Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Врачевание в первобытном обществе.

  • 3. Характерные черты врачевания в цивилизациях Древнего мира.

  • 4. Врачевание в Древней Месопотамии и Древней Индии. Религия и врачевание.

  • 5. Медицина в Древней Индии.

  • 6. Врачевание в Древнем Египте.

  • Экзамен по истории медицины 1 курс. 1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины


    Скачать 196.91 Kb.
    Название1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины
    АнкорЭкзамен по истории медицины 1 курс
    Дата15.06.2020
    Размер196.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOTVETY_NA_EKZAMENATsIONNYE_VOPROSY_PO_ISTORII_MEDITsINY.docx
    ТипДокументы
    #130310
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины.

    История медицины основана на фактах. Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников.
    Классификация исторических источников:
    -Основной (письменность) - определены знаками. Рукописный или печатный документ, выполненный на камне, дереве, кости, глине и др.

    -Вещественные или материальные - основная часть: археологические памятники, личные вещи, ископаемые останки человека.

    -Этнографические - явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох (поверия, религия, суеверия).

    -Устный фольклор – созданные народом и характеризующиеся устной формой передачи. Это основная часть народного искусства.

    -Лингвистический - особенности использования данного языка, отражение прошлой

    реальной действительности в речи, происхождение слов и словесных оборотов.

    -Фото- и кинодокументы – предоставляют максимально точную визуальную информацию.

    -Фонодокументы - отражают звуковую сторону событий.
    2. Врачевание в первобытном обществе.

    Первобытное общество
    Охватывает период от появления человека (около 2 млн. лет назад) до становления первых классовых обществ и государств (IV-е тысячелетие до н.э.) – более 99% всей истории человека.
    В течение тысячелетий люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и других несложных действий.
    Великое открытие людей этой эпохи - открытие огня. Огонь прежде всего уменьшил зависимость человека от климата и местности, благодаря огню человек вышел из первоначальных мест своего обитания и расселился на большей части поверхности Земли.
    Медицина первобытного общества

    Первобытнообщинный строй -древнейшая стадия существования человечества,отделеннаяот нас сотнями тысяч лет. Основным отличием человека от других существ являлся труд. Воздействуя им при помощи орудий на природу, человек изменял постепенно и самого себя. С этим же связано развитие речи, развитие интеллекта.
    В борьбе с природой первобытный человек был беспомощным.

    Постепенно человек учился защищать себя от неблагоприятных внешних условий - холода, непогоды. Появлялись простейшие жилища, одежда, первые навыки народной гигиены. С этими же условиями жизни связаны и первые зачатки лечебной деятельности. Медицинская деятельность -ровесница первого человека и было бы несправедливо считатьисторию медицины с письменного периода (И.Павлов).
    Раньше, до возникновения науки палеопатологии, считалось что древний человек не болел, и что болезни – результат цивилизации.
    Археологические находки говорят о другом. На некоторых скелетах времен палеолита обнаружены болезненные изменения, сросшиеся шейные позвонки. Кости и зубы сохранили следы тех же болезней, которыми болеют современные люди (опухоли, туберкулез, кариес и др.).
    Исследования показали, что кости каждого четвертого найденного скелета первобытного человека сохранили следы артрита (раскопки на о. Ява, во Франции и др.). Чаще на костях встречаются травматические дефекты. При исследовании мумий обнаружены атеросклеротические бляшки.
    Фармация т.е. начало добывания лекарственных средств, появляется на заре человеческой культуры. Очевидно, первыми лекарствами были растения. Об этом говорится в древнейших мифах. В египетских папирусах и древних китайских рукописях перечислены сотни видов лекарственных растений.
    ПЕЩЕРА ШАНИДАР (ИРАН)
    Палеолитическая стоянка 60-45 тыс. лет до н.э.
    Здесь обнаружено 9 мужских скелетов неандертальцев. Эти люди были больными или калеками. Их останки говорят о болезнях костей или позвоночника. Они не могли жить без постоянной помощи.


