Ответы на экзаменационные вопросы по русскому языку. русский. 1. Культура речи как раздел лингвистики и как личностная характеристика человека
Скачать 1.32 Mb.
|
Ораторская речь Публичная (ораторская) речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия путем убеждения и внушения. Она представляет собой монолог, рассчитанный на пассивное восприятие и не предполагающий, но и не исключающий ответной словесной реакции. Важнейшими условиями ораторского красноречия, или риторического канона, Цицерон считал следующие:- найти что сказать;/- найденное расположить по порядку;/- придать ему словесную форму;/- утвердить все это в памяти;/- произнести;/-изложить сущность дела;/- подкрепить свое положение;/- опровергнуть мнение оппонента;/- придать блеск своим положениям;/- окончательно низвергнуть противника. Оратором называют человека, обладающего даром красноречия. В греческой риторике и римской элоквенции (искусство красноречия) различались фигуры ритора и оратора. Ритором называли красноречивого человека, обучающего этому искусству других. Оратор - человек, прекрасно владеющий риторическим мастерством, выступающий на публике, пропагандирующий высокие нравственные идеалы. Основная задача оратора - установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее. Аудиторией в античные времена называли публику, пришедшую послушать оратора или посмотреть театральное выступление. В наше время это слово приобрело дополнительное значение - помещение для чтения лекций. Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать выступления ораторов:• интеллектуально-познавательные мотивы;/• мотивы морального плана (обязаны присутствовать);/• мотивы эмоционально-эстетического плана (<оратор вызывает симпатию). Готовясь к выступлению, оратор должен:• сформулировать тему;/• определить перечень вопросов и степень их важности для раскрытия темы;/• продумать начало (введение) и конец (заключение) выступления;/• выделить рему, поддерживающую обоснование темы;/• сверить тезисы и аргументы;/• выбрать ораторские приемы, способные украсить речь. Важную роль в восприятии речи играет ее композиция. Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом: • принцип последовательности - каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей;/• принцип усиления - значимость и убедительность аргументов должны постепенно нарастать, самые сильные доводы приберегаются к концу выступления;/• принцип экономии - поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств. Публичная речь обязательно должна иметь вступление - своеобразную прелюдию, цель которой состоит в том, чтобы привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении можно использовать цитату. Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала. Существуют различные методы его преподнесения: • индуктивный метод - от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях;/• дедуктивный метод - от общего к частному. Сначала оратор выдвигает какое-либо положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах. Данный метод применяется в выступлениях пропагандистского характера;/• метод аналогии - сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю;/• концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (в речи всегда присутствует центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной);/• ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к предыдущему;/• исторический метод - изложение материала в хронологической последовательности. Известно, что при восприятии устной речи лучше всего запоминается то, что дается в начале и в конце сообщения, поэтому заключение (как и вступление) является важной композиционной частью выступления {Конец - делу венец). В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. 3. 11. Задачи, стоящие перед выступающим, способы изложения материала, типичные ошибки. Общие принципы построения выступления. Принцип краткости и детальности. Принцип последовательности. Принципы усиления и результативности. Общие принципы публичного выступления 1. Принцип краткости. Аудитория не любит длинных выступлений. Краткое выступление всегда оценивается выше, чем длинное (при сходном содержании), аудитория определяет краткие выступления как выступления «по делу». 2. Принцип последовательности. Не перескакивать с одной темы на другую, последовательно развивать одну и ту же тему. «Не соперничайте с горным козлом», – предупреждал ораторов Д. Карнеги. Все микротемы, которые могут быть обнаружены в вашем выступлении, должны быть подчинены теме. Полагают, что их число не должно быть больше трех. 3. Принцип целенаправленности. Выступление должно в структурном отношении строиться таким образом, чтобы сам Оратор, а вслед за ним и слушатели осознавали направленность выступления по следующей цепочке: проблема – тема – тезис – цель выступления. Проблема – это заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость или значимая для той или иной группы людей. Тема – это аспект проблемы, избранный для обсуждения. Тезис – это выражение главной мысли оратора в словесной форме. Тезис формулируется в виде утверждения, он предопределяет цель речи, должен быть однозначно понимаемым и содержать опорное понятие, то есть обычно понятие, вынесенное в тему. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. Например, проблема: «Как улучшить благосостояние нашего народа». Тема выступления: «Может ли частное предпринимательство улучшить благосостояние народа?». Тезис: «Частное предпринимательство может улучшить благосостояние народа, если оно станет массовым, общедоступным». Цель выступления: призыв заниматься предпринимательством или призыв не мешать предпринимателям и т. д. Выступление состоит в доказательстве тезиса при помощи аргументов. 4. Принцип усиления. Речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения, расположением аргументов по убедительности, увеличением интенсивности изложения, интонационными средствами и др. 5. Принцип результативности. Выступление обязательно должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендацию по дальнейшему поведению. «Слово всегда направлено на то, чтобы вызвать у людей ту или иную инициативу, побудить их к действиям», – подчеркивал О. Эрнст 3. 12. Спор, диспут, дискуссия, полемика. Основные особенности. Принципы ведения полемики. Полемические приемы. Уловки в споре и способы защиты от них. Аргумент. Виды аргументов. Искусство аргументации наиболее наглядно проявляется в ситуации спора, в которой обоснованно опровергается противоположное мнение. Спор выступает как частный случай аргументации, ее наиболее острая и напряженная форма. Спор характеризуется наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте и предполагает активное отстаивание каждой из сторон собственной позиции. Спор - это способ выяснения истины, столкновение мнений и позиций, приведение аргументов в поддержку своих убеждений и критика представлений другой стороны. Исторические корни ведения спора уходят в античные времена. Наука о мастерстве спора - эристика - сформировалась в V в. до н. э. Она представляла собой учение о «практическом искусстве». В Древней Греции под эристикой понимались поиски истины и добра, но постепенно этим словом стали называть обучение искусству ведения спора с целью победы. Эристика имела два направления: диалектику - искусство ведения эффективного спора, диалога, в котором путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы достигается истина, и софистику, цель которой - спор ради победы, ради самого спора. Спор имеет характерные признаки:• в ответ на тезис оппонент обязательно выдвигает антитезис;/• обе стороны приводят доводы в поддержку своих позиций;/• каждый из оппонентов подвергает критике позицию противника. Виды спора Словом спор часто описываются разные коммуникативные ситуации. • диспут (от лат. disputo - \рассуждаю’). В форме диспута происходит обсуждение нравственных, политических, научных, социальных проблем, в ходе которого участники высказывают свои мнения и оценки;/ • дискуссия (от лат. discussio - ‘рассмотрение, исследование’). Обычно это публичное обсуждение спорных вопросов и проблем;/• полемика (от греч. polemikos - 6враждебный, воинственный’). Спор в ходе полемики приобретает враждебный, противоборствующий характер. Диспуты и дискуссии обычно завершаются мирно, цель же полемики - любой ценой одержать победу над противником./ Применительно к политике часто используется слово дебаты (от англ, debate - ‘обсуждение, спор’)./Логическую основу спора представляют доказательство и опровержение. В некоторых видах спора присутствует арбитр - организатор диалога. Опосредованным участником спора нередко является аудитория. По содержанию выделяются следующие разновидности спора:• спор ради истины;/• спора ради убеждения противника;/• спор ради победы;/• спор ради спора;/• спор-игра. Цели ведения спора Конструктивные: • обсуждение вариантов решения проблемы;/• опровержение неконструктивных подходов и мнений;/ • привлечение на свою сторону единомышленников;/• оценка потенциала явных и возможных противников. Деструктивные: • раскол участников на непримиримые группы;/ • сведение дискуссии на уровень схоластики и демагогии;/ • разгром и дискредитация инакомыслящих. Для начала конструктивного, или рационального, спора необходим предмет спора, относительно которого должна существовать реальная противоположность мнений. Необходимо четко сформулировать основной тезис спора. Важно иметь некую общую платформу - убеждения, мнения, которые признаются всеми сторонами спора. Чтобы спор не был бессмысленным переливанием из пустого в порожнее, участники должны иметь хотя бы минимальное представление о его предмете, проявлять уважение к собеседнику. Существуют определенные правила ведения спора:• не нужно спорить без особой необходимости, но нельзя избегать споров в научных исследованиях;/• всякий спор должен иметь собственный ясный предмет;/• тема спора не должна меняться;/• спор следует вести при наличии несовместимых взглядов на одно и то же;/• спор предполагает для сторон единый базис, на котором он может развернуться (ср. средневековое выражение: С еретиками не спорят, их сжигают);/• участие в споре основано на определенном владении логикой;/• участники спора должны иметь точные знания о предмете спора (нельзя спорить о том, что знаешь понаслышке);/• в споре надо бороться за утверждение истины и добра, а не собственного мнения;/• в споре необходимо применять гибкую тактику, так как ситуация постоянно меняется, вводятся новые аргументы, появляются неизвестные факты, изменяются позиции участников. На все это надо реагировать. Но, вступив в спор, необходимо твердо стоять на занятой позиции;/• не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки;/• надо быть терпимым к критике. Наиболее распространены два крайних способа ведения спора: жесткость и уступчивость. Жесткость следует применять по принципиальным вопросам, а в частностях можно проявлять уступчивость. Стратегия и тактика споров должны быть безошибочными. Стратегия - это общие принципы аргументации. Тактика - поиск и отбор аргументов, наиболее убедительных для данной аудитории, а также реакция на контраргументы других сторон в процессе спора. В спорах используются разные приемы, в том числе корректные и некорректные. Корректные приемы. Для победы в споре необходимо знать следующее: инициатор должен стремиться к тому, чтобы спор развивался по его сценарию. Поэтому лучшая стратегия - наступление. Нужно предвидеть возражения собеседника, постараться самому их сформулировать и опровергнуть. Необходимо владеть приемом отвлечения внимания противника от той мысли, которую говорящий хочет провести без критики. В этом случае выдвигают другую - оппонент концентрирует на ней свое внимание, вследствие чего пропускает более важную для стратегии спора мысль. Немаловажно уметь использовать прием перекладывания «бремени доказывания» на противника - это фактически предложение ему всесторонне аргументировать свое положение как исключение из всех известных правил. Еще одним важным тактическим приемом является поражение противника его собственным оружием - путем выведения неожиданных для противника следствий из его же доводов. Некорректные приемы. Недопустимые (некорректные) приемы в споре не только многочисленны, но и весьма разнородны. Среди них есть очень грубые и очень тонкие. Наиболее грубыми считаются механические уловки:• намеренное запутывать противника;/• неожиданно выйти из спора;/• не дать противнику возможности говорить (перебивать, затыкать уши);/• организовать «полуслушателей», восхваляющих доводы одной стороны (Превосходно! Прекрасно сказано!) и демонстративно скептически относящихся к доводам другой (Неубедительно! Плохие доводы!)/• апеллировать к тайным мыслям и невыраженным побуждениям, которые якобы известны противнику;/• использовать физическое насилие. Следует отметить, что спор - это деятельность, требующая концентрации всех душевных и физических сил человека, его памяти и воображения. И.