Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.Врачевание и медицина в Древней Греции. Мифология и медицина.

  • 9. Выдающиеся врачи Древней Греции и философские основы медицины. Врачебная этика.

  • Экзамен по истории медицины 1 курс. 1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины


    Скачать 196.91 Kb.
    Название1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины
    АнкорЭкзамен по истории медицины 1 курс
    Дата15.06.2020
    Размер196.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOTVETY_NA_EKZAMENATsIONNYE_VOPROSY_PO_ISTORII_MEDITsINY.docx
    ТипДокументы
    #130310
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    7. Врачевание в Древнем Китае




    1. Больших успехов достигли в Древнем Китае математика, астрономия, исчисление времени: еще во II тысячелетии до н. э. были составлены карта звездного неба, календарь. В Древнем Китае достигли развития также и агрономические, биологические и другие знания.


    Все это способствовало распространению материалистических идей в Древнем Китае. Известное развитие получила и медицина.
    Китайцы, как и другие народы древности, уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в организме — взаимоотношению «первоэлементов». Китайцы насчитывали их пять: огонь, земля, вода, дерево, металл. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье или болезнь определялись их соотношением. Болезни делились в основном на эти же две группы: «ян» и «инь»-Болезни первой группы можно определить как характеризующиеся повышенной функцией, второй группы — пониженной функцией организма.
    Существовали анатомические и физиологические представления; китайцы знали, что сокращение сердца является причиной движения крови и др. В китайских анатомических рисунках наряду с более или менее правильными изображениями одних частей имелись ошибочные изображения других. Различалось много видов пульса — в зависимости от характера болезни, конституции больного, времени года, часа дня и др.; о пульсе было написано много исследований.
    Осматривали язык и естественные отверстия организма — ноздри, уши, глаза, рот, выделения — испражнения и мочу. Моча исследовалась на вкус: устанавливали ее кислый и сладкий вкус и др. При исследовании мочи часто различались пробы: утренняя, дневная, вечерняя, ночная.
    Много внимания китайской медициной уделялось общему гигиеническому режиму — «разумной умеренности», правильному распорядку работы, отдыха, сна, правильному питанию. В китайской медицине уделялось внимание общеукрепляющему лечению: диете, массажу, водным процедурам, солнечному облучению, гимнастике.


    1. Китае существовало государственное медицинское учреждение; основным назначением его было обслуживание императорского двора, но на деле функции его были шире и включали различные вопросы медицинского дела, по тем или иным причинам иногда попадавшие в поле зрения государственной власти (например, эпидемии).

    2. Широкое распространение в Китае имела вариоляция в целях предохранения от заболевания оспой: в ноздри здоровым людям вводили высушенный гной оспенных пустул больного.



    Основным методом лечения считалось лечение противоположным: жара — холодом и наоборот и т. п. У китайских врачей были методы лечения, основанные на богатом опыте: применение ртути для лечения сифилиса, серы для лечения чесотки, изоляция больных при лечении проказы, оспы и др.
    Китайская медицина применяла многие лекарственные вещества растительного, животного и минерального происхождения.

    Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий метод лечения представляет в китайской медицине чжень-цзю терапия — иглоукалывание и прижигание. На теле человека насчитывается более 600 «жизненных точек», подлежащих уколам в разных случаях. Издавна в Китае имелись рисунки и модели тела с нанесенными на них точками для уколов.