    1. одного неандертальца – 40-летнего мужчины, рука была высохшая, а нога изуродована артритом. Он погиб из-за обвала в пещере. Несмотря на свою неполноценность, прожил он по меркам времени – долго. Стало быть, за ним существовал определенный уход. Ученые сделали предположение, что рука ему была ампутирована в раннем возрасте. Об этом говорит то, что поверхность обрубка была округлой, то есть ее явно подвергали врачеванию. Зубы - стерты Целенаправленное использование лекарственных растений («цветочные люди») Алтей Тысячелистник Золототысячник Эфедра Людей в пещере Шанидар явно опекали и за ними ухаживали, что свидетельствует о милосердии у древних людей.


    Уже в каменном веке (особенно в эпоху неолита, с У1 тыс. до н.э.) начинает активно развиваться врачевание. Развивалось в тесном взаимодействии с рациональными и иррациональными представлениями об окружающем мире.
    1-я стадия врачевания в первобытном обществе –рациональная

    2-я стадия –демоническая
    Однако рациональные знания первобытного человека были еще весьма ограничены. Неспособность объяснить явления окружающего мира порождала фантастические, иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве стали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания.

    • Тотемизм –вера в существование родственной связи рода человека с различнымиживотными или растениями.

    • Фетишизм –вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

    • Анимизм –вера в души,духов.

    • Магия –вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей,предметы, события.


    Усложнение ритуалов со временем потребовало определенной специализации. Культовые действия стали свершаться узким кругом лиц. Стали создаваться святилища.

    Изгоняли болезнь по-разному. Аборигены Америки, некоторые племена, кормили больных горькой пищей, противной для вселившихся духов.
    Прибегали для изгнания духов и к трепанации черепа (известно по археологическим находкам). То, что хирургия черепа, известная как трепанация, существовала в далеком прошлом, казалось невероятным. Сегодня черепа с такими следами найдены в местах захоронений большинства крупнейших цивилизаций древности.
    Первый трепанированный череп ископаемого человека найден в Латинской Америке. Анализ многочисленных найденных там черепов показал, что в большинстве случаев (70%) трепанация заканчивалась успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру отверстия (отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции).
    Появление классового неравенства вело к усилению племенной организации, расширению религиозных верований. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Их деятельность включала:
    1.Сохранение и передачу положительных знаний

    2.Толкование обычаев и религиозные функции

    3.Врачевание. Последнее часто было их основным занятием.

    4.Лечебная магия складывалась на основе уже накопленных знаний и навыков. Народные врачеватели – знахари.
    Подготовка знахарей велась индивидуально и с детства. Знания сохранялись в секрете и передавались по наследству.
    Широко использовали методы, которые сегодня называем физиотерапией: паровая баня при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника. Есть основания говорить и о хирургии каменного века. Обрабатывали раны, накладывали «шины» при переломах, знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания, делали кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы.

    Эпоха матриархата
    Считается что первыми, кто стал сознательно накапливать опыт врачевания, были женщины. Функцию лечения болезней женщина должна была взять на себя в силу того ответственного положения, которое она занимала в первобытной общине эпохи матриархата.
    Она была старшей в семье, в группе родственных семейств, наконец, в целом роде. Будучи старшей, она должна была беречь благополучие, здоровье и жизнь своих родственников.
    Женщины узнавали съедобные и несъедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства.
    Женщины раньше всего могли выучиться применять целебные свойства растений и приготовлять лечебные снадобья и противоядия.
    С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п.
    Эпоха патриархата
    Медицина первобытнообщинного строя получает дальнейшее развитие в связи с новым крупным этапом в истории человечества - с переходом человека от охотничьего хозяйства к скотоводству.
    Решающую роль в жизни первобытной общины стали играть пастушество и земледелие, являющиеся делом мужчин. Матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным.

