Главная страница
Навигация по странице:

  • Первые сведения о монастырских больницах в Древнерусском государстве относятся к 11 веку.

  • Некоторые древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

  • По уровню развития санитарного дела Древнерусское госу­дарство в 10-14 веков опережало страны Западной Европы.

  • Неотъемлемой составной частью меди­ко-санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня, ко­торая издавна считалась замечательным средством врачевания.

  • Европа была ареной опустошительных эпидемий.

  • Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали путь эпидемиям.

  • (русские летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период) .Мысль о "прилипчивости" заразы привела к введению предох­ранительных мер.

  • С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов "о предосторожности от морового поветрия".

  • Все зараженные предметы сжигались на кострах.

  • Лекции по Истории Фармации 1. 1. История фармации как науки


    Скачать 0.72 Mb.
    Название1. История фармации как науки
    АнкорЛекции по Истории Фармации 1.doc
    Дата24.12.2017
    Размер0.72 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по Истории Фармации 1.doc
    ТипДокументы
    #12781
    страница13 из 25
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   25

    5. Зарождение медицины на Руси


    Дополнительная литература

    Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в первой половине 9 в. В это время центрами княжеств были Новгород, Псков, Смоленск, Чернигов, Переславль. Самым большим и многочисленным городом был Киев. Границы Киевского государства доходили до бассейнов рек Оки и Волги.

    На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение от отца к сыну в так называемых "семейных школах".

    Большой популярностью пользовались лекарства, приготовлен­ные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, бодяги, цветков липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока и многих других народных средств врачевания.

    Среди лекарств животного происхождения особое место зани­мали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

    Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал целебные свойства "кислой воды". Ее древнее название «нарзан», сохранившееся до наших дней, в переводе озна­чает "богатырь-вода".

    Впоследствии опыт народной медицины был обобщен много­численными травниками и лечебниками, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства (988 г.) и распрост­ранения грамотности. В них содержатся описания многочисленных традиционных методов русского врачевания как времен христианской Руси, так и более древне­го языческого периода русской истории.

    Состояние медицины в Киевской Руси хорошо показано в работе Евпраксии Киевской (Зои) — внучки Владимира Мономаха, написанной ею в Византии (начало XII века). Подлинник этой книги, назван­ный Зоей «О мазях», хранится в Риме.

    Центрами развития медицины на Руси являлись монастыри. Первые сведения о монастырских больницах в Древнерусском государстве относятся к 11 веку. Они были построены в Переяславле и Киеве, а позднее - в Новгороде и Смоленске. Широкой извест­ностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры - первого русского монастыря, основанного в первой половине 11 века. Монастырские хроники сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них - пришедший из Афона (Греция) "пречудный врач" Антоний, который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее "зелье"; преподобный Алимпий, излечивавший мазями прокаженных; препо­добный Агапит - ближайший ученик преподобного Антония.

    При дворах князей и бояр служили светские лечцы как русские, так и иноземные, широко использовавшие в своей практи­ке опыт народной медицины. Некоторые древнерусские монастырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи.

    Монастырские хроники содер­жат первые конкретные сведения о врачебной этике в Древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до само­пожертвования, ради больного выполнять самые черные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для исцеления больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

    В древнерусской литературе 12 века имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

    По уровню развития санитарного дела Древнерусское госу­дарство в 10-14 веков опережало страны Западной Европы. При архе­ологических раскопках древнего Новгорода найдены документы, относящиеся к 1346 г., в которых сообщается о существовании в Новгороде больниц для гражданского населения и специалистах-алхимиках, занимавшихся изготовлением лекарств. Там же были обна­ружены деревянные мостовые и водопровод, созданные в 10-11 веках (В Германии водопровод был сооружен в 15 веке, а первые мостовые были проложены в 14 веке). Неотъемлемой составной частью меди­ко-санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня, ко­торая издавна считалась замечательным средством врачевания.

    Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и "накладывали горшки", лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

    В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпиде­мий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". В стремлении прекратить эпидемии народ шел на самые отчаянные ме­ры. Например, когда в Новгороде в 14 веке разразилась чума, горо­жане в течение 24 часов построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Однако ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии уносили тысячи человеческих жизней. Самое большое число эпидемий приходится на период монголо-татарского ига (1240-1480 гг.).