    Уколам и прижиганиям приписывается не столько местное, сколько общее действие.
    В древней китайской медицине обезболивание достигалось вытяжкой мандрагоры, опием, гашишем и т. п. Под наркозом делались операции в грудной и брюшной полостях. Позже, в связи с религиозными запретами в эпоху феодализма, развитие хирургии приостановилось, и хирургическая деятельность ограничилась такими элементарными вмешательствами, как, например, вскрытие абсцесса.
    Сохранились имена видных китайских врачей: Хуа То — хирурга, жившего около II века н. э., производившего полостные операции, применявшего шов и обезболивание (опием, индийской коноплей, аконитом и другими средствами), Чжан Чжун-цзиня, прославившегося лечением лихорадок и крупным трудом («Шаньхань-лунь») на эту тему, и др. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан-ди Нэй-цзин» («О природе и жизни»), переработанная в VIII веке врачом Ван Бином.
    8.Врачевание и медицина в Древней Греции. Мифология и медицина.
    Мифология и врачевание.
    Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивысшего расцвета ко II тыс. до н.э.
    Боги в Древней Элладе мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в Древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем, — театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) первоначально были предназначены для прославления богов и являлись религиозными церемониями.
    Культ бога-целителя Асклепия появился в Элладе в VII в. до н.э. Прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Первое упоминание о нем встречается в «Илиаде».
    В последствии Асклепий, прославившийся своим врачебным искусством, был признан полубогом и сыном Аполлона — целителя богов, а к VI в. до н.э. — богом врачевания (в Афинах — в 420 г. до н.э.). Иными словами, Асклепия стали считать богом только после Гомера.


    1. В греческой мифологии Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался также как врачеватель богов и покровитель врачевателей.


    Наиболее почитаемыми детьми бога Асклепия были: Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания. Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирий, прославившийся врачеванием внутренних болезней.

    Согласно легенде, все они обучались искусству врачевания у своего отца.


    1. В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его дочери Гигиеи была змея, которая почиталась в древности как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий изображался с посохом , обвитым змеей, а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и поила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, и чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).


    Самым обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.
    Врачевание Крито-Ахейского периода (конец III — конец II тыс. до н.э.)
    Центром древнейшей греческой цивилизации был о Крит. Наивысший расцвет его царств приходится на конец III — начало II тыс. до н.э. и связан с развитием раннего рабовладельческого общества. Во II тыс. до н,э. могущественный Крит имел прекрасно развитые ремесла, искусство, поддерживал внешние связи с Троянским царством и материковой Грецией, с Кипром, Сирией.
    Так, в результате археологических раскопок, начатых в 1900 г. на о. Крит, на территории Кносского дворца были обнаружены санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, системы вентиляции помещений.
    Расцвет многочисленных царств материковой Греции начался в середине II тыс. до н.э.

    Особое место среди них занимал город-государство Микены.

    Ахейцы — одно из древнегреческих племен материковой Греции. У Гомера все греки называются ахейцами.


    1. К сожалению, письменных источников медицинского содержания от крито-ахейского периода (так же как и хараппского периода) пока не имеется; возможно, расшифровка крито-микенского линейного письма позволит в будущем восполнить этот пробел в наших знаниях о врачевании самого раннего периода истории Древней Греции.


    Врачевание предполисного периода (XI—IX вв. до н.э.)
    Предполисный период долгое время назывался «гомеровским», так как вплоть до XIX в. Основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру в течение столетий передавались в устной традиции

    В 6 в. До н. э впервые были записаны и, таким образом, стали первыми греческими (и европейскими) письменными литературными памятниками.
    Врачевание полисного периода (VIII-VI вв. до н.э.)
    Полисный период истории Древней Эллады отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование древнегреческой философии (натурфилософии), 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в Древней Элладе, усилением религии и, как следствие, становлением храмов.
    Храмовое врачевание в Древней Элладе развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). Были воздвигнуты первые святилища в честь Асклепия— асклепейоны. В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Эллады. Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре.

    На территории святилища в Эпидавре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион (беговая дорожка), театр. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов; памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей; стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.

    На службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную «Клятву» и таким образом приобщался к сообществу асклепиадов — последователей.
    Врачевание в асклепейонах сочетало эмпирические и магические приемы. Основными средствами лечения были: лекарственное врачевание, водолечение, гимнастические упражнения.
    После опустошительной чумы 430 г. до н.э., перед которой врачевание того времени оказалось бессильным, внимание к религии и магии усилилось.

    Медицина классического периода (V-IV вв. дo н.э.)
    Основой политического устройства Афин было полное равенство рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая демократия дала возможность всем свободным гражданам участвовать в делах полиса. Появилась потребность в широком образовании, что привело к возникновению многочисленных философских, а затем и профессиональных школ.
    О медицинских знаниях классического периода истории Греции свидетельствует относительно обширная литература: фрагменты сочинений поэтов и историков (Эсхил, Еврипид, Геродот, Софокл, Кратес, Аристофан и другие); труды философов, среди которых особое место занимают произведения Демокрита; «Гиппократов сборник» — древнейший памятник медицинской литературы Древней Греции.


