Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Медицина в Арабских Халифатах. Алхимия и медицина. Выдающиеся врачи арабского Востока. Абу Али ибн Сина (Авиценна) и «Канон медицины».

  • 14. Медицина Европы в период средневековья. Галенизм. Образование и медицина. Средневековая схоластика. Салернская школа и ее достижения

  • Экзамен по истории медицины 1 курс. 1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины


    Скачать 196.91 Kb.
    Название1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины
    АнкорЭкзамен по истории медицины 1 курс
    Дата15.06.2020
    Размер196.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOTVETY_NA_EKZAMENATsIONNYE_VOPROSY_PO_ISTORII_MEDITsINY.docx
    ТипДокументы
    #130310
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    12. Выдающиеся врачи Древнего Рима. Гален и значение его учения для развития медицины.


    Развитие медицинских знаний
    Римская наука периода империи имела эмпирическо-описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур.
    Наиболее ярко эти тенденции выразились в многотомной (более 20 томов) энциклопедии «Artes» («Искусства»), составленной Авлом Корнелием Цельсом. До нас дошли лишь восемь томов (VI-XIII), посвященных медицине («De medicina»). Будучи широко образованным человеком и богатым рабовладельцем, Цельс привлек большой штат переводчиков и копиистов, которые переводили многочисленные труды по философии, риторике, праву, медицине, сельскому хозяйству и военному делу греческих, александрийский, индийских и других авторов; многие из этих сочинений до наших дней не сохранились, и мы знаем о них только благодаря Цельсу (например, о трудах Герофила и Эразистрата – без трактата Цельса в истории александрийской врачебной школы был бы существенный пробел).
    Согласно Галену, Цельс составил свое «практическое руководство, занимаясь лечением
    больных в своем валетудинарии (для рабов)». Он подробно, изложил достижения римской

    медицины периода ранней империи в области диететики, гигиены, теории болезни, терапии

    и особенно хирургии. Приведенное им описание четырех признаков воспаления

    (покраснение, припухлость, жар и боль), как полагают исследователи, заимствовано из

    древних индийских трактатов;
    Выдающимся был римский военный врач Диоскорид Педаний из Киликии ( I в. н. э.), родом грек. Его сочинение «О врачебной материи», т. е. лекарственных растениях составленное на греческом языке, содержит систематическое описание 600 лекарственных растений, применявшихся в медицинской практике во времена императора Клавдия (41-45) и Нерона (54-68). Труд Диоскорида пользовался непререкаемым авторитетом вплоть до XVI в. и сыграл значительную роль в разработке систематики растений. В Византийской империи, а затем и на арабоязычном Востоке он был основным источником знаний о растительном мире. В арабском переводе он стал известен в средневековой западной Европе. Самой ценной из дошедших до нас копий труда Диоскорида является иллюстрированный.
    О развитии хирургии в период империи свидетельствуют наборы хирургических инструментов, найденные при раскопках древних городов: в «доме хирурга» в Помпеях, в Бадене, Бингене, Херсонесе и Ольвии (на территории нашей страны) и др. В наборы входили пинцеты, щипцы, захваты, ложки, ранорасширители, пилы для костей, хирургические ножи и иглы, катетеры, акушерские зеркала и другие инструменты, использовавшиеся в хирургии и акушерско-гинекологической практике.
    Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса (98-138), греческий врач, практиковавший в Риме в начале II в. Из двадцати написанных им сочинений до нас дошли труды «Гинекология», «О повязках», «О переломах».
    Соран принадлежал к методической врачебной школе. В процессе, родовспоможения он старался максимально отойти от грубых и насильственных методов, описал приемы предупреждения разрыва промежности, поворот плода на ножку и головку, операцию эмбриотомии, разрабатывал различные методы обследования (прощупывание, простукивание, – выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи). Большое внимание он уделял уходу за детьми в раннем возрасте: диететике младенцев, правилам кормления грудью и т. д. В последующие эпохи сочинения Сорана получили широкое распространение на Ближнем Востоке и в Западной Европе и вплоть до XVIII в. считались основным источником знаний по родовспоможению, гинекологии и лечению детей раннего возраста.
    Гален: его учение и галенизм
    Выдающийся врач древнего мира Гален из Пергама (129-199), грек по происхождению, в семье математика и архитектора Никона. С 17 лет он посвятил себя медицине, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников (он знал многие языки, но свои труды писал на греческом). Впоследствии, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохранил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения погибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей.


    1. Пергаме в течение ряда лет (157-161) работал в должности архиатра в школе гладиаторов. После восстания гладиаторов Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной врачебной практикой. С 169 г. Гален – придворный архиатр римских императоров.


    Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии.», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств» и др. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени;
    Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени, когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов (влияние христианства), и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак, копытных, а иногда даже львов и слонов; часто производил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате «Об анатомии мышц» им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека и существуют лишь у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи Возрождения Андреас Везалий (1514-1564).
    Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы.
    Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинномозговых нервов и нервы внутренних органов.
    Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды и артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови).
    Сервет в своем труде «Возрождение христианства» впервые (в Европе) описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обоснование кругового движения крови было дано лишь в 1628 г, английским ученым У. Гарвеем.
    Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты» (термин, введенный Парацельсом, 1493-1541).


    1. В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм – искаженное, одностороннее понимание учения Галена. Учение Галена и его значение для развития науки трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом-врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.



    2. 13. Медицина в Арабских Халифатах. Алхимия и медицина. Выдающиеся врачи арабского Востока. Абу Али ибн Сина (Авиценна) и «Канон медицины».