    Оценка первобытного врачевания
    Его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков современной медицины – как научной, так и нетрадиционной. С другой стороны – на рациональные приемы накладывались религиозные верования. И это закономерно – т.к. общество находилось на самой ранней стадии развития и не могло объяснить явлений природы.
    Подытоживая, можно утверждать, что для первобытной эпохи врачевание не было примитивным, и потому не может называться «примитивной медициной».


    1. 3. Характерные черты врачевания в цивилизациях Древнего мира.


    — изобретение письменности (с 4 — 3-го тысячелетий до н.э.) и создание первых текстов медицинского содержания (с конца 3-го тысячелетия до н.э.);

    — формирование двух направлений лечебной деятельности: эмпирического врачевания, основанного на практическом опыте народа, и культового (теургического) врачевания, основанного на религиозно-мистических верованиях;

    — развитие представлений о происхождении болезней (связанных с природой, морально-этических, религиозно-мистических);

    — подготовка врачевателей (семейная традиция, обучение в общих школах при храмах);

    — создание древнейших санитарно-технических сооружений, развитие гигиенических навыков и традиций;

    — развитие классового подхода к врачеванию;

    — формирование основ врачебной этики;

    — развитие взаимных влияний и преемственности в области врачевания между разными древними цивилизациями.


    1. 4. Врачевание в Древней Месопотамии и Древней Индии. Религия и врачевание.

    Медицина в Месопотамии


    1. В конце III и начале II тысячелетия до н. э. началось возвышение Вавилонского государства. Позднее, в I тысячелетии до н. э., в северо-восточной части Месопотамии, выдвинулась Ассирия. Из этих государств главное место в хозяйственном и культурном развитии, в частности в медицине, принадлежало Вавилону.


    Болезнь врачами Месопотамии всегда представлялась как нечто постороннее, как следствие проникновения в тело болезненных демонов.
    Такие представления о болезни обусловливали и лечебные мероприятия: чтобы излечить больного, следует, прежде всего, изгнать демона, вызвавшего болезнь. Широко были распространены амулеты, талисманы, дощечки с молитвами и заклинаниями у дверей жилища, идолы добрых духов; они должны были отпугивать злого демона.

    При лечении применялись символические приемы: ощипывание луковицы, разматывание клубка шерсти, рассыпание зерен хлеба, и сметание их опять в кучу, сковывание больного и освобождение от оков, распутывание от узлов. Лепились и сжигались фигурки демонов. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, в частности рассматривание печени жертвенных животных (главным образом овец).
    До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части; на каждой части имеется текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени.
    Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями медицина Вавилона и Ассирии признавала и рационалистические причины здоровья и болезни, и применяла средства народной эмпирической медицины. Вавилонские врачи приготовляли отвары из растений, давали их больным внутрь, делали мази для наружного применения, натирания, назначали ванны и обливания, ставили кровососные банки и проводили кровопускание.
    До нашего времени сохранился обширный памятник вавилонского законодательства — законы царя Хаммурапи, составленный в XVIII веке до н. э.; в нем систематизированы и обобщены многочисленные, еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Свод законов Хаммурапи представляет собрание статей судебника, вырезанных клино-писью на большом базальтовом столбе. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях.
    Геродот, греческий историк, живший в V веке до н. э., описал своеобразный древний вавилонский обычай: больных выводили на людные площади и проходящие мимо давали им подробные советы по личному опыту «в силу отсутствия в Вавилоне врачей».
    Врачи в Вавилоне были недоступны для малоимущих, не располагавших необходимыми средствами для оплаты.
    Некоторые знания вавилонян в области анатомии были связаны с жертвоприношениями. Рассечение жертвенных животных давало известные анатомические познания.
    Для изгнания демонов в ассирийской медицине (как и в вавилонской более позднего периода) часто употреблялись вещества, вызывающие отвращение (кал людей и животных, противные по вкусу лекарства и т. п.).
    Считалось, что противное больному должно быть противно и засевшему в нем демону.
    У ассиро-вавилонян медицина тесно связывалась с астрологией: при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю (счастливые и несчастные числа для начала лечения, операции, родов и пр.). С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий, часто поражавших все страны Древнего Востока. Ассиро-вавилонская астрология перешла в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место, в частности в медицине.
    При раскопках крупнейших городов Вавилона обнаружены следы благоустройства: остатки мостовых, водопровода и канализации из глиняных труб; имелись законы об удалении из городов больных заразными болезнями, в первую очередь «проказой». При этом необходимо иметь в виду, что общим названием «проказа» нередко обозначались и другие заболевания: оспа, экзема, сифилис.
    Для лечения использовались растительные средства, средства животного происхождения, из минеральных веществ — нефть, применялись компрессы, массаж. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение, фильтрация и др. Различался прием лекарств натощак и после еды. Описаны поильник для больных и другие предметы ухода.
    5. Медицина в Древней Индии.
    К концу IV — началу III тысячелетия до н. э. в Индии сложился рабовладельческий строй,

