Культурология ЭКЗАМЕН. 1. Культурология как наука. Задачи и методы изучения культурологии. В широком смысле культурология
Скачать 1.25 Mb.
|
43.Культура Западной Европы в эпоху Нового времени.XVII в. – переломный век – остается до сих пор несфокусированным в картине культуры нового времени. Традиционно с ним связывают культ “рацио”, пропагандировавшийся Р.Декартом, Б.Паскалем, Б.Спинозой и последователями этих великих философов. Но культ разума, рационального начала неизбежно должен был быть реализован каким-то образом в жизнеустройстве, которое естественно было начать с государственного устройства. Идеальной формой государственного устройства в этот век представлялась абсолютная королевская власть, сглаживающая и примиряющая все сословные интересы. Однако сама эта власть тоже не могла уже править по старинке и хотела быть или казаться просвещенной. Очень важно отметить, что просветительство, принявшее очень широкий размах в XVIII в., не сформировалось само по себе как некое культуртрегерское начинание, но было подготовлено и востребовано властью, нуждавшейся в своем оправдании не только и не столько церковью, сколько самим образованным обществом. Новому государству, полагающему себя культурным, необходима была государственная культура, официальная культура, ангажированная культура, верноподданная и управляемая.Если такой культуры не было, ее необходимо было создать. В эпоху Ренессанса основными заказчиками были всевозможные знатные вельможи, а центрами культурной жизни – города и провинции, в условиях нового времени основным заказчиком становится королевский двор, а центром культурной жизни – королевские дворцы. Аристократическая культура XVII – первой половины XVIII в. лишена демократического содержания, она поистине “страшно далека от народа” и ничего просветительского, ни даже просвещенного в ней нет. Блестящие умы эпохи – Т.Гоббс, И.Лейбниц, И.Ньютон, несколько позднее – Ш.Монтескье, не были приближены ко двору и творили как бы сами по себе, сообразуясь с потребностями времени, а не власти. С другой стороны, в это же время центрами художественной культурной жизни становятся прежде не очень заметные Нидерланды и Испания государства, еще недавно составлявшие одно целое, а теперь, после национально-освободительной Нидерладской революции жившие как будто бы в разных временах. Голландское искусство, особенно изобразительное, достигает в эту эпоху невиданного расцвета, открывая по сути впервые красоту обычной, заурядной, обывательской, с точки зрения любителей высоких материй, жизни. Кистью великанов – Рембрандта,Ван Дейка, Франса Хальса, и стараниями так называемых “малых голландцев” рядовой бюргер утверждается в качестве достойного объекта изучения и внимания. Ну, а испанское – также вполне реалистическое по форме искусство – остается придворным, аттестованным королевской властью, хотя и с трудом этой властью признаваемым. Вместе с тем и то, и другое искусство достигают высочайшего уровня в психологической характеристике человека, развивая традиции Ренессанса. Германия переживает драматические времена – бессмысленную и кровопролитную Тридцатилетнюю войну, опустошившую и разорившую страну – тут уже было не до культуры, Англия вообще проходит через буржуазную революцию и последовавшую за ней диктатуру временщика – Кромвеля. Италия теряет свое культурное лидерство и отходит куда-то на периферию европейской жизни. Законодателем мод становится Франция. Но модой выбрано было отнюдь не новое, а что-то очень старое. Классицизм – художественный стиль, господствующий в Европе на протяжении почти двух столетий – манифестировал нормативное искусство, идеальные образцы которого находил в античности. Классицисты чисто механически переносили нормы античной культуры в новое время. Оперируя понятиями гармонии и красоты, он не искал их в жизни, но лишь в наследии прошлого. С исторической точки зрения классицизм был безусловным шагом назад в культурном развитии общества, а идеологический его концентрат был направлен на оправдание и возвышение иерархического устройства общества, венчаемого просвещенным монархом. Теоретические установки классицистов поражали своим догматизмом и неуступчивостью, фактически ограничивали по всем статьям художника, разделяя жанры на высокие и низкие, слог на возвышенный и простонародный, обряжая героев нового времени в античную тогу и отвращая взор художника от реальности, от подлинных коллизий времени. В настоящее время большинство творений, созданных по законам этого “заорганизованного” искусства совершенно устарели и могут восприниматься лишь как пародия на античность. Пейзажи Н.Пуссена насквозь условны, вненациональны, безжизненны, в его картинах совершенно нет воздуха, в его лес невозможно войти, а его муляжных героев нельзя оживить, хотя формально все признаки красивого, гармоничного, композиционно выверенного искусства – налицо. Точно то же самое можно сказать и о статуях А.Кановы, и о скучнейших трагедиях П.Корнеля или П.Кальдерона – очень немногое в их обширном наследстве заслуживает внимания. Но была такая сфера художественной жизни, где достижения классицистов бесспорны – речь идет о садово-парковой архитектуре и скульптуре, об искусстве создавать дворцовые сады. Здесь подражание античности оказалось очень уместным и до сих пор выражение “сады Версаля” означает высшую степень совершенства. В то же время нельзя не отметить, что для строительства регулярных, т.е. опять-таки нормативных, искусственно сконструированных парков и садов, вырубались естественные леса, искусственно разрушался природный ландшафт. Модной профессией и очень хорошо оплачиваемой стала профессия “ландшафтного архитектора”. Идеи просвещения общества, впервые отчетливо сформулированные в работах целой плеяды великих французов – Вольтера, Д.Дидро, Ж-Ж.Руссо и их последователей пали на весьма специфическую почву. Ни идея общественного договора Руссо, ни монархические утопии Вольтера, ни сама знаменитая Французская энциклопедия, ставшая не только замечательным памятником эпохи, но и своеобразным манифестом просветительства – все это не понадобилось обществу, которое относилось к просвещению лишь как к своеобразной моде. Быт и нравы французского двора, как впрочем и других королевских дворов Европы, никак не отвечал ни запросам просветителей, ни даже канонам классицизма. Пышный фасад лишь подчеркивал убогость содержания. Объективно идеи просветителей только возбуждали недовольство третьего сословия во Франции, которое чувствовало себя ничем, а “хотело стать всем” (Мирабо) и предопредили французскую революцию, которая под знаменем свободы, равенства и братства, выродилась в грандиозную гражданскую войну и привела к власти очередного диктатора – Наполеона. На волне увлечения событиями во Франции, революции в Америке, свержения реакционных монархий и утверждения новых, капиталистических отношений утверждалась и новая культура. В противовес официальному, наскучившему классицизму по закону маятника могло появиться только нечто прямо противоположное, ориентированное на интересы личности, противопоставление этой самой личности бездарной толпе и бесполезной власти. Романтизм воспевал героическую личность, человека, не боящегося ни людского, ни божьего суда, обращал внимание на героев средневековья или еще более дальних исторических времен, уводил за собой в дальние экзотические страны (преимущественно заморские), увлекал атмосферой сказочного, фантастического мира, более богатого и более интересного, чем пошлая обыденная реальность. Интересно, что романтизм, родившийся буквально в “дыму” буржуазных революций, по самому внутреннему смыслу своему был насквозь антибуржуазен, что, впрочем, не случайно. По всем неотвратимым законам большого исторического времени на смену тираноборцам неизбежно приходят лавочники: времена Наполеона и Вашингтона, Гарибальди и Байрона, Костюшко и Кощута переродились во времена, когда восторжествовали сытость и порядок. Свобода в результате стала лишь свободой денежного обращения, “равенство” оказалось справедливым лишь в отношении тех, кто ранее считал себя “третьим сословием”, а сейчас стартовал в гонке за прибылью, а “братство” в борьбе против общего врага неограниченного деспотизма, феодальной знати, цеховой замкнутости и сословной ограниченности повседневной жизни – враждой при дележе открывшихся вакантных постов, приоритетов и привилегий. Эпоха романтизма – эпоха утверждения прекрасного в безобразном мире, героического идеала в безгеройном времени, умения мечтать и чувствовать, страдать и сочувствовать в условиях, когда хотелось только покоя, тепла и хорошего, нормального питания. Романтизм шел наперекор эпохе и поэтому стал эпохой в культуре. Особенно значительны достижения романтиков в наиболее возвышенных видах художественного творчества – поэзии и музыке. Романтизм воспитывал также уважение и интерес к историческим корням нации, к национальной культуре. Классицизм вненационален, романтизм – многонационален. Именно в романтическую эпоху формируются национальные культуры в таких, ранее периферийных государствах, как Польша, Чехия, Венгрия, США, Австрия, Дания – всему миру известны имена Э.По, Ш.Петефи, Ф.Листа, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Г.Х.Андерсена, а ведь это имена первооткрывателей национальных культур. Век романтизма был недолгим, пожалуй, лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя. Реальность вступала в свои права, она требовала какого-то образного выражения, культурного осмысления, и это осмысление пришло, но время реалистического, демократического искусства на Западе оказалось очень скоротечным в силу целого ряда причин. 1. Некоторое угасание интереса к серьезному, общественно необходимому, нравственному, одновременно изящному и возвышенному искусству – век был прагматическим. 2. Серьезная поляризация социальных и культурных пристрастий внутри самого прежде единого “третьего сословия”: понятие единый художественный стиль уже не могло существовать в обществе, лишенном внутреннего единства и вновь раздираемом классовыми, социальными противоречиями. 3. Угасание интереса к культуре вообще в условиях превращения культуры и искусства в товар, который можно оценить, продать, перепродать, выбросить и т.д. Вторая половина XIX в., знаменующая собой наступление века “буржуазного богатства”, стала и временем наступления новой культуры, первообязанностью которой было как можно выгоднее продаться на рынке. Рубеж XIX – ХХ вв. стал временем формирования этой рыночной культуры, которая потом, в условиях научно-технического прогресса и дальнейшего роста буржуазного богатства восторжествует уже окончательно. 44. Европейская культура XIXв. Европейская художественная культура XIX в. развивалась под влиянием политических, экономических, социальных, религиозных и национальных факторов. Как и прежде, это развитие происходило в разных странах неравномерно, результаты художественного развития были различны по масштабам и характеру. Так, например, в Германии, Италии и Франции выделялось музыкальное искусство, а литература - в Англии и Франции. Живопись достигла своих вершин в Испании и Франции. Лионелло Вентури писал: « ... по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX в. могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествующих веков». Культура XIX в. наследует и продолжает движение от английской буржуазной революции через Великую французскую революцию и потрясения революции индустриальной к национально-демократическим и национально-освободительным движениям в Италии, Испании, странах Центральной Европы, Скандинавии. Великая французская революция 1789 г. разрушила устои феодального строя. Идея свободы, равенства, братства во многом повлияла на формирование новых идеалов, про никла в духовный мир. «Ее сверхзадачей, ее осознанной или неосознанной миссией стало приготовление умов и сердец к тому, чтобы принять великую идею единой человеческой семьи, сжиться с этой идеей задолго до того, как она сможет получить действительное, неноминальное осуществление в жизни", XIX в. - время поразительных успехов науки, время открытий и веры в прогресс. Совершаются революционные преобразования в области естественных наук - П. С. Лаплас, А. М. Лежандр, С. Пуассон, К. Ф. Гаусс работают над теорией вероятностей; открытия в области электричества совершают А. Вольта, М. Фарадей, А. М. Ампер, Г. С. Ом, Д. П. Джоуль, Э. Х. Ленц; волновую теорию света создает Д. К. Максвелл. Физика нового - ХХ в. появляется на рубеже столетий благодаря трудам В. К. Рентгена, П. Кюри, М. Склодовской, М. Планка, Э. Резерфорда, А. Эйнштейна. Ч. Дарвин пишет в 1859 г. свой эпохальный труд «Происхождение видов путем естественного отбора», Г. Мендель выводит три закона о распределении в потомстве наследственных факторов, заложив тем самым основы генетики. Человечество впервые покоряет воздушный океан - сначала при помощи воздушного шара (1783-1784), а потом и с помощью первого самолета (1890-е гг., 1903). Появляются первый пароход, первый автомобиль, развивается железнодорожное сообщение, в 1863 г. строится метрополитен в Лондоне, а потом и в других городах - Нью- Йорке, Будапеште, Вене, Париже. Появляется радио, телеграф, телефон, в 1830-1840-е гг. - фотография, а вскоре и первый кинопроектор. На протяжении всего XIX в., в связи с развитием массового производства, приносящего удобство и комфорт, но одновременно и стандартизацию, постепенно накапливается и во второй половине XIX в. активно проявляется протест художников против обезличивания жизненного пространства (У. Блейк, У. Моррис). По мере того как в Европе происходил промышленный переворот и утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей, разоряясь, выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все глубже погружался в нищету. Бедствия, порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих, ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в фор- мах утопического социализма (У. Годвин, ш. Фурм, К. А. де Сен-Симону. В работах этих мыслителей труд понимался как всеобщая потребность и необходимость. Уже в 1817 г. Р. Оуэн подает в Парламент Великобритании программу перестройки общества. Он же основывает знаменитые коммуны на территории Англии и США, но терпит неудачу. Политическое брожение в Европе усиливалось благодаря событиям Великой французской революции, которая нашла горячий отклик в самых широких слоях общества. Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите существующих порядков. Их апологетом стал Томас Роберт Мальтус. В 1798 г. он опубликовал анонимный памфлет «Опыт О законе народонаселения», который явился резкой реакцией па французскую революцию. По аналогии с природой, где, по словам Мальтуса, способность растений и животных к безграничному размножению сдер живается недостатком места и пищи, Мальтус «открывал» различные тенденции роста народонаселения и средств существования. Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу, обусловлена естественными законами и человеческими страстями, скупостью природы И чрезмерно быстрым размножением человеческого рода. Поэтому народ должен винить главным образом самого себя в собственных страданиях. Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы. Есть только один выход - сокращение численности населения. Этой беспримерной по циничности апологии нищеты и эксплуатации трудящихся и обязан Мальтус своей печальной известностью. На основе открытий А. Смита, обосновавшего экономические категории теории стоимости, возникли фундаментальные произведения К. Маркса «K критике политической экономии и «Капитал», где общество впервые понимается как целостный организм, а его развитие - как объективный естественно-исторический процесс. В 1830-х гг. в европейской мысли возникает теория позитивизма, в которой ИСТИннЫМ положительным знанием считаются результаты, полученные экспериментальным путем в исследованиях специальных наук, и отрицается необходимость в стоящей над ними философии. Основатель позитивизма Огюст Конт выдвигает понятие прогресса - движение общества от более примитивных форм к более развитым. В отличие от позитивизма, классическая немецкая философия направлена на исследование путей достижения нового единства человека и мира через идеи свободы, носителем которой выступает художник (гений), через мировую социальную идею, научную, религиозную идеи, идею творческой активности духа (И. Г. Фихте). Ф. В. И. Шеллинг, продолжая в своих ранних работах идеи Фихте, создает учение о натурфилософии, рассматривающее природу как живой организм, бессознательно-духовное творческое начало. Искусство мыслится в его работах как средство постижения мира («Система трансцендентального идеализма»). В центре теории братьев А. В. и Ф. Шлегелей лежит универсальный эстетизм, преображающий мир с помощью искусства. Развивая эти идеи, Ф. Шлегель создает теорию раннего (венского») романтизма. Воля как абсолютное начало исследуется в труде А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», в котором также описывается со- . стояние «освобождения» от мира через бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм, достигаемые в состоянии, близком к буддийской нирване. Одним из главных завоеваний философии XIX в. стали идея раз- вития, диалектика с ее основными законами «единства и борьбы противоположностей, «перехода количества в качество», отрицания отрицания», открытые Г. В. Ф. Гегелем. Большое значение в своих работах этот философ придавал историзму, осмысливая все, даже логику, науку о законах мышления, как логику исторически развивающегося бытия. С деятельностью К. Маркса и Л. Фейербаха связано развитие философского материализма (от лат. materialis - вещественный), основанного на представлении о приоритетности бытия над сознанием. Более того, материализм утверждал, что сознание и мышление являются свойствами материи, а мир, несомненно, познаваем. 