Главная страница

ррр. Философия лекции. 1 Историкофилософская справка


Скачать 284.16 Kb.
Название1 Историкофилософская справка
Дата16.05.2023
Размер284.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия лекции.docx
ТипДокументы
#1135038
страница11 из 18
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18

1.1. Общая характеристика

            а) ступенями познания являются:

            - эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое.

Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»:

- живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием;

- живое созерцание – результат реализации познавательных способностей;

- познавательные способности связаны с органами чувств.

б) различают следующие формы познания:

- ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета;

восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон;

представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого;

- роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов;

понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки;

- суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается;

- умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок);

- гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах.

 

1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность.

а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания;

- субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями;

субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество;

в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.;

общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики;

б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта;

объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления;

- сознание индивида является объектом для психолога;

- каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли;

в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»;

г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные.

1.3. Активность субъекта познания.

а) субъект является активной стороной в познавательном процессе;

б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности;

в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом;

г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта;

д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом;

е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты;

                ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.

1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний.

а) Познавательное и практическое

важнейшими чертами практики как гносеологии являются:

            = целенаправленность;

            = предметно-чувственный характер;

            = преобразование материальных систем;

- практика – активное взаимодействие человека с материальными системами;

практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности;

практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности;

- практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета;

- практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение);

- конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью;

- целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели;

- практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем;

 - различают следующие формы практики:

            = общественно-производственная ;

            = социально-политическая;

            = научно-экспериментальная;

            = медицинская;

            = семейно-бытовая;

практика бывает (по содержанию и назначению):

            =стандартизированная;

            = поисковая;

в зависимости от субъекта деятельности практика делится на:

= индивидуальную;

= микрогрупповую;

= социальную;

= классовую;

= государственную;

= общественную;

любая практика складывается из следующих элементов:

            = субъект практики;

            = объект практики;

            = цель;

            = средства;

            = предметная деятельность субъекта;

            = результат этой деятельности;

-  главные функции практики в отношении познания:

            = базисная;

            = детерминирующая;

            = критериальная;

            = целеполагающая;

практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении;

            = практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания;

практика не мыслима без «теоретического компонента»;

- практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей;

- теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики.

2.1. Общая характеристика.

а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков;

б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин;

в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии;

г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание;

д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний);

е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта;

- компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом;

- с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности:

            = внутренняя интерпретируемость;

            = структурированность;

            = связность;

            = семантическая метрика;

            = активность;

- такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания;

ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества;

- именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»;

- подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей.

 

2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство.

а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные:

- «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»;

чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств;

однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития;

б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета;

в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика;

- обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека;

логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий;

так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума;

односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины:

            = представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира;

            = эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека;

            = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания;

            = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта;

под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются;

с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать.

Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности.

 

2.3. Творчество и интуиция

а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

- интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату;

- свойства интуиции:

            = неожиданность решения задачи;

            = неосознанность путей и средств ее решения;

            = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов;

виды интуиции:

            = техническая;

            = научная;

            = обыденная;

            = врачебная и т.д.

- по характеру формирования и проявления интуиции:

            = основательная профессиональная подготовка;

            = поисковая ситуация;

            = действие у субъекта поисковой доминанты;

            = наличие «подсказки».

- В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»):

            = эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни;

            = фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости;

            = они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность;

- интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения;

такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины;

Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения».

б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека:

- творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

- творчество – выступает как единство рационального и иррационального;

- творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением;

- творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам;

- А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»;

- путь интуиции -  это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям.

Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания.

а) медицинская диагностика предусматривает собой упорядоченность, направленность на кратчайшее достижение цели;

б) в медицине применяются основные философские понятия:

- врач в своей деятельности использует принцип причинности при дифференцировании внешних и внутренних причин в этиологии заболевания, его патогенезе;

-принцип единства формы и содержания применяется при соотнесении функциональной патологии к ее структурным изменениям в организме больного;

- метод конкретизации предусматривает наполнение общей нозологической схемы заболевания конкретной симптоматикой;

- учет единства субъекта и объекта в познании дает возможность дифференцировать достоверные данные от субъективных;

- во врачебной диагностике применяется общенаучный диалектический метод познания. В частности, эволюционно-генетический, системный анализ, моделирование, прогнозирование и др.

- прогноз неразрывно связан с диагнозом и вытекающей из него схемой лечения;

- медицинская диагностика имеет свою методологию – приходится решать познавательные задачи-проблемы, принимать решения в неопределенных ситуациях; определять наилучшие пути практических действий, прогнозировать;

- при постановке диагноза необходимо определить:

            = причину заболевания (этиологию) – I закон диалектики;

            = сущность заболевания;

            = характер протекания – II закон диалектики;

            = схему лечения;

            = прогнозирование – III закон диалектики;

            = профилактику.

- методология врачебной диагностики определяется объектом познания – больным человеком;

- очень редко объект исследования совпадает с субъектом. При этом реализуется формула: «Лечить не болезнь, а больного».

- диагноз включает в себя следующие части:

= распознавание симптомов или синдромов (абстрактный диагноз);

= предварительный диагноз;

= клинический диагноз (достоверный);

= патологоанатомический (окончательный).

Таким образом, в данной лекции мы познакомились с азами познания и через основные философские категории вышли на методологию медицинского диагноза.

а) Наука как форма познания возникла в Новое время в XVI-XVJI вв. в момент становления капиталистического способа производства.

- Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

- Основные свойства научной деятельности:

            = универсальность;

            = уникальность;

            = персонифицированность;

            = дисциплинированность;

            = демократизм;

            = коммуникабельность.

- Наука отражает мир в его развитии. Благодаря ей, образуется развивающаяся система знаний о законах мира. Наука включает в себя множество отраслей знаний.

- По степени удаленности от практики науки делят на:

            = фундаментальные, характеризующиеся отсутствием прямой ориентации на практику;

= прикладные, характеризующиеся непосредственным применением результатов для решения каких-либо проблем.

б) Основные особенности научного познания.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   18


написать администратору сайта