    остатки патриархальной общины сохранялись еще долго.
    Население рабовладельческой Индии делилось на касты.
    Источниками для изучения медицины древней Индии являются: свод законов Ману (1000— 500 лет до н. э.). По законам Ману врач за неудачное лечение подлежал штрафу, размер которого определялся кастовым положением больного.

    Здоровье считалось результатом нормального сочетания трех начал организма: воздушного, слизи и желчи.
    Сильную сторону медицины в древней Индии составляли элементы гигиены. В законах Ману освещены многие вопросы гигиены: чистоте в жилище, правилах личной гигиены, гимнастике, питании, раннем вставании, гигиене рта, купании, опрятности в одежде, стрижке волос и ногтей.
    Тщательно были разработаны правила ухода за телом: чистка зубов щетками и порошками, купание, растирание тела, смена одежды и др. Остатки пищи, грязную воду, мочу, экскременты предлагалось относить далеко от дома.
    Гигиенические предписания относились в первую очередь к привилегированным кастам, в меньшей степени к подчиненным им и совершенно не имели в виду рабов.
    Наряду с личной гигиеной существовали и элементы гигиены общественной, следы благоустройства крупного древнеиндийского города: была организована городская канализация, причем главные магистрали этих труб достигали в диаметре 2 м. Каждый дом имел бассейн.
    Религия в Индии,

    сначала брахманизм,позднее сменивший его буддизм,как и в другихстранах, оказала сильное влияние на медицину.
    Источником сведений по медицине древней Индии является письменный памятник Аюрведа («Знание жизни»). Наиболее полную редакцию написал врач Сушрута. Его книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины имеются элементы рациональной медицины, опирающиеся на многовековой опыт народа.
    Причинами болезней признавался не только гнев богов, но также изменение климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены.
    Врач опрашивал больного, осматривал его, ощупывал, обращал внимание на цвет и температуру кожи, состояние языка, исследовал цвет и запах отделений.
    В Аюрведе описаны признаки более 150 острых и хронических, общих и местных болезней частей тела. Описано 760 лекарственных растений.

    В Аюрведе описано более 120 хирургических инструментов. Врачи Древней Индии умели производить много хирургических операций: кровопускание, ампутация, удаление катаракты, пластические операции на лице для возмещения дефектов ушей, носа и губ («индийский способ»), знали ряд акушерских приемов (повороты плода на ножку и головку, операции краниотомии и эмбриотомии).
    У индийцев вскрытие трупов не преследовалось, но способы анатомирования были несовершенны. Труп подвергался мацерации в течение суток в проточной воде. После этого отмоченные части последовательно соскабливались щеткой или корой, либо просто наблюдался процесс естественного разложения.
    В Аюрведе содержатся правила поведения врача, от которого требуются высокие моральные и физические качества, говорится о подготовке врачей специальными наставниками, принадлежащими к высшему врачебному сословию.


    1. 6. Врачевание в Древнем Египте.



    Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.
    Древнеегипетская культура африканского происхождения. Ее характерные черты зародились до 3000 г. до н.э.
    Среди главных божеств Древнего Египта, имевших отношение к врачеванию, был бог Джехути.
    Он почитался как изобретатель иероглифической письменности и медицины, покровитель знаний, писцов и мудрецов. Согласно преданию, Тот разделил человечество по языкам, придумал математику и астрономию, календарь и религиозные обряды, музыку и врачевание природными средствами.
    Покровительница врачевателей могучая Сохмет (могущественная) — грозная богиня войны, чумы и солнечного жара.
    Покровительницей родов и материнства почиталась богиня плодородия Тауэрт. Во время родов небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда помещались рядом с роженицей и новорожденным, будь то наследник великого фараона или простой египтянин.
    Таким образом, древнеегипетское врачевание ассоциировалось с религиозными представлениями и культами.
    Развитие цивилизации привело к строительству специальных закрытых помещений для захоронения знатных умерших (мастабов, позднее пирамид). Там не было солнца, и для сохранения тела требовались специальные искусственные методы. Так возникла мумификация, или бальзамирование умерших.
    Мумификацией в Древнем Египте занимались специальные люди, которых греки называли тарихевтами. Метод бальзамирования держался в секрете. Тела умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Лучшее описание процесса мумификации оставили древние греки.
    Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бальзамирования, которая свидетельствовала также и о высоких достижениях в области химии.
    Уже в середине 2-го тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг,
    сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному

    изучению, что связано, по всей вероятности, с религиозными верованиями. Египтянам

    принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе

    Э. Смита. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и , таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге. Особую роль они отводили сердцу и сосудам. Они полагали, что сердце не только придает крови движение, но и является вместилищем души и эмоций.
    Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме». «Пневма» - это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.
    Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах - «мету» не допустить «закупорки» , «переполнения», «недостаток» и т.д.
    Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение в тело заболевшего злого духа умершего, которого пытались изгнать неприятными на вкус лекарствами, заговорами и заклинаниями). Изобретение клизмы приписывают египтянам.
    Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в Древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н.э.) — «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус содержит 900 прописей лекарственных средств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, чеснок, салат, бобы, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво.
    Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать Древний Египет родиной косметики.



    1. Древнем Египте были распространены некоторые тяжелые инфекционные (оспа, малярия, чума) и паразитарные заболевания.

    2. Древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов об оперативном лечении (хирургии) — Большой хирургический папирус Эдвина Смита (XVI в. до н.э.). В нем описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения без каких-либо элементов магии и мистики. Представляя каждый травматический случай, автор папируса Смита дает ему название, описывает признаки повреждения, делает заключение и назначает лечение. Причем в заключении определяется степень тяжести каждого случая и возможность его излечения



    3. Древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов. Зубную боль и разрушение зуба они объясняли (как и в Древней Месопотамии) наличием «червя, который растет в зубе». Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов, но не останавливали дальнейшего развития заболевания.


    Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту.
    Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные резервуары — колодцы. В некоторых городах обнаружены многочисленные глиняные трубы, пролегающие под землей. Они могли служить как для подачи воды, так и для стока нечистот. Во дворцах фараонов и домах знати имелись ванные и туалетные комнаты.


    1. В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков


    беременности, пола будущего ребенка, а также “женщины, могущей и не могущей родить”. Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка.
    Врачебное искусство в Египте было разделено таким образом, что каждый врач излечивал только одну болезнь: одни лечили глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни.
    Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму. Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.
    Деятельность врачевателей в Древнем Египте подчинялась строгим правилам морали. Соблюдая их, врачеватель ничем не рисковал даже при неудачном исходе лечения. Нарушение же правил каралось, вплоть до смертной казни.


    1. Древнем мире египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.


    Египет оказал огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.


    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта