Главная страница

Конспект лекций. Конспект лекций Социальная психология 2022. Конспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию


Скачать 2.31 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Социальная психология Шахты 2022 Лекция Введение в социальную психологию
АнкорКонспект лекций
Дата14.03.2023
Размер2.31 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций Социальная психология 2022.doc
ТипКонспект
#990153
страница1 из 28
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. Шахты Ростовской области

(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)


А.М. Руденко,

С.И. Самыгин,

Л.Д. Столяренко


Конспект лекций по дисциплине

«Социальная психология»


Шахты 2022

Лекция 1.

Введение в социальную психологию
Предмет, объект и отрасли социальной психологии
Социальная психология – это относительно самостоятельная отрасль психологии, которая изучает то, каким образом люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Очевидно, что человек является существом не только природным, но и социальным. Его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми.

Поэтому социальную психологию интересуют любые взаимоотношения с другими людьми, а также психологическая совместимость людей, закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, психологические характеристики этих групп и социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). С помощью социальной психологии возможно осмысление пси­хологических особенностей личности, являющейся субъектом обще­ственных отношений и носителем социальной психики.

Социальная психология возникла во второй половине XIX века на стыке двух наук – социологии, которая изучает закономерности общества (ее основоположником стал французский философ Огюст Конт (1798 – 1857)) и психологии, которая изучает природу человека, закономерности его психики и поведения (ее основателем является немецкий физиолог, психолог и философ Вильгельм Вундт (1832 – 1920)).


Оформление социальной психологии в самостоятельную науку со своим понятийным аппаратом и методами происходило сложно, сказывалось отсутствие общепринятого представления о предмете со­циальной психологии.

Объектом исследования социальной психологии мо­гут выступать: личность в контексте социальной группы (как малой, состоящей из двух-трех человек, так и большой, включающей в себя представителей всего этноса).

Предметом социальной психологии является изучение про­цессов развития и проявления личности в конкретной социальной группе, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия. Это могут быть факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности. Кроме того, социальная психология выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.


П
Всё живое возникло под действием определенных условий, а под действием других условий может кончиться. Человек одни из многообразных видов этой жизни. Он не венец мироздания, а продукт среды.

Соммерсет Моэм (1874 – 1965), английский писатель

римерами социально-психоло­гических явлений являются: личность, общение, мнения, настрое­ния, общность, малые группы, стереотипы, конфликт, образ жизни, массовая коммуникация, феномены общественного сознания (со­циальные чувства, настроения, потребности и интересы, ценност­ные ориентации и установки и т.д.), механизмы и способы взаимо­действия людей в процессе общения и деятельности (заражение, подражание, внушение, убеждение).

Социальная психология связана со следующими отраслями знаний:

1) философия, которая предоставляет информацию для методологиче­ского и теоретического обоснования в понимании сущности социаль­но-психологических явлений;

2) исторические науки, которые дают возможность анализировать раз­витие социальной психики и сознания людей, находящихся на различ­ных этапах становления общества;

3) экономические науки, которые позволяют раскрывать сущность и своеобразие функционирования экономических процессов обще­ства, их влияние на общественные отношения и на их проявление в со­циальной психике и общественном сознании людей;

4) культурология и этнография, которые помогают социальной психо­логии корректно интерпретировать влияние культуры и националь­ной принадлежности на специфику проявлений социально-психоло­гических явлений;

5) педагогические науки, которые дают информацию об основных на­правлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым соци­альной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психо­логическому обеспечению этих процессов.

Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие ее кон­кретных отраслей, основными из которых являются:

1) этническая психология, которая изучает особенности людей как представителей различных этнических общностей;

2) психология управления, изучающая как отрасль социальной психологии проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления как своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, их мо­тивацию, мысли, чувства, настроения, поведение;

3) политическая психология, исследующая явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;

4) психология религии, которая изучает психологию людей, являющих­ся участниками религиозной деятельности;

5) психология общения, изучающая процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

6) психология конфликта, изучающая психологические особенности протекания конфликтов и воз­можности их наиболее эффективного разрешения;

7) психология массовой коммуникации, которая изучает массовые социально-психоло­гические явления, в том числе социальные чувства, эмоциональное отношение к действительности, массовые потребности, ориентации, умонастроения, моду и слухи, явления паники, социальный и нацио­нальный характер и т.п.