-В. Гете писал: «Многие только потому и спорят против истины, что пропадут, признав ее как таковую». Очень трудно спорить с человеком, о котором вам ничего неизвестно, но самый трудный собеседник - тот, которого соперник недооценивает. В ходе спора используются допустимые и недопустимые психологические приемы (уловки)./К допустимым психологическим приемам в споре относятся следующие:• оттягивать возражение. Если трудно найти основания для немедленного возражения, ловко и незаметно ставят дополнительные вопросы, хотя вовсе не нуждаются в них. Оттягивать возражение особенно необходимо тем людям, психологическое состояние которых неустойчиво, людям нервным или застенчивым, испытывающим шоковое состояние опустошения от неожиданного довода;/• не занимать с самого начала жесткую позицию, не спешить твердо излагать свою точку зрения, иначе при перемене обстоятельств ее будет трудно модифицировать;/• использовать комплимент как средство расположения противника к себе и создания доверительной атмосферы;/• взять слово в конце спора, когда все доводы выступавших уже известны и противник не может дать развернутый ответ;/• не рассчитывать на поддержку друзей. Обычно люди только в крайнем случае отдают должное достоинствам других;/• вежливо благодарить за замечания, обещать доработать текст;/• уклоняться от полемики с эгоцентристами и надменными людьми./ Аргументы делятся на две группы:1) аргументы рациональные, или “аргументы по делу”;/2) аргументы иррациональные (психологические), или “аргументы к человеку”, “доводы к аудитории”. К аргументам рациональным относятся: а) Факты. Ср.: Факты – упрямая вещь. б) Обращение к авторитетам – один из распространенных видов аргументов. в) Законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в данном обществе. 3. 13. Разговорная речь. Условия функционирования, основные особенности. Разговорная речь - это разновидность современного русского литературного языка. Разговорная речь не может быть подвергнута кодификации так как она спонтанна и почти не осознается говорящим. Ведущим принципом в разговорной речи является экономии речевых усилий. Экономия языковых усилий – это эволюционный процесс развития языка, суть которого сводится к упрощению и экономии. То есть из века в век грамматика, равно как устная и письменная речь эволюционируют путём упрощения орфографии и пунктуации, сокращения букв в алфавите и в словах, а также при помощи иных подобных процессов. Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление разговорной речи, являющейся самопроизвольной, и характеризуется неподготовленностью, непринужденностью непосредственностью общения. Спонтанность разговорной речи проявляется на разных языковых уровнях: 1. Фонетическом. паузы, связанные с обдумывание содержания речи; реакции на неожиданное сообщение (э-э); растяжка гласных (не знааааю); редукция гласных; выпадение звуков (шо). 2. Лексическом. создание новообразований. 3. Морфологическом. частотность междометий и частиц (ну знаешь, ну вот) Для разговорной речи характерна ситуативность, т.е. разговорная речь зависит от ситуации, также для разговорной речи характерна непринуждённость, что проявляется в отборе языковых средств на разных уровнях. 3. 14. Разговорная речь. Условия функционирования, основные особенности. Спонтанность и неподготовленность. Непосредственное участие говорящих. Неофициальность отношений. Закон языковой экономии. Специфика использования языковых средств. Основные жанры. Беседа. Разговор. Разговорная речь - это разновидность современного русского литературного языка. Разговорная речь не может быть подвергнута кодификации так как она спонтанна и почти не осознается говорящим. Ведущим принципом в разговорной речи является экономии речевых усилий. Экономия языковых усилий – это эволюционный процесс развития языка, суть которого сводится к упрощению и экономии. То есть из века в век грамматика, равно как устная и письменная речь эволюционируют путём упрощения орфографии и пунктуации, сокращения букв в алфавите и в словах, а также при помощи иных подобных процессов. Спонтанная речь - это наиболее естественное проявление разговорной речи, являющейся самопроизвольной, и характеризуется неподготовленностью, непринужденностью непосредственностью общения. Спонтанность разговорной речи проявляется на разных языковых уровнях: 1. Фонетическом. паузы, связанные с обдумывание содержания речи; реакции на неожиданное сообщение (э-э); растяжка гласных (не знааааю); редукция гласных; выпадение звуков (шо). 2. Лексическом. создание новообразований. 3. Морфологическом. частотность междометий и частиц (ну знаешь, ну вот) Для разговорной речи характерна ситуативность, т.е. разговорная речь зависит от ситуации, также для разговорной речи характерна непринуждённость, что проявляется в отборе языковых средств на разных уровнях. |