Главная страница

История русской музыки. ИРМ. 1. Канонические основы древнерусского певческого искусства x xvi веков


Скачать 78.25 Kb.
Название1. Канонические основы древнерусского певческого искусства x xvi веков
АнкорИстория русской музыки
Дата10.01.2022
Размер78.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИРМ.docx
ТипДокументы
#327492
страница2 из 3
1   2   3
тематическом единстве, с одной стороны, и о методе симфонического конфликтного развития — с другой. Объединяя весь музыкальный материал общими темами, общими лейтинтонациями, композитор имеет в виду двоякую цель: 1) выразить главную патриотическую мысль оперы в темах народно-песенного характера, играющих в опере ведущую роль; 2) последовательно провести идею борьбы двух сил — «действия и противодействия», то есть осуществить метод конфликтного развития. Вместе с «Сусаниным» русская опера вступила на путь симфонического развития. Вершина русского драматического симфонизма - сцена в лесу, пример глубокого симфонического раскрытия психологического подтекста драмы. Специфической особенностью оперы является наличие польских сцен сквозного развития, которые активно продвигают действие драмы. Но ария важный центр оперной композиции, в арии - характеристика действующего лица.

Подробнее о Симфоническом методе развития. Пример. Обе линии — польская и русская — находятся в тесном взаимодействии. Развиваясь в начале обособленно, они приходят в острое столкновение в узловых моментах трагедии. Контраст русских и польских тем в «Иване Сусанине» служит основой кульминационных драматических «сцен столкновения» в III и IV действиях. В отдельных случаях темы не только сопоставляются, но и сочетаются, образуя контрастно-полифоническую ткань. Так, в центральном эпизоде сцены Сусанина с поляками из III действия (Сусанин решается на подвиг) композитор прибегает к полиритмическому сочетанию русского речитатива в размере 4/4 и трехдольного мотива мазурки — в партии хора. В оркестре, перед финальной сценой Сусанина, появляется новая, грозно звучащая «польская тема». Впервые эта тема появилась еще в увертюре, таким образом, создается своеобразная перекличка («арка» — по терминологии Б. В. Асафьева) между крайними точками развития оперы. В последний раз тема мазурки (вернее, ее отдельные мотивы — «осколки») звучит в симфоническом антракте перед эпилогом. Здесь она стремительно пролетает, уступая место величественной, распевной теме из хора интродукции. Так осуществляется в опере подлинно симфонический метод сквозного развития двух противоборствующих сил.

    1. ЕЩЕ НОВАТОРСТВО. Высокое мастерство Глинки во всей полноте проявилось в блестящей сюите польских танцев II действия. Эта новаторская по замыслу «балетная сцена с хором» отнюдь не играет традиционной роли вставного, декоративного номера. Являясь одним из важнейших элементов драматического действия, она намечает тот путь симфонизаци и русског о балета , который впоследствии был продолжен Чайковским. И в области оперы, и в жанре балета Глинка дал русской драматической музыке новую жизнь.

    2. ОСОБЕННОСТИ ЛИБРЕТТО. В декабре 1989 года в Большом театре СССР состоялась премьера оперы Глинки в новой постановке: ей возвращено название «Жизнь за царя». Вместо текста С. Городецкого, с которым опера шла на советских оперных сценах в течение 50-ти лет, восстановлен текст Розена с внесением некоторых коррективов, осуществленных редакторами текста Е. М. Левашовым и Т. В. Чередниченко. В приведенных нотных примерах даны обе подтекстовки: первая строчка — текст Розена, вторая — Городецкого. Это сделано с учетом того, что клавир оперы с подлинным текстом в настоящее время является библиографической редкостью и в педагогической практике используются советские издания - клавиры и партитуры.

13. Первый классический образец эпического музыкального театра в русской музыке (на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»).

Глинкой создано два ведущих оперных жанра русской музыки - народная историческая музыкальная драма «Иван Сусанин» и сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила».

В опере «Руслан и Людмила» традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов. Среди них - рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Общая композиция оперы подчинена строгому принципу симметричности. Типичные для Глинки приёмы репризности и законченности формы определяют отдельные элементы оперы и всю её композицию в целом. Пролог и эпилог обрамляют произведение. Это полностью отвечает эпическому складу оперы. Стройность оперной формы создаётся путём обрамления. Тематический материал увертюры вновь повторяется в финале V действия, в торжественном заключительном хоре в той же тональности Ре мажор. Крайние акты рисуют величественные картины Киевской Руси. Между ними развёртываются контрастные, сцены волшебных приключений героя в царстве Наины и Черномора, образуется 3-х частность. Такой принцип станет типичным для сказочных и эпических опер русской лирики. Вместе с тем опера, симфонична, конфликтное, напряженно-драматическое развитие заменяется принципом контраста.

Новый жанр сказочно-эпической оперы определяет особенности музыкальной драматургии «Руслана и Людмилы». Опираясь на классическую традицию замкнутых, завершённых номеров, Глинка создаёт свой тип повествовательной оперной драматургии эпического плана. Неторопливый повествовательный ход развития с широкими тематическими арками на больших расстояниях, замедленность сценического действия, изобилие тем затрудняли восприятие произведения.

Музыкальный критик Стасов, обладая исключительной широтой художественных воззрений, сумел увидеть в музыке Глинки целое направление русского искусства - интерес к народному эпосу, к народной поэзии. Былинный стиль глинкинской оперы породил систему образов и драматургических приёмов, сохраняющих своё значение в русской лирике последующего времени.

14. Симфоническое творчество М. И. Глинки и А.С.Даргомыжского.

Глинка Михаил Иванович (1804-1857 гг.)

Симфоническое творчество составляет сравнительно небольшую по объему, но исключительно ценную часть его наследия. Наибольший интерес из его симфонических произведений представляют «Камаринская», испанские увертюры («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде») и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии Н.Кукольника «Князь Холмский». В этих произведениях Глинка создал зарисовки русской народной жизни и народных характеров, передал впечатления от быта и природы Испании, раскрыл свои переживания, связанные с конкретными событиями. В «Камаринскую» и испанские увертюры он ввел подлинные народные напевы.

Оркестровка Глинки была естественной, она менялась в зависимости от характера музыки: в испанских увертюрах он достигает блеска, в «Вальсе-фантазии» - теплоты, в музыке к «Князю Холмскому» - драматической напряженности.

  • В западноевропейской музыке 1830–40-х годов основные достижения в симфонической области связаны с жанром большой симфонии (симфонии современников Глинки – Берлиоза, Мендельсона, Шумана). Глинка же не написал циклической симфонии. Ему оказался ближе жанровый программный симфонизм, основанный на разработке народных песенных и танцевальных тем. Программность использовалась им в обобщенном виде. Картинность и художественное обобщение народной жизни;

  • Симфонические увертюры – «Камаринской» (1848 г.), «Арагонской хоты» (1845 г.), «Ночи в Мадриде» (1851 г., первая редакция 1848 г.);

  • А также в «Вальс-фантазия» (1856 г.);

  • В каждом сочинении найден свой способ оформления музыкального материала. В «Камаринской» композитор обратился к форме двойных вариаций, в «Арагонской хоте» предпочел сонатную структуру, в «Воспоминаниях о летней ночи в Мадриде»концентрическую композицию.

Симфонические произведения;

  • Симфония на две русские темы (1834 г., окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным);

  • Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842 г.);

  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845 г.);

  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848 г.);

  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1851 г.);

  • «Вальс-фантазия» (1839 г. — для фортепиано, 1856 г. — расширенная редакция для симфонического оркестра).

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813- 1869 гг.)

К симфонической музыке был равнодушен, но понимал необходимость подобного репертуара для авторских концертов, чтобы завоевать признание за рубежом. Поэтому в начале 60-х годов он сочиняет «разные характеристические фантазии для оркестра».

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения (смотри ниже). Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

Симфонические пьесы:

  • «Болеро» (конец 1830-х г.);

  • «Баба-яга» («С Волги в Ригу») (1862 г.), впервые исполнена в 1870 году.;

  • «Казачок» (1864 г.);

  • «Чухонская фантазия» (1867 г.), впервые исполнена в 1869 году.

В этой области музыки проявились свойственные композитору ирония и скептицизм: шутка-фантазия «Баба-Яга» представляет собой музыкальный памфлет- пародию на академические европейские штампы в инструментальной музыке.

15. Лирико-психологическая драма с бытовым сюжетом в творчестве А. С. Даргомыжского (на примере оперы «Русалка»).

Оперой «Русалка» Даргомыжский открыл новую страницу в истории русской классической музыки. Это первая русская народно-бытовая музыкальная драма. Сюжет оперы предложил сам А.С.Пушкин. Даргомыжский внес ряд изменений в содержание драмы и пересочинил конец (гибель князя), отсутствовавший у Пушкина. В основе содержания «Русалки» лежит социальный конфликт.

«Русалка» - бытовая опера лирико-драматического плана. В центре ее простая, интимная человеческая драма, разыгрывающаяся на бытовом фоне. Основной задачей композитора является отражение душевного мира героев, их переживаний и характеров. Опера начинается увертюрой, написанной в сонатной форме. Увертюра не отражает развития драматического действия, а дает общий характер музыки оперы.

Характерная черта драматургии «Русалки» - это сквозное развитие драматического конфликта. Стремительность и направленность драматического развитии достигается рядом кульминаций, которые возникают в каждом действии.

Музыкальный язык оперы национален. Это выражается в воссоздании общего интонационного склада русской народной -песни, в основном городской, а также в использовании подлинных, народных мелодий (тема народной песни «Ах, девица - красавица» в обращении Наташи к царице Днепра и в мелодии детской песни «Идет коза рогатая» в теме призыва русалки к Князю).

Бытовой фон оперы составляют хоровые номера. Народный колорит усиливается введением подлинных текстов народных песен. Это тексты песен «Сватушка», «Ах, ты сердце», «Заплетися плетень», «Как на горе мы пиво варили», «Как во горнице - светлице». Ярким примером проникновения народных интонаций является хор «Заплетися, плетень».

В опере Даргомыжский опирается на речитатив, отказывается от закругленных музыкальных номеров: арий, дуэтов, трио. В драматически напряженных местах речитатив мелодизируется.

ИТОГ: Даргомыжский был первым композитором, который поднял тему социального обличения, создал сатирические и комические песни, лирико-драматические романсы. Творчество последующих композиторов говорит о влиянии Даргомыжского. В творчестве Чайковского широкое развитие получили жанры психологической музыкальной драмы и лирико-драматического романса. Прямым продолжателем Даргомыжского в области характерного речитатива и в искусстве социального портрета явился Мусоргский. В историю русской музыки Даргомыжский вошел как композитор-реалист, как «великий учитель музыкальной правды».

ВОПРОСЫ КОЛЛОКВИУМАК ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

  1. В чем заключалась просветительская деятельность Ярослава Мудрого?

Развитию письменности, образования и книжного дела немало способствовали князья Владимир и Ярослав, ставшие первыми русскими просветителями. Летопись сообщает об устроении Владимиром школьного образования, а также говорит о книгах, розданных им «на ученье». Это церковно-славянские книги.

Организованные Владимиром школы ориентировались на византийскую образованность. Греческая ученость выступала на Руси как средство приобретения книжной мудрости. В систему образования этих школ входило овладение церковно-певческим искусством. Деятельность, начатая Владимиром по организации школ, была продолжена Ярославом Мудрым (1019—1054), прославившимся своей любовью к учению книжному. В сооруженном им в Киеве Софийском соборе была основана библиотека, где хранили, переписывали и переводили книги. Летописец повествует о просветительской деятельности Ярослава Мудрого, который сам переписывал книги и собрал их в библиотеке Софийского собора.

Начиная с времен Ярослава Мудрого, собравшего множество писцов и переводчиков, на Руси переводится большой круг греческой литературы.

  1. Назовите первый русский монастырь и его основателей. Имели ли его основатели непосредственное отношение к устройству церковного пения?



  1. Назовите авторов либретто опер М. Глинки.

Жизнь за Царя - Розен, Городецкий. Руслан и Людмила- Ширков, Бахтурин

  1. Что такое литургия?