    VII—VIII вв. в результате завоеваний арабов-мусульман – последователей Мухаммеда, основателя ислама, было создано огромное государство – Арабский халифат. Оно включало территории Аравийского полуострова, Сирии, Палестины, Ирака, Ирана, большую часть Средней Азии и Закавказья, Северную Африку и большую часть Пиренейского полуострова. Первоначально столица Халифата располагалась в Дамаске, затем была перенесена в Багдад. Уже в IХ в. Халифат вступил в период распада, а в середине XIII в. прекратил свое существование под ударами монгольских завоевателей.

    В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике», а затем прокомментированные в трудах Галена.

    При лечении внутренних болезней первейшее внимание уделялось установлению правильного режима и только потом применялись лекарства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства. В значительной степени это связано с развитием алхимии.

    Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств. Алхимики средневекового Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты. Завоевав Пиренейский полуостров, они принесли эти знания в Западную Европу.

    Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Первая больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 г. Больницы в Арабских Халифатах были трех видов. К первому виду относились больницы, учрежденные халифами и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Больницы второго вида финансировались известными врачами и были небольшими. Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях.

    Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой— направил усилия врачей на поиск иных путей сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера. Многие из них закреплены в «Коране».

    К 16 годам Ибн Сина стал признанным врачом. В возрасте 22 лет, Ибн Сина покинул Бухару. За свою жизнь Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана. В течение ряда лет он жил в процветавшем Хорезме и входил в «Академию Мамуна» («Дом мудрости» в Хорезме).

    До нас дошло около 240 трудов Ибн Сины по философии, медицине, химии, астрономии, в том числе около 30 трудов по медицине. В Хорезме Ибн Сина начал работу над «Каноном медицины» и писал его около 20 лет. «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг.

    • Первая книга посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям Ибн Сины.

    • Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. Во второй описаны простые лекарства, «в которых нет искусственно изготовленного состава», в пятой—«сложные» лекарства, яды и противоядия.

    • В третьей книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам — «от головы до пят»), их диагностика и лечение.

    • Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т. д.) и общим заболеваниям организма (лихорадки, заразные болезни, кожные болезни, косметика, учение о ядах).

    В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией» и, по мнению ряда исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества. Влияние трудов Ибн Сины в Западной Европе ощущалось в течение многих веков.

    14. Медицина Европы в период средневековья. Галенизм. Образование и медицина. Средневековая схоластика. Салернская школа и ее достижения

    Началом истории средних веков в Западной Европе считается 476 г

    В первые века нашей эры Евразию, охватило «великое переселение народов»: в поисках лучших земель многочисленные племена двинулись с востока на запад и с севера на юг. Ослабевшая Западная Римская империя не смогла сдержать натиска варваров; и в V в. они расселились по всей ее территории.

    Средневековая схоластика и медицина

    В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в «откровении» и содержащееся в текстах «Библии», и естественное – отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах Платона, Аристотеля и некоторых других античных авторов, признанных. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными.

    На этой основе сформировалась средневековая схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением мысли авторитету догмата веры.

    В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода.

    Деятельность Роджера. Бэкона, получившего прозвище «чудесный доктор», теснейшим образом связана с развитием средневековой алхимии. Часто алхимию называют лженаукой. Как уже отмечалось, истоки алхимии восходят к искусству древнеегипетских жрецов, которые изготовляли сплавы различных металлов. «Металлические земли» использовались в древнем Египте для изготовления орудий труда, ювелирных изделий и предметов погребального культа. В Лейденском и Стокгольмском папирусах описано 250 рецептов для выделения и обработки химических веществ.

    Перевод арабских алхимических рукописей на латинский язык, начавшийся в XI в., подготовил «алхимический бум» в Западной Европе.

    Однако мертвящее влияние схоластики сказалось и на алхимии, а вместе с ней – на фармации. Главной целью европейской средневековой алхимии стало превращение «неблагородных» металлов в «благородные». Полагали, что оно происходит под влиянием «философского камня», на поиски и открытие которого были направлены усилия многих поколений алхимиков. «Философскому камню» приписывались также чудодейственные свойства исцеления от всех болезней и возвращение молодости. Алхимией стали заниматься короли и вельможи, богословы и врачи и даже люди без определенных занятий.

    Тем не менее подлинные ученые периода развитого средневековья стремились подойти к вопросу о превращении веществ с естественных позиций. Среди них были Арнольд из Виллановы, написавший трактат «О ядах», и Роджер Бэкон – автор трудов «Могущество алхимии» и «Зеркало алхимии». Одним из первых он выступил с критикой схоластики и провозгласил опыт единственным критерием знания. В понятие «алхимия» он включал изучение растений, почв, животных, а также и медицину. В то время алхимия и врачебное искусство тесно соприкасались друг с другом, замечательные врачи и лекарствоведы были одновременно и великими алхимиками.

    Образование и медицина

    Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них – Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. По велению императора Священной Римской империи ей было дано право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года.

    Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма «Салернский кодекс здоровья». Ее автор – Арнольд из Виллановы. Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов).

    Как правило, средневековые университеты имели четыре факультета: один подготовительный и три основных. Обязательным для всех учащихся был подготовительный факультет (искусства), где преподавались семь свободных искусств. После овладения программой (грамматика, риторика, диалектика) и сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень бакалавра искусств. После овладения курсом (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учащийся получал степень магистра искусств и право продолжать обучение на одном из основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра в соответствии с профилем факультета.

    Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества.

    Количество студентов было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников избирался староста десятки – декан. Во главе университета стоял rector. Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан.

    Представления студентов о строении человека были весьма поверхностными. Церковь запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) разрешено медицинскому факультету в Салерно вскрывать один труп в пять лет. Правитель приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год.

    Однако в целом средневековая наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат, механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыту.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта