Лекции по Истории Фармации 1. 1. История фармации как науки
Скачать 0.72 Mb.
|
3.5.10. Значение библиотерапииСреди разнообразных методов психотерапии есть, казалось бы, простой, но весьма эффективный, называемый библиотерапией. В качестве лечебного воздействия здесь используется чтение, но чтение не вообще, а специально подобранной с учетом личностных особенностей пациента и характера его заболевания литературы. Чтение отвлекает, увлекает, переключает мысли, вытесняет из сознания в бессознательную сферу неприятное переживание. Идентифицируя себя с положительным героем, читатель как бы дополняет в себе отсутствующие у него качества, сопереживая слабым, чувствует себя сильнее, узнавая, как тяжко бывает другим, легче переносит трудности. Великие произведения литературы и искусства отличаются от сиюминутных поделок тем, что допускают множество разных прочтений. Библия в этом плане, пожалуй, наиболее показательна. Восприятие книги — активный процесс, который зависит не только от автора, но и от читателя. Разные люди по-разному воспринимают один и тот же текст в зависимости от своего житейского опыта, психологического склада, направленности ума. Каждое прочтение книги — это неповторимый творческий акт. Даже один и тот же человек, находясь в разных жизненных ситуациях, а следовательно, имея различную психологическую установку, по-разному воспримет одно и то же явление, одну и ту же книгу, в которой будет искать подтверждение собственным мыслям. В Библии всегда найдется ответ на жизненные ситуации, в которых оказывается человек. 4. Медицина и фармация средних вековДополнительная литература С падением в 476 г. Римской империи закончился период истории Древнего Мира и началась эпоха средних веков. Этот же период характеризуется развитием христианства. В период средневековья большое влияние на развитие лекарствоведения оказывали магия, астрология и в особенности алхимия. 4.1. Влияние алхимии на развитие медицины и фармацииДополнительная литература Средневековье охватывает период с конца 5 до середины 17 века (476-1640 гг.). В эту эпоху большое влияние на развитие медицины и фармации оказала алхимия. Возникнув на Востоке, она распространилась по всей Европе, где господствовала до середины 16 столетия. Подалхимией принято понимать учение о превращении <неблагородных> металлов в <благородные> (т.е. в золото и серебро) с помощью <философского камня>, (иначе - <красный камень>, <великий эликсир>, <панацея>), которому приписывались и другие чудодейственные свойства, например способность излечивать все болезни, возвращать молодость. В поисках этого камня и состояла главная цель деятельности алхимиков. Несмотря на свои ошибочные представления, алхимики практической работой способствовали развитию химии и фармации. Благодаря алхимикам увеличилось число веществ, получаемых лабораторным путем. Алхимики развили и усовершенствовали методы перегонки, осаждения, фильтрации, кристаллизации. Важнейшим изобретением средних веков было открытие метода дистилляции и конструирование перегонных аппаратов, в результате чего были получены дистиллированная вода, необходимая для приготовления лекарств, этанол, ряд эфирных масел, скипидар, соляная и азотная кислоты (Рис. 23). С целью получения более концентрированных отгонов алхимики применяли троекратную и пятикратную перегонку. Ими были освоены процессы сублимации, т.е. возгонки твердых веществ. Все это способствовало развитию производства химических и лекарственных средств. Однако заблуждения алхимиков в отношении превращения больных в здоровых, стариков в молодых на некоторое время направило фармацию по неправильному пути: поиски панацеи и эликсира молодости продолжались на протяжении всего периода средневековья. 4.2. Медицина и фармация в странах ВостокаДополнительная литература В то время как в Западной Европе развитие медицины и фармации было в значительной степени заторможено католической церковью, не допускавшей никаких отклонений от догматов веры и рецензированных трудов Галена и Гиппократа, в странах мусульманского Востока имела место прямо противоположная картина. Осознавая роль науки, их правители содействовали ее прогрессу. Там возникли центры науки и образования, занимавшиеся вопросами медицины и фармации. К 10 веку на арабский язык была переведена практически вся мировая литература, представлявшая хоть какой-то интерес. Арабы первыми ввели правила для приготовления лекарств. В 9 веке они создали первую фармакопею - особую книгу о свойствах и способах приготовления лекарственных средств, имевшую силу закона, название которой («Карабадини») переводится как «Книга жизни». Арабами введены в фармацевтическую практику сахар вместо меда и лекарственные сиропы. Крупнейший ученый, оказавший большое влияние на развитие средневековой медицины и фармации, таджикский ученый-энциклопедист (преуспевал в 12 науках), врач и философ Абу Али Ибн Сина (лат. Avicenna, 980-1037) (рис. 24). Ибн Сина родился близ Бухары в селении Афшана. В 985 году его семья переехала в Бухару. В пять лет он поступил в начальную духовную школу, где изучал Коран, светские и гуманитарные науки. В десять лет Ибн Сина не только свободно писал, читал, сочинял стихи, но и знал наизусть весь Коран, изучил в основном такие дисциплины, как грамматика, стилистика, поэтика и другие. Уже в юношеском возрасте Ибн Сина изучил труды таких ученых-медиков Древней Греции, Рима, Египта, как Гиппократ, Гален и другие. Благодаря своим блестящим способностям и прекрасному знанию медицины, Ибн Сина рано приобрел широкую известность замечательного врача. Успешно вылечив правителя Бухары, он в виде награды просил позволения пользоваться личной библиотекой эмира - одной из богатейших по собранию классической литературы тогдашнего Востока. Это имело огромное значение для формирования его как ученого - энциклопедиста. После смерти отца Ибн Сина занял высокий административный пост, однако вскоре после падения династии Самаидов, ученый был преследуем новым султаном и покинул Бухару. В крупных городах Хорезма уже существовали больницы и аптеки, а наличие специализированных отделений в них давало богатейший опыт для наблюдений и выводов. У врачей появилась возможность наблюдать многообразие заболеваний и сопоставлять их симптомы, выстраивать клиническую картину. В этот период Ибн Сина создал основы своих двух величайших трудов "Канона врачебной науки" и "Книги исцеления". "Канон" состоит из 5 книг, охватывает вопросы анатомии, физиологии, патологии, терапии, лекарствоведения, гигиены, диетики (рис. 26). Две книги "Канона" посвящены лекарствоведению: вторая - простым лекарственным средствам, а пятая - сложным лекарственным формам. Вторая книга "Канона" делится на два трактата. Первый включает главы о системе простых лекарств, о признании свойств простых лекарств, рассуждение о действиях простых лекарств, о взгляде на некоторые наружные лекарства и о перечне лекарств и их сохранении. Во втором трактате описаны лекарственные растения: анис, полынь, акация, можжевельник, ромашка, лук, а также другие лекарственные средства: сурьма, бобровая струя и др. Ибн Сина указывает, что с лечебной целью могут быть использованы: тысячелистник, тыква, огурцы. Ему принадлежит заслуга введения в медицинскую практику александрийского листа, камфары, ревеня. Ибн Сина описал всего 811 лекарств, из них - 526 растительного происхождения, 125 - животного и 78 - неорганического происхождения. Описанием простых и сложных лекарственных средств и их действий Ибн Сина создал новую фармацию. Ибн Сина в своем "Каноне" дал также фармакогностическую и фармакологическую характеристику лекарств растительного происхождения. Интересно, какИбн Сина определяет само понятие "лекарственные травы".По его словам, к "целебным растениям принадлежат листья, семена, корни, стебли, цветки, плоды, смолы, и цельные растения как они есть. Листья надо срывать после того, как они полностью приобретут свойственные им объем и форму и останутся в таком виде некоторое время, но прежде, чем они изменят окраску и сломаются и раньше, чем они начнут опадать и осыпаться. Семена следует собирать после того, как тело их окрепнет и когда их покинет незрелость и водянистость...". Таким образом, Авиценна первым обратил внимание на зависимость накопления действующих начал в органах растений от времени года, то есть от состояния зрелости, отчего в прямой зависимости находится определение периода сбора и заготовки растительного лекарственного сырья. Из лекарств животного происхождения Ибн Сина называет моллюсков, рептилий, птиц и в большом количестве органы млекопитающих, а также продукты выделений и отделений животных. Со времен Ибн Сина до наших дней дошел ряд препаратов неорганического происхождения.