3aMeHa ручного труда машинным создает новую ситуацию в системе открытого К. Марксом буржуазного "отчуждения", между личным и общественным в человеке как "миром внутренним" и "ми- ром внешним". Теперь происходит заметное нарушение извечно Cуществовавшего баланса между природой и человеком, создаваемо и им "второй природой" , то есть культурой. Прежнее двоемирие пере- растает в конфликт культуры в целом как. .. природно-естественно- го претворения творчества, являющегося залогом "гармонии" всех уровней, включая социальную, а в искусстве - почвой создания новых миров, и цивилизации как обезличенного, механического (машинного), "мертвого" тиражирования вещей». Сложная картина развития искусства в XIX в. характеризуется переплетением различных стилей, включающих целую группу антикизирующих направлений (различные оттенки классицизма, ампир), романтизм, реализм, натурализм и на рубеже XIX - ХХ вв. - символизм. Академизм, возникший в ХУI в., взял за основу наследие античности и Возрождения. Была построена схема «большого стиля», элементы которой (рисунок, анатомия, композиция) превращаются со временем в специальные дисциплины в системе обучения искусству. Появляется эстетика программного консерватизма, придававшего творческой деятельности отпечаток искусственности и эклектизма. В XIX в. расширяется репрессивная политика академизма, резко противостоящего всем новым формам проявления художественной мысли (стоит вспомнить, например, более 70 газетных публикаций, поносящих «Олимпию» Э. Мане). Влияние академизма распространяется на молодые национальные школы США, Центральной и Восточной Европы. Романтизм отражает произошедший перелом в жизни Европы с особенной глубиной, объединяя и восторг перед открывающимися возможностями нового свободного человека, и ужас перед воцарившимся хаосом, и мечты об утраченном идиллическом патриархальном мире. Искусство романтизма основано на принципе универсальности, с которым связаны и главные открытия, совершенные в его эстетике. Прежде всего, стоит назвать открытие особого типа героя - сильной возвышенной личности, противостоящей враждебному окружению. Романтическое понимание идеала окрашивается в драматические тона благодаря обостренному ощущению его недостижимости и по- рождаемой этим «мировой скорбью». В связи с этим взоры романтиков обращаются к прошедшим векам, в которых они стремятся обрести желаемый идеал. Так возникает культ исторического прошлого, отраженный во многих романтических произведениях. Кроме того, особое внимание уделяется интерпретации с новых исторических позиций священной истории («назарейцы» в Германии, «прерафаэлиты» в Англии). В период 1820-1840-х гг. в Германии формируется особый вид романтизма, который как бы приближает искусство к людям, «заземляя» романтические идеалы. Наиболее яркое проявление это направление (бидермайер) нашло в области декоративно-прикладного искусства, открывая новые возможности формообразования. «Название "бидермайер" появилось в середине 1850-х гг. как типичная литературная шутка - мистификация в романтическом духе. Придумал его врач и педагог Адольф Кусмауль, обнаруживший книгу стихов деревенского учителя Самуэля Фридриха Заутера. Он издал эти наивные и простоватые стихи, присочинив, как водится, и свои, под вымышленным именем "Бидермайер" и с портретом "автора" ... этот термин ... стал обозначать целый период немецкой истории - от Венского конгресса и до революционных событий 1848 г. - стиль жизни, моду, быт, убранство интерьера, изобрази- тельное искусство, жизненную философию, - "эпоху бидермайера" и приобрел некий ностальгический флер как "доброе старое время'". В Великобритании сходные явления получили название «викторианства», по имени царствующей в 1837-1903 гг. королевы Виктории. Оформление в XIX в. реализма как направления связано с именами Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, Дж. Констебла. В произведениях реалистов с наибольшей силой проявляется стремление художников к воссозданию «правды жизни», построению своего индивидуального мира на основе «неприкрашенной действительности». Реализм проявляется по мере проникновения художника в окружающую реальность, зависит от глубины и полноты ее отражения. Ведущими принципами реализма или, как его называют, «критического реализма» XIX в. (в отличие от ренессансного реализма и просветительского реализма предшествующих эпох) являются: присутствие в объективном отражении действительности авторского идеала, воспроизведение типичных характеров в типических обстоятельствах при сохранении их яркой индивидуализации, жизненная достоверность образов. Развитие «искусства натуры» достигло очень высоких результатов и, более того, в стремлении к самому полному и глубокому отражению явлений действительности приблизилось к искусству, которое Т. Манн определяет как «натурализм, возвышающийся до символа и превращающийся в мифе". |