  1. Назовите канонические основы древнерусского певческого искусства.

Богослужебное искусство, осмогласие (8голосов)

  1. Назовите оперы русских композиторов XVIII века, музыкальная драматургия которых базируется в значительной степени на хоровых номерах. Приведите примеры таких номеров.

  2. Назовите черты барочной стилистики в хоровом партесном концерте петровской эпохи.

  3. Назовите оперу seria, написанную русским композитором во второй половине XVIII века.

  4. Назовите основоположника камерно-инструментального цикла в русской музыке XVIII века. Назовите жанр и инструментальный состав цикла.

  5. Назовите оперных композиторов 18 века.

Василий Алексеевич Пашкевич, Евстигней Ипатьевич Фомин, Дмитрий Степанович Бортнянский.

  1. Дайте определение жанровой разновидности каждой из опер М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского.



  1. Назовите жанры инструментальной музыки 18 века и композиторов, работавших в этих жанрах.

Квартеты, квинтеты, сонаты и вариации.

Бортнянский - камерная симфония. Хандошкин - соната g-moll. Трутовский- вариации на тему "Во лесочке комарочков"

  1. Назовите оркестровые сочинения А. С. Даргомыжского и М. И. Глинки, которые относятся к области народно-жанрового и лирико-драматического симфонизма.

Глинка: Арагонская хота, Ночь в Мадриде, Камаринская, Вальс-фантазия)

Даргомыжский: Баба- Яга, Казачок, Чухонская фантазия, Болеро)

Народно-жанровый симфонизм - Арагонская хота, Ночь в Мадриде, Камаринская, Баба-Яга, Казачок,Чухонская фантазия.

  1. Назовите авторов либретто опер М. Глинки и А. Даргомыжского.


Даргомыжский (Русалка - сам, по пьесе Пушкина. Каменный гость- Пушкин. Эсмеральда-сам, по Гюго. Торжество Ванха- сам, по стихотворение Пушкина).
Глинка (Жизнь за Царя - Розен, Городецкий. Руслан и Людмила- Ширков, Бахтурин)

  1. Назовите симфонические произведения М. И. Глинки (А. С. Даргомыжского), укажите тип симфонизма, жанр, тональность и музыкальную форму каждой из партитур (по указанию преподавателя).

  2. Расскажите содержание каждого акта, последовательность номеров в операх М. И. Глинки («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила») и А. С. Даргомыжского («Русалка») (по указанию преподавателя).

  3. Перечислите сольные эпизоды главных героев опер М. Глинки и А. Даргомыжского (по указанию преподавателя).

  4. Назовите оперы Е. И. Фомина.

Ямщики на подставе, Американцы, Новгородский богатырь, "колдун, ворожея и сваха", Анюта.

  1. Назовите оперы В. А. Пашкевича.

"Скупой", "Несчастье от кареты", "Февей", "Санкт-Петербургский гостиный двор"

  1. Назовите оперы Д. С. Бортнянского.

Празднество сеньора, Сокол, Сын-соперник, Креонт, Алкид, Квинт Фабий

  1. Назовите композиторов, работавших в жанре духовного екатерининского хорового концерта.

Березовский, Бортнянский, Давыдов.

  1. Назовите общее количество написанных М. Глинкой романсов и песен, укажите жанровое наклонение и авторов поэтических текстов пяти из них.

Более 70 песен и романсов.

Жанры: Эллегия (Баратынский Не искушай меня без нужды, Кукольник Сомнение), русская песня (А. Дельвиг Ах ты ночь ли ноченька), баллада (Жуковский Ночной смотр). На стихи Пушкина 10 романсов: Не пой красавица при мне, Я здесь Инезилья, Я помню чужное мгновенье, Где наша роза, В крови горит огонь желанный.

Вокальный цикл – «Прощание с Петербургом» на слова Н. Кукольника

  1. Назовите общее количество написанных А. С. Даргомыжским романсов и песен, укажите жанровое наклонение и авторов поэтических текстов пяти из них.




  1. Назовите композиторов, работавших в жанре партесного хорового концерта.
1   2   3


написать администратору сайта