    Древнерусское государство просуществовало в течение 3-х столетий, а затем распалось на отдельные княжества. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы. Завоеватели, однако, не трогали уцелевшие во время нашествия монастыри и больничные палаты при них. Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белозерский монастырь. При монастыре имелось несколько больниц, в которых полагалось иметь в качестве лекарств различные масла, пластыри, мед, сушеное зелье, сливы, вино. В стенах этого монастыря были переведены с греческого комментарии Галена к "Сборнику Гиппократа" (трактат "Галиново на Иппократа").

    В 14 столетии возникли новые города, усилилась внутренняя торговля. Во главе объединения русских земель встали московские князья.

    Широкое распространение на Руси нашли травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались рисунками, нередко раскрашенными. В книгах помещены были сведения о причинах болезней, их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарем и посудой, с приемами обработки расте­ний. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. В рукописных лечебниках обращалось внимание на качество и подлинность лекарств. В лечебниках уделялось внимание связи доз лекарств с возрастом и крепостью больного.

    Лечебники — это хранители медицинской теории и практики русского народа, поэтому они имеют большое историческое значение.

    В древности русские врачи, так же как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изготовление лекарств значительно усложнилось и потребовало специаль­ных знаний. Первые упоминания об аптекарях-специалистах на Руси относятся к XV веку, но об их деятельности сведений не сохранилось. Лекар­ства отпускались населению в основном из зелейных, москатель­ных, травяных, семенных и других лавок. Эти лавки и являлись прообразом аптеки. «Зелейни», или зеленные лавки, получили название от слова «зелье» — зеленый, т. е. травяной; впоследствии зелье стало обозначать яд, отраву, лекарство. Людей, торговавших лекарствами, называли зелейниками. В писцовых книгах ряда городов среди профессий ремесленников находятся и зелейники, например в переписи Серпухова среди 81 профессии ремесленников находим и зелейников. В писцовой книге XVI века Коломны говорится о наличии зелейных лавок.

    Вплоть до конца 17 века народная медицина занимала на Руси ведущее положение. В лечебниках того времени значительное место отводилось хирургии (резанию).

    Среди резальников были костопра­вы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного перед операцией при помощи мандрагоры (Мандрагора лекарственная, сем. пасленовых), мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, до­лота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, ко­нопли или тонкими кишками животных. Для извлечения металли­ческих осколков стрел применяли магнитный железняк. Славились на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей.

    Развитие торговли с соседними странами значительно расширило знания русских людей об иноземных лекарственных средствах. Так, об индийских лекарствах, например, сообщается в древне-русских травниках, повести "Александрия" (о походе Александра Македонского в Индию), путевых заметках (1466-1472) тверского купца Афанасия Никитина "Хождение за три моря", которые в силу большой исторической значимости были включены в русскую летопись, а также в "Вертограде" ("Сад здоровья"), переведенном с немецкого в 1534 г.

    Однако заморская торговля имела и свою оборотную сторону. В средние века торговые ворота страны открывали путь эпидемиям. К концу 14 века их связь с прибытием торговых судов была очевид­на. На Руси такими воротами были крупные торговые города Псков и Новгород (русские летописи сообщают о 12 эпидемиях, разразившихся в них за короткий период).

    Мысль о "прилипчивости" заразы привела к введению предох­ранительных мер. Сначала это выразилось в изоляции больных и оцеплении неблагополучных мест; умерших погребали "в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет". Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота.

    Карантинные меры стали приобретать государственный характер. С 1654 по 1665 г. в России было издано более 10 царских указов "о предосторожности от морового поветрия". Во время эпидемий на дорогах были установле­ны заставы и засеки, через которые никого не разрешалось про­пускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Все зараженные предметы сжигались на кострах. Письма по пути следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. Деньги перемывали в уксусе. Священникам под страхом смертной казни запрещалось отпевать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто-либо из них случайно посещал "прилипчивого" больного, он был обязан из­вестить об этом самого государя и сидеть дома "впредь до царского разрешения".
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   25


    написать администратору сайта