Таким образом, предмет социальной психологии заключается в изучении закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-пси­хологических явлений на макро-, мезо- и микроуровне, в различных общественных сферах и условиях.
История развития зарубежной социальной психологии
Зарождение социальной психологии как научной дисциплины происходило первоначально на базе философии. В восточной философии следует прежде всего назвать Сиддхартху Гаутаму (623 – 544 до н.э.) и Конфуция (551 – 479 до н.э.) и В античной (древнегреческой) философии социально-психологические по своему характеру идеи разрабатывались такими философами, как Протагор (ок. 480 – 410 до н.э.), Сократ (469 – 399 до н.э.), Платон (427 – 347 до н.э.), Аристотель (384 – 322 до н.э.), Эпикур (341 – 270), Сенека (5 г. до н.э. – 65 г. н.э.)) и др. В философии Нового времени вклад в становление социально-психологических идей внесли: Джон Локк (1632 – 1704), Жан Жак Руссо (1712 – 1778), Этьен де Кондильяк(1715 – 1780), Георг Гегель (1770 – 1831), Людвиг Фейербах (1804 – 1872), Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), Фридрих Ницше (1844 – 1900) и другие.

Первой социально-психологической концепцией 2-й половины XIX в. была психология народов, авторами которой являются немецкий философ Морис Лацарус (1824 – 1903), немецкий языковед Генрих Штейнталь (1823 – 1893) и немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт (1832 – 1920). Основная идея психологии народов состоит в том, что причины психических явлений следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа. Сознание народа, или дух целого, выражается в мифах, обычаях, религии, искусстве. Исходя из этого В. Вундт предложил исследовать психологию народа посредством анализа его мифов, обычаев, языка. Эта идея по лучила развитие в современной этнопсихологии ‒ разделе социальной психологии о психологических характеристиках этнических групп.

Французский социолог и криминалист Габриель Тард (1843 – 1904), итальянский юрист Сципион Сигеле (1868 – 1913), французский социолог Гюстав Лебон (1841 – 1931) создали такое направление исследования, как психология масс. Они сосредоточились на изучении больших скоплений людей, главная особенность которых заключается в утрате способности к наблюдению и самонаблюдению. Характерной чертой поведения человека в толпе является обезличивание, выражающееся в господстве инстинктивных реакций, преобладании чувств над интеллектом, что сказывается на повышенной внушаемости, потере чувства личной ответственности.

Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 год. Тогда появились работы англо-американского психолога Уильяма Мак-Дугалла (1871 – 1938) «Введение в социальную психологию» и американского социолога Эдварда Росса (1866 – 1951) «Социальная психология».

У. Мак-Дугалл предложил теорию инстинктов социального поведения. Основным понятием этой теории было понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Мак-Дугалла, обусловлено врожденными инстинктами, которые лежат в основе всей социальной жизни. Он выделил инстинкты борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт. Например: инстинкт борьбы является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения.

Американский социолог Э. Росс придерживался концепции коллективного группового разума, определяющего в том числе и индивидуальное поведение.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы, о движущих силах социального поведения. Недостатком был описательный характер, сказывалось отсутствие исследовательской практики.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано прежде всего с работами Флойда Олпорта (1890 – 1978) в США и Владимира Михайловича Бехтерева(1857 – 1927) в России. Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Интересны исследования личности и группы, проведенные немецким психологом Куртом Левином (1890 – 1947). Согласно представлениям Левина, личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Каждый из предметов обладает определенным зарядом (валентностью). Валентность можно определить как свойство предмета притягивать или отталкивать. Другими словами, валентность ‒ это то, насколько данный предмет является ценным для человека.

Воздействуя на человека, предметы вызывают потребности. Потребности представляют собой энергетические заряды, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребности. К. Левин различал два вида потребностей ‒ биологические и социальные, или квазипотребности.

Исследования К. Левина показали, что поведение человека может направляться не только сиюминутными потребностями, но и идеальными мотивами поведения, т. е. мотивами, представленными только в сознании человека. Наличие идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние окружающих предметов (влияние поля).