    1. 9. Выдающиеся врачи Древней Греции и философские основы медицины. Врачебная этика.


    Философские основы медицины

    1. Древней Элладе врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания — натурфилософии. Все великие врачеватели были философами, и наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине.


    Левкипп из Милета или Абдер (500—440 rr. до н.э.) объяснял все происходящее в мире движением мельчайших частиц — атомов в абсолютной пустоте.
    Ученик Левкиппа — Демокрит из Абдер (460—371 гг. до н.э.), взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя, создал целостную систему античной атомистики.
    Будучи человеком энциклопедических знаний, Демокрит оставил после себя множество философских и естественнонаучных сочинений, из которых до нас дошли лишь фрагменты. В них встречаются рассуждения об эмбриологии, диете, лихорадке, прогностике, собачьем бешенстве, лекарствах и т.п. Демокрит считал, что все жизненные процессы, даже мышление, можно объяснить движением и связями атомов. Философия Демокрита была направлена против национальной религии.
    Впервые намеренное противопоставление материи сознанию в античной философии сделал Платон из Афин (427—347 гг. до н.э.), один из выдающихся греческих мыслителей, основоположник объективного идеализма в его первоначальном смысле. Главное философское ядро учения Платона — теория идей, согласно которой существующий реальный мир есть отражение, тень идеального мира. Платон направил все усилия на разработку проекта справедливого государственного устройства и в результате создал философию объективного идеализма. Таким образом, основными составляющими учения Платона являются: учение о государстве и теория идей, а также этика.
    Таким образом, в классический период истории Древней Греции сформировались две

    основные классические системы античной философии: естественнонаучное

    атомистическое учение, сформулированное в трудах Демокрита, и

    объективный идеализм, созданный Платоном. Обе они оказали влияние на формирование

    медицины, которая в Древнем мире была неотделима от философии.
    Врачебные школы
    Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников
    — не членов данного рода.

    Среди ранних школ наиболее известны родосская и киренская (Обе они рано исчезли, и сведения о них почти не сохранились). Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), сицилийская (о. Сицнлия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины.


    • Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным. Выдающимся врачевателем кротонской школы был философ - пифагореец Алкмеон из Кротона (VI—V вв. до н.э.). Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания.




    • Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Сформировалась гуморальная которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах и диагностике, включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (V в. до н.э.) — современник Гиппократа.




    • Сицилийская врачебная школа, как сообщает Гален была основана Эмпедоклом из Акраганта (ок. 495—435 гг. до н.э.) в V в. до н.э. и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование этого события была отлита монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).




    • Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э (прекратить моровую язву). Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме его природные целительные силы. Болезнь в их понимании — не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного. Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.


    Врачебная этика
    «Гиппократов сборник» содержит пять сочинений, посвященных врачебной и правилам врачебного быта в Древней Греции. По единодушному мнению исследователей ни одно из этих произведений не принадлежит Гиппократу.

    Вместе с другими работами Сборника они дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе.


    1. В процессе обучения будущий врачеватель должен был воспитывать в себе и постоянно совершенствовать «презрение к деньгам, совестливость, скромность, ...решительность, опрятность, Ведь врач-философ равен богу» . Врачуя больного, необходимо помнить о первейшей заповеди: «прежде всего не вредить».



    Наряду с высокими профессиональными требованиями большое значение придавалось
    внешнему виду врачевателя и его поведению в обществе.

    Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни.
    Александрийской библиотеке «Клятва» была впервые литературно оформлена и вошла в

    «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа
    (его именем).

    Таким образом, «Клятва», данная врачевателем по окончании обучения, одной стороны, защищала пациентов, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, а с другой — обеспечивала врачевателю полное доверие общества. Нормы и правила врачебной этики в Древней Греции исполнялись неукоснительно и были неписаными законами общества.
    Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта