. - интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату; - свойства интуиции: = неожиданность решения задачи; = неосознанность путей и средств ее решения; = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов; - виды интуиции: = техническая; = научная; = обыденная; = врачебная и т.д. - по характеру формирования и проявления интуиции: = основательная профессиональная подготовка; = поисковая ситуация; = действие у субъекта поисковой доминанты; = наличие «подсказки». - В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»): = эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни; = фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости; = они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность; - интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения; - такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины; - Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения». б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: - творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. - творчество – выступает как единство рационального и иррационального; - творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением; - творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам; - А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»; - путь интуиции - это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям. Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания. |