В свою очередь, поведение человека может быть полевым (в этом случае оно детерминировано существующей в данный момент времени ситуацией) либо волевым, выходящим за рамки существующей ситуации и обусловленным идеальными мотивами.

От анализа мотивации поведения отдельного индивида Левин переходит к исследованию группы. Он становится инициатором направления, названного «групповой динамикой». Группа трактуется как динамическое целое, как особая система, индивиды которой сплачиваются под воздействием различных сил. Левин отмечал, что сущность группы состоит не в сходстве или различии ее членов, а в их взаимозависимости. При этом группа может быть охарактеризована как динамическое целое, поэтому изменения состояния одной ее части из меняют состояние любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству.

К. Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание стилей общения: демократический, авторитарный и попустительский. Именно в школе групповой динамики возникли так называемые Т-группы ‒ группы тренинга, создаваемые для развития социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия.

В XX в. такие психологические теории, как бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм, неизбежно рассматривали и социально-психологические закономерности взаимодействия людей в группах, и тенденции формирования личности в зависимости от социальных особенностей общества.

Особенно интересным в этом отношении является интеракционизм (от англ. interaction – взаимодействие) ‒ направление социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога Джорджа Герберта Мида (1863 – 1931). Интеракционизм является единственной теорией социологического происхождения. Ключевое понятие интеракционизма ‒ социальное взаимодействие, под которым разумеется непосредственная межличностная коммуникация или обмен символами.

С точки зрения интеракционизма развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе. То есть личность социальна по определению и вне общества существовать не может.

Личность имеет структурное строение и состоит из трех основных компонентов: I (Я), Me, Self. «Я» является импульсивным, активным, творческим началом личности. Me (меня) ‒ то, каким меня должны видеть другие, это нормативное «Я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований значимых других людей. Нормативное «Я» как бы направляет импульсивное «Я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия. Self ‒ «самость» человека – представляет собой совокупность импульсивного и нормативного «Я», их активное взаимодействие. Личность – активное, творческое существо, способное оценивать и направлять собственные действия.

Становление социальной психологии в России
В дореволюционный период наиболее разработанная социально-психологическая концепция представлена в трудах Николая Константиновича Михайловского (1842 – 1904), одного из основателей социологии в России. Ему принадлежит разработка психологии массовых социальных движений, разновидностью которых является революционное движение. Согласно его взглядам, действующими силами социального развития являются герои и толпа. При этом героем он называет человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благородное или подлейшее, разумное или бессмысленное дело. Толпой является масса, способная увлекаться примером. Согласно взглядам Н.К. Михайловского, герой аккумулирует разрозненные, функционирующие в толпе чувства, настроения, мысли. Герой должен учитывать общественное настроение массы, чтобы она шла за ним (Михайловский Н.К., 1998). Исследуя проблему общения между героем и толпой, Н.К. Михайловский в качестве механизмов общения выделяет подражание, заражение, внушение, противопоставимость.

Этнопсихологические проблемы исследовал Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891). По его мнению, главным признаком любого этноса, обусловливающего существование народа, является язык. Однако язык не является средством обозначения уже готовой мысли; если бы он имел такую функцию, было бы неважно, какой язык использовать, все они были бы легко взаимозаменяемы. Но этого не происходит, потому что функция языка ‒ не обозначение уже готовой мысли, а сотворение ее через преобразование первоначальных доязычных элементов. При этом представители разных народов посредством национальных языков формируют мысль своим, отличным от других народов способом.

Развивая свои положения, А.А. Потебня пришел к ряду важных заключений (Потебня А.А., 1989):

  1. утрата народом своего языка равносильна его денационализации;

  2. представители разных национальностей не всегда могут достигнуть адекватного взаимопонимания, так как существуют специфические особенности и механизмы межэтнического общения, должно учитываться мышление всех общающихся сторон;

  3. культура и образование развивают и закрепляют этноспецифические характеристики представителей тех или иных народов, а не нивелируют их

Особое место в построении социальной психологии занимают труды Георгия Валентиновича Плеханова (1856 – 1918), который дал определение понятия «общественная психология». Рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление, Плеханов раскрывал закономерности формирования общественной психологии исходя из принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Уже упоминавшийся нами русский физиолог, психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию, а затем психоневрологический институт. Бехтеревым было установлено, что группа способствует изменению отношений к поступку, позволяет выдержать более сильные раздражители. В ходе экспериментов изучались половые, возрастные, образовательные, природные различия протекания психических процессов в условиях групповой деятельности.