Впервые Авиценна применил в качестве лекарств такие вещества, как ртуть, мышьяк, сера, медь, серебро, олово, сода, поташ, гипс, бура, глина, квасцы и другие. Авиценне принадлежит открытие "очищенной воды", которая сегодня известна под названием дистиллированной. Метод органолептического анализа у Ибн Сины достиг совершенства.По его определению, только один вкус лекарств имел 9 разновидностей. Так, сладкий, горький вкус или едкий вкус, а равно резкий и острый запах характеризует горячее вещество, вяжущий, терпкий и кислый вкус - холодное вещество и т.д. Вкусовые свойства лекарств распространялись, по прежним представлениям, и на остальные органы: сладкое и горькое действовало на внутренности аналогично их действию на орган вкуса. Ученый пытался выяснить состояние наибольшей эффективности того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях - "варки, сжигания огнем, промывания, остуживания" и т.п.Таким образом, еще 1000 лет назад Ибн Сина делал попытки определить для каждого лекарственного средства форму, в которой был бы проявлен максимальный лечебный эффект действующего вещества. Авиценна обратил внимание, что есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекарствами, и есть такие лекарства, которые совершенно теряют лечебное действие от растирания и смешения.Таким образом, при рассмотрении вопроса об изменении действия лекарств при растирании и измельчении Ибн Сина вплотную подходит к современному учению о дисперсности лекарственных средств и повышении их всасывающей способности в связи с увеличением поверхности. Впервые у Ибн Сина мы сталкиваемся с понятием "коррегирования" лекарств. "Порой лекарство бывает противно натуре и желудку, больные питают к нему отвращение, извергают его, тогда приходится добавлять того, что делает его приятным..." - пишет Ибн Сина в своем "Каноне". Большое внимание он уделяет определению точности времени хранения лекарств. Справедливо считает, что длительное хранение снижает эффективность лечебного средства. Причем Ибн Сина отмечает, что "в жарком климате лекарства сохраняют свои свойства меньший срок, чем в холодном". В четвертой книге «Канона» уделяется много внимания ядам и противоядиям. Отдельно рассматриваются яды растительные, животные, а также лечение этими ядами. Познания ученого о ядах и вызываемых ими отравлениях были столь обширны, что до конца XVII века он считался одним из ведущих авторитетов в области токсикологии.В "Каноне" описаны более 90 разновидностей ядов растительного, животного и минерального происхождения. Он подчеркивает особую опасность отравления натощак. В книге подробно освещены мероприятия при различных отравлениях. Пятая книга "Канона" посвящена сложным лекарствам. У Ибн Сины о каждом лекарстве имеется суждение по его простым составным частям и суждение по их совокупности. Авиценна описывает различные лекарственные формы, технологию их изготовления, а также применение. Так он приводит прописи лепешек 63 видов, порошков, сиропов, пилюль 29 видов. Авиценна описывает пять - шесть видов отваров из корней укропа, аниса, валерианы и др., которые употреблялись при затруднениях в мочеиспускании и при болезни печени и желудка. Авиценна рекомендует 15 видов мазей и семь видов пластырей. Он перечисляет 32 вида лекарственных масел. Ему были известны наркотические и болеутоляющие свойства лекарств. Обезболивающим средствам Ибн Сина требовал производить предварительную проверку на больных животных и только после этого на больном человеке. Таким образом, Ибн Сина представляется нам знаменитым врачом, труды которого в течение нескольких веков служили теоретической и практической основой медицинской науки, а его "Канон" вплоть до XVII века оставался непревзойденным руководством в университетах Европы. Современником Ибн Сины был великий хорезмский ученый Абу Райхан Беруни (973-1048), описавший в своем сочинении"Фармакогнозия" лекарственные средства, применявшиеся в медицине того времени. Средневековая арабоязычная культура в течение столетий находилась во главе цивилизации. Она оказала значительное влияние на страны Азии, Африки и Европы и заполнила собой огромное расстояние между древними школами и наукой позднего средневековья. Увеличение количества применяемых лекарств, дальнейшее совершенствование медицины привели к возникновению аптек, что, в свою очередь, дало импульс к развитию фармации как науки.Первая аптека была открыта в 754 году в Багдаде. В Европе первые аптеки возникли в 11-12 веках. |