В 1921 году вышла фундаментальная работа В.М. Бехтерева «Коллективная рефлексология». Данная работа может рассматриваться как первый учебник социальной психологии в России. Бехтереву принадлежит развернутое определение предмета социальной психологии ‒ изучение психологической деятельности собраний, сборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическую деятельность как целое. Благодаря общению людей на митинге или в правительственном собрании ‒ везде проявляется общее настроение, соборное умственное творчество и коллективные действия многих лиц, связанных друг с другом теми или другими условиями. Бехтерев выделил системообразующий признак коллектива ‒ общность интересов и задач, побуждающих коллектив к единству действий.

Он фактически ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности, личности, считая, что индивид ‒ это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности (Бехтерев В.М., 1994). Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности. Личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация ‒ две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Льва Семёновича Выготского (1896–1934). Ему принадлежит создание культурно-исторической концепции развития психики. Культура создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психической функции. Л.С. Выготский доказал, что высшие психические функции (произвольное внимание, память, абстрактно-логическое мышление, воля) являются социально обусловленными. Их нельзя понять как функцию мозга, для понимания их природы необходимо выйти за пределы организма и искать причины их развития в жизни общества (Выготский Л.С., 1983).

В 1936 году Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» практически приостановило развитие психологии и социальной психологии в советской России.

Педология ‒ наука о ребенке ‒ была объявлена антимарксистской и буржуазной наукой о детях. Социальная психология получила статус «одной из ветвей буржуазной психологии, которая подменяет исторический анализ общественных явлений их психологическим объяснением» (Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» от 4 июля 1936 г.). Отчасти причиной такого эпитета явилось то, что на Западе социальная психология развивалась вне марксистской традиции.

Нельзя сказать, что в последующие годы развитие социально-психологических идей в стране полностью прекратилось. Основным источником и областью применения социальной психологии становятся исследования педагогов, в частности Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939).

Им была разработана концепция формирования личности в коллективе. Он исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое стало отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия. Коллектив, по его мнению, это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Основными признаками коллектива являются: наличие общих це лей, служащих на благо общества; совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура ‒ наличие органов, координирующих его деятельность и представляющих его интересы. В своем развитии коллектив проходит путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива.

Лишь в 1959 году в «Вестнике ЛГУ» № 12 выходит статья Александра Григорьевича Ковалева (1913 – 2004) «О социальной психологии». Началась дискуссия на страницах журналов «Вопросы психологии» и «Вопросы философии». В 1962 году организуется первая в стране лаборатория социальной психологии при Ленинградском государственном университете. В 1968 году открывается первая кафедра социальной психологии, в том же университете.

В 1972 году начинает работать кафедра социальной психологии в МГУ. С 1967 года начинается публикация учебников и учебных пособий. В области методологии разрабатываются концепции Галины Михайловны Андреевой (1924 – 2014), Бориса Дмитриевича Парыгина (1930 – 2012), Екатерины Васильевны Шороховой (1922 – 2004) и других. Исследования групп отражены в работах Константина Константиновича Платонова (1906 – 1984), Артура Владимировича Петровского (1924 – 2006), Льва Ильича Уманского (1921 – 1983) и др. Исследования социальной психологии личности связаны с именами Лидии Ильиничны Божович (1908 – 1981), Константина Константиновича Платонова, Владимира Александровича Ядова (род. 1929) и др. Исследованием социальной психологии общения занимались Алексей Александрович Бодалёв (1923 – 2014), Людмила Пантелеевна Буева (род. 1926), Алексей Алексеевич Леонтьев (1936 – 2004), Борис Фёдорович Ломов (1927 – 1989), Борис Дмитриевич Парыгин и др.

В настоящее время социальная психология нашла применение в различных областях общественной жизни: образовании, промышленном производстве, управлении, системе средств массовой коммуникации и рекламе, политике, в области борьбы с противоправным поведением и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


написать администратору сайта